- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по географии для VIII-IX классов общеобразовательных учреждений, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 год.
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», утвержденного приказом директора №77о от 31.08.16 г.;
Программы-Максаковский В.П. Программа География. 10-11 классы М., «Просвещение», 2007 г
- ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9»на 2017/2018 учебный год;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 10 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: (ФК ГОС)
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по географии для VIII-IX классов общеобразовательных учреждений, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 год.
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», утвержденного приказом директора №77о от 31.08.16 г.;
Программы-Максаковский В.П. Программа География. 10-11 классы М., «Просвещение», 2007 г
- ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9»на 2017/2018 учебный год;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ«СОШ №9» предполагается использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.
Максаковский В.П. Программа География. 10-11 классы М., «Просвещение», 2007 г
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
Авторской программой Максаковский В.П в 10 классах на учебный предмет «География» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №9» рабочая программа по «Географии» в 10 классе рассчитывается на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников:
Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, исследовательские и т.д.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером.
Настенные карты (политико-административная, экономическая, плотности населения).
Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы учебного предмета
Основные задачи, решаемые учителем при обучении учащихся:
- создание комфортных условий на уроке;
- обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
- осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время
Этап урока
Деятельность учителя
1. В процессе контроля
подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения;
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении;
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;
По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания
2. При изложении нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
3. В ходе самостоятельной работы
учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;
Инструктировать о порядке выполнения работы;
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;
Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль
4. При организации самостоятельной работы вне класса
Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения;
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками;
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками;
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, слабоуспевающих учеников
Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9» или «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
II.Основное содержание программы (70 часов)
Введение (1 час)
География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).
Структура учебника. Как работать с учебником.
Часть I. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.
Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.
Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.
Практические работы
1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.
2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».
3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.
Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.
Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.
География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.
Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.
Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Практические работы
1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
2. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.
3. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.
4. С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.
5. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.
6. Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
7. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.
Тема 3. География населения мира (6 часов)
Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.
Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.
Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.
Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.
География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).
Практические работы
1. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.
2. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.
3. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.
4. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.
5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.
6. С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.
7. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов)
Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.
Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.
Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.
Практические работы
1. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».
2. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:
Страны
Отрасли их международной специализации
3. Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.
4. Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.
5. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.
6. С помощью различных источников информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».
7. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов)
Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.
Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.
Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.
Практические работы
1. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.
2. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.
3. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.
4. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.
5. Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.
6. Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».
Проектные (групповые) задания
1. Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали Пекин-Лондон, которая намечается к постройке.
2. Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому океану.
Часть II. Региональная характеристика мира.
Тема 6. Зарубежная Европа (6 часов)
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как один из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения политической карты региона в новейшее время.
Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации.
Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора». Национальный состав населения региона: однонациональные, двунациональные и многонациональные государства. Обострение межнациональных отношений. Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Размещение населения: его плотность, высокий уровень урбанизации. Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации.
Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Менее крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении труда
Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, чёрная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы.
Сельское хозяйство зарубежной Европы, три главных типа: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский, 3) южноевропейский.
Транспортная система зарубежной Европы. Главные транспортные магистрали направлений Север-Юг и Запад-Восток. Главные сухопутные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы. Преодоление естественных преград.
Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные зоны. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе.
Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы. Типология экономических районов с выделением: 1) высокоразвитых, 2) старопромышленных, 3) аграрных, 4) нового освоения. Четыре субрегиона зарубежной Европы.
Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Образование ФРГ в 1949 г. Особенности формы правления, геополитического положения и административно-территориального устройства. Население: численность, демографическая ситуация, размещение. Место ФРГ в мировом хозяйстве. Промышленность ФРГ: уровень развития, основные отрасли специализации. Сельское хозяйство: отраслевая структура и размещение. Особенности транспортной сети. Высокий уровень развития непроизводственной сферы. Внешние экономические связи. Особенности территориальной структуры хозяйства ФРГ. Направления региональной политики.
Практические работы
1. Используя материалы учебника, составить в тетради таблицу: «Агломерации-миллионеры в зарубежной Европе» и сравнить отдельные страны по числу таких агломераций.
2. Используя карты атласа, нанести на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Провести анализ полученной картосхемы.
3. Используя текст, таблицы и рисунки учебника по теме 6, определить, какие страны региона входят в «первую пятёрку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформить в виде таблицы.
4. Нарисовать ментальную карту стран зарубежной Европы.
5. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, описать свое виртуальное путешествие по реке Дунай от её истока до устья.
6. Просмотреть материал части I учебника и темы 6 во II части, а также таблицы «Приложений» и вписать в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Использовать их для более полной характеристики этой страны.
Проектные задания
1. Используя материал учебника и атласа, а также дополнительные источники информации, включая Интернет и ГИС, разработать проект сухопутного и морского соединения единой транспортной системы зарубежной Европы с единой транспортной системой СНГ. Привести доказательства в защиту своего проекта.
2. Составить проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия в этом регионе.
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (10 часов)
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия как быстро развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение, 3) глубинное положение. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан, и др.) субрегиона.
Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных ресурсов. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства; недостаточная обеспеченность пахотными землями и источниками водоснабжения.
Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах зарубежной Азии. Этнический и религиозный состав населения, зарубежная Азия как родина трёх мировых религий. Межэтнические и религиозные конфликты в регионе. Основные черты размещения населения, контрасты плотности. Главные очаги внешних миграций. Рост городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный (азиатский) тип города. Особенности сельского расселения.
Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона. Главные районы возделывания зерновых, тропических и субтропических культур, пастбищного животноводства.
Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии.
Китайская Народная Республика. Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня. Воссоединение Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая. Китай – первая страна мира по численности населения. Демографическая политика и её результаты; переход от демографического взрыва к третьей фазе демографического перехода. Возрастно-половой состав населения. Этнический состав населения. Особенности размещения населения: соотношение городских и сельских жителей, процесс урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации Китая. Китай как страна древней культуры.
Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни.
Промышленность Китая. Успехи и проблемы топливно-энергетического комплекса. Быстрое развитие металлургического комплекса, мировой рекорд по выплавки стали. Преобразования в машиностроительном комплексе Китая, успехи автомобильной промышленности. Традиции лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство Китая. Рост производства сельскохозяйственных культур. Главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Районы экстенсивного скотоводства. Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры.
Транспорт Китая. Особое значение железнодорожного транспорта; сооружение новых магистралей и высокоскоростных железных дорог. Быстрый рост морских перевозок, главные морские порты. Развитие трубопроводного и воздушного транспорта.
Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой экономикой. Специальные экономические зоны. Структура экспорта и импорта Китая, его главные торговые партнеры. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в международном туризме. Внутренние различия. Восточная (приморская) зона с крупнейшими городами страны и специальными экономическими зонами (СЭЗ). Центральная и Западная зоны.
Япония. Территория Японии, её границы и ЭГП. Стабильность численности населения Японии – страны Азии с первым типом воспроизводства населения; причины такого демографического перехода. Однородный национальный состав населения, культурные традиции. Религиозный состав населения Японии. Высокая средняя плотность населения. Высокий уровень урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации (Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо.
Хозяйство. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. и его причины. Замедление темпов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы №3». Япония как постиндустриальная страна.
Промышленность – этапы развития. Этап развития энергоёмких и металлоёмких производств при увеличении импорта топлива и сырья. Этап ориентации на наукоёмкие отрасли. Главные промышленные центры Японии и их специализация.
Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение рыболовства.
Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое значение внешних экономических связей. Структура и география экспорта и импорта Японии.
Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.
Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма правления и административно-территориальное деление. Индия в составе Содружества, возглавляемого Великобританией.
Население. Быстрый рост населения Индии и его причины. Особенности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав населения Индии; районы этнорелигиозных противоречий. Неравномерность размещения населения. Особенности урбанизации в Индии, главные города и городские агломерации.
Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Экономическое чудо» в Индии и рост объёма ВВП. Постепенное превращение Индии в супердержаву знаний. Сильное отставание Индии по показателю душевого ВВП. Высокая доля людей, живущих за чертой бедности.
Промышленность Индии: особенности её отраслевой структуры и географии. Главные новостройки («полюса роста») в тяжёлой промышленности Индии. Главные отрасли лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрного строя, влияние «зелёной революции». Две главные сельскохозяйственные зоны.
Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. «Коридоры роста», связывающие их друг с другом. Зарождение первых трёх мегалополисов Индии.
Австралия. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты населения: численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения. Главные города Австралии.
Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, природные предпосылки для их развития.
Внутренние различия. Юго-Восточный район Австралии с главными городами страны. Северо-Восточный, Южный и Западный районы, их роль в населении и хозяйстве Австралии. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.
Практические работы
1. Нарисовать ментальную карту стран зарубежной Азии с подразделением их на субрегионы.
2. Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны, являющиеся: 1) республиками; 2) монархиями; 3) странами с федеративным государственным строем.
3. Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны этого региона, получившие политическую независимость после второй мировой войны. Обозначить годы получения независимости и проанализировать их хронологию.
4. Используя экономическую карту Китая в атласе, обозначить на контурной карте этой страны её крупнейшие промышленные центры.
5. Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Китая главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Объяснить их размещение.
6. Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Индии ареалы возделывания риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. Определить какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии представлены в Индии.
7. Используя текст и рисунки учебника, составить картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Показать стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Проектные задания
1. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Пекину.
2. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Японии, которая дала бы наиболее полное представление об этой стране.
Тема 8. Африка (4 часа)
Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независимости после второй мировой войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны.
Территория Африки и отдельных её стран. Особенности ЭГП: приморские и внутриконтинентальные страны. Особенности государственного строя: преобладание президентских республик.
Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Волна национальных революций в Северной Африке в 2011 г. Организация Африканского единства. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми. Оценка земельных и агроклиматических ресурсов для развития сельского хозяйства. Процессы опустынивания и обезлесения в Африке.
Африка – регион демографического взрыва с самыми высокими темпами воспроизводства населения. Качество населения в Африке. Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения.
Хозяйство Африки, место её в мире. Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Тропическое и субтропическое земледелие в Африке. Понятие о монокультуре.
Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей промышленности. Недостаточное развитие обрабатывающей промышленности. Доля Африки в мировом хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и Тропическую Африку.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке.
Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу стран БРИКС.
Практические работы
1. Пользуясь таблицей 2 в «Приложениях», нанести на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после второй Мировой войны. Указать даты достижения независимости и сравнить в этом отношении Северную и Тропическую Африку.
2. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», провести классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составить в тетради таблицу по следующей форме:
Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья
Страны, богатые одним-двумя видами минерального сырья
Страны, бедные минеральными ресурсами
3. По физической и экономической картам Африки в атласе определить главные районы горнодобывающей промышленности в Африке и их специализацию на добыче определённых полезных ископаемых. Нанести эти районы с указанием добываемого топлива и сырья на контурную карту.
4. Используя карты атласа, составить в тетради таблицу: «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке» по следующей форме:
Природная зона
Экспортные культуры
Потребительские культуры
1.Субтропики
2.Полупустыни и пустыни
3.Саванны и редколесья
4.Влажные экваториальные леса
5. Составить в тетради таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определить черты сходства и различия.
Проектные задания
1. Изучив дополнительные источники информации, разбейтесь на мини-группы для сравнения проектов переброски речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара. Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе.
2. Осуществите поиск дополнительной информации о транспорте Африки. Проведите анализ собранных материалов и, разбившись на мини-группы, разработайте два-три проекта строительства трансафриканских железнодорожных и автомобильных магистралей. Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе.
Тема 9. Северная Америка (6 часов)
Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.
Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории США и её подразделение на три части. Выгоды ЭГП США, сухопутные и морские границы; соседи США. Федеративное государственное устройство США. Штаты США. Двухпартийная система в США.
Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного прироста. Особенности формирования американской нации. Белое, афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Размещение населения по территории страны. Показатели плотности населения. Направления внутренних миграций населения. География городов. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности сельского расселения.
Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Замедление темпов экономического роста; финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль американских ТНК в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом промышленном производстве. Ведущие отрасли горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Лидерство США в мировом сельскохозяйственном производстве. Постадийная специализация в сельском хозяйстве США. Особенности транспортной системы США. Переход к постиндустриальному обществу.
Особенности территориальной структуры хозяйства США. Факторы, воздействующие на эту структуру. Концентрация хозяйственной жизни в мегалополисах США. Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика.
География промышленности США. Природные ресурсы для развития промышленности США; увеличение зависимости от импорта. Основные черты географии топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной металлургии, машиностроительной, химической и текстильной промышленности США. Понятие о четырёх промышленных поясах.
География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для развития этой отрасли. Отрасли, определяющие профиль растениеводства в США. Отрасли, определяющие профиль животноводства в США. Сельскохозяйственные районы (пояса) США.
География транспорта США, её конфигурация. Главные транспортные магистрали и узлы. Развитие отдельных видов транспорта.
Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.
Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристские районы, национальные парки.
Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране окружающей среды.
Макрорегионы США. Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон. Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго. Макроргегион Юга, город Атланта. Макрорегионы Запада, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Канада как высокоразвитая страна. Четыре отрасли её международной специализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.
Практические работы
1.Используя текст и рисунки учебника, рассчитать долю трех главных мегалополисов США в площади и населении страны.
2.Используя данные о структуре ВВП США (сельское хозяйство – 1%, промышленность – 17%, сфера услуг – 82%), составить круговую диаграмму этой структуры. Сравнить её со структурой валового мирового продукта и структурой ВВП других крупных стран.
3.Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», составить в тетради круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции.
4.Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды в США, рассчитать обеспеченность ими (в годах). Пользуясь данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Сделать выводы из этого анализа.
5. Используя материал учебника, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы чёрной металлургии США» по следующей форме:
Название района
Тип ориентации
Главные центры
Приозёрный
Северо-Аппалачский
Приатлантический
6. Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также экономической картой США в географическом атласе, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:
Название пояса
Ведущие отрасли промышленности
Главные центры
7. Нанести на контурную карту Северной Америки: 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железнодорожные магистрали США и Канады.
Проектные задания
1.На основе материалов учебника и дополнительных источников информации (литература, Интернет, ГИС, ГЛОНАСС), разработать индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями этой страны. Провести коллективную презентацию подготовленных проектов и выбрать лучший из них.
Тема 10. Латинская Америка (4 часа)
Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения.
Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и её краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.
Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.
Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к ускоренным темпам экономического роста. Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской Америки. Главные отрасли земледелия и животноводства и их размещение. Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения».
Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.
Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры. Размеры и профиль обрабатывающей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.
Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные новостройки в Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-де-Жанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу. Главные транспортные новостройки.
Практические работы
1. Нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки с нанесением на нее границ субрегионов.
2. По «визитной карточке» на форзаце учебника определить формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Составить соответствующую классификационную таблицу в тетради.
3. Доля индейцев во всем населении отдельных стран составляет (в %): в Боливии – 63, в Гватемале – 54, в Перу – 47. В Эквадоре – 40, в Мексике – 15, в Чили – 9, в Панаме – 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине – 2-4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картодиаграмму.
4. Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, серебра. Укажите причины такой специализации.
5. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные районы, специализирующиеся на производстве кофе, какао-бобов, сахарного тростника, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.
6. Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Выполните это задание в форме следующей таблицы в тетради:
Черты сходства
Черты различия
Мексика
Бразилия
Аргентина
Тема 11. Россия в современном мире (3 часа)
Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.
Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для жизни людей. Экологическая обстановка в России.
Место России в населении мира. Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период времени, нарушенная поло-возрастная структура населения, низкая средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.
Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон, отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие сильных территориальных диспропорций.
Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в мировой горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности «нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности «верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.
Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве.
Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.
Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях.
Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.
Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства, перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства – как главные пути к повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.
Практические работы
1. Используя таблицу 1 учебника и таблицы 3, 4, 5 и 6 в «Приложениях», рассчитать долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды. По таблице 9 в «Приложениях» охарактеризовать место России среди стран мира по размерам эмиссии диоксида углерода в атмосферу.
2. Используя материалы учебника, построить в тетради круговую диаграмму «Десять стран-лидеров мирового хозяйства».
3. Используя текст и «Приложения» учебника, составить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве».
4. Сделав необходимые расчёты, построить в тетради круговую диаграмму: «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».
5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию о: 1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России; 2) оффшорных зонах, наиболее тесно связанных с российской экономикой.
6. Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом «Стратегия 2020».
Проектные задания
1.Используя учебник и дополнительные источники информации, составить проект подключения к газотранспортной системе России гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоения которого намечается во втором десятилетии XXI в.
Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (5 часов)
Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации.
Приоритетные глобальные проблемы.
Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время её возникновения, этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы её улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.
Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды. Возникновение международного терроризма и его распространение. Террористические организации. Меры борьбы с международным терроризмом.
Экологическая проблема. Причины её возникновения и масштабы воздействия на географическую оболочку. Главные центры дестабилизации окружающей среды. Кризисные экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли. Меры по охране биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической проблемы.
Демографическая проблема. Постепенное угасание демографического взрыва, как благоприятная предпосылка решения этой проблемы. Прогнозы роста численности населения Земли: соотношение экономически развитых и развивающихся стран. Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демографической проблемы.
Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической проблемы.
Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в развивающихся странах. Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и интенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы.
Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Масштабы распространения бедности и нищеты в этих странах; международные индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный путь – социально-экономические преобразования во всех сферах жизни развивающихся стран.
Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по её решению. Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению. Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению.
Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Пессимистические прогнозы многих западных ученых, призывающие к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских ученых и некоторых западных ученых, которые видят главный путь решения глобальных проблем в социальном прогрессе человечества в сочетании его с научно-техническим прогрессом.
Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география.
Практические работы
1. Используя содержание темы 1 и 12 учебника, а также дополнительные источники информации подготовить сообщение (письменный реферат) на тему: «На пути к безъядерному и безопасному миру».
2. Используя содержание темы 2 и других тем учебника, составить в тетради схему: «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».
3. Используя содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17, 34 и 35 в «Приложениях», а также дополнительные источники информации нарисовать «демографический портрет» планеты в наши дни и в середине XXI в.
4. Используя содержание темы 12, составить в тетради схему: «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества».
5. Используя содержание тем 2, 3 и 12 учебника, составить в тетради схему понятия «Мировое хозяйство».
6. Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества» по следующей форме:
Сущность проблемы
Причина возникновения
Пути решения
Тематический план рабочей программы учебного курса
№ темы и её название
Всего часов на тему
Практические работы
1 ЧАСТЬ I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (31 ЧАС)
Современная политическая карта мира (4 часа)
4
3
2 Геграфия мировых природных ресурсов(5 часов)
5
7
3 Научно-техническая революция и мировое хозяйство (3 часа)
3
6
4. География населения мира (8 часов)
8
7
5. География отраслей мирового хозяйства (9 часов)
9
7
6. Зарубежная Европа (5 часов)
5
3
7 Резерв
0
0
Итого:
34
33
Календарно- тематическое планирование составлено на основе:
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
Тематическое поурочное планирование
№ п/п
Тема
Дата
ЧАСТЬ I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (31 ЧАС)
Современная политическая карта мира (4 часа)
1
Введение Политическая карта мира.Пр.р.№1 По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.
1н09
2
Государственный строй стран мира. Пр.р. № 2 Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».
2 н 09
3
Международные отношения. Политическая география и геополитика.Пр.р.№3 Используя средства массовой информации охарактеризовать: географию «горячих точек» на современной политической карте мира
3н09
4
Политическая карта мира.
4н09
География мировых природных ресурсов(5 часов)
5
Взаимодействие общества и природы.
1н10
6
Загрязнение и охрана окружающей среды.Пр.р.4 Охарактеризовать положительное воздействие природоохранной деятельности и экологической политики.
2н10
7
Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Пр.р.№5, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран. Пр.р.№6 Рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.
3н10
8
Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.
Пр.р №7Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы. Пр.р.№8. Охарактеризовать процесс опустынивания.
Пр.р.№9. Сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока
Пр.р.№10.Составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
4н10
9
Зачет по теме «Природные ресурсы Земли»
2н11
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (3 часа)
10
Научно- техническая революция (НТР)Пр.р.№ 11. Составить систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».
Пр.р.№ 12. Составить в тетради систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран.
3н11
11
Мировое хозяйство. Пр.р №13. Нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте.
Пр.р.№ 14. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран.
4н11
12
Мировое хозяйство в эпоху НТР. Пр.р.№15. Подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»
Пр.р.16. Охарактеризовать воздействие отдельных факторов на размещение производства.
5.н11
География населения мира (8 часов)
13,14
Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.Пр.р.№17 Построить линейную диаграмму роста численности населения .
1н12
2н12
15
Размещение и миграции населения.Пр.р.№18.Нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.
3н12
16
Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав населения. Пр.р.№19. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.
4н12
17
Религиозный состав населения Земли. Пр.р. №20. Составить возрастно-половую пирамиду России.
Пр.р.№21. Составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности.
2н01
18
Расселение. Урбанизация .Пр.р.№ 22 Рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.
Пр.р.№23. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира
3н01
19
Обобщение по теме «Население»
4н01
20
Зачет по теме «Население»
5н01
Тема География отраслей мирового хозяйства (9 часов)
21
Топливно-энергетический комплекс мира Пр.р.№24. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве».
1н02
22
Электроэнергетика мира
2н02
23
Черная металлургия Пр.р. 25 Металлургические базы мира.
3н02
24
Цветная металлургия
4н02
25
Машиностроение мира. Пр.р.№26.По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения».
1н03
26
Химическая и легкая промышленность мира Пр.р.№ 27Размещение отраслей химической промышленности.
Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли.
2н03
27
Сельское хозяйство мира Пр.р. № 28 Составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства Пр.р.№ 29 Составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Пр.р.№ 30 Составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».
3н03
28
География транспорта мира
1н04
29
Зачет по теме «Мировое хозяйство»
2н04
Часть II РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33 ЧАСОВ)
Зарубежная Европа (5 часов)
30
Европа. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы. Пр.р.№ 31Используя материалы учебника, составить в тетради таблицу: «Агломерации-миллионеры в зарубежной Европе» и сравнить отдельные страны по числу таких агломераций.
3н04
31
Население Зарубежной Европы.
4н04
32
Хозяйство стран Европы. Пр.р.№ 32 Нанести на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы
1н05
33
Сельское хозяйство стран Европы Пр.р.№ 33 Определить, какие страны региона входят в «первую пятёрку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
2н05
34
Транспорт. Туризм.
3н05
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
№пп
Вид контроля
Форма контроля
Источник КИМ
Дата
1
Тематический
(после изучения темы в соответствии с авторской программой)
Тесты
В.П. Максаковский Методическое пособие к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» М:Просвещение
Стр 45-46 (11 урок)
4.н11
2
Тематический
Тесты
В.П. Максаковский Методическое пособие к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» М:Просвещение
Стр 91-92 (17 урок)
2н01
3
Тематический
Тесты
В.П. Максаковский Методическое пособие к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» М:Просвещение
Стр 137-144 (урок 32)
1н05
При составление перечня практических работ использовали:
1.Максаковский В.П. Программа География. 10-11 классы М., «Просвещение», 2007 г
2.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
(В данном перечни содержаться только фронтальные оценочные практические работы взятые из Методического пособия по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 гМаксаковский В.П.
№п/п
Перечень практических работ
1
Пр.р.№3 Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте
2
Пр.р.№5 Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
3
Пр.р.№18. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.
4
Пр.р. 25.Металлургические базы мира
5
Пр.р.№ 27 Размещение отраслей химической промышленности.
Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по географии
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.
2. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
Методические и дидактические материалы:
1.Максаковский В.П. Программа География. 10-11 классы М., «Просвещение», 2007 г
2.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
Пособия для учащихся:
1.Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.
2.В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.
Электронно-програмное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Оснащение кабинета географии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: справочные материалы,пособия на информационных носителях, компакт-диски, устройство для хранения учебного оборудования, печатные пособия карты, таблицы, портреты.
Натуральные объекты. Коллекции
Учебно – практическое и учебно-лабораторное оборудование
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Место
хранения
Количество
1.
Глобус Земли физический (масштаб 1:30000000)
1
1
2
Глобус Земли физический (масштаб 1:50000000)
2
3.
Глобус Земли политический (масштаб 1:30000000) глобус
1
1
4.
Компас ученический
7
5.
Теллурий
5
1
6.
Модель холма
1
7.
Модель горная система
2
7.
Модель речная долина
1
8.
Модель гора
1
9.
10
Натуральные объекты. Коллекции
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Место
хранения
Кол-во
1
Коллекция горных пород и минералов
3
1
2
Коллекция полезных ископаемых различных типов
3
3
3
Основные виды промышленного сырья
3
2
4
Торф и продукты его переработки
3
1
5
Формы сохранности ископаемых растений и животных
3
1
Натуральные объекты. Гербарии
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Место
хранения
Кол-во
1
Гербарий растений природных зон России
1
2
Коллекция образцов бумаги и картона
1
Печатные наглядные пособия (карты)
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Место
хранения
Кол-во
Карты мира
1
Настенная карта «Физическая карта мира»
1
2
Настенная карта «Важнейшие культурные растения мира и их родина»
1
3
Настенная карта «Важнейшие географические открытия и колониальные захваты»
1
4
Настенная карта «Климатическая карта мира»
5
1
Карты материков, их частей и океанов
1
Австралия и Новая Зеландия. Социально-экономическая
5
2
Евразия. Политическая карта
5
3
Евразия. Физическая карта
5
4
Антарктида. Комплексная карта
5
5
Арктика. Комплексная карта
5
6
Африка. Физическая карта
5
7
Африка. Политическая карта
5
8
Европа. Физическая карта
5
9
Зарубежная Европа. Социально-экономическая
5
10
Северная Америка. Физическая карта
5
11
Северная Америка. Политическая карта
5
Карты России
12
Настенная карта «Физическая карта России»
13
Настенная карта «Почвенная карта России»
14
Настенная карта «Алтайский край»
1
Печатные пособия (таблицы)
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения