Дисциплина ОУД.12 География относится к обязательной части и входит в состав базового общеобразовательного цикла ППССЗ по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины География»
10
Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО
«Вельский индустриально-экономический колледж»
_____________ Н.В.Орлов
«_____» ____________ 2017
14 кегль
строчные
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
Вельск 2017
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.12 География по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями приказы от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578, от 29.06.2017 г. № 613), письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 г. N 06-259 (с уточнениями от 25.05.2017), письмом Минобрнауки России от 20.06.2017 г. № ТС-194/08.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Автор: Сударушкин Эдуард Владимирович, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании цикловой методической комиссии
общеобразовательных и гуманитарных дисциплин
протокол № ____ от « » ________ 2017 года.
Председатель П(Ц)К И.А. Поплавская
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММА рабочей учебной дисциплины
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
условия реализации программы учебной дисциплины
19
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
ПРОГРАММА рабочей учебной дисциплины
ОУД. 12 ГЕГРАФИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 «География» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413 и Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального
образования по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция ( по отраслям) и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемых специальностей среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина ОУД.12 География относится к обязательной части и входит в состав базового общеобразовательного цикла ППССЗ по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, практических работ, обобщающих уроков.
Приоритетными формами учебных занятий считаются комбинированные уроки, теоретические уроки с элементами практического занятия.
Формы организации учебного процесса по учебной дисциплине ОУД. 12 География
Формы учебных занятий
Методы обучения
Технология
Лекция
Объяснительно-иллюстративный
Мультимедийная
Практическая работа
Поисковый
Игровая
Теоретические уроки с элементами практического занятия
Частично-поисковый
Здоровьесберегающая
В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работой.
Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке.
При реализации программы учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы сотрудничества: «преподаватель – студент», парная и групповая работа, что в свою очередь также влияет на формирование УУД.
Освоение курса сопровождается текущим и промежуточным контролем, включающими в себя тесты и проверочную работу по разделам.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет, который включает в себя контрольный тест, охватывающий ключевые темы, термины курса.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебнаядисциплина География относится к общеобразовательному циклуосновной профессиональной образовательной программы.
1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к планируемым результатам освоения дисциплины:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Результаты
Требования к результатам
(по ФГОС СОО)
Планируемые результаты изучаемой дисциплины
Личностные
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1)сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2)сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
3)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
5)сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
6)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
7)критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
8)креативность мышления, инициативность и находчивость;
Метапред-метные
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
1)владение навыками познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
2)умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
4)осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
5)умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
6)представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
7)понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
Предметные
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1)владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4)владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8)сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
10
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 12 «География»
Наименование
разделов и тем
№ урока
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Количество часов
Основные виды деятельности
обучающихся
1
2
3
4
5
Введение
1
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1
Раздел 1.
Источники географической информации
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной географической науки
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
1
Слушать объяснение преподавателя
Самостоятельная работа с учебником
Тема 1.1 Географическая карта
1
Статистические материалы. Способы и формы получения географической информации. Международные сравнения .
1
Практическая работа
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Раздел 2.
Политическое устройство мира
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
2
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 2.1
Политическая карта мира
2
Группировка стран мира. Экономическая типология стран мира по ВВП. Государственное устройство стран мира.
2
Практическая работа
Знакомство с политической картой мира.
Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.
Раздел 3.
География мировых природных ресурсов
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
2
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 3.1. Мировые природные ресурсы
3
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Экологические ресурсы территории
2
Практическое занятие
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 3
Подготовка доклада на тему: «Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами»
Кроссворд на тему: «Города миллионеры»
Раздел 4.
География населения мира
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
3
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 4.1. Население мира
4
Численность и динамика населения. Воспроизводство и миграции населения. Состав и структура населения. Характеристика трудовых ресурсов. Расселение населения
2
Практическое занятие
1
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах.
Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 4
Подготовка доклада на тему : «Биологические, рекреационные, нетрадиционные ресурсы»
Творческое задание ( учебник, задание № 8)
Раздел 5.
География мирового хозяйства
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
9
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема5.1.Современные особенности развития мирового хозяйства
5
Мировое хозяйство, отраслевая и территориальная структура. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование
1
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Тема 5.2 Сельское хозяйство и рыболовство
6
География, технологические особенности и факторы размещения
2
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Тема 5.3
География, технологические особенности и факторы размещения
2
Тема 5.4
Лесная и деревообрабатывающая, химическая и легкая промышленности.
8
География, технологические особенности и факторы размещения
2
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Тема 5.5
Транспортныйкомплекс. Всемирно экономические отношения
9
Внешние экономические связи. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Мировая торговля.
2
Практическое занятие
Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйство
Раздел 6.
Регионы мира
Личностные результаты:Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение использовать достижения современной географической науки для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
15
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 6.1.
География населения и хозяйства Зарубежной Европы.
10
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы социально-экономического развития
3
Тема 6.2.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии.
11
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы социально-экономического развития
3
Тема 6.3.
География населения и хозяйства Африки.
12
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы социально-экономического развития
2
Тема 6.4
География населения и хозяйства США.
13
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы социально-экономического развития
4
Тема 6.5
География населения и хозяйства Латинской Америки.
14
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы социально-экономического развития.
2
Практическое занятие
Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства
Тема 6.6
Австралия и Океания.
15
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы социально-экономического развития.
1
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 6
Подготовка доклада на тему : «Культура и традиции Индии и Японии»
Раздел 7.
Россия в современном мире
Личностные результаты:Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение использовать достижения современной географической науки для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
2
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 7.1.
Россия на политической карте мира.
16
Изменение географического, геополитического, геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Внешне экономические связи, международная торговля. География отраслей международной специализации России.
2
Практическое занятие
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 7
Подготовка доклада на тему : «Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы и перспективы»
Раздел 8.
Географические аспекты современных глобальных проблем
Личностные результаты:Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение использовать достижения современной географической науки для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
2
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 8.1.
Глобальные проблемы человечества
17
Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы, пути их решения.
2
Практическое занятие
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества
1
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 8
Подготовка доклада на тему : «Проблемы здоровья и долголетия человека»
18
Дифференцированный зачетный урок
1
ВСЕГО
36
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов:
1.Новейшие изменения политической карты мира.
2.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
3.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
4.Особенности современного воспроизводства мирового населения.
5.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
6.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
7.Языки народов мира.
8.Современные международные миграции населения.
9.Особенности урбанизации в развивающихся странах.
10.Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
11.Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
12.«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
13.Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
14. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
15. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
16.Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
17. Международный туризм в различных странах и регионах мира 18.«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
19.Запад и Восток Германии сегодня.
20.Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
21.Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
22.Особенности политической карты Африки.
23.Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
24.Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
25. Географический рисунок хозяйства США.
26.Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
27.Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
28.Особенности современного экономико-географического положения России.
29.Внешняя торговля товарами России.
30.Глобальная проблема изменения климата.
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы
УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «География»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
-мультимедиапроектор;
- телевизор, DVD
Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю
Комплект контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
1.Баранчиков Е.В.,Петрусюк О.А.География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
2.Баранчиков Е.В.,Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактическиематериалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий испециальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4.Баранчиков Е.В.,ПетрусюкО.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5.Гладкий Ю.Н.,Николина В.В.География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
7.Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
8.Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
9.Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
10.Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования”».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5.География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
6.География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
7.География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
8.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
9.Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
10.Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.
11.Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
12.Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003.
13.Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.
14.Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д.Аксенова. — М., 2001.
15.Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2004.
2.www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
3.www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4.www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
5. www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
Дополнительные источники:
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов процессов и явлений:
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства:
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Формы контроля обучения:
-устный опрос;
-письменное тестирование;
-практические занятия,
-домашнее задание творческого характера;
-проверочные работы;
-активность на занятиях (экспертное суждение, дополнение к ответам однокурсников и т.п.)
Знания:
-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследования;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополити-ческого и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда
Методы оценки результатов обучения:
-Традиционная система выставления оценок в баллах за каждую выполненную работу (домашняя работа, практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий и др.)
-традиционная система оценок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.