kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 06 География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 06 География общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 06 География »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

_________________ О.А.Гулина

___________________20_____г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ 06. ГЕОГРАФИЯ


«общеобразовательного цикла»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)























Оханск, 2014

ОДОБРЕНО

Методической комиссией

Председатель

_________Л.М. Чернышева


____ ____________20___





Составитель: Трила Т.Г., преподаватель Оханского филиала ГБПОУ «Строгановский колледж»




Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «15» мая 2014 г. № 539.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО .

















СОДЕРЖАНИЕ



Название разделов




1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 04

2. Структура и содержание учебной дисциплины 07

3. Условия реализации учебной дисциплины 11

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13


































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.06 ГЕОГРАФИЯ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Строгановский колледж» по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), разработанной в соответствии с ФГОС СПО .

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОДБ.06. География относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

Программа дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

При изучении географии как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с использованием в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также использования географической информации.

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- показывать государства на политической карте мира, их столицы;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики.


В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.


В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 58 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 39 часов;

- самостоятельной работы студента 19 часов











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

В том числе:


практические занятия

10

Самостоятельная работа студента


в том числе:


- внеаудиторная самостоятельная работа

19

Итоговая аттестация в форме

Дифференцированный зачет


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.06. ГЕОГРАФИЯ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала



Введение. География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.

2

1

Раздел 1.Общая характеристика мира

28


Тема 1.1. Современная политическая карта мира

Содержание учебного материала


2


1


1.Основные понятия политической карты мира: страна, государство и его современные формы: правление, устройство, режим, административно-территориальное деление. 2.Типология стран по уровню социально-экономического развития. Международные организации

2

Практическая работа



Составление таблицы  ”Государственный строй стран мира”.

1


Самостоятельная внеаудиторная работа студентов


2


1.Составление кроссворда «Страны мира»

2.Тема реферата: «Политическая карта мира»

3.Презентация: «Основ­ные формы правления и административно-территориаль­ного устройства стран мира»


Тема 1.2.

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала



1.Мировые природные ресурсы, их виды, роль в жизни общества. Понятие ресурсообеспеченности.

2. Основные черты размещения минеральных, земельных, водных, лесных, рекреационных ресурсов, ресурсов мирового океана и степень обеспеченности ими человечества.

2


1

2

Практическая работа



Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

1


Самостоятельная внеаудиторная работа студентов


2


1. . Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.

2.Тема реферата: «Природные ресурсы мира»

3. Презентация: «Природные ресурсы мира»


Тема 1.3.

География населения мира

Содержание учебного материала



1.Численность населения мира. Естественный прирост и типы воспроизводства населения, их основные черты и географическое распространение. Демографическая политика. Возрастной и половой населения мира. Половозрастные пирамиды. Этнический и расовый состав.

2.Размещение населения по территории Земли. Миграции населения, их причины, формы, влияние на изменение народонаселения Городское и сельское население мира. Урбанизация, проблемы урбанизации в современном мире.

2




1

2

Практическая работа


1




2


Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.

Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

1.Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом.

2. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

3.Тема реферата: «География населения мира»

4. Презентация: «География населения мира»


Тема 1.4.

География мирового хозяйства


Содержание учебного материала



1.Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части. Мировая энергетика.

2.Мировая добывающая промышленность и промышленность по производству конструкционных материалов. Основные черты и факторы размещения мировой машиностроительной, химической, легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

3.Сельское хозяйство мира. Основные черты размещения растениеводства, животноводства. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспортов мира.

2


2




2



2

Практическая работа


1



1



2


Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.

Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.

Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

1. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

2.Тема реферата: «Географическая «модель» современного мирового хозяйства»

3. Презентация: «География мирового хозяйства»


Раздел 2.Региональная характеристика мира

18


Тема 2.1.

Общая экономико-географическая характеристика регионов мира

Содержание учебного материала



1. Общая экономико-географическая характеристика зарубежной Европы. Ее место в мировом хозяйстве, ее группировка, экономический потенциал. Отраслевая территориальная структура хозяйства.

2. Общая экономико-географическая характеристика Азии, Австралии и Океании, Африки. Их место в мировом хозяйстве, их группировка, экономический потенциал. Отраслевая территориальная структура хозяйства.

3. Общая экономико-географическая характеристика Австралии и Океании, Африки. Их место в мировом хозяйстве, их группировка, экономический потенциал. Отраслевая территориальная структура хозяйства.

4.Общая экономико-географическая характеристика Северной и Латинской Америки. Их место в мировом хозяйстве, их группировка, экономический потенциал. Отраслевая территориальная структура хозяйства.

2



2



1



1

2

Практическая работа


1



1


Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

1.Обозначение на контурной карте главных экономических

регионов мира.

2. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

3.Реферат на тему: «Зарубежная Европа: общая характеристика, ресурсы, население, хозяйство»

4. Презентация на тему: «Зарубежная Европа: общая характеристика, ресурсы, население, хозяйство»

2

2


Тема 2.2.

Россия

в современном мире

Содержание учебного материала


2

1.Россия на политической карте мира. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Участие России в международной торговле и других формах внешнеэкономических связей.

Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

2



1

Практическая работа


1


2

География отраслей международной специализации России .

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Составление глоссария по предмету

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

10


Тема 3.1.

Глобальные проблемы человечества

Содержание учебного материала


2

1.Сохранение мира на Земле. Экологическая проблема. Демографическая и продовольственная проблема.

2.Энергетическая и сырьевая проблема. Преодоление отсталости развивающихся стран. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем.

2


1

Практическая работа


2


Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

1. 1.Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

2.Реферат на тему: «Глобальные мировые проблемы. Прогнозы, гипотезы и проекты

3.Презентация на одну из тем : «Глобальные проблемы человечества»

4.Подготовка к зачету

3

2



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





Всего:

58



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета –«География»;

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий и географических карт мира;

- методические указания к выполнению практических работ;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и

мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основные источники

Для преподавателей

1. География. Под редакцией Е.В. Баранчикова, Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., ИЦ «Академия», 2012 г.

Для студентов

1. География. Под редакцией Е.В. Баранчикова, Москва, ИЦ «Академия», 2012 г.

2. Кузнецов А. П. Контурные карты с заданиями. Экономическая и социальная география мира. 10 класс./ -М.: Дрофа-ДиК, 2012

3. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 класс./Под ред. В.П. Максаковского, -М.:Дрофа-ДиК, 2012


Дополнительные источники

Для преподавателей

1. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10-11 классы./Ю. Н. Гладкий - М.: Просвещение, 2012 - 272 с.

2. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. / В. П. Максаковский 18-е изд. - М.: Просвещение, 2012 - 397

3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь – М.: 2011.

4. 5. Максаковский В.П. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2012.

6. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Наглядный справочник. Довгань Г.Д. К., Х.: Веста, 2011 - 144 с.

Интернет – ресурсы:

1. Большой энциклопедический словарь – Режим доступа: (http://www.sci/aha.ru/ALL/VOC)

2. Институт демографических исследований. – Режим доступа: (http://www.demographia.ru)

3. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: (http://www.gks. ru)































КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Практические занятия, индивидуальная самостоятельная работа


показывать государства на политической карте мира, их столицы;

Практические занятия

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Практические занятия, работа с контурной картой, индивидуальная самостоятельная работа

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Внеаудиторная самостоятельная работа


составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Индивидуальная самостоятельная работа


сопоставлять географические карты различной тематики.

Внеаудиторная самостоятельная работа, работа с контурной картой

Знания:


основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Тестирование

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Индивидуальная самостоятельная работа, тестирование, работа с контурной картой


географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Практические занятия, индивидуальная самостоятельная работа, работа с контурной картой


особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Внеаудиторная самостоятельная работа


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 06 География

Автор: Трила Татьяна Геннадьевна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143135


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства