kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины "География"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины "География" является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 38.02.04  «Коммерция (по отраслям)».  Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.    

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов; самостоятельной работы обучающегося - 15 часов.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа учебной дисциплины "География" »

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«РУССКО-ПОЛЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «География»

для специальности: 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

























р.п. РУССКАЯ ПОЛЯНА

2015

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Организация - разработчик: БПОУ «Русско-Полянский аграрный технику»

Разработчики:

Малец Е.И. – преподаватель БПОУ «РПАТ»

Рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета № __________от «______»____________201____г.







































СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЬ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1.Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями лод влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики.

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен знать/понимать:

• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов; самостоятельной работы обучающегося - 15 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические работы

10

Самостоятельная работа студента (всего)

15

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета































2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3



Раздел 1

Источники географической информации

Содержание

5


Тема 1.1. География как наука

Предмет социально - экономической географии в системе географических наук. Формирование представления о географической картине мира. Географические информационные системы. Источники географической информации.

1

2 - 3

Тема 1.2. Политическая карта мира

Современная политическая карта мира как историческая категория. Основные этапы изменения политической карты мира. «Горячие точки» планеты. Классификация и типология стран мира. Государственный строй стран мира.

2

2 - 3

Практическая работа по разделу 1:

1. Составление классификации стран по различному признаку.

2. Обозначение на контурной карте «горячих точек» планеты.

3. Характеристика по картам экономико-географического положения страны.

2

2 - 3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Геополитика.

2. Международные отношения в современном мире.

3. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран.

4. Монархии на политической карте мира.

5. Современная политическая карта мира.

2

2 - 3


Раздел 2 География мировых природных ресурсов










Содержание

4


Тема 2.1. География мировых природных ресурсов

Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Рациональное и нерациональное природопользование. Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке.


2

2 - 3

2 - 3

Практическая работа по разделу 2:

1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира.

2

2 - 3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Экологические проблемы мира.

2. Современное состояние освоения планеты.

3. Проблемы мирного освоения космоса.

4. Рекреационные ресурсы.

5. Культурно-исторические центры мира.

2

2 - 3

Раздел 3

Население мира


Содержание

4


Тема 3.1. География населения мира

Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах. Состав и структура населения. Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Миграции и их виды. Урбанизация, как всемирный процесс. Уровень урбанизации, её формы.

2

2 - 3

2 - 3

Практическая работа по разделу 3:

1. Построение схемы-графика «Изменение численности населения».

2. Составление таблицы: «Основные языковые группы».

3. Обозначение на карте крупнейших агломерации и мегаполисов.

4. Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах

2

2 - 3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. «Демографический взрыв», его причины и последствия.

2. Депопуляция.

3. Главные историко-культурные центры мира.

4. Современные функции и проблемы крупных городов.

5. «Утечка умов».

2

2 - 3

Раздел 4

География мирового хозяйства













Содержание

4


Тема 4.1. Мировое хозяйство, основные этапы его развития

Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств. Международное географическое разделение труда. География основных отраслей производственной и непроизводственной сферы, регионов различной специализации. Основные промышленные центры. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция в России.

2


2 – 3


Тема 4.2. Мировая торговля и туризм

Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Международный туризм. Главные туристические районы.

1

2 - 3

Практическая работа по разделу 4:

1. Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.

2. Составление характеристики двух промышленных районов.

3. Выявление закономерностей освоения различных территорий.

4.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов.

5. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйством и природными условиями.

1

2 - 3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Научно-техническая революция.

2. Сельское хозяйство и его роль в современном мире.

3. Международные магистрали и транспортные узлы.

4. География мировых валютно-финансовых отношений.

5. Международный туризм.

2

2 - 3


Раздел 5

Регионы и страны мира




















Содержание

11


Тема 5.1. Регионы и страны мира

Понятие о географическом регионе. Региональное деление мира (физико-географическое, историко-культурное, экономико-географическое).

2

2 - 3

Тема 5.2. Страны Европы

Общая характеристика Зарубежной Европы: природные условия и ресурсы, население, хозяйство, отраслевой состав, охрана окружающей среды и проблемы региона. «Европейский союз» и модели европейской интеграции. Внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, южная и Восточная Европа).

2

2- 3

Тема 5.3. Страны Азии

Азиатский регион. Природно-ресурсный потенциал. Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Новые индустриальные страны. Основные типы сельского хозяйства. Интеграционные группировки Зарубежной Азии. Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия.

2

2 - 3

Тема 5.4. Страны Северной Америки

История открытия и освоения. Оценка географического положения. Природно-ресурсный потенциал. США: географическое положение, население, крупнейшие агломерации и мегалополисы, экономические районы (север, юг, запад), перспективы и проблемы развития. Канада, ее место в мировом хозяйстве.

Интеграционная группировка НАФТА

2


2 - 3


Тема 5.6. Страны Африки

Африканские страны в современном мире. Однобокость развития как следствие колониального прошлого. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения, хозяйства африканских стран. Субрегионы: Северная, Западная, Восточная и Южная Африка.

2


2 - 3


Практическая работа по разделу 5:

1. Составление картосхемы «границы субрегионов мира».

2. Составление сравнительной характеристики двух стран с учетом природной, социально-экономической специфики на основе различных источников информации.

3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран.

4. Определение по статистическим материалам тенденции изменения отраслевой структуры хозяйства стран.

5. Сравнение международной специализации развитой и развивающейся стран, объяснение различий

1

2 - 3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Национальная кухня Италии.

2. Национальная кухня Греции.

3. Национальная кухня Казахстана.

4. Национальная кухня Лаоса.

5. Национальная кухня США.

6. Национальная кухня Новой Зеландии.

7. Национальная кухня ЮАР.

8. Национальная кухня Марокко.

9. Национальная кухня Мексики.

3

2 - 3

Раздел 6

Россия в современном мире



Содержание

5


Тема 6.1. Россия на политической карте мира

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, в системе международно-финансовых и политических отношений.

2

2 - 3

Тема 6.2 Отрасли международной специализации России.

Отрасли международной специализации РФ. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России со странами мира. Участие России в политических и экономических объединениях и группировках. Внешнеэкономические связи России.

2

2 - 3

Практическая работа по разделу 6:

1. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и неэкономического положения России.

2. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленности и сельскохозяйственной продукции.

1

2 - 3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Россия на карте мира.

2. Население России.

3. Народы России.

4. Государственная территория России.

5. Национальная кухня России.

2

2 - 3

Раздел 7 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества


Содержание

3


Тема 7.1 Глобальные проблемы человечества

Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальны проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Дифференцированный зачёт

2

2 - 3

Практическая работа по разделу 7:

1. Составление схемы «взаимосвязи глобальных проблем человечества».

2. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

1

2 - 3


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Экологическая проблема.

2. Демографическая проблема.

3. Продовольственная проблема.

4. Проблемы Мирового океана.

2

2 - 3

Дифференцированный зачет



ИТОГО часов

Самостоятельная работа

36

15


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивной (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета географии. Оборудование учебного кабинета: экономические и политические карты мира и отдельных стран, мультимедийное учебное пособие по дисциплине. Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

основные источники:

1. Гладкий Ю.Н. «Экономическая и социальная география мира» М.: Просвещение, 2011 г.

2. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М, 2009

3. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО.-М,2010. 3. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М., 2010

Дополнительные источники:

1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 ич. 2.-М., 2009.

2. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10кл.-М.,2010.

3. Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2011.

4. http://geo-pkl9.3dn.ru/publ/ сайт «География» для студентов и преподавателей СПО

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения/знания

Умения:

- определять и сравнивать по разным источника информации географических тенденции развития природных, социально-экономических геоэкологичсеких объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- составлять географические карты различной тематики.

Знания

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации;

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; географическую специфику отельных стран и регионов, их различия по уровне социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.





Практическая работа







Практическая работа







Практическая работа



Практическая работа



Практическая работа





Устный опрос





Устный опрос







Устный опрос







Устный опрос








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа учебной дисциплины "География"

Автор: Малец Елена Ивановна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 06 География "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-odb-06-gieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "143135"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418462029"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по географии для студентов СПО,"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiidliastudientovspo"
    ["file_id"] => string(6) "316074"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460019083"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по географии для студентов СПО,"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiidliastudientovspo1"
    ["file_id"] => string(6) "316075"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460019091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "рабочая программа "начальный курс географии" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaiaproghrammanachalnyikursghieoghrafii6klass"
    ["file_id"] => string(6) "309970"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458901757"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Программа по географии для студентов СПО,"
    ["seo_title"] => string(41) "proghrammapoghieoghrafiidliastudientovspo"
    ["file_id"] => string(6) "316084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460019918"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства