Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "География"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Чемерновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.
Руководитель Заместитель Директор школы
методического директора по УВР
объединения учителей ________/Цыбанова Л.А./ ________ /Швед А.К./
естественного цикла, «____» __________ 2017 г. Приказ № ________
ОБЖ, физической культуры от «____» __________ 2017 г.
_______ /Носова М.В./
Протокол №______
от «___» __________ 2017 г.
Рабочая программа
ПО географии
для 6 класса
на 2017 / 2018 учебный год
Составитель программы:
Рылина Елена Константиновна,
Учитель географии
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г.
Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Рабочие программы. 5-9 классы :пособие для учителей общеобразовательных учреждений – м .: Дрофа.2012 г.
Баринова И.И. География. Начальный курс.5класс: учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016 г.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии .5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.:ВАКО, 2016 г.
Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ – Чемерновской СОШ.
Целямиизучения географии в школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии
в 6 классе в количестве 68 часов 2 часа в неделю ((1 час в неделю + 1 час за счет школьного компонента)
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 5;
практических работ - 10;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметных результатов:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметных результатов:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество
часов
Введение. (3 ч.)
3
Виды изображений поверхности Земли. (15 ч.)
15
Строение Земли. Земные оболочки.( 41 ч.)
41
Население Земли
9
Содержание учебного предмета
Введение. (3 ч.)
Открытие, изучение и преобразование Земли.
Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля – планета Солнечной системы.
Вращение Земли. Луна.
Раздел 1.Виды изображений поверхности Земли. (15 ч.)
Тема 1.План местности.(6 ч.)
Понятие о плане местности.
Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Тема 2.Географическая карта. (6 ч.)
Форма и размеры Земли.Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.
Географическая карта.Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах.Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта.Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы.
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки.( 41 ч.)
Тема 1.Литосфера (9 ч.)
Земля и ее внутреннее строение.Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм.Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана.Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы.
Составление описания форм рельефа.
Тема 2.Гидросфера. ( 14 ч.)
Вода на Земле.Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане.Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды.Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки.Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Использование и охрана рек.
Озера.Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы.
Составление описания внутренних вод.
Тема 3.Атмосфера. ( 12 ч.)
Атмосфера: строение, значение, изучение.Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат.Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат.Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Построение розы ветров.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка. (4 ч.)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс.Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы.
Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Раздел 3. Население Земли.(5 ч.)
Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав.
Население Земли.Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№ урока в теме
Тема урока
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
Введение
3
-
-
1)
География – как наука.
Наблюдение над погодой. Практическая работа.
1
2)
Путешествия и географические открытия.
Практическая работа. Составление картосхемы «Имена путешественников на карте мира»
1
3)
Земля - планета Солнечной системы.
1
Раздел 1. Виды земной поверхности
15
-
-
Тема 1. План местности
6
-
-
1)
План местности. Условные знаки.
1
2)
Масштаб.
Практическая работа №1 Изображение здания школы в масштабе.
1
3)
Стороны горизонта. Ориентирование.
Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
1
4)
Изображение неровностей земной поверхности на плане.
1
5)
Глазомерная (полярная) съемка небольшого участка местности.
1
6)
Практическая работа №3. Составление простейшего плана местности методом маршрутной съемки.
1
Тема 2. Географическая карта
9
-
-
1)
Форма и размеры Земли
1
2)
Географическая карта.
1
3)
Градусная сеть на глобусе и картах.
1
4)
Географическая широта
1
5)
Определение географических координат. Географические координаты.
1
6)
Практическая работа №4.Определение расстояний, направлений и географических координат на карте.
1
7)
Изображение на физических картах высот и глубин.
1
8)
Значение планов местности и географических карт.
1
9)
Обобщающий урок по теме: «План и карта».
1
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки
41
-
-
Тема 1. Литосфера
9
-
-
1)
Земля и ее строение.
1
2)
Горные породы и минералы.
1
3)
Движения земной коры.
1
4)
Вулканы, горячие источники, гейзеры.
1
5)
Рельеф суши. Горы. Практическая работа №5. Определение географического положения и высоты гор.
1
6)
Равнины суши. Практическая работа №5. Описание географического положения равнин.
1
7)
Рельеф дна Мирового океана.
1
8)
Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте объектов рельефа.
1
9)
Обобщающий урок по теме: «Литосфера».
1
Тема 2. Гидросфера.
14
-
-
1)
Вода на Земле.
1
2)
Мировой океан. Части Мирового океана.
1
3)
Свойства океанической воды.
1
4)
Волны в океане.
1
5)
Океанические течения.
1
6)
Изучение Мирового океана. Практикум.
Характеристика моря по плану.
1
7)
Воды суши. Подземные воды.
1
8)
Реки.
1
9)
Реки.
Практическая работа №6. Определение ГП реки.
1
10)
Озера.
1
11)
Ледники.
1
12)
Искусственные водоемы.
1
13)
Загрязнение гидросферы.
Изучение вод своей местности.
1
14)
Обобщающий урок по теме: «Гидросфера».
1
Тема 3. Атмосфера.
12
-
-
1)
Атмосфера: строение, значение, изучение.
1
2)
Температура воздуха.
1
3)
Годовой ход температуры воздуха.
Практическая работа №7. Составление графика хода температур.
1
4)
Атмосферное давление.
1
5)
Ветер.
Практическая работа №8. Построение розы ветров.
1
6)
Водяной пар в атмосфере. Облака.
1
7)
Атмосферные осадки.
Практическая работа №9.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
1
8)
Погода.
Описание погоды.
1
9)
Климат. Описание климата своей местности.
1
10)
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
1
11)
Причины, влияющие на климат.
1
12)
Обобщающий урок по теме: «Атмосфера».
1
Тема 4. Биосфера. Разнообразие и распространение организмов на Земле.
4
-
-
1)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.