2016 г.
Рабочая программа по предмету «География» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от «17» 12 2010 г. № 1897.
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина - М., Просвещение, 2014г..
Учебный материал изучается на базовом уровне.
Межпредметные связи: с курсом основ безопасности жизнедеятельности, биологии, физики, астрономии, математики. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности, при изучении географических координат и масштаба, при изучении свойств нашей планеты (размеры, форма, движение), которые влияют на ее природу.
Для работы по данной программе используется учебно-методический комплект линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева с 5по 9 классы; Интерактивная доска, проектор; СD диски: образовательная коллекция: География «Библиотека наглядных пособий 5-10кл», Образовательная коллекция: География начальный курс, Географическая энциклопедия, Путешественники и мореплаватели, Географические и археологические открытия.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
работать с различными источниками географической информации и приборами;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ, использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.
Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
№ | Дата | Наименование темы | Планируемые результаты (УУД) | Виды деятельности (на уровне УУД) |
по плану | фактически |
Раздел 1. Источники географической информации (20 часов) |
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 часа) |
-
| 08.09 | 08.09 | Зачем нам география и как мы будем ее изучать | Умение самостоятельно выделять познавательную цель. Умение объяснять особенности явлений, классифицировать факты и явления; Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
| Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником. |
-
| 15.09 | 15.09 | Как люди открывали Землю (1) | Умение самостоятельно выделять познавательную цель. Умения самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, умение отображать информацию в графической форме. | Выявляют изменения географических представлений у людей в Новое и Новейшее время. Определяют вклад величайших учёных, путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях. Определяют вклад русских землепроходцев в исследовании Сибири и Дальнего Востока. |
-
| 22.09 | 22.09 | Как люди открывали Землю (2) Великие географические открытия. | Проектирование маршрута преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Умение выявить различие и сходство признаков, составлять схемы. Умение выделить главную мысль в тексте параграфа. | Выявляют изменение представлений о Земле в Новое и Новейшее время. Определяют вклад величайших учёных и путешественников, в том числе русских землепроходцев, в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях. |
-
| 29.09 | 29.09 | Современные этапы географических исследований | Знания о географических исследованиях в настоящее время. Знания о способах изучения Земли. Умение раскрывать роль различных источников в получении географической информации. Умение строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа. Умение слушать, вступать в диалог. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы. Выявление особенностей изучения географии на современном этапе. | Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. |
-
| 06.10 | 06.10 | Обобщение темы «Развитие географических знаний о Земле». Контрольная работа. | Умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; формирование готовности к самообразованию. Умение оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определённой сложности. | Обобщают полученные знания и умения по теме. Выполняют тестовые задания |
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (5 часа) |
-
| 13.10 | 13.10 | Земля – планета Солнечной системы .Мы во Вселенной | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Проектирование маршрута преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности, умение добывать недостающую информацию с помощью карт атласа | Приводят доказательства того, что Земля – одна из планет солнечной системы; производят сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы; раскрывают влияние космоса на Землю. |
7. | 20.10 | 20.10 | Движение Земли | Установление рабочих отношений и эффективного сотрудничества. Умение самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Умение преобразовывать текст в схему и анализировать ее, умение работать с различными источниками информации. | Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли, существенные признаки понятий: экватор, тропик, полярный круг, земная ось, географический полюс. |
8. | 27.10 | 27.10 | Пояса освещенности. Часовые пояса. | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение производить поиск и обработку информации. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. | Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. |
9. | 10.11 | 10.11 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. |
10. | 17.11 | 17.11 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». Контрольная работа | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность. Умение производить поиск и обработку информации | Обобщают полученные знания и умения по теме. Выполняют тестовые задания |
| | | Тема 3. План и карта (10 часов) |
11 | 24..11 | 01.12 | Ориентирование на местности | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). Умение работать с измерительными приборами. Применение знаково-символических действий при определении направлений и измерений азимута. | Определение направлений по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам», азимута. Определение особенностей плана местности. |
12 | 01.12 | 08.12 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб | Знания определений понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом. Принятие решения при выполнении расчетных задач с масштабом. Умение определять по топографической карте расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Умение работать с измерительными приборами Знания определений понятий: горизонталь, абсолютная высота, относительная высота | Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане. Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объект земной поверхности; измеряют высоты точек на местности; определяют формы рельефа и высоты точек местности на плане. |
13 | 08.12 | 15.12 | Практическая работа «Построение плана местности» | Определение общей цели, способы взаимодействия, планирование общих способов работы. Умение формулировать алгоритм работы с оборудованием, овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | Составляют и читают простейший план местности. |
14 | 15.12 | 12.01 | Земная поверхность на плане и карте | Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Умение работать с измерительными приборами Знания определений понятий: горизонталь, абсолютная высота, относительная высота | Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объект земной поверхности; измеряют высоты точек на местности; определяют формы рельефа и высоты точек местности на плане. |
15 | 22.12 | 19.01 | Учимся с «Полярной звездой» Определяем стороны горизонта |
16 | 12.01 | 26.01 | Карта- источник географических знаний | Знания определенных понятий: горизонталь, абсолютная высота, относительная высота. Применение знаково-символических действий при составлении кластера «Географическая карта». Участие в коллективном обсуждении при составлении кластера «Географическая карта» | Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Классифицируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. |
17 | 19.01 | 28.01 | Градусная сетка | Знания определений понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка», умение называть и показывать их. Определение сторон горизонта по карте | Выявляют на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте. |
18 | 26.01 | 02.02 | Географические координаты. (1) Широта Практическая работа «Определение по карте расстояний и направлений» | Знания определений понятий «географические координаты», «географическая широта». Умение овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. Умение управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя. Знания картографической грамотности и использования географической карты; Умение формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | Определяют географическую широту объекта по глобусу и карте. |
19 | 02.02 | 09.02 | Географические координаты.(2) Долгота | Знания определения понятия «географическая долгота». Умение определять на карте географическую долготу объекта, географические координаты объекта | Определяют географическую долготу. Определяют географические координаты объектов на карте. |
20 | 09.02 | 16.02 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа «Определение по карте и глобусу географических координат объектов» | Умение овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. Умение определять на карте и глобусе географические координаты объектов, по географическим координатам находить объекты на карте и глобусе. | Определяют географическую широту и географическую долготу объектов на карте. Находят объекты по заданным географическим координатам. |
Раздел 2. Природа земли и человек (14 часов) |
Тема 4. Человек на Земле (4 часа) |
21 | 16.02 | 02.03 | Как люди заселяли Землю | Умение слушать, вступать в диалог о приспособлении людей к условиям жизни. Умение извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать. Знания об основных направлениях расселения древнего человека; раскрытие значимости приспособления людей к жизни в различных условиях. | Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. |
22 | 02.03 | 09.03 | Расы и народы | Знания определения понятий «раса», «плотность населения». Умение называть расовый состав населения планеты. Умение приводить примеры представителей различных рас. Умение отличать по внешним чертам представителей различных рас | Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания, размещения представителей различных рас. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивают свою точку зрения; выделяют самые крупные по площади государства на Земле |
23 | 09.03 | 16.03 | Практическая работа. «Сравнение стран мира по политической карте» | Умение отличать по внешним чертам представителей различных рас; объяснение распространения рас на планете; умение называть и показывать по карте наиболее и наименее заселённые территории; знания численности населения Земли; Знания о крупных государствах и городах мира. | Находят и показывают на карте свою страну, страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию. |
24 | 16.03 | | Обобщение темы «Человек на Земле».Контрольная работа | Знания содержания всей темы. умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности. | Обобщают полученные знания и умения по теме. Выполняют тестовые задания |
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов) |
25 | 23.03 | | Земная кора – верхняя часть литосферы | Знания о внешних и внутренних силах Земли; раскрытие влияния внешних и внутренних процессов на изменение рельефа Земли; знания особенности внутреннего строения Земли и земной коры; умение раскрывать существенные признаки понятий: ядро, мантия, земная кора; знания определения понятий: литосфера, литосферная плита; умение называть отличия океанической и континентальной земной коры | Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит |
26 | 06.04 | | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | Знания определения понятий: минерал, горная порода, полезное ископаемое; умение называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования | Классифицируют горные породы. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. Описывают по плану минералы и горные породы школьной коллекции. |
27 | 08.04 | | Движения земной коры. Землетрясения | Знания определения понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения; умение называть существенные признаки понятий: горст, грабен, сброс; называть виды движений земной | Выявляют закономерности распространения землетрясений. Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносят на контурную карту районы землетрясений. |
28 | 13.04 | | Движения земной коры. Вулканы | Знания определения понятий: вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, гейзер; умение приводить примеры действующих и потухших вулканов; описание процессов извержения вулкана; умение раскрывать закономерности географического распространения вулканизма; | Выявляют закономерности распространения вулканизма. Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносят на контурную карту районы вулканизма. |
29 | 20.04 | | Рельеф Земли. Равнины | Знания определения понятий: рельеф, равнина; уметь объяснять причины неоднородности поверхности суши Земли; умение называть и показывать на картах и планах выпуклые и вогнутые формы рельефа; умение описывать географическое положение равнин. | Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. |
30 | 27.04 | | Рельеф Земли. Горы. Практическая работа. «Описание гор и равнин по плану» | Знания определения понятий: горы, горная страна, горный хребет, межгорная долина, гребень, горный перевал; объяснять причины изменения гор во времени; умение называть и показывать на карте крупнейшие горные системы мира; описание различий гор по высоте, возрасту и размерам; раскрытие роли гор в жизни человека; | Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России |
31 | 04.05 | | Практическая работа «Обозначение на контурной карте гор и равнин, районов землетрясений и вулканов». | Знания определения понятий: вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, гейзер; умение называть и показывать на картах и планах выпуклые и вогнутые формы рельефа | Самостоятельная работа с картами атласа и контурными картами. Решение практических задач по карте |
32 | 11.05 | | Практическая работа. «Скульптурный портрет Земли» | | Находят географические объекты на карте с помощью географических координат и основных ориентиров; находить положение географических объектов на к/к и наносят их на неё; выполняют проектное задание в сотрудничестве. |
33 | 18.05 | | Литосфера и человек | Умение раскрывать значение литосферы для человека; приводить примеры воздействия процессов происходящих в литосфере, на человека и земную кору; умение описывать нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека; приводить примеры опасных природных явлений | Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. |
34 | 25.05 | | Обобщение знаний по изученному курсу. Контрольная работа по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли» | Умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; формирование готовности к самообразованию. | Обобщают полученные знания и умения по теме. Выполняют тестовые задания. |