Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программ по учебным предметам ( География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина ( М.: Дрофа, 2012).
Главная цель изучения предметной области « Общественно-научные предметы»
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей среды;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Общая характеристика предмета
« География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Цели обучения
Курс « География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
Знакомство с географической картой;
Пробуждение интереса к естественным наукам;
Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения
Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание программы
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика. Экология.
География- наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. « Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитии космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин.
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание соей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов мира и России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий ( УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять ( индивидуально или в группе) план решения проблемы ( выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов ( простых, сложных и т. п.);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой ( таблицу в текст и т.д.);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ( определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение ( точку зрения), доказательство ( аргументы), факты ( гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Объяснять для чего изучают географию;
Использовать различные источники географической информации ( картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
Анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
По результатам наблюдений ( в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
Строить простые планы местности;
Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
Описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
Называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками ( астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
Называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
Показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
Описывать представления древних людей о Вселенной;
Называть и показывать планеты Солнечной системы;
Приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
Описывать уникальные особенности Земли как планеты;
Находить и назвать сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
Работать с компасом;
Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
Называть и показывать на карте основные географические объекты;
Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
Приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
Объяснять особенности строения рельефа суши;
Описывать погоду своей местности;
Объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
Сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
Адаптации к условиям проживания на определенной территории;
Самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования
( моделирования).
Формы контроля
Стартовый, промежуточный ( 2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Объект оценки предметных результатов:
Освоение обучающимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в ходе текущих и итоговых проверочных работ. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Система оценки предметных результатов:
Опорные знания по предмету: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, понятийный аппарат.
Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения, связанные с теорией предмета.
Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения:
- работы обучающихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания - разнообразные тексты, отчёты о наблюдениях, экскурсиях и экспериментах, различные памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, рисунки, кроссворды и т.д., а также разнообразные инициативные творческие работы - сообщения и рефераты, иллюстрированные задания, рассуждения, плакаты, поделки, коллекции, гербарии, модели, загадки и т.д.);
- индивидуальная и совместная деятельность обучающихся в ходе выполнения работ;
- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений, практических работ или мини-исследований;
- результаты тестирования и текущего и итогового контроля (результаты устных и письменных проверочных работ, биологических диктантов, дифференцированных тестов, самостоятельных работ в тетради, устных свободных ответов и т.д.).
Критерии оценивания устных ответов:
Отметка «5», отлично, (высокий уровень достижений):
- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
- полно раскрывает содержание материала в объёме программы и учебника;
- чётко и правильно даёт определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины;
- для доказательства использует различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- даёт ответ самостоятельно, использует ранее приобретённые знания;
- не допускает ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.
- умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
- имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу.
(Признаки творческой деятельности на уроках биологии: 1. Умение переносить знания в новую ситуацию. 2. Умение видеть функцию объекта. 3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию. 4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач). 5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое). 6. Выработка альтернативного мышления. 7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).
Отметка «4», хорошо, (повышенный уровень достижений):
- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; умеет применять полученные знания в видоизменённой ситуации,
- в основном правильно даёт определения понятий и использует научные термины;
- ответ самостоятельный; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибка или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- допускает незначительные нарушения последовательности изложения, есть небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка «3», удовлетворительно, (базовый уровень достижений):
- знает материал на уровне минимальных требований программы;
- умеет работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы. и в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий;
- затрудняется при самостоятельном воспроизведении, испытывает необходимость незначительной помощи учителя;
- отвечает неполно на вопросы учителя
- основное содержание учебного материала излагает фрагментарно, не всегда последовательно;
- даёт определения понятий недостаточно чёткие;
- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допускает ошибки при их изложении;
- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий;
- незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.
Отметка «2», неудовлетворительно, (пониженный уровень достижений):
- знает материала на уровне ниже минимальных требований программы; имеет отдельные представления об изученном материале;
- нет умения работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. не умеет применять знания при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу;
- не даёт ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допускает грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не может исправить даже при помощи учителя;
- значительного не соблюдает основные правила культуры устной речи.
Отметка «1», плохо, (низкий уровень достижений):
- ответ на вопрос не дан.
Критерии оценки тестовых заданий:
К(коэффициент усвоения) = А:Р, где А - число правильных ответов в тесте, Р - общее число ответов
Коэффициент К | Отметка |
0,85-1 | «5» |
0,75-0,84 | «4» |
0,5-0,74 | «3» |
Меньше 0,5 | «2» |
Критерии оценки письменных работ:
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка;
- соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок;
- соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные;
- незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок;
- значительное несоблюдения основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1»:
- обучающийся не приступил к работе.
Критерии оценки лабораторных и практических работ:
Ометка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Отметка «4» ставится, если:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два-три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3» ставится, если:
1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Отметка «1» ставится :
обучающийся не приступил к работе.
Критерии оценки при наблюдении объектов:
«5» ставится, если:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
«4» ставится, если:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
«3» ставится, если:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
«2» ставится, если:
1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
«1» ставится если обучающийся не приступил к выполнению работы.
Критерии оценивания компьютерных презентаций обучающихся:
Отметка «5»
Содержание
1. Работа полностью завершена.
2. Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов.
3. Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика.
4. Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)
5. Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс.
Дизайн
1. Дизайн логичен и очевиден.
2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.
3. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается).
Графика хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание.
Грамотность Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических.
Отметка «4»
Содержание
1. Почти полностью сделаны наиболее важные части работы.
2. Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются.
3. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.
4. Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы.
5. Почти везде выбирается более эффективный процесс.
Дизайн
1. Дизайн есть.
2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.
3. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.
Графика соответствует содержанию.
Грамотность Минимальное количество ошибок.
Отметка «3»
Содержание
1. Не все важнейшие компоненты работы выполнены.
2. Работа демонстрирует понимание, но неполное.
3. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.
4. Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию.
5. Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса.
Дизайн
1. Дизайн случайный.
2. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.
3. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию.
Графика мало соответствует содержанию.
Грамотность Есть ошибки, мешающие восприятию.
Отметка «2»
Содержание
1. Работа сделана фрагментарно..
2. Работа демонстрирует минимальное понимание.
3. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов.
4. Интерпретация ограничена или беспочвенна.
5. Обучающийся может работать только под руководством учителя.
Дизайн
1. Дизайн не ясен.
2. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.
3. Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым.
Графика не соответствует содержанию.
Грамотность Много ошибок, делающих материал трудночитаемым.
Классификация ошибок:
При оценке знаний, умений, навыков учитываются ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётами являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Объект оценки метапредметных результатов:
сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов:
Оценка универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, проводится в форме
- решения задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
- проектной деятельности;
- текущих и итоговых проверочных работ, включающих задания на проверку метапредметных результатов обучения;
- комплексных работ на межпредметной основе;
- педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего, коммуникативных УУД.
Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Листы индивидуального развития, где фиксируется успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.
Критерии оценки работы обучающихся в группе(команде):
1.умение распределить работу в команде;
2.умение выслушать друг друга;
3.согласованность действий;
4.правильность и полнота выступлений;
5.активность.
Оценка личностых результатов:
1. Оценка личностного прогресса по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе листов индивидуального учёта: отслеживание, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий
личностного развития – наличие положительной тенденции развития.
2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является накопительной и проверяется через систему проверочных, тестовых заданий по предмету, которые предполагают включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ, накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.
3. Психологическая диагностика проводится по вопросам сформированности внутренней позиции обучающегося; ориентация на содержательные моменты образовательного процесса; сформированности самооценки; сформированности мотивации учебной деятельности.
Формы фиксации результатов оценки личностых достижений:
- результаты тестов
- зачетные книжки обучающихся
Формы оценки личностных результатов:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
- не персонифицированная (характеризующая достижения в классе, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ).
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета отводиться 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Печатные пособия;
Информационно-коммуникативные средства ( справочные информационные ресурсы);
Экранно-звуковые пособия;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
Натуральные объекты ( необходимые коллекции и гербарии).
Тематическое планирование учебного материала
№ | Тема | Количество часов |
Раздел № 1. Что изучает география ( 5 ч) |
1 | Мир, в котором мы живем. | 1 |
2 | Науки о природе. | 1 |
3 | География – наука о Земле. | 1 |
4 | Методы географических исследований. | 1 |
5 | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу « Что изучает география» | 1 |
Раздел № 2. Как люди открывали Землю? ( 5 ч) |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | 1 |
7 | Важнейшие географические открытия. | 1 |
8 | Открытия русских путешественников. | 2 |
9 | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю?» | 1 |
Раздел № 3. Земля во Вселенной ( 9 ч) |
10 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 |
11 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 |
12 | Соседи Солнца. | 1 |
13 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 |
14 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 |
15 | Мир звезд. | 1 |
16 | Уникальная планета – Земля. | 1 |
17 | Современные исследования космоса. | 1 |
18 | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной». | 1 |
Раздел № 4. Виды изображений поверхности Земли ( 4 ч) |
19 | Стороны горизонта. | 1 |
20 | Ориентирование. | 1 |
21 | План местности и географическая карта. | 1 |
22 | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 |
Раздел № 5. Природа Земли (12 ч) |
23 | Как возникла Земля. | 1 |
24 | Внутреннее строение Земли. | 1 |
25 | Землетрясения и вулканы. | 1 |
26 | Путешествие по материкам. | 1 |
27 | Вода на Земле. | 2 |
28 | Воздушная одежда Земли. | 1 |
29 | Живая оболочка Земли. | 1 |
30 | Почва- особое природное тело. | 1 |
31 | Человек и природа. | 1 |
32 | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» | 2 |
Всего | | 35 |
Методологические особенности:
В основе данного курса лежит деятельностный подход. Предусмотрено проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ, экскурсий. Это позволяет вовлечь обучающихся в учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, приобщение школьников к работе с энциклопедиями, словарями и различной справочной литературой, интернет - ресурсами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
Поток «География с элементами физики» ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у обучающихся целостного представления о мире.
Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. В условиях реализации образовательной программы мною используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Данный поток готовит школьников к восприятию не только систематического курса физики, но и всего естественного цикла школьных дисциплин, обеспечивает непрерывность изучения физики и преемственность между физической составляющей природоведческих курсов начальной школы и систематическим школьным курсом физики.