Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по географии для 5 класса"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №66
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №66
__________ Н.А. Софронова
___ «_____________» 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 5 класса
на 2014 – 2015 учебный год
учитель географии
первой квалификационной категории
Дронин Г.В.
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО
ОДОБРЕНО на заседании заместитель директора по УВР
ШМО учителей __________ Г.Г. Егорова
естественнонаучного цикла ___ «_____________» 2014 г.
Протокол №___ от
___ «_____________» 2014 г.
Руководитель ШМО
__________ С.З. Шарафутдинова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «География. Начальный курс. 5 класс» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особенности курса «География. Начальный курс. 5 класс» – формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую. Деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место должно занять обучение школьников оценочной деятельности, научить учеников оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения – существенная часть развития личности. Следует, исходя из требований к результатам обучения, особое внимание уделить метапредметным результатам – таким как:
освоенные межпредметные понятия («биосфера», «экосистема», «биом», «влажность воздуха», «ветер» и др.);
УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Программа «География. Начальный курс. 5 класс» полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основная цель учебной дисциплины «География. Начальный курс. 5 класс» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять географические знания в повседневной жизни;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География. Начальный курс. 5 класс» – это первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – это предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
предпрофильной ориентации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчёта 1 час в неделю, 6 классе – 35 часов, из расчёта одного учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе о бучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формируемые УУД:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Формируемые УУД:
2.1. Личностные:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
2.2. Регулятивные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
2.3. Познавательные:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
2.4. Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
3. ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Формируемые УУД:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Раздел I.
Введение. Планета Земля. Изображение Земли
Тема 1.1. Введение
Тема 1.2.Планета Земля. Изображение Земли
7 ч.
2 ч.
5 ч.
Раздел II.
Геосферы Земли
Тема 2.1. Литосфера
Тема 2.2. Атмосфера
Тема 2.3. Гидросфера
Тема 2.4.Биосфера Земли
25 ч.
8 ч.
4 ч.
7 ч.
6 ч.
Повторение
3 ч
ВСЕГО:
35 часов
В том числе:
Практические работы
8
Контрольные работы
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Раздел 1. Источники географической информации.
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч).
1. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X.Колумба, Ф.Магеллана, Ф.Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий.
Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X.Колумба, Ф.Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий.
2. Выдающиеся географические открытия.
3. Современный этап научных географических исследований.
Исследования материков и океанов в XVIII – XXI вв. Новые экспедиции и географические открытия. Переход от открытия новых земель к их детальному изучению. Изучение северной полярной области Земли. Современный этап научных географических исследований.
Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований.
Раздел 2. Природа Земли и человек (27 ч).
Земля – планета Солнечной системы (4 ч).
4. Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. Уникальность Земли как планеты. Спутник Земли Луна, их взаимодействие. Проблемы воздействия Космоса на Землю.
Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю.
5. Форма и размеры Земли, их географические следствия.
Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности. Значение формы и размеров Земли.
Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».
6. Движения Земли, их географические следствия.
Виды движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времен года.
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.
7. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности.
Неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле. Дни равноденствий и солнцестояний. Смена сезонов года. Пояса освещенности Земли.
Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач.
Земная кора и литосфера (6 ч).
8. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора.
Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой.
9. Горные породы и полезные ископаемые.
Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые.
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород.
10. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения.
Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.
11. Рельеф Земли.
Рельеф и формы рельефа.
Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа.
12. Основные формы рельефа дна Мирового океана.
Основные части рельефа океанического дна. Срединно-океанические хребты: местоположение.
Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.
13. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.
Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (4 ч).
14. Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Атмосфера: границы, состав воздуха, источники пополнения газов. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Значение атмосферы.
Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – “кухня погоды”».
15. Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле.
Нагревание воздуха тропосферы. Термометр. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.
16. Погода. Карты погоды.
Элементы погоды, способы их измерения. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды.
Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Характеризовать текущую погоду. Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года.
17. Человек и атмосфера.
Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию).
Водная оболочка земли (7 ч).
18. Вода на Земле. Части гидросферы.
Понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Источники пресной воды на Земле. Значение гидросферы для Земли.
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.
19. Мировой океан – главная часть гидросферы.
Мировой океан, его крупнейшие части. Моря, заливы и проливы. Методы изучения морских глубин. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей; морской транспорт, порты, каналы.
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях.
20. Движения воды в Океане.
Многообразие видов движения воды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли.
Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.
21. Реки Земли.
Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод.
Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной)реки по плану на основе анализа карт. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира.
22. Озера, водохранилища, болота, подземные воды.
Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Причины образования болот и их роль в природе. Происхождение и виды подземных вод.
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин. Анализировать модель (иллюстрацию) «Артезианские воды».
23. Ледники, многолетняя мерзлота.
Покровные и горные ледники, причины их образования, современное размещение. Объем пресной воды в ледниках. Географическое распространение многолетней мерзлоты, ее воздействие на хозяйственную деятельность человека.
Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность
24. Человек и гидросфера.
Значение пресных вод, их рациональное» использование. Проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Источники загрязнения вод гидросферы, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Находить информацию и готовить сообщение (презентацию): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними.
Биосфера Земли (6 ч).
25, 26. Биосфера Земли.
Понятие «биосфера». Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли, распределение по основным группам (царствам). Географическое распространение живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания.
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей.
27. Биологический круговорот.
28. Роль биосферы.
Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот. Его значение как процесса переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биосферы и ее связь с другими оболочками Земли.
Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ.
29, 30. Влияние человека на биосферу.
Усиление воздействия человека на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности. Охрана растительного и животного мира. Красная книга, создание охраняемых и заповедных территорий.
Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своем крае.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нём можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создаёт условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.
География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010.
Учебно-методический комплект (УМК);
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, копировально-множительная техника);
цифровые образовательные ресурсы;
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
Лабораторное и демонстрационное оборудование;
Комплект географических карт;
Комплект тематических таблиц;
Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.
КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ
Программа– География. Программа: 5 – 9 классы: ФГОС: Алгоритм успеха // Авт.-сост. А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. – 325 с.
Учебник – А.А. Летягин. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.
Использовать понятиядля решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений,изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Четверть
Вид контроля
Входной контроль
Итоговый контроль
Практическая работа
Контрольные работы
Административный контроль
I-ая
1
1
2
1
II-ая
–
–
3
1
III-ья
–
–
2
1
IV-ая
–
–
1
1
ВСЕГО ЗА ГОД
1
1
8/1экскурсия
4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Отметка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
[А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы
по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003]
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5". Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3". Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2". Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» – правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» – правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» – правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» – неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» – полное неумение использовать карту и источники знаний
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки
№
Тема урока
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся
Возможные формы контроля
Домашнее задание
ИКТ
Предметные умения
Универсальные учебные действия
Дата по плану
Дата по факту
Раздел I. Введение. Планета Земля. Изображение Земли – 7 ч
Тема 1.1. Введение – 2 ч
1
Что изучает географическая наука?
Приводить примеры географических объектов, делить их на группы. Описывать памятники природы своей местности.
Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение понятий.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя.
Фронтальный опрос.
§1, зад. 6, с. 10.
Видео
«Берега космического океана».
2
Метод научных наблюдений.
Называть способы изучения местности, метеоприборы. Описывать состояние погоды.
Поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с учебником, атласом, выступление учащихся.
Фронтальный опрос.
§2, зад. 2, с. 13.
Тема 1.2.Планета Земля. Изображение Земли – 5 ч.
3
Земля – планета Солнечной системы.
Называть планеты солнечной системы. Устанавливать общие черты и существенные различия планет солнечной системы; уникальность нашей платы.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся.
Фронтальный, индивидуальный опрос.
§3, зад. 4 (письм.)
БЭНП.
4
Форма и размеры Земли.
Формулировать вывод о влиянии формы и размеров Земли на жизнь планеты. Называть и показывать экватор.
Работа с учебником, текстом, атласом. Отвечать на вопросы учителя. Моделирование.
Фронтальный, индивидуальный опрос.
§3, зад. 5, 6 (письм.)
БЭНП.
5
Орбитальное движение Земли.
Определять причинно-следственные связи движения Земли. Называть и показывать географические полюса.
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся. Составление календаря природы.
Фронтальный, индивидуальный опрос. Практическая работа №1. Фенологические наблюдения за состоянием погоды.
§4. Ведение дневника. Презентация о полярном дне и ночи.
БЭНП.
6
Вращение Земли вокруг своей оси.
Определять причинно-следственные связи движения Земли. Называть и показывать пояса освещенности.
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся. Моделирование.
Практическая работа №2. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом.
§5. Ведение дневника.
БЭНП.
7
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы».
Определять причинно-следственные связи движения Земли. Уметь обобщать материал по теме.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Работа с тестом. Контрольная работа №1.
Письменный опрос.
Ведение дневника.
Раздел II. Геосферы Земли – 25 ч
Тема 2.1. Литосфера – 8 ч
8
Внутреннее строение Земли.
Называть и показывать элементы внутреннего строения Земли; методы изучения внутреннего строения Земли. Описывать внутреннее строение Земли.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§6.
БЭНП.
9
Образование и строение вулкана.
Приводить примеры, находить и показывать на карте вулканы, определять их положение и высоту.
Действие смыслообразования, поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков.
Моделирование. Работа с текстом учебника, слушание ответов на вопросы учащихся
Практическая работа №3. Построение модели Земли.
§7.
БЭНП.
10
Породы, слагающие земную кору.
Определять и называть виды горных пород.. Устанавливать причинно-следственные связи при изучении образования разных групп горных пород.
Действие смыслообразования, поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков.
Работа с, коллекцией горных пород. Практикум.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Практическая работа №4. Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве.
§8, стр. 45, зад 6 (уст.), 7 (письм.).
БЭНП.
11
Строение и движение земной коры.
Называть типы земной коры, и их черты отличия. Описывать строение земной коры.
Выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§9, с. 45 – 47, вопрос 1, 2 (уст.),
стр. 53.
БЭНП.
12
Землетрясения.
Приводить примеры: сейсмически опасных районов; борьбы человека со стихийными явлениями природы. Описывать стихийные явления. Объяснять возникновение горячих источников, гейзеров; образование сейсмических районов Земли.
Выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§9, с. 48 – 53.
БЭНП.
13
Рельеф Земли.
Называть и показывать: формы рельефа. Приводить примеры. Определять относительную высоту местности.
Моделирование. Анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Работа с учебником, текстом, атласом. ВидеоГеография. Практикум.
Индивидуальный и фронтальный опрос. Практическая работа №5. Определение высоты местности (с помощью нивелира, по карте).
§10.
БЭНП.
14
Человек и литосфера.
Приводить примеры: использования литосферы в жизни и хозяйственной деятельности людей; разумного, бесхозяйственного использования человеком полез. ископаемых.
Поиск нужной информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с учебником, текстом, атласом, видео материалами. Слушание одноклассников.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§11.
15
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Литосфера».
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Работа с тестом, картографическим материалом. Контрольная работа №2.
Письменный опрос.
Тема 2.2. Атмосфера – 4 ч.
16
Атмосфера Земли.
Называть и показывать атмосферные слои, методы изучения строения атмосферы Земли. Описывать специфические особенности слоев атмосферы. Приводить примеры значения атмосферы для Земли.
Выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений;целеполагание; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с текстом учебника, атласом.
Постановка опыта, наблюдение.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§.12, стр. 69, зад. 6.
БЭНП.
17
Погода и метеорологические наблюдения.
Объяснять понятие «погода», изменчивость погоды. Называть метеорологические приборы, объяснять для чего их используют.
Умение формулировать определение понятий. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Работа с текстом учебника, атласом, дневником наблюдений. Моделирование метеоприборов.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Практическая работа № 6 Метеорологические наблюдения за погодой
§13.
БЭНП.
18
Человек и атмосфера.
Описывать влияние атмосферы на человека и человека на атмосферу. Называть и объяснять опасные и редкие явления в атмосфере.
Установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование;прогнозирование.
Работа с текстом учебника, дневником наблюдений. Презентация «Различные виды атмосферных явлений».
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§14.
БЭНП.
19
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Атмосфера».
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными. Контрольная работа №3.
Письменный опрос. Тест «Атмосфера».
Тема 2.3. Гидросфера – 7 ч
20
Вода на Земле.
Описывать свойства воды, объяснять значение воды, приводить доводы. Называть части гидросферы. Описывать процесс круговорота воды.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Работа с текстом учебника, дневником наблюдений. ВидеоГеография.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§15, зад. 1 (письм.), 2 (уст.), стр. 89.
БЭНП.
21
Мировой океан.
Называть и показывать Мировой океан и его части; географическую номенклатуру по теме.
Классификации объектов; подведение под понятия. Выбор оснований и критериев для сравнения.
Работа с текстом учебника, атласом. Составление маршрута морского путешествия.
Фронтальный опрос (игра «Знатоки морских названий).
§16, зад. 3, 4 (уст.), с. 95.
БЭНП.
22
Воды суши. Река.
Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме; части реки. Приводить примеры: использования рек человеком. Определять: различия рек, типы рек. Описывать характеристику реки. Объяснять: влияние рельефа и климата на реку.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с текстом учебника, атласом. ВидеоГеография
Фронтальный опрос. Практическая работа №7. Характеристика реки по типовому плану.
§17.
БЭНП.
23
Река.
Работа с текстом учебника, атласом. Практикум.
§17.
БЭНП.
24
Озёра. Ледники. Подземные воды.
Объяснять понятия: озёра, ледники, подземные воды. Приводить примеры использования озёр, ледников и подземных вод в жизни человека. Устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озёр. Показывать географическую номенклатуру по теме.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями.
Фронтальный опрос.
§18.
БЭНП.
25
Человек и гидросфера.
Приводить примеры использования изучаемых вод суши человеком. Объяснять причины возникновения изучаемых вод суши.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями. Решение проблемы.
Фронтальный опрос.
§19.
БЭНП.
26
Урок обобщения и контроля знаний по теме по теме «Гидросфера».
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме.
Контрольная работа №4.
Тема 2.4. Биосфера Земли – 6ч
27
Биосфера – оболочка жизни.
Объяснять понятия: биосфера, палеонтология. Называть и показывать границы биосферы. Описывать процесс развития жизни на Земле.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;построение логической цепи рассуждений.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§20.
БЭНП.
28
Жизнь в тропическом поясе.
Описывать растительный и животный мир тропического пояса. Объяснять закономерности размещения.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография. Выступление учащихся с сообщениями.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§21.
БЭНП.
29
Растительный и животный мир умеренных поясов.
Описывать растительный и животный мир умеренного пояса. Объяснять закономерности размещения
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография. Выступление учащихся с сообщениями. Практикум.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Практическая работа №8 Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности.
§22.
БЭНП.
30
Жизнь в полярных поясах и в океане.
Описывать растительный и животный мир в океане и полярных поясах. Объяснять закономерности размещения.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография. Выступление учащихся с сообщениями.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Работа с текстом учебника, тестом, атласом, с ВидеоГеография. Выступление учащихся с сообщениями.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
§24.
32
Урок обобщения по теме «Биосфера».
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Выступление учащихся с сообщениями.
Фронтальный опрос. Защита проекта.
33
Итоговый урок по теме «Географическая оболочка Земли».
Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, приводить примеры.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме.
Письменный опрос. Итоговый тест.
34
Повторение по теме «Влияние человека на земную кору и атмосферу».
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Работа картографическим материалом и цифровыми данными по теме.
Фронтальный опрос.
35
Повторение по теме «Влияние человека на гидросферу и биосферу».
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Работа картографическим материалом и цифровыми данными по теме.