kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географию «География. Введение в географию.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном курсе используется  учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2012.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географию «География. Введение в географию.» »

ДОКЛАД

 для районного методического объединения учителей географии

на тему: 

 " Системно-деятельностный подход в обучении географии как принцип развития личностных качеств учащихся"

Подготовила:

учитель географии

МБОУ «Архиповская СОШ»

Яхницкая В.П.

  СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД или инновация – это нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление  системы.

Сторонники этого «значимого для человека обучения» считают, что основными целями инновационного обучения  являются не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.

   Системно – деятельностный подход выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарым и позволяет осуществлять интеграцию  некоторых школьных дисциплин.  В практике учителей уже  есть такие интегрированные уроки:   как  литературное чтение, окружающий мир, музыка – нач. классы;  литература, музыка, живопись, биология, химия, физика- среднее звено.

            Системно – деятельностный подход в инновационном обучении  по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова с конца 50-х годов апробировался  в начальной школе и сегодня успешно реализуется.                     

            Концепция системно – деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах:       

«Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной универсальной учебной деятельности.

              Собственная  универсальная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно – деятельностного подхода, реализуется как личностно - деятельностный подход в обучении.   Универсальная учебная деятельность  становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Концепция системно – деятельностного подхода  позволяет сформулировать краткое определение развивающего обучения: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта Учебной Деятельности  в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.

 

  Сравнительная таблица успешности развивающего обучения  по сравнению с традиционным обучением:

 

 

Традиционное обучение

Инновационное

Развивающее обучение

  1.  

Базируется на принципе доступности

Опирается на зону ближайшего развития

  1.  

Учащийся выступает в роли объекта

Учащийся действует как субъект собственной УД

  1.  

Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний

Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения

  1.  

Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

  1.  

Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

  1.  

В результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности

Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

 

Хочется отметить, что инновационное обучение в свете образовательных стандартов нового поколения призвано формированию универсальной учебной деятельности.

Системно – деятельностный подход   в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться,  а тем самым овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. И он нам поможет в таком сложном вопросе, как научить ребенка учиться. Системно-деятельностный подход  нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Системно-деятельностный подход в обучении географии. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания;

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1.      Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2.      Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и географии.

3.      Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Учебное действие — действие по созданию образа.

Образ — слово, рисунок, схема, план и т.д.

Оценочное действие — я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю …. т.д.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Кризис нашего образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Значит, нам необходимо, не просто передавать информацию, а надо помочь детям из этой информации извлекать знания.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении:

научить не знаниям, а работе.

Для этого  учителям необходимо ставить перед собой следующие вопросы:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

 

 

 













Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода.

Учитель                                                                                Ученики

Создаёт проблемную ситуацию                                         Принимают проблемную ситуацию

Управляет поисковой деятельностью                                Выявляют проблему

                                                                                                Самостоятельный поиск

                                                     Обсуждаются  результаты

Системно-деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат. Дидактический аппарат учебников и атласов по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет использование разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматривается вся имеющаяся информация по теме урока и выбирается необходимая, подбираются задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы, карты атласа т.д.) т.е в полной мере используются все имеющиеся возможности. Их использование позволяет учить уч-ся извлекать нужную информацию с тем ,чтобы делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения и т.д.(привести примеры -9 класс-изучение экономических районов,8 класс-население)

Используются следующие технологии:

1.Работа в малых группах

Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. С целью успешной работы в группах составляется четкая инструкция и предоставляетяс достаточно времени на выполнение задания. Например, с помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут. Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия). На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: « Почему?», « В чем причина?», «Чем объяснить?» и т. д.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.

2.Технология проблемного обучения

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.

Этапы проблемного обучения:

Постановка практического или теоретического задания;

Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования ученика.

Проблемные ситуации создаются на разных этапах урока. На практических работах в начале урока ставится проблема и предлагается решить ее с помощью учебника, атласа и статистических данных. Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.

3.Диалоговое обучение

Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося.

Использование этой технологии способствует формированию:

Умения определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод);

Возможности критиковать и даже отвергать любое мнение;

Поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д.

4.Сравнительный метод

Можно на уроках применять сравнительный метод, который позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов, явлений. Например, после изучения любого экономического района (9кл), предлагается учащимся выявить черты сходства и различий:

1 вариант - географического положения и природных условий;

 2 вариант – экономического развития и отраслей специализации и т.д.

Таким образом, одни учащиеся закрепляют свои знания; для других школьников необходимо еще раз найти данную информацию и проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи (в форме таблицы, например, при изучении экономических районов).

5.Метод проектов.

Можно работать по этой технологии. Составлять  проекты по теме «Глобальные проблемы человечества» -11 класс, «озеро Байкал - уникальный природный объект» - 9класс (итог этих проектов - презентации компьютерные), проект «Проблемы населения» (итог- выступление на семинарском занятии)и т.д. Можно использовать те технологии, формы работы, методы и приёмы, которые способствуют учить учиться. Предмет география, источники географических знаний позволяют это делать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географию «География. Введение в географию.»

Автор: Яхницкая Валентина Павловна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-vviedieniie-v-ghieoghrafiiu-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226981"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547362"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа предмета география. Введение в географию. 5 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-priedmieta-ghieoghrafiia-vviedieniie-v-ghieoghrafiiu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137195"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417282504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по географии 5 класс  в соответствии требованиям ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-v-sootvietstvii-triebovaniiam-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "169766"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423469306"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196628"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428077855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства