kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  учебная программа  базового курса «География России.  Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неледлю) и соответствует учебнику  - В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2010. Программа состоит из пояснительной записки, содержания учебного курса, учебно - тематического плана, требований к уровню подготовки учащихся, учебно - методической литературы и календарно - теметического планирования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса »

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа базового курса «География России. Население и хозяйство» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе:

1. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);

  1. Авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова. «Программа курса

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 - 9 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы (Классическая линия) для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / Составитель С.В. Курчина. ООО «Дрофа», 2010 г.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.























Содержание курса ГЕОГРАФИИ

Часть I

Общая часть курса (28 ч.)

Тема 1

ПОЛИТИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ. ( 4 ч.)

Российская Федерация. Административно – территориальное устройство.

Государственная территория России. Географическое положение и границы России.


Тема 2

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (5 ч.)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, её определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.

Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования развития России. Межнациональные проблемы. География религии. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.

Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально – экономических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.

Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.

Трудовые ресурсы.


Тема 3

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (2 ч.)

Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально – экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно – технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.

Природно – ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.


Тема 4

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ. (7 ч.)

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса (ВПК)

Топливно – энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно – энергетические ресурсы и топливно – энергетический баланс. Размещение основных топливно – энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно – энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции.

Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы.

№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№ 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№ 3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Тема 5

КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (4 ч.)

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.

Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химико – лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико – лесного комплекса, их измение под влиянием НТР,

Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико – лесной комплекс и охрана окружающей среды.

Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы.

№ 4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

№ 5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

№ 6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


Тема 6

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) (2 ч.)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природные и социально – экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура.

Основное направление использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.

Пищевая и лёгкая промышленность

Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Практические работы.

№ 7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


Тема 7

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (4 ч.)

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.

Транспорт. Исторически сложившиеся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.

Связь. Сфера обслуживания, её состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.

Жилищно – коммунальное хозяйство. Жильё – одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильём.

Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Практические работы.

№ 8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

Часть II

Тема 1

ЭКОНОМИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (8 ч.)

Численность и состав населения Брянской области.

Расселение населения.

Хозяйство Брянской области в 19 – начале 20 века.

Современная география промышленности.

Агропромышленный комплекс. Транспортная система.

Проблемы экономики Брянской области

География экономических связей

Часть III

Региональная часть курса (38 ч.)

Тема 1

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (2 ч.)

Районирование – важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Проблемы районирования России.

Практические работы.

№ 9. Моделирование вариантов нового районирования России.


Тема 2

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН – ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (25 ч.)

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселённая часть страны. Проблемы социально – экономического развития.

Центральная Россия (состав, история, природные ресурсы).

Население и хозяйство центрального района.

Узловые районы и центры Центральной России.

Северо-Западная Россия. Состав. Географическое положение на разных этапах развития.

Район древнего заселении. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Отрасли ВПК.

Практические работы.

№ 10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.

№ 11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

№ 12. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Природные ресурсы. Население: состав, традиции и культура. Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно – энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Роль морского транспорта. Северный морской путь.

Практические работы.

№ 13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино – Печерского подрайона.

№ 14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Европейский юг - Северный Кавказ. Состав района. Ресурсы региона.

Население: национальный и религиозный состав. Традиции и культура.

Хозяйство района. Агропромышленный комплекс. Проблемы развития морского рыбного хозяйства

Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Цветная металлургия.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Современные проблемы Северного Кавказа.

Практические работы.

№ 15. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга и Поволжья.

№ 16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.


Поволжье. Состав района. Географическое положение. Гидроэнергетические , минеральные и почвенные ресурсы.

Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения.

Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. АПК – ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной промышленности.

Рыбоперерабатывающая промышленность. Отрасли социальной сферы.

Экологические и водные проблемы.

Практические работы.

№ 17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

№ 18. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.

Урал. Состав и границы Урала при равных видах районирования. Географическое положение.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.

Заселение Урала. Этнический состав. Крупнейшие города Урала.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразие машиностроения, их взаимосвязь. Развитие сельского хозяйства.

Антропогенные изменения природы Урала. Кыштымская трагедия.

Практические работы.

№ 19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.

№ 20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 ч.)

Общая характеристика. Географическое положение.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырьё, добывающая направленность. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.

Практические работы.

№ 21. Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека.

№ 22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.

№ 23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.


Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.

Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы.

Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК.

Топливно – энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро – Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоёмких производств.

Транссибирская железная дорога – главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта.

Природно – хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно – Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы.

№ 24. Составление характеристики Норильского промышленного узла. № 25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни

человека в сельской местности в городе.


Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона.

Этапы освоения территории.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах.

Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса. Якутские алмазы. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско – Тихоокеанского региона. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы.

№ 25. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

№ 26. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития. Резерв (2 ч)








































УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.



Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Общая часть курса

28

28

Региональная часть курса

38

40

Обобщение по курсу

2

-

Резерв

-

2

Итого

68

70


Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.


Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.



























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.








УЧЕБНО -_МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.









































География России. Население и хозяйство. 9 класс

при 2 уроках в неделю (68 уроков в год)


№ урока

Тема урока

Практическая работа

Дата проведения урока

Раздел № 1. Общая часть курса (28 ч.)

Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России (4 ч.)

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации



2

Географическое положение и границы России.


3

Экономико и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России


4

Государственная территория России


Население Российской Федерации ( 5 ч. )

1

Исторические особенности заселения и освоения территории России.



2

Численность и естественный прирост населения


3

Национальный состав населения России. Миграция населения.


4

Городское и сельское население.


5

Расселения населения.


Географические особенности экономики Российской Федерации (2 ч.)

1

География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России



2

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (7 ч.)

Научный комплекс

1

Научный комплекс.



Машиностроительный комплекс

2

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.



3

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.


4

Военно-промышленный комплекс(ВПК)


Топливно-энергетический комплекс

5

Роль, значение и проблемы ТЭК.

№ 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. № 3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.



6

Топливная промышленность


7

Электроэнергетика


Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (4 ч.)

1

Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс

№ 4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

№ 5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

№ 6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


2

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. Цветная металлургия.


3

Химико – лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий


4

Лесная промышленность.


Агропромышленный комплекс (2 ч.)

1

Состав и значение АПК

№ 7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


2

Земледелие и животноводство. Пищевая и лёгкая промышленность


Инфраструктурный комплекс (4 ч.)

1

Состав комплекса. Роль транспорта

№ 8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.



2

Железнодорожный и автомобильный транспорт


3

Водный и другие виды транспорта


4

Связь. Сфера обслуживания



Раздел № 2. Региональная часть курса ( 40 ч.)

Экономика Брянской области ( 8 часов)

1

Численность и состав населения Брянской области.



2

Расселение населения.



3

Хозяйство Брянской области в 19 – начале 20 века.



4

Современная география промышленности.



5

Агропромышленный комплекс.



6

Транспортная система.



7

Проблемы экономики Брянской области



8

География экономических связей



Районирование России, общественная география крупных регионов (1 ч)

1

Районирование России

№ 9. Моделирование вариантов нового районирования России.



Западный макрорегион – Европейская Россия (25 ч)

1

Западный макрорегион -Европейская Россия

Общая характеристика.

№ 10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.

№ 11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

№ 12. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

№ 13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино – Печерского подрайона.

№ 14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

№ 15. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга и Поволжья.

№ 16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

№ 17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

№ 18. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.

№ 19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.

№ 20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.


2

Центральная Россия: состав, историческое изменение географического положения, общие проблемы.


3

Население и главные черты хозяйства


4

Районы Центральной России.


5

Москва и Московский столичный регион


6

Географические особенности областей Центрального района


7

Волго – Вятский и Центрально – Чернозёмный районы


8

Северо –Западный район


9

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»


10

Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера


11

Хозяйство Европейского Севера


12

Население Европейского Севера


13

Обобщающий урок по теме «Европейский Север»


14

Географическое положение, природные условия и ресурсы Северного Кавказа


15

Население Северного Кавказа.


16

Хозяйство Северного Кавказа.


17

Обобщающий урок по теме «Северный Кавказ»


18

Географическое положение, природные условия и ресурсы Поволжья.


19

Население Поволжья.


20

Хозяйство Поволжья


21

Обобщающий урок по теме «Поволжье»


22

Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала


23

Население Урала


24

Хозяйство Урала


25

Обобщающий урок по теме «Урал»


26

Обобщающий урок по теме «Европейская Россия»


Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 ч)

1

Восточный макрорегион.

Общая характеристика.

№ 21. Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека.

№ 22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.

№ 23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

№ 25. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

№ 26. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.


2

Западная Сибирь


3

Восточная Сибирь.


4

Дальний Восток.


5

Обобщение знаний по теме: «Районы России »


Резерв (2 ч)







15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по географии для 9 класса

Автор: Мандрик Владимир Петрович

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа география 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_proghramma_ghieoghrafiia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "374258"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482956381"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства