Рабочая учебная программа базового курса «География России. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неледлю) и соответствует учебнику - В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2010. Программа состоит из пояснительной записки, содержания учебного курса, учебно - тематического плана, требований к уровню подготовки учащихся, учебно - методической литературы и календарно - теметического планирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса »
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа базового курса «География России. Население и хозяйство» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);
Авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова. «Программа курса
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 - 9 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы (Классическая линия) для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / Составитель С.В. Курчина. ООО «Дрофа», 2010 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели.Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание курса ГЕОГРАФИИ
Часть I
Общая часть курса(28 ч.)
Тема 1
ПОЛИТИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ. ( 4 ч.)
Российская Федерация. Административно – территориальное устройство.
Государственная территория России. Географическое положение и границы России.
Тема 2
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (5 ч.)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, её определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.
Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования развития России. Межнациональные проблемы. География религии. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.
Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.
Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально – экономических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.
Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.
Трудовые ресурсы.
Тема 3
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (2 ч.)
Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально – экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно – технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.
Природно – ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Тема 4
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ. (7 ч.)
Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса (ВПК)
Топливно – энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно – энергетические ресурсы и топливно – энергетический баланс. Размещение основных топливно – энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно – энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции.
Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практические работы.
№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.
№ 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
№ 3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Тема 5
КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (4 ч.)
Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.
Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.
Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химико – лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико – лесного комплекса, их измение под влиянием НТР,
Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико – лесной комплекс и охрана окружающей среды.
Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работы.
№ 4.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
№ 5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
№ 6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Тема 6
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) (2 ч.)
Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природные и социально – экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура.
Основное направление использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.
Пищевая и лёгкая промышленность
Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.
Практические работы.
№ 7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Тема 7
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (4 ч.)
Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.
Транспорт. Исторически сложившиеся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.
Связь. Сфера обслуживания, её состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.
Жилищно – коммунальное хозяйство. Жильё – одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильём.
Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.
Практические работы.
№ 8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
Часть II
Тема 1
ЭКОНОМИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (8 ч.)
Численность и состав населения Брянской области.
Расселение населения.
Хозяйство Брянской области в 19 – начале 20 века.
Современная география промышленности.
Агропромышленный комплекс. Транспортная система.
Проблемы экономики Брянской области
География экономических связей
Часть III
Региональная часть курса(38 ч.)
Тема 1
РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (2 ч.)
Районирование – важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Проблемы районирования России.
Практические работы.
№ 9. Моделирование вариантов нового районирования России.
Тема 2
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН – ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (25 ч.)
Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселённая часть страны. Проблемы социально – экономического развития.
Центральная Россия (состав, история, природные ресурсы).
Население и хозяйство центрального района.
Узловые районы и центры Центральной России.
Северо-Западная Россия. Состав. Географическое положение на разных этапах развития.
Район древнего заселении. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Отрасли ВПК.
Практические работы.
№ 10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.
№ 11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
№ 12. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Природные ресурсы. Население: состав, традиции и культура. Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно – энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Роль морского транспорта. Северный морской путь.
Практические работы.
№ 13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино – Печерского подрайона.
№ 14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
Европейский юг - Северный Кавказ. Состав района. Ресурсы региона.
Население: национальный и религиозный состав. Традиции и культура.
Хозяйство района. Агропромышленный комплекс. Проблемы развития морского рыбного хозяйства
Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Цветная металлургия.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Современные проблемы Северного Кавказа.
Практические работы.
№ 15. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга и Поволжья.
№ 16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Поволжье. Состав района. Географическое положение. Гидроэнергетические , минеральные и почвенные ресурсы.
Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения.
Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. АПК – ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной промышленности.
Рыбоперерабатывающая промышленность. Отрасли социальной сферы.
Экологические и водные проблемы.
Практические работы.
№ 17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.
№ 18. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.
Урал. Состав и границы Урала при равных видах районирования. Географическое положение.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.
Заселение Урала. Этнический состав. Крупнейшие города Урала.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразие машиностроения, их взаимосвязь. Развитие сельского хозяйства.
Антропогенные изменения природы Урала. Кыштымская трагедия.
Практические работы.
№ 19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.
№ 20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Тема 3
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 ч.)
Общая характеристика. Географическое положение.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырьё, добывающая направленность. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.
Практические работы.
№ 21. Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека.
№ 22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.
№ 23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.
Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы.
Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК.
Топливно – энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро – Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоёмких производств.
Транссибирская железная дорога – главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта.
Природно – хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно – Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.
№ 24. Составление характеристики Норильского промышленного узла. № 25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни
человека в сельской местности в городе.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона.
Этапы освоения территории.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах.
Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса. Якутские алмазы. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС.
Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско – Тихоокеанского региона. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.
№ 25. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
№ 26. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития. Резерв (2 ч)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел
Количествочасоввпримернойпрограмме
Количествочасовврабочейпрограмме
Общая часть курса
28
28
Региональная часть курса
38
40
Обобщение по курсу
2
-
Резерв
-
2
Итого
68
70
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
УЧЕБНО -_МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
География России. Население и хозяйство. 9 класс
при 2 уроках в неделю (68 уроков в год)
№ урока
Тема урока
Практическая работа
Дата проведения урока
Раздел № 1. Общая часть курса (28 ч.)
Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России (4 ч.)
1
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации
2
Географическое положение и границы России.
3
Экономико и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России
4
Государственная территория России
Население Российской Федерации ( 5 ч. )
1
Исторические особенности заселения и освоения территории России.
2
Численность и естественный прирост населения
3
Национальный состав населения России. Миграция населения.
4
Городское и сельское население.
5
Расселения населения.
Географические особенности экономики Российской Федерации (2 ч.)
1
География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
2
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (7 ч.)
Научный комплекс
1
Научный комплекс.
Машиностроительный комплекс
2
Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
№ 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.
№ 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. № 3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
6
Топливная промышленность
7
Электроэнергетика
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (4 ч.)
1
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс
№ 4.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
№ 5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
№ 6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
2
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. Цветная металлургия.
3
Химико – лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий
4
Лесная промышленность.
Агропромышленный комплекс (2 ч.)
1
Состав и значение АПК
№ 7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
2
Земледелие и животноводство. Пищевая и лёгкая промышленность
Инфраструктурный комплекс (4 ч.)
1
Состав комплекса. Роль транспорта
№ 8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
2
Железнодорожный и автомобильный транспорт
3
Водный и другие виды транспорта
4
Связь. Сфера обслуживания
Раздел № 2. Региональная часть курса ( 40 ч.)
Экономика Брянской области ( 8 часов)
1
Численность и состав населения Брянской области.
2
Расселение населения.
3
Хозяйство Брянской области в 19 – начале 20 века.
4
Современная география промышленности.
5
Агропромышленный комплекс.
6
Транспортная система.
7
Проблемы экономики Брянской области
8
География экономических связей
Районирование России, общественная география крупных регионов (1 ч)
1
Районирование России
№ 9. Моделирование вариантов нового районирования России.
Западный макрорегион – Европейская Россия (25 ч)
1
Западный макрорегион -Европейская Россия
Общая характеристика.
№ 10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.
№ 11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
№ 12. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
№ 13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино – Печерского подрайона.
№ 14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
№ 15. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга и Поволжья.
№ 16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
№ 17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.
№ 18. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.
№ 19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.
№ 20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
2
Центральная Россия: состав, историческое изменение географического положения, общие проблемы.
3
Население и главные черты хозяйства
4
Районы Центральной России.
5
Москва и Московский столичный регион
6
Географические особенности областей Центрального района
7
Волго – Вятский и Центрально – Чернозёмный районы
8
Северо –Западный район
9
Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»
10
Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера
11
Хозяйство Европейского Севера
12
Население Европейского Севера
13
Обобщающий урок по теме «Европейский Север»
14
Географическое положение, природные условия и ресурсы Северного Кавказа
15
Население Северного Кавказа.
16
Хозяйство Северного Кавказа.
17
Обобщающий урок по теме «Северный Кавказ»
18
Географическое положение, природные условия и ресурсы Поволжья.
19
Население Поволжья.
20
Хозяйство Поволжья
21
Обобщающий урок по теме «Поволжье»
22
Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала
23
Население Урала
24
Хозяйство Урала
25
Обобщающий урок по теме «Урал»
26
Обобщающий урок по теме «Европейская Россия»
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 ч)
1
Восточный макрорегион.
Общая характеристика.
№ 21. Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека.
№ 22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.
№ 23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
№ 25. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
№ 26. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.