Рабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012). Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 11 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №74
«РАССМОТРЕНО»
На заседании ШМО
Протокол № _1__ от
«_____»__ ____2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР
____________/Орехова Л.В./
«_____»_______2013г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №74
____________/Сычева С.А./
«_____»_сентября 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 11 класса
на 2013-2014 учебный год
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в год – 35 часов
Составитель:
Учитель географии
Сукочева Г.В
Г. Воронеж,2013
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012). Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
2. Цели изучения предмета. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель образовательной программы школы:
подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со сформированными компетентностями и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. Обеспечить соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.
3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.
4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
6.Организовать научно-практическую связь с учреждениями высшего образования.
7.Создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися, в сотрудничестве с предприятиями города.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
3. Требования к ЗУН за курс
Требования к подготовке учащихся.
Знать:
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
4. Нормы оценки ЗУН по предмету
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4"ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3"ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2"ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание:По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание: Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
5. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). Названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко,красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
6. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
7. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
8. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
9. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
10. Над северной рамкой (в правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс).
11.При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
12. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Критерии оценки контурных карт.
«5»- Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
«4»- Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
«3»- Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
«2»- Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
5. Базовая программа по предмету и её содержание
Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.
Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира». Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю. Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется. В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы. Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием. Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.
Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе свого развития.
Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.
Завершает курс тема посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Содержание программы
Часть 2. Региональный обзор мира
Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды. Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение,территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Практическая работа: 1.Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
Тема 3. Зарубежная Азия (9 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия. Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия. Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи. Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия.Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера. Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практические работы: 1.Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Тема 4. Северная Америка (3 часа)
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа: 1.Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Тема 5. Латинская Америка (4 часа)
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация. Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Тема 6. Африка (5 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения. Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практические работы: 1.Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа: 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.
Практическая работа: 1.Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.
6. Изменения в программе:
В соответствии со стандартом основного общего образования по географии в 8 классе никаких изменений не внесено
7. Формы организации учебного процесса
На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Фронтальная работа имеет наиболее широкое применение. Эта форма организации отличается тем, что учитель ведет работу со всем классом одновременно, применяя различные методические приемы (рассказ, объяснение, беседа и др.) и учащиеся выполняют единое для всех задание. Индивидуальные особенности учащихся учитывать очень трудно. Единый темп работы создает трудности в усвоении материала слабыми учениками. Важная проблема состоит в обеспечении устойчивого внимания учащихся, поддержания их интереса к изучаемому материалу. Поэтому наряду с приемами объяснительно-иллюстративного изложения целесообразно и необходимо применять проблемное изложение и частично-поисковый методы обучения.
Индивидуальная форма работы на уроке географии необходима, очень важна, но использование ее затруднено не только большой численностью учащихся, но и содержанием географии. При индивидуальной работе можно учитывать индивидуальные различия и различное отношение учащихся к учебе. По заданию учителя каждый учащийся работает самостоятельно без обмена с другими учениками. В учебном процессе используются репродуктивный и исследовательский методы. Учащиеся выполняют задания по тексту учебника, заполнение контурных карт, составление таблиц, графиков и т.п. Для организации более успешной индивидуальной работы необходимо использовать раздаточный дидактический материал. На уроках географии фронтальная и индивидуальная формы работы обычно применяются совместно в сочетании или последовательно. Так, обычно после выполнения самостоятельных или практических работ организуется их фронтальное обсуждение.
Коллективные формы работы имеют существенное социальное значение: формируют у учащихся умения сотрудничать, кооперировать свои усилия и рационально организовывать совместный труд. В коллективных формах работы организация учебной деятельности предполагает разделение труда. Контроль за выполнением работы выполняется самими учащимися. На уроках географии применяются следующие виды коллективной работы:
Групповая работа. В этой форме работы учитываются возраст учащихся и склонности к различным видам совместной деятельности. Групповая работа может быть в парах и в малых группах (бригадах): Группы формируются обычно учителем с учетом желания и в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также от их успеваемости. Старшие в группе назначаются учителем или выбираются учащимися. Старшие совместно с учащимися распределяют роли в выполнении работы. Групповые работы выполняются обычно в три этапа.
Первый этап — подготовительный, во время которого учащиеся распределяются на группы по 5-7 человек. Определяются лидеры или консультанты, разрабатываются задания, отбираются средства обучения и формулируются познавательные задачи. В завершение этого этапа проводится инструктаж по выполнению работы.
Второй этап — самостоятельная групповая работа по выполнению задания, обсуждению полученных результатов и составлению группового отчета.
На третьем этапе организуется обсуждение в классе результатов групповых самостоятельных работ, заслушивание отчетов. В завершение работы учитель обобщает итоги работ групп и оценивает выполненную работу.
Своеобразную форму работы в парах сменного состава разработал В. К. Дьяченко. Сущность работы состоит в последовательной передаче знаний от одного учащегося к другому, а затем третьему, четвертому и всем остальным учащимся в группе или в классе. Работа в парах на уроках географии довольно часто используется в целях самопроверки. Применение групповой работы наиболее эффективно на обобщающих уроках, на семинарах, диспутах и проведении учебных игр.
Ролевые игры также относятся к коллективным формам работы. Отличие ролевой игры состоит в том, что при проведении их необходимо больше самостоятельности и инициативности.
Дискуссии — коллективное обсуждение, во время которого происходит борьба мнений. Обсуждаемый вопрос часто не имеет однозначного решения, поэтому возникают противоречивые мнения, и это в сильной степени развивает диалектическое мышление учащихся. Дискуссии учат приемам доказательной полемики и — что очень важно — воспитывают умение слушать собеседника и уважать чужое мнение.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию учащихся в большой мере способствуют межпредметные связи. Идея межпредметных связей не нова, она в той или иной мере осуществляется на практике, раскрывается в педагогических и методических работах. Но каковы бы ни были программные и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей, как география, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель. Думающий, творческий педагог всегда в поиске новых средств обучения, позволяющих эффективнее формировать у школьников географические представления и понятия.
Еще Н.В.Гоголь высказывал мысль о том, что в преподавании географии следует использовать произведения искусства. А известный географ П.П.Семенов-Тянь-Шанский утверждал, что сама географическая наука изобразительная и даже термин «географический пейзаж» позаимствован из области искусства.
Мне представляется необходимой интеграция географии с другими дисциплинами. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому важно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы. На своих уроках использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, истории, биологии и знаний различных наук, что способствует эмоциональному развитию личности и формированию творческого мышления.
На мой взгляд, межпредметные связи в обучении географии выполняют следующие функции:
- образовательная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей становится возможным формирование таких качеств как системность, осознанность, глубина, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями;
- развивающая функция определяется ролью межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи расширяют кругозор учащихся и помогают преодолеть предметную инертность мышлении;
- воспитывающая функция выражена в содействии межпредметных связей всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход в воспитании;
- конструктивная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует
комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание учебников и программ смежных предметов.
Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей очень трудоемкая работа. Такие уроки требуют от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма, знаний по другим предметам. Особенно важно продумать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам или всему классу в целом. Проводить уроки с использованием межпредметных связей можно как с целью изучения, так и закрепления или обобщения материала по определенной теме. На уроке предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (просмотр видеофрагментов, слайдов и т.п.). Межпредметная интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание учебных дисциплин.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении географии:
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- получение качественно нового педагогического результата;
- снятие перегрузки в учебном процессе;
- возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;
- расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;
- возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира во множественных взаимосвязях;
- проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;
- взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.
На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Подводя итог, хочется отметить, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования.
А так же на уроках географии применяется работа с картой, таблицами, схемами, рисунками из учебника, вопросами из параграфа.
Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный.
Основные формы работы: Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары, самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.
Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения ЗУН учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
8. Формы текущего контроля
Виды и формы контроля:
текущий
фронтальный
работа с карточками
практическая работа
сообщения учащихся
тестирование
итоговый контроль.
Промежуточные формы контроля: географические диктанты, тестирование, контрольные работы, работа с картами атласа, работа с контурными картами.
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «Большой семерки» 2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии 3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. 4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем. 5. Составление характеристики Канады.
2 Перечень УМК основных и дополнительных с реквизитами
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Домогацких, Е. М. География: Экономическая и социальная география мира : в 2 ч. Ч. 2. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Домогацких, Е. М. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е. М. Домогацих и Н. И. Алексеевского «География: Экономическая и социальная географии мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 Программа рассчитана на 35 часов при одночасовой учебной нагрузке в неделю.
Дополнительная литература:
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Дайте планете шанс». Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995
Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. «Экономическая и социальная география». Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999
Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов.- М.: Просвещение, 2000
http://www.1september.ru – газета «География», издательство «Первое сентября»;
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов;
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей».
4 Наглядные пособия:
Слайдальбом «Экономическая География мира»
Карта физическая «Карта Мира»
Карта «Тектоника и минеральные ресурсы Мира»
Карта «Политическая карта Мира»
Карта «Местор-я пол. ископ. мира»
Карты отдельных стран мира: Индия, Япония, Китай, США, отдельные материки
Пособие «Хлопок и продукты переработки»
Политическая карта мира.
Политическая карта зарубежной Европы.
Политическая карта зарубежной Азии.
Политическая карта Северной Америки.
Политическая карта Латинской Америки.
Политическая карта Африки.
Политическая карта Австралии.
Административная карта Российской Федерации.
Экономическая карта зарубежной Европы.
Экономическая карта зарубежной Азии.
Экономическая карта Канады.
Экономическая карта США.
Экономическая карта Африки.
Экономическая карта Австралии
Экономическая карта России.
Атлас по экономической и социальной географии для 10 класса. Издательство «Дрофа», «АСТ-пресс», «Картографии и геогдезии».
12.Испольованная литература при создании рабрчей программы:
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких.- 3-е - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.- 56 с.
Рабочие программы по географии 6-9 класс (линия учебника издательства «Дрофа») / Авт.- сост. Н.В. Болотникова. - 2-е изд., испр. доп.- М.: Издательство «Глобус», 2009.- 312 с.- (Образовательный стандарт)
География России (7-9 классы): Примерная программа основного общего образования по географии
Авторская программа по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной.- М.: Дрофа, 2006.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела, темы урока
Вид урока
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы контроля
Практические работы
Домашнее задание
Дата
план
факт
1
Политическая карта мира (2 ч)
Этапы формирования политической карты мира
Вводная лекция, слайд-лекция
Территория и границы страны. Политическая карта (ПК) как предмет изучения политической географии. Периоды формирования политической карты мира, количественные и качественные сдвиги. Причины изменения ПК. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды
Называют виды государственных границ, основные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное государство». Объясняют особенности 12-и 200-мильных зон, причины изменения ПКМ; изменение ПК мира под влиянием международных отношений. Прогнозируют изменение ПКМ в XXI веке
Фронтальный опрос
§ 1, задание, с. 11
21.01-26.01
2
Регионы мира и международные организации
Объяснительно-иллюстративный, слайд-лекция
Понятие о регионах. Историко-географические регионы мира. Социально-экономические регионы. Международные организации, их многообразие и виды
Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным международным организациям. Называют признаки понятий «ВВП»
Составление логического опорного конспекта «Классификация крупнейших международных организаций»
§ 2, задание, с. 17-18
3
Зарубежная Европа (6 ч)
Состав и географическое положение
Лекция, демонстрация
Визитная карточка региона, территория. Характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Политическая карта и государственный строй. Деление на субрегионы: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Обострение межнациональных противоречий. Особенности миграций, национального и регионального состава. Урбанизация и субурбанизация. Западноевропейский тип города. Экологическая политика
Называют и показывают по карте географическое положение стран зарубежной Европы; различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Описывают специализацию специфику стран «Центральной оси». Объясняют специализацию хозяйства отдельных стран Европы, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда. Оценивают изменения возрастного состава населения стран Западной Европы
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
§ 3, задание, с. 23-24, контурная карта, с. 4
28.01-1.02
4
Природа и люди
Круглый стол
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы
§ 4, задание, с. 30-31
28.01-2.02
5
Хозяйство и внутренние различия
Практикум
Главные отрасли промышленности. Типы сельского хозяйства, географические и отраслевые особенности. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Охрана окружающей среды и экологические проблемы
Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран. Объясняют специализацию районов старого и нового освоения. Прогнозируют изменения в территориальной структуре хозяйства. Приводят примеры топливного, продуктового кризисов в странах Европы. Оценивают уникальность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры
Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации
Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран. Составление сравнительной ЭГ характеристики двух стран «Большой семерки»
§ 5, задание, с. 40
4.02-9.02
6
Федеративная республика Германия
Семинар
ФРГ – экономически мощная страна зарубежной Европы. Основные черты ЭГП Германии и стран Восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства
Называют и показывают территорию ФРГ, особенности ее экономико-географического положения. Объясняют специализацию хозяйства страны, особенности его состава и структуры, участие в географическом разделении труда. Характеризуют новые экономические отношения России и ФРГ
Поиск и анализ информации для составления информационных листов
Составление информационных листов «Поездка за рубеж»: а) для туриста; б) для делового человека
§ 6, задание, с. 48; контурная карта, с. 8. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Европы
4.02-9.02
7
Республика Польша
Практикум
Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения: однонациональность и религиозная однородность. Хозяйство: горнодобывающие отрасли. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны
Называют и показывают по карте территорию Польши, особенности ее экономико-географического положения. Объясняют специализацию, особенности состава и структуры хозяйства, участие в географическом разделении труда.Характеризуют новые экономические отношения Польши со странами мира (Россия и ФРГ); ПГП страны по плану: 1. Общие сведения (размеры, социально-экономический тип, столица). 2. Положение страны на материке, географическое положение. 3. Участие в международных организациях. 4. Страны-соседи (союзные, враждебные и нейтральные), их участие в международных организациях. 5. Какими морями омывается страна. 6. Выход к важнейшим линиям международных коммуникаций. 7. «Горячие точки», угрожающие безопасности страны
Работа с картами, учебником
Характеристика ПГП страны. Вывод о ПГП страны
§ 7, задание, с. 55-56. Подготовка к защите проекта
11.02-16.02
8
Обобщающее повторение темы
Проектный
Защита проекта маршрута туристической поездки по странам Европы
11.02-16.02
9
Страны Азии (9 ч)
Географическое положение и ресурсы
Вводная лекция, слайд-лекция
Визитная карточка региона. Территория, границы, положение, природные ресурсы. Политическая карта. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности национального и религиозного состава, миграций. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Азиатский тип города. Хозяйство: главные отрасли промышленности, типы сельского хозяйства. Уровень развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Интеграционные группировки, международные экономические связи
Называют и показывают ведущие страны зарубежной Азии. Оценивают: изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран; причина возникновения региональных группировок; тенденции возрастного состава населения стран Азии. Объясняют: различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения экологических проблем в регионе
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии
§ 8, задание, с. 64. Обозначение на контурной карте границ субрегионовАзии
18.02-23.02
10
Население и хозяйство
Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний
§ 9, задание, с. 72
18.02-23.02
11
Япония. Географическое положение, ресурсы и население
Практикум
Особенности ГП. Население. Главныетехнополисы, мегаполис Токайдо. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура
Называют и показывают направление экспорта и импорта Японии, географическую специфику страны. Объясняют специализацию хозяйства Японии, особенности состава и структуры хозяйства, участие в географическом разделении труда (ГРТ). Прогнозируют основные направления социально-экономического развития
Работа с атласом и дополнительной литературой
§ 10, задание, с. 79. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии
25.02-2.03
12
Хозяйство Японии
Эвристическая беседа
Эвристическая беседа с использованием карт атласа, заполнение таблицы
Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии
§ 11, задание, с. 85, контурная карта с. 11
25.02-2.03
13
Китайская Народная Республика
Урок актуализации знаний и умений
Особенности ГП. Хозяйство: место в мире, главные отрасли промышленности. Достижения и проблемы современной экономики. Типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Население
Называют и показывают территорию Китая. Знают географическую специфику страны. Объясняют: специализацию хозяйства Китая, особенности состава и структуры его хозяйства; участие в географическом разделении труда; «китайское чудо». Прогнозируют: основные направления социально-экономического развития; изменение роли страны в мировом хозяйстве; экологическую ситуацию в регионе
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
§ 12, задание, с. 93, контурная карта, с. 12
4.03-9.03
14
Хозяйство Китая
Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний
Индивидуальный опрос, работа с картами
§ 13, задание, с. 99. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии
4.03-9.03
15
Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население
Комбинированный
Особенности ГП. Население. Индия – страна контрастов. Хозяйственная деятельность. Главные отрасли промышленности. Типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Роль Индии в мировом хозяйстве. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура
Называют и показывают направление экспорта и импорта Индии. Объясняют: специализацию хозяйства отдельных районов Индии; участие в географическом разделении труда. Прогнозируют: основные направления социально-экономического развития; изменение значения страны в мировом хозяйстве; экологическую ситуацию
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
§ 14, задание, с. 106, контурная карта, с. 10
11.03-16.03
16
Хозяйство и внутренние различия республики Индии
Практикум
Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта
§ 15, задание, с. 112. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии
11.03-16.03
17
Обобщающий урок
Проектный
Защита проекта маршрута туристической поездки по странам Азии
18.03-21.03
18
Америка (7 ч) Северная Америка (3 ч)
Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население
Практикум
Визитная карточка региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Североамериканский тип города. Хозяйство: ведущее место США в мире. Главные отрасли промышленности, промышленные пояса США. География сельского хозяйства, транспорта: главные магистрали и узлы
Знают: географическую специфику страны и особенности ее ЭГП; состав США; макрорегионы, их специализацию; крупнейшие города, «столицы» отраслей промышленности; объекты всемирного наследия. Называют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, эмиграционных процессах. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства США
Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта
Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения
§ 16, задание, с. 125
18.03-21.03
19
Соединенные Штаты Америки. Хозяйство и внутренние различия
Урок актуализации усвоенных (опорных знаний)
Внешняя торговля. Туризм в США. Заповедные места. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: худшее позади. Макрорайонирование. Северо-Восток, Средний Запад, Юг. Крупнейшие города США. Крупнейшие мегаполисы США и мира
Причины возникновения экологических проблем и пути их решения. Объясняют специализацию хозяйства регионов, участие в географическом разделении труда. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития США
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
§ 17, задание, с. 134, контурная карта, с. 14
1.04-6.04
20
Канада. Географическое положение, ресурсы и население
Самостоятельная работа
Канада – второе по площади государство мира. Государственный строй. Население: историческое прошлое нации, размещение, воспроизводство. Хозяйство страны. Внутренние различия. Очаговый тип освоения территорий
Называют особенности ЭГП страны, географическую специфику Канады. Объясняют специализацию хозяйства регионов, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда
Работа с картой, ресурсами Интернета, информацией из СМИ, с дополнительной литературой
Составление экономико-географической характеристики страны
§ 18, задание, с. 142
1.04-6.04
21
Латинская Америка (4 ч)
Географическое положение, ресурсы и население
Формирование практических умений (практикум)
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и мини-фундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи
Описывают: географическую специфику региона; латиноамериканский тип города; различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Характеризуют: изменения в территориальной структуре хозяйства стран; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры. Объясняют причины возникновения экологических проблем в регионе. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития ведущих стран Латинской Америки
Работа с табличным материалом
Составление картосхемы
§ 19, задание, с. 148
8.04-13.04
22
Хозяйство и внутренние различия
Эвристическая беседа
Эвристическая беседа с использованием карт атласа
§ 20, задание, с. 154; контурная карта, с. 15
8.04-13.04
23
Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население
Семинар
Бразилия – тропический гигант. Изменения в структуре хозяйства: сдвиг на Запад… «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы
Называют географическую специфику макрорегионов Бразилии. Определяют особенности экономико-географического положения страны. Объясняют специализацию хозяйства регионов, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда
Учебное исследование по картам, материалам Интернета. Работа с дополнительной литературой
Презентация рекламного проекта о Бразилии
§ 21, 22, задание, с. 159, 165; контурная карта, с. 15
15.04-20.04
24
Контрольная работа по теме «Америка»
Урок проверки знаний
Тестовый
15.04-20.04
25
Африка (5 ч)
Географическое положение и природные ресурсы
Формирование практических умений (практикум)
Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов
Определяют особенности экономико0географического положения объектов. Сравнивают регионы Африки. Называют заповедники и национальные парки, объекты всемирного наследия
Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Работа по заполнению таблицы
Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Определение стран, имеющих наибольшие перспективы развития
§ 23, задание, с. 174. Подготовка к защите проекта
22.04-27.04
26
Население и хозяйство
Лекция, слайд-лекция
Население: демографическая ситуация. Национальный и религиозный состав. Урбанизация. Арабский тип города. Преобладающее значение горнодобывающей промышленности, районы размещения. Сельское хозяйство. Монокультура земледелия – причина деградации земель
Оценивают: изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран Африки, в миграциях; причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают арабский тип города. Характеризуют международные экономические связи
Составление логического опорного конспекта
§ 24, задание, с. 183 контурная карта, с. 13. Подготовка к защите проекта
22.04-27.04
27
Южно-Африканская республика. Географическое положение, ресурсы и население
Комбинированный
ЮАР – страна с двойной экономикой, единственная экономически развитая страна Африки. Основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство». Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование
Оценивают и объясняют: ресурсообеспеченность ЮАР и Кении; демографическую ситуацию; уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации
Защита проекта
§ 25, задание, с. 190
29.04-4.05
28
Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население
Комбинированный
Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации
Защита проекта
§ 26, задание, с. 196
29.04-4.05
29
Обобщающее повторение темы
Контроль знаний
Итоговые тесты, с. 197 (в учебнике)
6.05-11.05
30-31
Австралия и Океания (3 ч)
Австралия
Вводная лекция, слайд-лекция
Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации
Называют и показывают страны, их особенности в географическом положении. Объясняют специализацию хозяйства Австралии, Океании; особенности состава и структуры хозяйства, участие в географическом разделении труда. Оценивают и объясняют ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, внутренние географические различия стран
Учебное исследование по картам, материалам Интернета. Работа с дополнительной литературой
Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
§ 28, задание, с. 213
13.05-18.05
33
Россия и современный мир (2 ч)
Экономико-географическая история России. Современная Россия
Практикум
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения во времени. Экономико-географическая история и роль России в мировом хозяйстве. Россия на современной политической и экономической карте мира
Оценивают и объясняют: ресурсообеспеченность России; ее демографическую ситуацию; уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применяют разнообразные источники информации
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции
§ 29, задание, с. 219
13.05-18.05
34
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации
Проблемная лекция, проблемные задачи
Современное геополитическое положение. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и дополнительными источниками информации