Рабочая программа по географии 5 класс УМК "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии 5 класс УМК "Полярная звезда"
Рабочая программа составлена по линии УМК "Полярная звезда" Алексеева А.И. по ФГОС на 34 часа. В программу включена пояснительная записка, содержание, комплект дополнительной литературы, основные требования к учащимся. К рабочей программе прилагается календарно- тематическое планирование и тематический план
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс УМК "Полярная звезда"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сиверская гимназия»
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для базового уровня 5-1,2,3
класса
2015-2016 уч. год
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ (5-9 классы).Предметная линия «Полярная звезда» , под ред. Николиной В.В., Алексеева А.И., Липкиной Е.К., М.: «Просвещение», 2011.
Разработчик программы: Плисюк О.С., учитель географии I квалификационная категория.
« РАССМОТРЕНА» « СОГЛАСОВАНА»
на заседании ШМО Зам.директора по УВР
Протокол № от « « _________ 2015г. _______________
Руководитель ________.
« « ___________ 2015г.
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств ( план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа (1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Содержание курса географии
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2011г.
2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2011г
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
дата
Основное
содержание урока
Домашнее
задание
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
1/1
Введение.
Географические методы изучения окружающей среды
1.09
Что изучает география.
Значение географических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с географией. Методы географической науки.
Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды
П. 1
Стр. 4 - 7
2/2
Развитие географических знаний о Земле
8.09
Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
П.2
Стр. 10- 12
3/3
Выдающиеся географические открытия
15.09
Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации.
Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама
Х. Колумб
Ф Магеллан, Ф. Дрейк, А. Тасман, Дж. Кук
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев
Ермак, И. Москвин,
С. Дежнев
Р. Амундсен
Р. Пири
П. 3
Стр.13 - 15
4/4
Современный этап научных географических исследований.
22.09
Источники географической информации. Географические информационные системы
Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей
П. 4
Стр. 16 - 18
5/5
Контрольная работа
« Развитие географических знаний о Земле»
29.090
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Повтор.
пройденного
материала
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы
6/1
Земля – планета Солнечной системы
6.10
Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.
П.5
Стр.20 – 21
7/2
Форма, размеры и движение Земли.
13.10
Форма и размеры Земли.
Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.
Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.
П. 6
Стр. 22 – 24
8/3
Солнечный свет на Земле.
20.10
Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.
Смена дня и ночи, смена сезонов года.
Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь.
Пояса освещенности
П. 7
Стр. 25 - 26
9/4
Контрольная работа
«Земля – планета Солнечной системы»
27.10
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Повтор.
Пройденный
материал
Тема 3.План и карта
10/1
Ориентирование и способы ориентирования на местности.
План местности.
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде
План местности. Особенности изображения местности на плане
Условные знаки.
П. 8
Стр. 30- 32
11/2
Масштаб и его виды.
Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.
П. 9
Стр. 33 - 34
12/3
Практическая работа
«Определение масштаба»
П. 9
Стр. 35
13/4
Изображение земной поверхности на плоскости.
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.
Относительная высота.
Абсолютная высота. Горизонтали.
П. 10
Стр. 36 - 37
14/5
Практическая работа
«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности
Топографическая карта
Способы глазомерной съемки местности.
П.11
Стр.38 - 39
15/6
Географическая карта – особый источник информации
Глобус – объемная модель Земли.
Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.
Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.
П.12
Стр.40 - 43
16/7
Градусная сетка.
Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.
Определение направлений и расстояний по карте
П. 13
Стр.44 –
47
17/8
Географическая широта.
Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов
П. 14
Стр.48 - 50
18/9
Географическая долгота.
Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.
Часовые пояса.
П. 15
Стр.51 - 53
19/10
Решение практических задач по плану и карте.
Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам.
П.16
Стр. 54 - 56
20/11
Контрольная работа
« План и карта»
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Повтор.
пройденный
материал
Человек на Земле – 3 ч.
21/1
Заселение человеком Земли
Основные пути расселения древнего человека.
Влияние природных условий и ресурсов на расселение.
П. 17
Стр.58 - 60
22/2
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.
Расы и народы мира. Их отличительные особенности.
Численность населения на Земле.
Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.
Типы земной коры, ее строение под материками и океанами
П.20
Стр.68 - 70
25/2
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.
П.21
Стр.71 - 73
26/3
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие
Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.
Землетрясения и их причины.
Сейсмические районы и пояса Земли.
Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.
П.22
Стр.74 - 76
27/4
Землетрясение и вулканизм.
Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.
Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.
П. 23
Стр.77 - 79
28/5
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Основные формы рельефа суши.
Горы и равнины особенности их образования.
Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.
Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.
П. 24
Стр.80 - 83
29/6
Рельеф Земли. Горы.
Различие гор по высоте, возрасту и размерам.
Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.
П. 25
Стр. 84 - 87
30 – 32/7-9
Выполнение проекта
« Скульптурный портрет планеты»
Разработка проекта
« Скульптурный портрет планеты»
Правила работы с контурной картой
П. 26
Стр. 88 - 89
33/10
Человек и литосфера.
Значение литосферы
для человека
Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
П. 27
Стр. 90 - 92
34
Резерв.
Тематический перечень разделов с указанием количества часов
Календарно-тематический план
№ п/п
Название раздела, темы урока
Количество
часов
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Рабочая программа
Авторская (Плисюк)
1
Развитие географических знаний о Земле
4
5
Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником.
Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.
Определять значение современных географических исследований.
2
Земля- планета Солнечной системы.
3
4
Приводить доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.
Определять высоту солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.
3
План и карта.
10
11
Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.
Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на плане и карте. Составлять и читать простейший план местности.
Сравнивать план местности и географические карты. Определять направление на глобусе. Выявлять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния на карте .Определять географические координаты.
Определять направления и расстояния по планам и картам с помощью разных видов масштаба. Определять абсолютные и относительные высоты точек. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.
4
Человек на Земле.
3
3
Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. Выявлять внешние признаки людей различных рас. Приводить док-ва о равноценности рас. Определять наиболее и наименее заселённые территории. Выделять самые крупные по площади государства. Находить на карте свою страну, страны-соседи, наиболее крупные и известные страны.Сравнивать страны по величине, расположению. Систематизировать новую информацию.
5
Литосфера - твёрдая оболочка Земли.
10
10
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Устанавливать по карте границы плит.
Распознавать разные формы рельефа и составлять их характеристики. Выполнять практические работы по определению на картах средней и абсолютной высоты форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа. От строения земной коры.
Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем.
Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.