Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии (5-7 класс)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ 5-7 КЛАСС
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,2010 г. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Изучение географии как предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
формированиемировоззренческой,ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
2.Общая характеристика курса географии
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
— формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
— формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
— познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
— формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
— формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
— формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
— понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
— всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса линии «Полярная звезда» осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.
Содержание курса географии в 5—6 классах нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Содержание курса географии в 7 классе способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание — центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства. В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.
3. Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Контурные карты по географии, 5, 6, 7, 8, 9 класс, издательство «Дрофа», «Просвещение»
5. Результаты обучения
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и способности вести диалог с другими взаимопонимания; народов мира; готовности и людьми и достигать в нём
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной комнстентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексинно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
1О) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознавшего выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
1 О) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
б) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
5 КЛАСС
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество
часов
из них
практических
работ
проверочных/ контрольных
работ
1
Развитие географических знаний о Земле
4
1
2
Планета Земля
4
1
3
План и карта
11
5
1
4
Человек на Земле
3
1
5
Литосфера
9
2
1
6
Повторение(Резерв)
итого
4
35
9
3
Содержание программы 5 класс
№
Тема урока
Основное
содержание урока
Универсальные учебные действия
личностные, метапредметные
предметные
1
1. Развитие географических знаний о Земле
Географические методы изучения окружающей среды
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности.
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные: устанавливать основные приемы работы с учебником, умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Работа с картой, сравнение современной карты с древними, карт атласа с интерактивными картами. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях. Поиск в Интернете космических снимков.
Познавательные: выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Создание историко-географического образа объектов Земли. Поиск информации о путешественниках. Определение значения географических исследований для жизни общества
Коммуникативные обсуждение значения географических открытий
в парах, группах; умение слушать.
Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Различать природные и антропогенные географические объекты.
Показывать по картам территории древних государств.
Находить информацию ( в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах, о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО.
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.
2-3
Развитие географических знаний о Земле
П/р№1 «Великие географические путешествия»
Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации.
Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Ф. Дрейк, А. Тасман, Дж. Кук,
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев
Ермак, И. Москвин, С. Дежнев
Р. Амундсен.
4
География сегодня
Источники географической информации. Географические информационные системы.
Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей
5
2. Планета Земля
Мы во Вселенной
Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.
Личностные осознание себя как члена общества на глобальном уровне (житель планеты Земля)
Регулятивные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное.
Познавательные: анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы. Описание уникальных особенностей Земли как планеты. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Коммуникативные: работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений, оценить действие партнеров.
Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».
Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.
6
Движения Земли
Форма и размеры Земли.
Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.
Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.
7
Солнечный свет на Земле
Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.
Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь.
Пояса освещенности
8
Обобщение по темам: «Развитие географических знаний о Земле», «Планета Земля»
Повторение изученного
материала. Тестирование.
9
3. План и карта
Ориентирование на местности
П/р№2 «Определение азимута»
Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде
Личностные овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения в различных жизненных ситуациях.
Регулятивные: формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства получения географической информации и применять их на практике; структурировать и преобразовывать географическую информацию; уметь работать с измерительными приборами;
оценивать достигнутые результаты
Познавательные: знать определение терминов- азимут, масштаб, план местности, градусная сетка, географические координаты, меридиан, параллель, экватор.
Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)Соблюдать правила безопасного поведения при выполнении практических работ на улице.
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки, условные знаки планов местности.
Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности; глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов.
Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.
Составлять простейшие планы местности небольшого участка.
Определять по карте расстояние между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаб; высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин; географическую широту и географическую долготу объектов.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа, глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины; экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.
Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.
Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов.
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
10
Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки.
План местности. Особенности изображения местности на плане.
Условные знаки.
11
Земная поверхность на плане и карте. Масштаб. П/р№3«Измеряем расстояние с помощью масштаба»
Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.
12
Изображение земной поверхности на плоскости.
П/р№4«Определение превышения»
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали.
13
Составляем план школьного двора. П/р№5«План школьного двора»
Способы глазомерной съемки местности.
14
Географическая карта
Глобус – объемная модель Земли.
Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.
Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.
15
Градусная сетка
Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.
Определение направлений и расстояний по карте
16
Географические координаты Географическая широта
Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов.
17
Географические координаты
Географическая долгота
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.
Решение географических задач : определение географических координат
19
Контрольная работа по теме «План и карта»
Контрольная работа
20
4. Человек на Земле
Как люди заселяли Землю
Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение.
Личностные воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим народам и расам, истории, религии, языку народов мира, культуре, традициям, ценностям народов мира.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Самостоятельный поиск, отбор и презентация информации. Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Показывать по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле; самые крупные по площади государства на Земле; свою страну и страны- соседи.
Выявлять внешние признаки людей различных рас.
Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Сравнивать страны по величине, расположению.
21
Расы и народы.
Расы и народы мира. Их отличительные особенности.
Численность населения на Земле.
Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.
22
Многообразие стран мира. П/р№7«Сравниваем страны мира»
Крупные государства и города мира.
23
5. Литосфера
Земная кора- верхняя часть литосферы. П/р№8«Обозначение на контурной карте литосферных плит Земли»
Типы земной коры, ее строение под материками и океанами.
Личностные овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Регулятивные уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит).
Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору.
Формирование умения самостоятельно оценивать свои действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности.
Познавательные формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит
Коммуникативные выполнять проектное задание в сотрудничестве.
Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит, сейсмические районы и пояса Земли.
Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции.
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Показывать на карте крупнейшие равнины и горные системы мира, вулканы.
Выполнять практические задания по карте и плану, наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма, крупнейшие равнины и горные системы мира.
Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.
24
Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.
25
Движения земной коры. Землетрясения.
Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.
Землетрясения и их причины.
Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.
26
Движения земной коры. Вулканы. П/р№9«Обозначение на контурной карте вулканов»
Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.
Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.
27
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Основные формы рельефа суши.
Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.
28
Рельеф Земли. Горы.
Различие гор по высоте, возрасту и размерам.
Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.
29
Годовой срез знаний
30
Проект «Скульптурный портрет планеты»
Творческий проект: на карте должен быть проложен туристический маршрут с указанием пунктов следования и отмечены природные достопримечательности.
31
Литосфера и человек
Значение литосферы
для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
32-35
Резерв. Повторение.
Итого
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
№ п/п
Дата
Тема урока
Часы
Практические работы, контроль
1
1.1
1. Развитие географических знаний о Земле
Географические методы изучения окружающей среды
4
1
2-3
1.2.-
1.3.
Развитие географических знаний о Земле
2
П/р№1 «Великие географические путешествия»
4
1.4.
География сегодня
1
5
2.1.
2. Планета Земля
Мы во Вселенной
4
1
6
2.2.
Движения Земли
1
7
2.3.
Солнечный свет на Земле
1
8
2.4.
Обобщение по темам: «Развитие географических знаний о Земле», «Планета Земля»
1
Проверочная работа
9
3.1.
3. План и карта
Ориентирование на местности
11
1
П/р№2 «Определение азимута»
10
3.2
Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки.
1
11
3.3.
Земная поверхность на плане и карте. Масштаб
1
П/р№3«Измеряем расстояние с помощью масштаба»
12
3.4.
Изображение земной поверхности на плоскости.
1
П/р№4«Определение превышения»
13
3.5.
Составляем план школьного двора
1
П/р№5«План школьного двора»
14
3.6.
Географическая карта
1
15
3.7.
Градусная сетка
1
16
3.8.
Географические координаты Географическая широта
1
17
3.9.
Географические координаты
Географическая долгота
1
18
3.10.
Географические координаты
1
П/р№6«Определение географических координат»
19
3.11.
Контрольная работа по теме « План и карта»
1
Контрольная работа
20
4.1.
4. Человек на Земле
Как люди заселяли Землю
3
1
21
4.2.
Расы и народы.
1
22
4.3.
Многообразие стран мира
1
П/р№7«Сравниваем страны мира»
23
5.1.
5. Литосфера
Земная кора- верхняя часть литосферы
13
1
П/р№8«Обозначение на контурной карте литосферных плит Земли»
24
5.2.
Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
1
25
5.3.
Движения земной коры. Землетрясения.
1
26
5.4.
Движения земной коры. Вулканы.
1
П/р№9«Обозначение на контурной карте вулканов»
27
5.5.
Рельеф Земли. Равнины.
1
28
5.6.
Рельеф Земли. Горы.
1
29
5.7.
Годовой срез знаний
1
Срез знаний
30
5.8.
Проект «Скульптурный портрет планеты»
1
31
5.9
Литосфера и человек
1
32-35
5.105.13
Резерв. Повторение.
Итого
4
35
6 КЛАСС
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество
часов
из них
практических
работ
проверочных/
контрольных
работ
1
Гидросфера
11
5
1
2
Атмосфера
11
4
1
3
Биосфера
8
1
1
4
Повторение(Резерв)
итого
5
35
10
3
Содержание программы
№
Наименование темы
Основное
содержание урока
Универсальные учебные действия
личностные, метапредметные
предметные
1.
1. Гидросфера
Состав и строение гидросферы
Сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав
Сформировать представление о Мировом Океане Раскрыть значение воды в природе, для всего живого на Земле
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях . Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Регулятивные: устанавливать основные приемы работы с учебником, умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Формирование умения организовывать свою деятельность, определять цель учебной деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Уметь работать по плану при выполнении практических работ №4, 5. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Оценивать и обсуждать результаты свои и одноклассников
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между процессами в гидросфере и другими оболочками Земли.Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления ,жанрами и основной идеей текста.
Анализировать карты, графики, диаграммы, схемы. Презентация информации с помощью технических средств.
Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы.
Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».
2.
Мировой океан и его части. П/р№1 «Нанесение на к/к морей, заливов, проливов»
Раскрыть понятие «Мировой океан», его составные части: море, залив, пролив.
Показать значение океана.
Определять по карте географическое положение, океанов, морей, заливов, проливов.
Выделять черты сходства и различия океанов Земли островов, полуостровов.
Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы.
Выявлять части рельефа дна океана.
Составлять описание океана и моря по плану
3.
Как устроено дно океана. П/р№2 «Нанесение на к/к островов и полуостровов»
Сформировать представление об островах, полуостровах, архипелагах.
Познакомить с особенностями дна Мирового океана.
Показывать по карте части Мирового океана
Наносить их на контурную карту
Выделять части дна Океана
Определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов.
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана
Сформировать знания о свойствах вод: солености, температуре вод.
Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана.
Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане.
Раскрыть опасные явления в Океане.
Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения солености, температуры вод Океана
Показывать и описывать океанические течения
Раскрыть идею о постоянном движение воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними; о правилах обеспечения личной безопасности.
6.
Реки-артерии Земли.
Сформировать понятие о речной системе, о реках, ее частях: русло, пойма, исток, устье, приток,
Познакомиться с источниками питания рек.
Показать роль рек в жизни человека.
Характеризовать особенности речной системы.
Правильно показывать реки по карте.
Наносить наиболее крупные
речные системы мира на контурную карту.
Выявлять по рисунку части реки.
7.
Режим и работа рек. П/р№4 «Описание реки по карте»
Сформировать понятие о режиме реки, типах рек.
Составлять описание реки по плану на основе анализа карт.
Составлять характеристику равнинной и горной рек.
Анализировать графики изменения уровня воды в реках.
Выявлять части долины реки.
Описывать реку по плану.
8.
Озера и болота. П/р№5 «Описание озера по карте»
Сформировать понятие «озеро».
Классифицировать озера по различным признакам.
Выяснить, как образуются болота
Показать роль озер и болот для жизни на Земле
Давать описание озера по плану.
Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России.
Составлять описание озер по плану
Анализировать карты и объяснять причины образования болот.
Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты.
9.
Подземные воды и ледники.
Сформировать понятие «подземные воды».
Выявить причины образования подземных вод, ледников.
Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.
Понять образование подземных вод.
Составить план по тексту « Что мы знаем о ледниках».
Оценивать значение подземных вод и ледников как источников питьевой воды.
10.
Гидросфера и человек
Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле.
Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны.
Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли.
Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека.
Составить схему «Связь гидросферы с другими оболочками на Земле на примере местной реки»
Определять меры по охране гидросферы
11.
Обобщение по теме «Гидросфера»
Выявить уровень усвоение базового материала. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. ВодныересурсыЗемли
12.
2. Атмосфера
Состав и строение атмосферы.
Показать значение атмосферы в жизни на планете.
Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение.
Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы наиболее важной для людей.
Научить замечать и понимать окружающие природные явления.
Личностные: Осознание значимости географических знаний, умение применить их в различных жизненных ситуациях. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Регулятивные: устанавливать основные приемы работы с учебником, умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Формирование умения организовывать свою деятельность, определять цель учебной деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Оценивать и обсуждать результаты свои и одноклассников.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между процессами в гидросфере и другими оболочками Земли.Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления ,жанрами и основной идеей текста.
Анализировать карты, графики, диаграммы, схемы. Презентация информации с помощью технических средств.
Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Составлять и анализировать схему «Состав воздуха»
Выяснить строение атмосферы
Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле
Делать выводы о значении влажности воздуха на Земле.
Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных
Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей.
18.
Облака. Атмосферные осадки.
Сформировать понятие «облака» и раскрыть процесс их образования.
Сформировать понятие «осадки».
Научиться проводить наблюдение за облаками.
Определять виды облаков.
Давать описание облакам.
Оценивать значение облачности осадков для жизни и деятельности людей.
Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.
19.
Погода и климат.
Сформировать понятия «погода» и «климат».
Сформировать понятие о воздушных массах
Выявить закономерность климата и географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным сооружениям.
Выявить влияние погодных условий на здоровье людей.
Формировать умение давать описания погоды и климата.
Анализировать карту «Изменение климатических показателей с запада на восток»
Использовать собственные наблюдения о погоде и климате
Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами
Устанавливать причинно - следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности ,над которыми они формируются
Раскрывать значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека
20.
Практическая работа №9 «Исследование погоды Талицкого городского округа»
Описание погоды в Талицком городском округе.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников.
21.
Атмосфера и человек.
Показать огромное значение атмосферы для человека.
Выявить, как погодные условия влияют на быт и здоровье людей.
Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.
Выявлять значение атмосферы для человека.
Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей.
Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.
Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы
Оценить значение атмосферы
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных явлений
22.
Обобщение по теме «Атмосфера»
Обобщить знания по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»
Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле
Погода и климат. элементов погоды.
Проверочная работа
23.
3. Биосфера- живая оболочка Земли
Биосфера- земная оболочка.
Выяснить значение биосферы
Сформировать понятие «биосфера».
Раскрыть роль живых организмов в биосфере.
Выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере.
Показать необходимость охраны биосферы.
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Регулятивные: устанавливать основные приемы работы с учебником, умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Формирование умения организовывать свою деятельность, определять цель учебной деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Оценивать и обсуждать результаты свои и одноклассников.
Познавательные: Объяснять географические термины.
Умение работать с различными географическими картами.
Объяснять причинно - следственные связи.
Сравнивать между собой различные природные зоны. Анализировать информацию, приводить примеры воздействия человека на природу.
Давать оценку воздействия человнека на биосферу
Аргументировать необходимость защиты природы
Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Сопоставить границы биосферы с границей других оболочек Земли.
Выявить роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа круговорота
Доказать, что биосфера - уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы.
24.
Почвы
Сформировать понятие «почва» , «типы почв»
Раскрыть значение плодородия почв.
Анализировать образцы почв.
Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема.
Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком.
Определить вклад В.В. Докучаева в науку
Сделать выводы о необходимости охраны почв.
25.
Биосфера-сфера жизни
Сформировать представление об организмах как компонентах природы. Определять значение биосферы. Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете. Показать значение биосферы для человека и ее изменение человеком.
Раскрывать взаимосвязи в биосфере.
Выявить зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата.
Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.
Понимать , что биосфера - самая уязвимая оболочка Земли
Осознавать , что человек - часть природы
26.
Географическая оболочка Земли
Сформировать представление о географической оболочке.
Выяснить строение и свойства географической оболочки.
Показать значение географической оболочки для жизни человека.
Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки .
Давать описание природного комплекса своей местности.
27.
Природные зоны Земли. П/р№10 «Нанесение на к/к границ природных зон»
Сформировать представление о природной зональности.
Выяснить. как размещаются природные комплексы на Земле.
Объяснить смену природных зон на Земле.
Показать разнообразие природных комплексов суши и океанов.
Анализировать карту «Географические зоны мира»
Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом
Характеризовать природные комплексы суши и океана.
Формирование умений работать с картой природных зон .
Наносить на контурную карту природные зоны Земли.
Сравнивать между собой различные природные зоны.
28.
Годовой срез знаний
29.
Культурные ландшафты
Сформировать понятие «культурный ландшафт».
Показать влияние человека на культурные ландшафты.
Понять и уметь высказывать свое мнение о способах улучшения культурных ландшафтов.
Уметь создавать образ культурного ландшафта.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на культурные ландшафты.
Подготавливать сообщения или презентацию по проблемам антропогенного воздействия на природу.
30.
Обобщение
Обобщить знания учащихся.
Решение проблемных вопросов с использованием информации о состоянии природы.
Практическая работа «Исследование погоды Талицкого городского округа»
1
П/р№9 «Климат ТГО»
21.
2.10.
Атмосфера и человек.
1
22.
2.11.
Обобщение по теме «Атмосфера»
1
Проверочная работа «Атмосфера»
23.
3.1.
3. Биосфера- живая оболочка Земли
Биосфера- земная оболочка.
8
1
24.
3.2.
Почвы
1
25.
3.3.
Биосфера-сфера жизни
1
26.
3.4.
Географическая оболочка Земли
1
27.
3.5.
Природные зоны Земли
1
П/р№10 «Нанесение на к/к границ природных зон»
28.
3.6.
Годовой срез знаний
1
Срез знаний
29.
3.7.
Культурные ландшафты
1
30.
3.8.
Обобщение
1
31-35
Резерв. Повторение.
Итого
5
35
7 КЛАСС
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество
часов
из них
практических
работ
проверочных/ контрольных
работ
1
Введение
3
2
2
Население Земли
5
1
1
3
Природа Земли
14
7
1
4
Природные комплексы и регионы
5
2
5
Материки и страны
38
15
4
6
Резерв. Повторение
Итого
5
70
27
6
Содержание программы
№
Название темы
Основное
содержание урока
Универсальные учебные действия
личностные, метапредметные
предметные
1.
1. Введение
Как мы будем изучать географию
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные: устанавливать основные приемы работы с учебником, картой. Поиск в Интернете космических снимков и фотографий.
Познавательные: Систематизировать информацию о картах, анализ, классификация, сравнение тематических карт.
Умение преобразовывать информацию с фото в географическую.
Коммуникативные обсуждение значения географических знаний
в парах, группах; умение слушать.
Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению географии как науки .
2.
Географическая исследовательская практика
П/р №1 «Получаем информацию по фотографиям»
Описание изображения на фото условными знаками плана местности.
Уметь работать с планом местности, применять знания 5-го класса.
Виды карт, их различия, способы изображения объектов.
Классифицировать карты.
Различать виды проекций и способы изображения объектов.
4.
2. Население Земли
Народы, языки, религии
Понятия: раса, этнос, языковая семья. Основные народы, религии и языки народов мира, отличительные признаки народов мира, языковые семьи, международные языки, мировые религии.
Личностные воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим народам и расам, истории, религии, языку народов мира, культуре, традициям, ценностям народов мира.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные умение составлять характеристику страны, описывать по плану, искать дополнительные материалы в справочниках, анализировать таблицы. Находить различия между типами поселений.
Самостоятельный поиск, отбор и презентация информации. Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Объяснять понятия: раса, этнос, языковая семья.
Находить различия в культуре, быте, хозяйственной деятельности людей.
Показывать на карте предполагаемые пути расселения человека по материкам крупнейшие народы мира Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения.
5
Города и сельские поселения
Понятия: город, село, агломерация. Типы поселений мира и их различия. Крупнейшие города и агломерации.
Показывать на карте основные районы повышенной плотности населения на Земле, основные виды хозяйственной деятельности людей.
6.
Географическая исследовательская практика. П/р№3«Изучаем население по картам и диаграммам»
7
Страны мира
Понятия: страна, республика, монархия. Многообразие стран мира, различия по государственному строю, республика и монархия, зависимая территория.
Описывать страны по их расположению, сравнивать их.
Показывать на карте крупнейшие страны мира и их столицы.
8.
Обобщение знаний по теме «Население Земли»
Повторение изученных понятий, обобщение знаний
Регулятивные формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия.
Выявление навыков работы с тестами
9.
3. Природа Земли
Развитие земной коры
Как формировался облик Земли, развитие земной коры на различных территориях, процессы на границах литосферных плит, как развивались платформы и складчатые области, карта строения земной коры. Гипотеза Вегенера.
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Регулятивные: устанавливать основные приемы работы с учебником, умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Формирование умения организовывать свою деятельность, определять цель учебной деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Оценивать и обсуждать результаты свои и одноклассников.
Познавательные: Объяснять географические термины.
Объяснять понятия: земная кора, платформа, литосферная плита, щит, складчатая область.
Показывать на карте границы литосферных плит и описывать процессы на их границе.
Обозначение на к/карте крупнейших платформ и горных систем
10
Земная кора на карте. П/р№4 «Обозначение на к/карте крупнейших платформ и горных систем»
11
Природные ресурсы земной коры. П/р№5 «Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых»
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Классифицировать горные породы по происхождению, определять закономерности размещения в земной коре.
12
Температура воздуха на разных широтах
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.
Объяснять понятия: изотерма, тепловой пояс, пояс освещенности, закономерности распределения температур воздуха по поверхности Земли.
Определять температуру воздуха в различных точках Земного шара на основе анализа карт атласа.
13
Давление воздуха и осадки на разных широтах
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.
Умение работать с различными географическими картами, сопоставлять их и анализировать.
Объяснять причинно - следственные связи.
Анализировать информацию, приводить примеры воздействия человека на природу.
Аргументировать необходимость защиты природы
Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Уметь объяснять: восходящие и нисходящие токи воздуха, пояса давления; находить влияние рельефа, ветров, течений на давление и кол-во осадков.
Решать задачи на вычисление атмосферного давления.
14
Общая циркуляция атмосферы
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые )ветры полярных областей. Муссоны.
Уметь давать определения типов воздушных масс (муссон, пассат, западный перенос).
15
Климатические пояса и области Земли. П/р №6 «Описание одного из климатических поясов по плану»
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Уметь характеризовать климатограммы, климатические пояса по климатическим факторам.
Описывать климатические пояса анализируя карты атласа.
16
Изучение климатических диаграмм. П/р№7 «Изучение климатической диаграммы»
17
Океанические течения. П/р№8 «Нанесение на к/к течений Мирового океана»
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана Океан и атмосфера.
Различать течения по происхождению, свойствам, устойчивости и расположению в толще воды.
Показывать на карте крупнейшие течения Мирового океана.
18
Реки и озера Земли. П/р №9 «Нанесение на к/к крупнейших рек и озер мира»
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки земли.
Объяснять зависимость распространения рек и озер от рельефа и климатических условий,.
Показывать на карте крупнейшие реки и озера мира.
Характеризовать географическое положение рек, озер.
19
Географическая исследовательская практика . П/р№10 «Описание водного объекта Земли(реки, озера, течения)
20
Растительный и животный мир Земли
Растительный и животный мир земли. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков
Находить взаимосвязь между природными условиями и представителями флоры и фауны на разных материках.
21
Почвы
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на земли. В.В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Классифицировать почвы по их расположению. Применять закон Докучаева; знать типы почв и их особенности.
22
Проверочная работа по теме: « Природа Земли»
23
4. Природные комплексы и регионы
Природные зоны Земли. П/р№11 «Описание ПЗ по плану»
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Регулятивные: умение описывать объекты по плану, самостоятельно оценивать работу по эталону.
Познавательные: уметь находить причинно-следственные связи при характеристике природы океанов и материков, находить сходства и различия. Умение работать с различными географическими картами, справочным материалом, сопоставлять информацию и анализировать.
Наносить границы природных зон на контурную карту.
24
Океаны(1)
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана
Показывать океаны на карте.
Описывать океаны по плану.
Знать расположение океанов в порядке изменения площади.
25
Океаны (2). П/р№12«Сравнение океанов про плану»
26
Материки
Что такое материк? В чем состоит сходство и различие между материками? Деление мира на части, материки и части света, географический регион, понятие «граница», ее виды, объединения стран и союзы.
Сравнивать материки, находить сходства и различия; называть в порядке изменения площади.
Оперировать понятиями: части света, географический регион, ООН, Европейский союз
27
Как мир делится на части и как объединяется
28
5. Материки и страны
АФРИКА: образ материка. П/р №13 «Определение ГП Африки»
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка- беднейший материк мира. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Культура. Карфаген – памятник всемирного культурного наследия. Сахара-«желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Тимбукту-Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос – озеро Виктория. Лагос –крупнейший город Нигерии. Нигер – одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго Пигмеи. Массив Рувензори. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро Национальные парки Танзании. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Происхождение египтян, занятие, образ жизни. Река Нил. Египет-мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Личностные воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим народам и расам, истории, религии, языку народов Африки, культуре, традициям, ценностям народов Африки.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные умение составлять характеристику страны, описывать по плану, искать дополнительные материалы в справочниках, анализировать таблицы. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.Описывать«образ» одной из рек континента (по картам и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека.
Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, температуру и количество осадков по климатической карте.
Называть и показывать элементы береговой линии, крупные формы рельефа, важнейшие реки и озера; районы повышенной плотности населения, наиболее крупные по площади страны.
Описывать по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны; входящие в состав; природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения.
29
Африка в мире
30
Африка: путешествие( 1). П/р№14«Обозначение на к/карте Африки изучаемых объектов»
31
Африка: путешествие (2)
32
Египет. П/р№15«Описание Египта по типовому плану»
33
Обобщение по теме «Африка»
34
Австралия: образ материка. П/р№16«Определение по карте ГП материка»
Австралия: образ материка. Собенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Растпределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт – озеро Эй Р-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут Сидней - озеро Эйр-Норт. Особенности растительного и животного мра. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней – Большой Водораздельный хребет. Большой Водораздельный хребет-памятник природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании, Папуасы. Н.Н. Миклухо-Маклай.
Личностные воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим народам и расам.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные формулировать причины опасных природных явлений (засух, пожаров), размещение природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов. Объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.
Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Называть и показывать изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, наиболее крупные острова и архипелаги;
Определять климатические показатели по карте, географическое положение материка,
Объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; влияние истории заселения матерка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, различия в климате материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира.
35
Австралия : путешествие. П/р №17 «Обозначение на карте объектов путешествия»
36
Уникальный органический мир Австралии
37
Антарктида
Антарктида: Образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.
Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников
Называть и показывать основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), Объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучение Антарктики.
38
Географическая исследовательская практика №18. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду»
39
Южная Америка: образ материка (1)
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Юной Америки. Внутренние воды. Амазонка – самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка – родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Растительный и животный мир. Город Бразилиа.
Амазония. Амазонская сельва. Особенности животного и растительного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус – Анды. Амазонка - самая длинная и самая полноводная река мира Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники всемирного Культурного наследия. Маршрут Лима – Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы - происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
Личностные воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим народам и расам, истории, религии, языку, культуре, традициям, ценностям народов Латинской Америки.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные умение составлять характеристику страны, описывать по плану, искать дополнительные материалы в справочниках, анализировать таблицы. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. Объяснятьособенности размещения основных видов деятельности, орудий труда, жилищ средств передвижения в различных районов страны своеобразие культуры населения отдельных стран.
Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки.
Описывать географическое положение континента, географическое положение страны, большого города;
Называть и показывать крупные формы рельефа, основные реки и озера, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города.
40
Южная Америка: образ материка (2)
41
Латинская Америка в мире
42
43
Южная Америка: путешествие
Географическая исследовательская практика №19 .Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонки»
44
Бразилия. П/р№20«Описание Бразилии по плану»
45
Проверочная работа по теме «Южные материки»
46
Северная Америка: образ материка. П/р№21«Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин С.Америки»
Особенности географического положения материка. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численности и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.
Личностные воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим народам и расам, истории, религии, языку, культуре, традициям, ценностям народов Северной Америки.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные умение составлять характеристику страны, описывать по плану, искать дополнительные материалы в справочниках, анализировать таблицы. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. Объяснятьособенности размещения основных видов деятельности. Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Определять географическое положение континента; климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон.
Описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом. описывать особенности береговой линии материка;
Объяснять влияние географического положения материка на его природу; особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов; зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры ; различия в почвенном, растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека.
Составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона .
47
Англо-саксонская Америка
48
Северная Америка: путешествие(1). П/р №22 «Обозначение на карте объектов путешествия»
49
Северная Америка: путешествие (2)
50
Соединенные Штаты Америки. П/р№23«Описание США по плану»
51
Обобщение по теме: «Северная Америка»
52
Евразия: образ материка(1). П/р№24«Определение по карте ГП материка»
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельефа Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия –Пиренейский полуостров .Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон –Мадрид. Португалия, Испания- средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам – Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия, Швеция особая культура. Маршрут Стокгольм – Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим – мировая сокровищница. Маршрут Мессина – Стамбул. Полуостров Пелопонесс. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии .Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут Мертвое море-пролив Босфор. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим – центр трех религий. Маршрут Мертвое море – Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения Крупнейшие нефтяные месторождения персидского заливаю Маршрут Персидский залив – Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые.
Туркмения. Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города – Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент – Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса – религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду – Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок – «Венеция Востока». Маршрут Бангкок – Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря6 месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай – многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай – Владивосток. Япония – крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка страны. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка страны. Место на карте. Место в мире. Жители индии: происхождение, занятия, образ жизни.
Личностные воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим народам и расам, истории, религии, языку, культуре, традициям, ценностям народов Евразии.
Регулятивные формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные умение составлять характеристику страны, описывать по плану, искать дополнительные материалы в справочниках, анализировать таблицы. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. Объяснятьособенности размещения основных видов деятельности, своеобразие культуры населения отдельных стран.
Коммуникативные формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Называть и показывать основные формы рельефа, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы.
Определять географическое положение материка, климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек.
Описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); Объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности. Объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины их вызывающие, в сравнении с другими материками. Зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и история развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка.
Называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории, природа которых в наибольшей мере изменена человеком.
Уметь: называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города Определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности)стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятностей природных условий для жизни людей в стране, природные богатства.
53
Евразия: образ материка(2)
54
Европа в мире
55
Европа:путешествие1
56
Европа:путешествие2П/р №25 «Обозначение на карте объектов путешествия»
57
Германия
58
Франция
59
Великобритания
60
Азия в мире. П/р№26«Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии»
61
Азия: путешествие
62
Китай. Индия
63
Обобщение по теме: «Евразия»
64
Годовой срез знаний
65
Географическая исследовательская практика. П/р№27 «Разработка проекта «Обычаи и традиции народов мира»
64
70
Резерв. Повторение.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
№ п/п
Дата
Название темы
Ча-сы
Практические
работы, контроль
1.
1.1
1. Введение
Как мы будем изучать географию
3
1
2.
1.2.
Географическая исследовательская практика
1
П/р №1 «Получаем информацию по фотографиям»
3.
1.3.
Географические карты
1
П/р №2 «Анализ карт географ. атласа»
4.
2.1.
2. Население Земли
Народы, языки, религии
5
1
5
2.2.
Города и сельские поселения
1
6.
2.3.
Географическая исследовательская практика
1
П/р№3«Изучаем население по картам и диаграммам»
7
2.4.
Страны мира
1
8.
2.5.
Обобщение знаний по теме «Население Земли»
1
Проверочная работа
9.
3.1.
3. Природа Земли
Развитие земной коры
14
1
10
3.2.
Земная кора на карте
1
П/р№4 «Обозначение на к/карте крупнейших платформ и горных систем»
11
3.3.
Природные ресурсы земной коры
1
П/р№5 «Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых»
12
3.4.
Температура воздуха на разных широтах
1
13
3.5.
Давление воздуха и осадки на разных широтах
1
14
3.6.
Общая циркуляция атмосферы
1
15
3.7.
Климатические пояса и области Земли
1
П/р №6«Описание одного из климатических поясов по плану»
16
3.8.
Климатические пояса и области мира. Изучение климатических диаграмм.
1
П/р№7 «Изучение климатической диаграммы»
17
3.9.
Океанические течения.
1
П/р№8 «Нанесение на к/к течений Мирового океана»
18
3.10
Реки и озера Земли.
1
П/р №9 «Нанесение на к/к крупнейших рек и озер мира»
19
3.11.
Географическая исследовательская практика
1
П/р№10 «Описание водного объекта Земли(реки, озера, течения)
(Поиск информации в Интернете)
20
3.12.
Растительный и животный мир Земли
1
21
3.13.
Почвы
1
22
3.14.
Проверочная работа по теме: « Природа Земли»
1
Проверочная работа
23
4.1.
4. Природные комплексы и регионы
Природные зоны Земли
5
1
П/р№11 «Описание ПЗ по плану»
24
4.2.
Океаны(1)
1
25
4.3.
Океаны (2)
1
П/р№12«Сравнение океанов про плану»
26
4.4.
Материки
1
27
4.5.
Как мир делится на части и как объединяется
1
28
5.1.
5. Материки и страны
АФРИКА: образ материка
38
1
П/р №13 «Определение
ГП Африки»
29
5.2.
Африка в мире
1
П/р№14«Обозначение на к/карте Африки изучаемых объектов»
30
5.3.
Африка:путешествие( 1)
1
Номенклатура- реки, объекты рельефа Африки
31
5.4.
Африка:путешествие (2)
1
Номенклатура- страны Африки
32
5.5.
Египет
1
П/р№15«Описание Египта по типовому плану»
33
5.6.
Обобщение по теме «Африка»
1
Проверочная работа
34
5.7.
Австралия: образ материка
1
П/р№16«Определение по карте ГП материка»
35
5.8.
Австралия : путешествие
1
П/р №17 «Обозначение на карте объектов путешествия»
36
5.9.
Уникальный органический мир Австралии
1
37
5.10.
Антарктида
1
38
5.11.
Географическая исследовательская практика
Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду»
1
П/р№18 с использованием Интернета.
Разработка проекта «Как человек может использовать Антарктиду»
39
5.12.
Южная Америка: образ материка (1)
1
40
5.13.
Южная Америка: образ материка (2)
1
41
5.14.
Латинская Америка в мире
1
Номенклатура- страны Латинской Америки
42
5.15.
Южная Америка: путешествие
1
43
5.16.
Географическая исследовательская практика .Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонки»
1
П/р№19 Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира»
44
5.17.
Бразилия
1
П/р№20«Описание Бразилии по плану»
45
5.18.
Проверочная работа по теме «Южные материки»
1
Проверочная работа
46
5.19
Северная Америка: образ материка
1
П/р№21«Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин С.Америки»
47
5.20.
Англо-саксонская Америка
1
48
5.21.
Северная Америка: путешествие(1)
1
П/р №22 «Обозначение на карте объектов путешествия»
49
5.22.
Северная Америка:путешествие (2)
1
Номенклатура- страны Северной Америки
50
5.23.
Соединенные Штаты Америки
1
П/р№23«Описание США по плану»
51
5.24.
Обобщение по теме: «Северная Аменика»
1
Проверочная работа
52
5.25.
Евразия: образ материка(1)
1
П/р№24«Определение по карте ГП материка»
53
5.26.
Евразия: образ материка(2)
1
54
5.27.
Европа в мире
1
Номенклатура- страны Европы
55
5.28.
Европа:путешествие(1)
1
56
5.29.
Европа:путешествие(2)
1
П/р №25 «Обозначение на карте объектов путешествия»
57
5.30.
Германия
1
58
5.31.
Франция
1
59
5.32.
Великобритания
1
60
5.33.
Азия в мире
1
П/р№26«Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии»
61
5.34.
Азия: путешествие
1
62
5.35.
Китай. Индия
1
63
5.36.
Обобщение по теме: «Евразия»
1
64
5.37.
Годовой срез знаний
1
Срез знаний
65
5.38.
Географическая исследовательская практика.
1
п/р№27 «Разработка проекта «Обычаи и традиции народов мира»
64
70
Резерв. Повторение.
Итого
7
70
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
5 КЛАСС
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Океаны:Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Человек на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ГЕОГРАФИИ
Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.
Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.