kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый формат внеурочной деятельности. Региональный проект развития дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха «Гимназия № 9 имени дважды Героя Советского Союза

Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова»


Утверждаю.

Директор гимназии

________________ Чалая В.Ю.

«___»_____________2019 г.





Дополнительная общеразвивающая программа


естественнонаучной направленности

«Основы проектно-исследовательской деятельности по географии

«Школа увлекательных проектов»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-9 класс

Срок реализации: 3 лет





Автор-составитель:

Галкина Ольга Ивановна,

учитель географии


















Г.о. Балашиха

2019 г.


1. Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе:

• федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

Новые стандарты образования предполагают внесение изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии

«Школа увлекательных проектов»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,

  • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе освоения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Виды проектов: экологические; физико-географические; социально-экономические; комплексные; краеведческие; монопредметные (на материале географии).

Выполнение проекта складывается из трёх этапов:

  • разработка проекта,

  • практическая реализация проекта,

  • защита проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – усвоение знаний, формирование навыков, необходимых для работы над проектом. Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. На этом этапе важно следить за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучениеучащихся приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (высестественнонаучной направленности

  • «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии

  • «Школа увлекательных проектов»тупать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских работ.

Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:

  • значимость и актуальность

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

  • наличие литературного обзора, его качество;

  • глубина проникновения в проблему;

  • корректность методов, соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;

  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

  • логичность и полнота доказательств;

  • доказательность выводов, соответствие выводов полученным результатам;

  • оформление результатов;

  • активность участников.

При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.


Формы организации учебного процесса.

На проектную деятельность в 5-9-х классах отводится по 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 170 часов внеурочной деятельности. Группы формируются из мотивированных учащихся 5-9-х классов.

Занятия проводятся в форме

  • бесед,

  • лекций,

  • экспериментов,

  • наблюдений,

  • коллективных и индивидуальных исследований,

  • самостоятельной работы,

  • защиты исследовательских работ,

  • мини-конференций, консультаций.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

- с уроками математики: анализ статистических данных, построение диаграмм, графиков, произведение необходимых расчётов и вычислений;

- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;

- с уроками технологии: изготовление макетов из различных материалов.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • правила классификации и сравнения,

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (энциклопедия, словари, книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета),

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

  • работать в группе;

  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами,

  • грамотно выстраивать своё выступление, вести дискуссию, отвечать на вопросы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

  • умение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

личностно или общественно значимый продукт:

  • макет географического объекта,

  • реферат,

  • путеводитель,

  • презентация,

  • наглядное пособие,

  • газета,

  • журнал,

  • видеофильм,

  • фотоальбом,

  • выставка,

  • коллекция,

  • викторина,

  • комплексная работа

  • карта,

  • план,

  • гербарий

  • родословная

  • герб

  • кластер

  • сувенир

  • эссе

  • портрет

Продукт проекта, должен быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта.

Учебный план


год обучения: 1


П/П

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

0

Не предусмотрено

2

Теоретический блок

19

19

0

Тестирование

3

Работа над проектами «Народы России», «По следам научных экспедиций», «Виды карт», «Исчезнувшие цивилизации»

9

0

9

Круглый стол

4

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

5

5

0

Защита проектов

Всего:

34

25

9



год обучения: 2


П/П

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. План работы.

1

1

0

Не предусмотрено

2

Теоретический блок

17

17

0

Тестирование

3

Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами

9

0

9

Круглый стол

4

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

7

7

0

Защита проектов

Всего:

34

25

9


год обучения: 3


П/П

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

0

Не предусмотрено

2

Теоретический блок

11

11

0

Тестирование

3

Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами

17

0

17

Круглый стол

4

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

5

5

0

Защита проектов

Всего:

34

17

17



год обучения: 4 - 5


П/П

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

0

Не предусмотрено

2

Теоретический блок

10

10

0

Тестирование

3

Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами

15

0

15

Круглый стол

4

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

8

8

0

Защита проектов

Всего:

34

19

15


Календарный учебный график

естественнонаучной направленности

«Основы проектно-исследовательской деятельности по географии

«Школа увлекательных проектов»


год обучения: 1


П/П

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение (1 ч.)

1

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Что такое проект

Учебный кабинет

Не предусмотрено

Теоретический блок (19 ч.)

2

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Типы проектов

Учебный кабинет

Представление информационной карты

3

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Что такое проблема научного исследования

Учебный кабинет

4

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Тема исследования и ее практическая и научная актуальность.

Учебный кабинет

5 - 6

Октябрь



Практическая работа

2

Объект и предмет научного исследования.

Учебный кабинет

7

Октябрь



Лекция с элементами беседы

1

Гипотеза исследования

Учебный кабинет

Тестирование

8

Октябрь



Лекция с элементами беседы

1

Цели и задачи исследования.

Учебный кабинет

9

Ноябрь



Лекция с элементами беседы

1

Методы исследования

Учебный кабинет

10

Ноябрь



Практическая работа

1

Анкетирование, интервьюирование

Учебный кабинет

11

Ноябрь



Практическая работа

1

Беседа, социальный опрос.

Учебный кабинет

12

Декабрь



Практическая работа

1

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

Компьютерный класс

13

Декабрь



Практическая работа

1

Печатные ресурсы. Техника работы с печатными ресурсами.

Учебный кабинет

Изготовление библиотечной карточки

14

Декабрь



Практическая работа

1

Библиотечные каталоги.

Библиотека

15

Декабрь



Практическая работа

1

Интернет - ресурсы

Компьютерный класс

Не предусмотрено

16

Январь



Лекция с элементами беседы

1

Тезисный план

Учебный кабинет

Тестирование

17

Январь



Лекция с элементами беседы

1

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Учебный кабинет

18

Январь



Практическая работа

1

Презентация. Требования к оформлению

Компьютерный класс

19

Февраль



Круглый стол

1

Обобщение полученных данных.

Учебный кабинет

20

Февраль



Дискуссия

1

Сбор материала для исследования.

Учебный кабинет

II. Практический блок (9 ч.) Работа над проектами «Народы России», «По следам научных экспедиций», «Виды карт», «Исчезнувшие цивилизации».

21

Февраль



Практическая работа

1

Формирование рабочих групп.

Учебный кабинет

Круглый стол

22

Март



Дискуссия

1

Выбор вида и темы проекта.

Учебный кабинет

23

Март



Круглый стол

1

Планирование работы

Учебный кабинет

24 - 25

Март



Практическая работа

2

Сбор информации

Учебный кабинет

26 - 27

Апрель



Практическая работа

2

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Библиотека

28

Апрель



Практическая работа

1

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных.

Компьютерный класс

29

Апрель



Практическая работа

1

Оформление презентации.

Компьютерный класс

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (5 часов)

30 - 31

Апрель /май



Дискуссия

2

Подготовка к защите.

Учебный кабинет

Защита проектов

32 - 33

Май



Практическая работа

2

Защита проектов.

Учебный кабинет

34

Май



Круглый стол

1

Обсуждение результатов

Учебный кабинет


год обучения: 2


П/П

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение (1 ч.)

1

Сентябрь



Круглый стол

1

Введение. План работы.

Учебный кабинет

Не предусмотрено

Теоретический блок (7 ч.)

2

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Виды практико-ориентированных и творческих проектов.

Учебный кабинет

Представление информационной карты

3

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Структура практико-ориентированного и творческого проекта

Учебный кабинет

4

Сентябрь



Практическая работа

1

Выбор темы проекта.

Учебный кабинет

5

Октябрь



Практическая работа

1

Цели, задачи и методы.

Учебный кабинет

6

Октябрь



Практическая работа

1

Определение источников необходимой информации

Библиотека

Тестирование

7

Октябрь



Творческая мастерская

1

Мастер – класс как вариант работы над проектом

Учебный кабинет

8

Ноябрь



Творческая мастерская

1

Варианты оформления практико-ориентированных и творческих проектов

Учебный кабинет

II. Практический блок (18 ч.) Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами

9

Ноябрь



Практическая работа

1

Формирование рабочих групп.

Учебный кабинет

Дискуссия

10

Декабрь



Практическая работа

1

Выбор вида и темы проекта.

Учебный кабинет

11

Декабрь



Практическая работа

1

Планирование работы

Учебный кабинет

12 - 15

Декабрь



Практическая работа

4

Сбор информации

Компьютерный класс

Не предусмотрено

16

Декабрь



Практическая работа

1

Отбор и составление списка литературы по теме проекта.

Библиотека

Круглый стол

17

Январь



Мастер - класс

1

Определение способа представления результатов

(формы проекта)

Учебный кабинет

18 - 23

Январь /февраль



Практическая работа

6

Работа над проектом

Компьютерный класс

24 - 25

Февраль /март



Круглый стол

2

Оформление результата проекта

Компьютерный класс

26




Дискуссия

1

Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

Учебный кабинет

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (7 ч.)

27-28

Апрель



Круглый стол

2

Подготовка к защите.

Учебный кабинет

Защита проектов

29-30

Апрель /май



Дискуссия

2

Предзащита проекта в группе

Учебный кабинет

31-32

Апрель /май



Презентация

2

Защита проектов.

Учебный кабинет

33

Май



Круглый стол

1

Обсуждение результатов

Учебный кабинет

34

Май



Круглый стол

1

Рефлексия

Учебный кабинет

год обучения: 3


П/П

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение (1 ч.)

1

Сентябрь



Круглый стол

1

Введение. Что такое социальный проект

Учебный кабинет

Не предусмотрено

Теоретический блок (9 ч.)

2

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Виды социальных проектов

Учебный кабинет

Представление информационной карты

3

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Что такое социальный заказ

Учебный кабинет

4

Сентябрь



Практическая работа

1

Темы социального проекта

Учебный кабинет

5

Октябрь



Практическая работа

1

Актуальность идеи проекта

Учебный кабинет

6

Октябрь



Практическая работа

1

Алгоритм работы над проектом

Учебный кабинет

Тестирование

7

Октябрь



Творческая мастерская

1

Финансирование проекта

Учебный кабинет

8

Октябрь



Творческая мастерская

1

План реализации проекта

Учебный кабинет

9

Ноябрь



Практическая работа

1

Источники информации и их обработка

Учебный кабинет

10

Ноябрь



Практическая работа

1

Определение сроков реализации проекта

Учебный кабинет

II. Практический блок (17 ч.)

11

Ноябрь



Практическая работа

1

Формирование рабочих групп (пар). Распределение задач между членами группы.

Учебный кабинет

Круглый стол

12

Декабрь



Практическая работа

1

Выбор темы проекта.

Учебный кабинет

13

Декабрь



Практическая работа

1

Планирование работы

Учебный кабинет

14 - 16

Декабрь



Практическая работа

3

Сбор информации

Компьютерный класс

17

Декабрь



Практическая работа

1

Исследование проблемы

Учебный кабинет

18

Январь



«Мозговой штурм»

1

Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

Учебный кабинет

19

Январь



Дискуссия

1

Выбор вариантов решения проблемы

Учебный кабинет

20 - 21

Январь



Дискуссия

2

Обобщение полученных данных.

Учебный кабинет

22

Февраль



Практическая работа

1

Оформление работ. Работа над введением

Библиотека

Круглый стол

23

Февраль



Практическая работа

1

Оформление основной части

Учебный кабинет

24

Февраль



Практическая работа

1

Оформление заключения

Компьютерный класс

25

Февраль



Практическая работа

1

Отбор и составление списка литературы по теме проекта.

Компьютерный класс

26 - 27

Март



Практическая работа

2

Оформление презентации.

Компьютерный класс

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (7 ч.)

28-29

Март /апрель



Круглый стол

2

Подготовка к защите.

Учебный кабинет

Защита проектов

30

Апрель



Дискуссия

1

Предзащита в группах

Учебный кабинет

31-32

Апрель /май



Презентация

2

Защита проектов.

Учебный кабинет

33

Май



Круглый стол

1

Обсуждение результатов

Учебный кабинет

34

Май



Круглый стол

1

Рефлексия

Учебный кабинет


год обучения: 4 - 5


П/П

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение (1 ч.)

1

Сентябрь



Круглый стол

1

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Научная деятельность.

Учебный кабинет

Не предусмотрено

Теоретический блок (10 ч.)

2

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Реферат, его виды

Учебный кабинет

Представление информационной карты

3

Сентябрь



Лекция с элементами беседы

1

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки

Учебный кабинет

4

Сентябрь



Круглый стол

1

Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.

Учебный кабинет

5




Круглый стол

1

Проблема, предмет и объект.

Учебный кабинет

6

Октябрь



Практическая работа

1

Каталог и поисковые программы как виды источников информации.

Компьютерный класс

7

Октябрь



Практическая работа

1

Библиография и аннотация, виды аннотаций

Библиотека

Тестирование

8

Октябрь



Творческая мастерская

1

Составление тезисного плана

Учебный кабинет

9

Октябрь



Творческая мастерская

1

Правила использования и оформления цитат, сносок, ссылок

Учебный кабинет

10

Ноябрь



Письменная работа работа

1

Рецензия, отзыв

Учебный кабинет

11

Ноябрь



Дискуссия

1

Публичное выступление: схема построения выступления, особенности общения с аудиторией. Речь как инструмент оратора

Учебный кабинет

II. Практический блок (14 ч). Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами

12

Ноябрь



Практическая работа

1

Планирование работы Введение научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности

Учебный кабинет

Круглый стол

13

Декабрь



Практическая работа

1

Гипотеза, цель и задачи исследования

Учебный кабинет

14

Декабрь



Практическая работа

1

Методы исследования

Учебный кабинет

15 - 18

Декабрь



Практическая работа

4

Сбор информации

Компьютерный класс

19 - 20

Январь



Практическая работа

2

Исследование проблемы: анализ информации, проведение опытов, экспериментов, измерений, наблюдений и т.д.

Учебный кабинет

21 - 22

Январь



«Мозговой штурм»

2

Камеральная обработка результатов опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, анализ и т.д.

Учебный кабинет

23

Февраль



Дискуссия

1

Выводы, заключение. Составление списка литературы по теме исследования.

Учебный кабинет

24

Февраль



Практическая работа

1

Оформление презентации.

Учебный кабинет

25

Февраль



Письменная работа

1

Отзыв. Рецензия.

Библиотека

Круглый стол

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (8 ч.)

26

Март



Круглый стол

1

Подготовка к публичному выступлению

Учебный кабинет

Защита проектов

27

Март



Дискуссия

1

Подготовка к защите.

28-29

Март /апрель



Презентация

2

Предзащита в группах

30-32

Апрель



Презентация

3

Защита проектов.

33

Май



Круглый стол

1

Рефлексия

34

Май




1

Резерв



Содержание учебного курса (для каждого года обучения)


название раздела

кол-во часов

содержание

Вводное занятие

1

Цели и задачи курса, что такое проект

I. Теоретический блок

19


Типы проектов

2

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.

Понятия: проект, проблема, информация.

Структурные элементы проектов разных типов

4

Многообразие проектов. Понятие о проблеме. Тема (название проекта) отражает его основную идею. Сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Упражнения в определении актуальности для различных тем.

Понятие объект и предмет исследования.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Вопрос и ответ.

Цель как представление о результате. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Соответствие цели и задач теме исследования. Правила постановки целей и задач исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Понятия: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др., проблема, объект исследования; практическая и научная актуальность; объект и предмет исследования; гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования, вопрос, ответ; цель, задачи.

Методы сбора информации

7

Методы исследования. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Упражнения на внимание.

Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Беседа. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Правила общения.

Виды информационных ресурсов. Информация. Источники информации. Печатные ресурсы. Библиотека. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Работа с энциклопедиями и словарями. Техника работы с печатными ресурсами. Интернет – ресурсы.

Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт; вопрос, ответ, анкета, социальный опрос, интервью, беседа, опрос; источник информации; способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Способы обработки информации

6

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

Тезисный план — это план для написания текста с записыванием некоторых тезисов. Виды плана: вопросный, назывной. Тезисный, план – опорная схема, комбинированный.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Презентация. Правила оформления т отбора информации: цвет, шрифт, соотношение текстового материала к иллюстрациям, смена слайдов, анимация, количество слайдов.

Понятия: тезис; анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное, оформление слайдов.

II. Практический блок

9

Работа над проектом: формирование рабочих групп, выбор типа и темы проекта, выдвижение гипотез, постановка цели и задач, определение методов сбора и обработки информации, оформление проекта

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

5

Индивидуальные консультации, подготовка к защите проекта, защита проекта, рефлексия.

Всего

34


Список литературы

  1. Гирба Е.Ю. Материалы и консультации по теме «Технология учебного исследования». http://rudocs.exdat.com/docs/index-132210.html

  2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с. 21-25.

  3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 - № 2 - с.113 - 121.

  4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  5. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. http://schools.keldysh.ru/labmro

  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  7. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2

  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011

  9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с

  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.

  11. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.- М.: 2010

  12. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося всовременной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

  13. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/

  14. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52

  15. https://infourok.ru

  16. https://multiurok.ru

  17. http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.htm

Темы проектов:

  1. Создание модели «Карта мира»

  2. Составление справочника «Европейские путешественники Средних веков»

  3. Составление ленты времени «Великие географические открытия».

  4. Составление коллажа «Памятники природы Еврейской автономной области»

  5. Разработка журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра»

  6. Почувствуйте себя топографами. Определение площади пришкольной территории Почувствуйте себя ландшафтным дизайнером. Создание плана реконструкции территории своей школы

  7. Определение географических объектов на космическом снимке

  8. Проведение глазомерной съемки

  9. Осваиваем метод моделирования. Строим свою модель холма

  10. Оформление плаката «Полезные ископаемые Облученского района»

  11. Оформление карточек-названий минералов

  12. Виртуальное путешествие по Бирпаканским пещерам

  13. Составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»

  14. Создаём конструктор литосферных плит

  15. Анализ «12- балльной шкалы интенсивности землетрясений»

  16. Разработка справочника «Виды осадков по временам года»

  17. Предсказываем признаки погоды по облакам их на практике;

  18. Создание модели речной долины равниной реки

  19. Разрабатываем маршрутный лист воображаемого путешествия по рекам Облученского района

  20. Создание словаря топонимических терминов

  21. Составление буклета «Окаменелости и их описание»

  22. Создание карточек для комнатных растений школы

  23. Составление справочника «Описание коренных жителей материков».

  24. Создание плаката-ленты «Глубины океана»

  25. Разработка маршрута путешествия.

  26. Составление буклета «Выживание в условиях тайги, если вы заблудились»

  27. Картографический проект «Создание плана местности по сказке»

  28. Проект «Географические названия в древности» (Сравнение старинных и современных названий географических объектов. Создание карты со старинными названиями)

  29. Ландшафт и жилище человека.

  30. Загадки жизни и личности Христофора Колумба.

  31. Современные исследования Антарктиды.

  32. Из истории географических «закрытий». или

  33. Действующие вулканы Солнечной системы. Картографические погрешности на современных картах.

  34. Древнейшие картографические изображения.

  35. Средневековые карты-портоланы (компасные карты) и их влияние на развитие навигации и картографии.

  36. Использование цветочно-декоративных растений в озеленении школьного двора

  37. Поэтический образ природы.

  38. Алмаз — легенды и действительность

  39. Алмазы. Искусственный и естественный рост

  40. Антропогенные формы рельефа на территории моего района

  41. Благоустройство территории бывшего карьера

  42. Богатства Бабушки Глины

  43. В гостях у Деда Мороза

  44. В мире редких географических профессий Геоботаническое описание участка леса

  45. Географическая грамотность учащихся нашей школы

  46. Географический атлас вотчины Деда Мороза

  47. География "сладкой" промышленности моей страны

  48. География Олимпийских игр

  49. География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел

  50. География и живопись

  51. География и музыка

  52. Географические образы в литературных произведениях

  53. География на денежных знаках

  54. География футбола

  55. Горные породы окрестностей нашего поселка

  56. Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий

  57. Землетрясение — могучая сила

  58. Землетрясения и люди

  59. География — основа многих профессий

  60. Геологические памятники природы

  61. Герб родного края

  62. Глина и ее применение

  63. Деды Морозы разных стран

  64. Из истории глобуса

  65. Великие путешественники и их географические открытия

  66. Великолепные страны

  67. Веселая география

  68. Вулкан — чудо природы

  69. Вулкан, и отчего он "огнем дышит"

  70. Вулканизм на Земле

  71. Вулканические загадки

  72. Вулканы, мифы и реальность

  73. Вулканы и вулканизм

  74. Гейзеры

  75. География в Китае и Индии в Средние века.

  76. Китайская картография и её отличие от европейской.

  77. Причины начала Великих Географических открытий. Отражение в источниках.

  78. Влияние природных условий на черты народа.

  79. Анализ описания школьной геологической коллекции

  80. Создание школьной метеорологической площадки. Групповая прикладная работа.

  81. Был ли Великий флот главной экспедицией Китая

  82. Изучение состояния антропогенной растительности в окрестностях школ Изучение карстовых форм рельефа на территории района

  83. Изучение оврагов в окрестностях нашего села

  84. История картографии
    История компаса

  85. Земля "в гневе"

  86. География чисел

  87. География — наука будущего

  88. Геральдика городов и районных центров нашей области

  89. Записки путешественников

  90. Земля: форма, размеры, изображение на картах

  91. Драгоценные камни

  92. Загадки минералов

  93. Загадки природы

  94. Заметки юного путешественника

  95. Занимательная география

  96. Золотодобыча

  97. История открытия Северного морского пути

  98. История развития моей малой родины – моего поселка

  99. Исчезнувшая земля

  100. Календарь: этимология названий месяцев

  101. Каменное литьё – шаг в будущее

  102. Оболочки Земли

  103. Образование гор

  104. Образование тектонических разломов

  105. Овраг: бедствие для города или его украшение?

  106. Огнедышащие горы

  107. Огненное ожерелье "Вулканы"

  108. Окаменелости, обнаруженные на территории

  109. Каменные факелы Земли

  110. Каменный уголь

  111. Камень рожденных под знаком Водолея (других знаков)

  112. Камни и минералы

  113. Камни и минералы моей коллекции

  114. Карст

  115. Карстовые процессы в нашем районе

  116. Карта мира на нашем обеденном столе

  117. Картография

  118. Клад в земле

  119. Клад под ногами

  120. Кругосветное путешествие за 80 дней: реально ли?

  121. Кругосветное путешествие по памятникам животным

  122. "Кто мы? Какие мы?" Перепись учащихся школы

  123. Лабиринты — история, загадки и тайны

  124. Лавина — грозное явление природы

  125. Метеориты и астроблемы

  126. Миграционные процессы на планете: их причины и следствия

  127. Мир камня и живое прошлое Земли (на примере горных пород и окаменелостей)

  128. Мир топонимов: прошлое в настоящем

  129. Мир, в котором мы живем

  130. Мое кругосветное путешествие

  131. Мой край заповедный

  132. Моя малая родина. Привет тебе, любимый поселок!

  133. Моё увлечение — камни

  134. Навигация: прошлое и будущее

  135. Население нашей школьной страны

  136. Национальные блюда стран бывших союзных республик

  137. Национальные костюмы мира

  138. Необычные животные мира

  139. Необычные памятники нашего города

  140. Ориентирование на местности

  141. Пещеры. Красивейшие пещеры мира

  142. Пещеры. Красивейшие пещеры моей страны

  143. Пизанская и Невьянская башни

  144. Пирамиды мира

  145. Пирамиды – загадки из прошлого

  146. Пириты и их свойства

  147. По поселку с фотоаппаратом

  148. Полезные ископаемые

  149. Полезные ископаемые Земли и космоса

  150. Праздники, традиции и обычаи народов стран мира

  151. Праздники, традиции, обычаи народов России

  152. Путешествие в мир вулканов, цунами и землетрясений

  153. Приглашение в геологический музей

  154. Природные минеральные краски

  155. Природный газ

  156. Причины образования оврагов

  157. Профессия геолог

  158. Путеводитель по нашему району

  159. Путешествие в страну янтаря

  160. Путешествие в царствие минералов за аметистом

  161. Путешествие в царство минералов за пиритом

  162. Путешествие по городам и странам

  163. Путешествие по малой родине

  164. Путешествие по родной стране

  165. Путешествие по родному краю

  166. Путешествие по трем морям

  167. Развитие туризма в моем крае

  168. Разноцветные моря

  169. Рельеф нашей области

  170. Рождение планеты Земля

  171. Рожденные из соленой воды

  172. Русские имена на карте мира

  173. Семейка самоцветов

  174. Семь чудес света

  175. Семь чудес России

  176. Сколько нас? Какие мы?

  177. Современные способы ориентирования

  178. Сокровища Земли под охраной человечества

  179. Сокровища под ногами

  180. Солнечные часы

  181. Тайны песка

  182. Топонимика нашего края

  183. Удивительные минералы

  184. Флаг планеты Земля

  185. Форма Земли

  186. Фруктовые острова

  187. Цветные камни Урала

  188. Чай — от древности до наших дней

  189. Чароит — камень очарования

  190. Чем знаменито то место, где я живу

  191. Что заменит стрелку компаса?

  192. Что такое нефть и как она появилась на Земле?

  193. Что таят в себе вулканы?

  194. Этногеографическая мозаика моей семьи

  195. Куда девать мусор?

  196. Вода – источник жизни

  197. Достопримечательности родного поселка.

  198. Неизвестная Вселенная

  199. Путешествие на край Вселенной

  200. Уникальный животный мир Австралии

  201. Сибирь – царство вечного холода

  202. Загадки и тайны космоса

  203. Занимательная география растений

  204. География причесок стран мира

  205. Тайна Байкала

  206. Почему Россию считают богатой страной?

  207. Самые большие реки планеты

  208. География в домашнем холодильнике.

  209. Сказочная карта Европы

  210. Что у Земли внутри?

  211. Стихийные природные бедствия

  212. Особо охраняемые территории России

  213. География в стихах и литературных произведениях

  214. Соседи Солнца. Меркурий.

  215. Для чего нужна география

  216. Австралия Луиса Торреса

  217. География в нумизматике

  218. Неизвестный бог Ктулху

  219. Самые большие реки планеты

  220. Загадка снега и льда

  221. Виртуальная экскурсия по Плешаново

  222. Самые полноводные реки планеты

  223. Нумизматика в моей жизни

  224. Почему Россию считают богатой страной

  225. Рельеф Евразии

  226. Янтарь – слезы деревьев

  227. Достопримечательности Санкт Петербурга

Приложение 2


Критерии для оценки сформированности

коммуникативной компетентности


Уровень I (начальная школа)


1 балл

2 балла

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.


Критерии для оценки сформированности

информационной компетентности


Уровень I (начальная школа)


1 балл

2 балла

Поиск информации




Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого необходима эта информация.

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника.

Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации

Ученик изложил полученную информацию.

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащийся в изученном источнике информации.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.


Критерии для оценки сформированности

компетентности решения проблем


Уровень I (начальная школа)


1 балл

2 балла

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.

После завершения проекта ученик описал полученный продукт.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата



Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту.

Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.


Приложение 2

Отчёт о работе над проектом


1. Название проекта: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Почему я начал работу над проектом? __________________________________________________________________

3. Для чего я работал над проектом? __________________________________________________________________

4. Какой продукт я хотел получить? __________________________________________________________________

5. Как я работал над проектом:


Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос, затруднение

Консультант

Помощь































6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

__________________________________________________________________________________

7. Что нового я узнал, чему научился?

__________________________________________________________________________________

8. Мои впечатления от работы над проектом:

______________________________________________________________________


Приложение 3

Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом


Ученик:______________________________________________

Руководитель:_________________________________________

Название проекта_______________________________________

Помощь, оказанная ученику:

Решение проблем

Работа с информацией

Коммуникация

Дата

Содержание

Дата

Содержание

Дата

Содержание




























Приложение 4

Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей



Решение проблем Количество баллов: ______________


Проб-лема

1

Понимает проблему

2

Объясняет выбор проблемы





Целеполагание и планирование

1

Понимает цель

2

Ставит задачи





1

Рассказал о работе над проектом

2

Описал взаимосвязь своих действий





1

Описал готовый продукт

2

Описал ожидаемый продукт





Оценка результата

1

Отнёсся к полученному продукту

2

Аргументировал отношение к продукту





1

Высказал впечатление от работы

2

Назвал трудности в работе

Работа с информацией Количество баллов: ______________


Поиск информации

1

Задаёт вопросы по ходу работы

2

Задаёт вопросы при планировании





1

Получил информацию из источника

2

Зафиксировал полный объём информации (1 источник)





Обработка информации

1

Изложил информацию

2

Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание





1

Воспроизвел аргументы и вывод

2

Привёл пример, подтверждающий вывод





Коммуникация Количество баллов: ______________


Письм. ком-я

1

Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос)

2

Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос)





Устная коммуникация

1

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2

Речь соответствует норме, обращается к плану






Уточняющий вопрос


1

Повторил фрагмент выступления

2

Привёл дополнительную информацию





Продуктивная коммуникация

1

Следуют теме и процедуре

2

Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре





1

Высказываются, относятся к высказываниям

2

Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее





Всего баллов: ______________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности

Автор: Галкина Ольга Ивановна

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   по патриотическому направлению    Познай свой край "
    ["seo_title"] => string(90) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-patriotichieskomu-napravlieniiu-poznai-svoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "183991"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425984030"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Рабочая программа   внеурочной деятельности  младших школьников  « Я узнаю Россию». "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-ia-uznaiu-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "223863"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438179366"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2300 руб.
1870 руб.
2880 руб.
1260 руб.
1940 руб.
1790 руб.
2760 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства