kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Экология села"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение практических  навыков рационального природопльзования  как основы экологической культуры личности. Работая по этому плану школьники приобретут  практические знания по экологии  Одной из главныз задач курса является создать условия развития у учащихся  основ экологических знаний на основе краеведческого материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа элективного курса "Экология села" »

МКУО “Управление образования”

МО “Усть-Алданский улус (район)”

МБОУ “Тандинская СОШ”

















Программа элективного курса

“Экология села”



















Составитель: Федосеева

Евдокия Степановна,

учитель географии













с. Танда

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экология села» разработана в целях повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности сельских школьников.

Работая по данной программе, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.

Исследования по экологии своего села сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

Задачи программы:

• создать условия развития у учащихся основ экологических знаний на краеведческом материале;

• привлечь внимание учащихся к экологическим и социально-нравственным проблемам, существующим в родном селе

• научить учащихся проводить экологический мониторинг конкретного участка территории своего населенного пункта, обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;

• развитие умений работать с различными источниками информации: картами, справочниками, определителями, научной литературой, Интернет-ресурсами, периодическими изданиями;

• воспитывать чувство патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию своего родного села.

Программа предназначена для обучающихся 6-11 классов и рассчитана 1 раз в неделю по 2 часа (всего 65 часов), а также включает летний полевой практикум (20 часов). Она опирается на базовые знания учащихся по биологии, географии, экологии и физике.

Важной особенностью данной программы является то, что она построена с учетом сезонных природных изменений (времен года), а выбор направлений каждого раздела практической исследовательской деятельности определяется реальной возможностью изучения тех или иных объектов экомониторинга в природе. В соответствии с этим экологические исследования распределены по разделам «Осенний сезон исследований», «Зимний сезон исследований», «Весенний сезон исследований». «Летний полевой практикум» является заключительным этапом в комплексе экологических исследований, в случае невозможности его организации, итоговую работу по составлению экологического паспорта села следует перенести на конец учебного года.

Требования к результатам обучения

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ экологической этики и природоохранных действий;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.); эстетического отношения к живым объектам;

3) реализация принципа патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.

Метапредметными результатами освоения учащимися являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками эколого-краеведческой информации: находить информацию в различных источниках (текстах учебных пособий, научно-популярной литературе, определителях, словарях и справочниках, ресурсах Интернет и др.), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

3) развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами школьников являются:

- расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы родного края;

- овладение основами различных форм и методов экологического мониторинга;

- объяснение влияния экологических факторов среды на живые организмы на конкретных примерах своего местожительства;

- оценивание экологического состояния биоты, почв, водных объектов, воздуха родного села;

- овладение умениями наблюдать и описывать фенологические и метеорологические явления природы;

- выявление и описание источников загрязнения окружающей среды на территории своего села;

- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- наблюдение и определение видового разнообразия живых организмов, обитающих на территории своего местожительства;

- оценивание уровня социально-культурного развития села;

- формулирование комплексной оценки экологического состояния отдельных объектов села и всей его территории;

- овладение умениями оформления экологического паспорта своего населенного пункта;

- приведение доказательств необходимости принятия и соблюдения мер по улучшению экологического состояния среды своего населенного пункта.

Основное содержание курса

Введение

Введение в экологическое краеведение. Цель и задачи курса. Предмет экологического краеведения.

Краткая характеристика с.Танда . Особенности географического положения и природы. История заселения территории. Топонимика. Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав. Демографическая ситуация на современном этапе. Хозяйственная занятость населения. Важные природные и антропогенные объекты своего села.

Исследовательская работа в природе, формы и методы. Экологический мониторинг, его цели и задачи. Виды и методы биоиндикации.

Практические работы

Изучение топографической карты своего населенного пункта (или составление картосхемы села).

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Экскурсия «Разнообразие природы родного края».

Раздел 1. Осенний сезон исследований

Метеорологические явления осени. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Организация метеорологических и фенологических наблюдений. Анализ многолетних осенних метеорологических и фенологических наблюдений на территории села.

Растения села. Древесно-кустарниковые насаждения, их разнообразие и экологическое состояние. Осень в жизни растений и животных. Фотопериодические явления в жизни растений села. Методы экологического мониторинга состояния растительности населенного пункта. Анализ данных исследований экологического состояния растительности за несколько лет.

Водоемы села. Число и расположение природных водоемов на территории своего населенного пункта. Их происхождение и использование населением. Методы экологического мониторинга воды. Экологическое состояние водоемов села. Анализ данных исследований экологического состояния водоемов села

Практические работы

Оформление дневника метеорологических и фенологических наблюдений.

Составление кадастра древесно-кустарниковой растительности села. Оформление фотоальбома.

Оценка экологического состояния древостоя села.

Визуальная оценка экологического состояния пруда.

Определение качества воды из разных источников села.

Биологическое тестирование воды (семенами кресс-салата или ржи).

Экскурсия «Осенние фенологические явления в жизни растений и животных села».

Раздел 2. Зимний сезон исследований

Метеорологические явления зимы. Зима в жизни растений и животных. Анализ зимних метеорологических и фенологических наблюдений на территории села.

Экологическое состояние воздуха села. Источники загрязнения воздуха. Методы экологического мониторинга воздуха. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию хвойных растений. Лишайники на территории села. Лихеноиндикация. Запыленность воздуха. Снег как индикатор чистоты воздуха. Анализ данных исследований экологического состояния воздуха за несколько лет.

Шумовое загрязнение своего населенного пункта. Источники шума, его влияние на живые организмы. Методы мониторинга шумового загрязнения.

Практические работы

Биодиагностика чистоты воздуха по состоянию хвойных растений села.

Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации.

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ от автотранспорта на территории села.

Изучение влияния на состояние воздуха предприятий села (на примере котельной ЖКХ).

Анализ загрязнения воздуха по физико-химическим характеристикам снега.

Определение шумового загрязнения в различных пунктах села.

Экскурсия «Зимние фенологические явления в жизни растений и животных села».

Раздел 3. Весенний сезон исследований

Метеорологические явления весны. Весна в жизни растений и животных. Анализ многолетних весенних метеорологических и фенологических наблюдений на территории села. Раннецветущие растения своего населенного пункта.

Орнитофауна села. Многообразие и видовое разнообразие птиц на территории села. Методы изучения и учета птиц. Анализ данных исследований орнитофауны села за несколько лет.

Почвы села. Типы почв на территории села. Методы экологического мониторинга почвы. Растения – биоиндикаторы почвы. Растения – индикаторы плодородия, водного режима, кислотности почв. Анализ данных исследований экологического состояния почвы за несколько лет.

Экологические проблемы села. Проблема мусора и его утилизация в на территории села. Анализ данных состояния проблемы мусора в селе за несколько лет. Влияние весеннего пала (сжигания сухой травы) на живые организмы. Лесные пожары, их виды, причины и профилактика. Методы экологического мониторинга кострищ и свалок. Анализ данных по числу и причинам пожаров на территории своего населенного пункта за последние годы.

Практические работы

Исследование раннецветущих растений села. Оформление фотоальбома.

Изучение орнитофауны села маршрутным методом. Оформление фотоальбома.

Фитоиндикация почв села по преобладающей растительности.

Влияние весеннего пала на видовой состав луговой растительности.

Оценка состояния загрязненности территории села твердыми бытовыми отходами.

Исследование состояния проблемы утилизации мусора в селе.

Экскурсия «Весенние фенологические явления в жизни растений и животных села».

Раздел 4. Летний полевой практикум

Практические работы

Составление кадастра травянистых растений села. Оформление фотоальбома.

Изучение наземных беспозвоночных своего населенного пункта. Оформление фотоальбома.

Гидробиологическое исследование пруда.

Фаунистическая биоиндикация почвы (учет численности дождевых червей на различных участках придорожной полосы).

Окончательное оформление результатов экологических исследований своего населенного пункта в виде «Экологического паспорта села».































Литература

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

6. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.П.Мелехова, Е.И.Егорова, Т.И.Евсеева и др.; под ред. О.М.Мелеховой и Е.И.Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии /Н.А.Голубкина. – М.: ФОРУМ, 2009.

9. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя / Т.Б. Державина. – М.: Мнемозина, 2010.

10. Дунаев Е.А. Методы эколого-энтомологических исследований. – М.: МосгорСЮН, 1997.

11. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений /А.Т.Зверев. Отв. ред. Ю.Б. Королев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

12. Каплан Б.М. Изучение лесной растительности. – М.: Лесная страна, 2009.

13. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России /Е.Ю.Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 2004.

14. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки /Е.Ю.Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 2004.

16. Кулеш В.Ф. Практикум по экологии: учеб. пособие /В.Ф.Кулеш, В..Маврищев. – Минск: Выш. шк., 2007.

17. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009.

18. Ласуков Р.Ю. Птицы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009.

19. Маврищев В.В. Экскурсии в природу. Лес: учеб пособие / В.В.Маврищев. – Минск: Выш. шк., 2009.

20. Мозолевская Е.Г. Лесные насекомые и методы их исследования: Учебное пособие для юных натуралистов. – М.: Лесная страна, 2010.

24. Федоров Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

25. Харитонов Н.П. Исследуем природу: Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. – М.: МИОО; Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2008.

26. Чертопруд М.В., Чертопруд Е.С. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра Европейской России. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011.

28. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие /Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
программа элективного курса "Экология села"

Автор: Федосеева Евдокия Степановна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «Экологическая ситуация села Антипаюта» "
    ["seo_title"] => string(74) "programma-eliektivnogo-kursa-ekologhichieskaia-situatsiia-siela-antipaiuta"
    ["file_id"] => string(6) "213677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432118304"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Экология родного села"
    ["seo_title"] => string(23) "ekologhiiarodnoghosiela"
    ["file_id"] => string(6) "289559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454838056"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) ""Сохранение и укрепление здоровья учащихся в условиях новой образовательной среды" "
    ["seo_title"] => string(97) "sokhranieniie-i-ukrieplieniie-zdorov-ia-uchashchikhsia-v-usloviiakh-novoi-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "136686"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417167316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства