Пояснительная записка
Цели:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Нормативно-правовые документы
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федерального Закона от 29.12.12 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
- Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).
Приказа Управления образования и науки Липецкой области №385 от 23.04.2014г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»;
Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 29.08.2014г. №66
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
Учебного плана филиала МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Ивановка на 2014-2015 учебный год
.
Рабочая программа курса «География. Материки и океаны». 7 класс разработана на основе
- авторской программы по географии для 7 класса общеобразовательных учреждений. Е.М. Домогацких. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Обоснование выбора данной программы:
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле и в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего отечества.
Определение места и роли учебного курса
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования отводит в 7 классе 70 часов (2 учебных часа в неделю)
Количество учебных часов
Всего – 70часов, в неделю – 2 часа
Практических работ - 48, из них оценочных - 12
Формы организации образовательного процесса:
в учебной деятельности учащихся использую комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Технологии обучения
С целью развития познавательного интереса учащихся к предмету «География. Материки и океаны», повышения степени их обученности и усвоения обязательного базового уровня использую технологию обучения в сотрудничестве (работу в группах и парах); проблемное обучение; перспективно – опережающее обучение; исследовательское обучение; информационные технологии.
Механизмом формирования ключевых компетенций обучающихся являются использование различных источников информации, поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Виды и формы контроля определяются локальными актами образовательного учреждения.
В результате изучения географии ученик должен
Знать (понимать):
географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
географию крупнейших народов Земли.
Уметь:
давать характеристики материков и океанов;
характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
определять географическое положение природных объектов.
Используемый УМК:
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. В двух частях. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2009. – 280с и 256 с.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны». 7 класс. В двух частях. – М.: Русское слово, 2010.
Атлас. География. 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.
Содержание
Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (19 часов)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров, атолл
Учащиеся должны знать:
-предмет изучения географии материков и океанов, практическое значение географических знаний;
- соотношение суши и океана на Земле;
- виды островов по происхождению
Учащиеся должны уметь:
-называть и показывать материки и океаны, части света, не менее 10 крупных островов;
- называть и показывать страны, территория которых расположена на двух материках, в двух частях света, в нескольких полушариях
Тема 2. Литосфера - подвижная твердь (5часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Практические работы: №1 Установить закономерности размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и строения земной коры.
№2 Составление таблицы «Формирование рельефа под воздействием эндогенных сил».
№3 -№4 Нанесение на к/к крупных равнин и горных систем.
Учащиеся должны
знать:
-отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической;
объяснять:
-существенные признаки понятий «платформа», «рельеф»;
-образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов;
показывать:
- крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;
прогнозировать:
-изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит
Тема 3. Атмосфера - воздушный океан (3 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы. №5. Анализ карты климатических поясов и областей Земли.
№ 6. Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс».
№ 7. Анализ карты климатических поясов.
Учащиеся должны называть и показывать:
- климатообразующие факторы, климатические пояса, основные воздушные массы, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
- определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков;
описывать: общую циркуляцию атмосферы
объяснять: понятия масса», «пассаты»; влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека; свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле
Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Практические работы: №8 Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
№9 Нанесение на к/к крупных течений.
№10. Обозначение на к/к природных богатств океана.
Учащиеся должны называть и показывать:
океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей;
объяснять: роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана
Тема 5. Геосфера – живой механизм (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилей.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии- В. В. Докучаев
Практические работы. №11 Анализ карты природных зон.
№12 Составление прогноза «Изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности».
Учащиеся должны называть:
-границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле свойства географической оболочки;
описывать: по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса;
объяснять: влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности;
прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.
-
Тема 6. Человек разумный (4 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия,
Учащиеся должны называть и показывать:
предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки,- мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны и их столицы.
Раздел 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (45 часов)
Тема 1. Африка – материк коротких теней (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.С. Гумилев,
Практические работы. №13 Определение ФГП материка.
№14 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
№15 Чтение климатических диаграмм.
№16 Характеристика речной системы. Обозначение на к/к крупных рек и озер.
№17 Составление характеристики природных зон. Обозначение на к/к природных зон.
№18 Выявление связи между ГП, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Африки.
№19 Описание географического положения страны.
№20 Описание страны.
Учащиеся должны знать :
- определение понятия «ФГП материка», особенности ФГП Африки,
-вклад зарубежных и русских путешественников в открытие и исследование материка,
-особенности внутреннего строения и размещение основных форм рельефа материка,
-климатообразующие факторы материка,
- характеристику климатических поясов материка,
- основные речные системы, озёра Африки, их зависимость от климата, рельефа,
- природные зоны Африки, их особенности,
- численность и размещение населения Африки,
- коренное и пришлое население континента,
-крупнейшие по территории и населению страны Африки,
- характеристику стран Северной Африки, Судана и Центральной Африки, стран Восточной Африки.
Учащиеся должны уметь:
- охарактеризовать физическую, климатическую, природных зон карты Африки,
-определять ФГП материка, координаты крайних точек,
- называть и показывать на карте основные орографические объекты Африки,
-сравнивать разные климатические пояса Африки,
-определять тип климата по климатограммам,
-называть и показывать на карте основные речные системы и озера Африки,
-называть и показывать на карте размещение природных зон материка,
-объяснять влияние человека на состояние природы Африки;
-называть и показывать на карте крупнейшие по численности населению и площади территории страны континента,
- определять по комплексной карте основные виды хозяйственной деятельности на территории стран материка.
-составлять, пользуясь картами и планом, физико-географическую характеристику страны материка.
Тема 2. Австралия -маленький великан (6 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Дж. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практические работы. №21 Сравнение ФГП Австралии и Африки.
№22 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых, крупных рек и озер.
№23 Описание природной зоны.
№24 Описание географического положения страны.
№25 Описание географического положения страны
Учащиеся должны знать:
-особенности ФГП Австралии, Океании,
-вклад зарубежных и русских путешественников в открытие и исследование материка,
-особенности внутреннего строения и размещение основных форм рельефа материка,
-климатообразующие факторы материка,
- характеристику климатических поясов материка,
- основные речные системы, озёра Австралии, их зависимость от климата, рельефа,
- природные зоны Австралии, их особенности,
- численность и размещение населения Австралии,
- коренное и пришлое население континента,
-ведущие отрасли хозяйства Австралии,
- характеристику Океании.
Учащиеся должны уметь:
-сравнивать ФГП Африки и Австралии,
- охарактеризовать физическую, климатическую, природных зон Австралии,
-определять ФГП материка, координаты крайних точек,
- называть и показывать на карте основные орографические объекты Австралии,
-сравнивать разные климатические пояса материка,
-определять тип климата по климатограммам,
-называть и показывать на карте основные речные системы и озера Австралии,
-называть и показывать на карте размещение природных зон материка, объяснять уникальность органического мира континента,
-объяснять влияние человека на состояние природы Австралии;
-называть и показывать на карте крупнейшие по численности населению и площади территории страны континента,
- определять по комплексной карте основные виды хозяйственной деятельности на территории материка.
Тема 3. Антарктида – холодное сердце (3 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ж.С. Дюмон-Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Практические работы. .№26. Определение ФГП материка.
№27 Описание природного комплекса Антарктиды
Учащиеся должны знать:
-особенности ФГП Антарктиды,
-вклад зарубежных и русских путешественников в открытие и исследование материка,
-особенности внутреннего строения и размещение основных форм рельефа материка,
-климатообразующие факторы материка,
- характеристику климатических поясов материка,
- природные зоны Антарктиды, их особенности. Уникальность органического мира континента.
Учащиеся должны уметь:
-сравнивать ФГП Северной Америки, Южной Америки, Африки и Австралии,
- охарактеризовать физическую, климатическую, природных зон Северной Америки,
-определять ФГП материка, координаты крайних точек,
- называть и показывать на карте основные орографические объекты Северной Америки,
-сравнивать разные климатические пояса материка,
-определять тип климата по климатограммам,
-объяснять необходимость развития международного сотрудничества в процессе изучения и сохранения природы Антарктиды.
Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольдт, X. Колумб.
Практические работы. №28 Определение ФГП материка.
№29 Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. №30 Чтение климатических диаграмм.
№31 Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
№32 Характеристика природной зоны.
№33 Описание одной из стран материка (по выбору)
Учащиеся должны знать:
-особенности ФГП Южной Америки,
-вклад зарубежных и русских путешественников в открытие и исследование материка,
-особенности внутреннего строения и размещение основных форм рельефа материка,
-климатообразующие факторы материка,
- характеристику климатических поясов материка,
- основные речные системы, озёра Южной Америки, их зависимость от климата, рельефа,
- природные зоны Южной Америки, их особенности,
- численность и размещение населения Южной Америки,
- коренное и пришлое население континента, национальный состав населения континента,
- крупнейшие страны материка
-ведущие отрасли хозяйства в странах Южной Америки ,
- характеристику стран Востока материка, Андских стран,
-влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природы материка.
Учащиеся должны уметь:
-сравнивать ФГП Южной Америки, Африки и Австралии,
- охарактеризовать физическую, климатическую, природных зон Южной Америки,
-определять ФГП материка, координаты крайних точек,
- называть и показывать на карте основные орографические объекты Южной Америки,
-сравнивать разные климатические пояса материка,
-определять тип климата по климатограммам,
-называть и показывать на карте основные речные системы и озера Южной Америки,
-называть и показывать на карте размещение природных зон материка, объяснять особенности органического мира континента,
-объяснять влияние человека на состояние природы Южной Америки;
-называть и показывать на карте крупнейшие по численности населению и площади территории страны континента,
- определять по комплексной карте основные виды хозяйственной деятельности на территории материка.
-составлять, пользуясь картами и планом, физико-географическую характеристику страны материка.
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры - главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
Практические работы. №34 Определение ФГП материка.
№35 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
№36 Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. .
№37 Характеристика речной системы. Обозначение на к/к крупных рек и озер.
№38 Описание природной зоны.
№39 Составление описания путешествия по одной из стран континента .
Учащиеся должны знать:
-особенности ФГП Северной Америки,
-вклад зарубежных и русских путешественников в открытие и исследование материка,
-особенности внутреннего строения и размещение основных форм рельефа материка,
-климатообразующие факторы материка,
- характеристику климатических поясов материка,
- основные речные системы, озёра Северной Америки, их зависимость от климата, рельефа,
- природные зоны Северной Америки, их особенности,
- численность и размещение населения Северной Америки, основные этапы его формирования,
- коренное и пришлое население континента, национальный состав населения континента,
- крупнейшие страны материка
-ведущие отрасли хозяйства в странах Северной Америки ,
- характеристику стран северной и средней части материка, США, Мексики.
-влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природы материка.
Учащиеся должны уметь:
-сравнивать ФГП Северной Америки, Южной Америки, Африки и Австралии,
- охарактеризовать физическую, климатическую, природных зон Северной Америки,
-определять ФГП материка, координаты крайних точек,
- называть и показывать на карте основные орографические объекты Северной Америки,
-сравнивать разные климатические пояса материка,
-определять тип климата по климатограммам,
-называть и показывать на карте основные речные системы и озера Северной Америки,
-называть и показывать на карте размещение природных зон материка, объяснять особенности органического мира континента,
-объяснять влияние человека на состояние природы Северной Америки;
-называть и показывать на карте крупнейшие по численности населению и площади территории страны континента,
- определять по комплексной карте основные виды хозяйственной деятельности на территории материка.
-составлять, пользуясь картами и планом, физико-географическую характеристику страны материка.
Тема 6. Евразия – музей природы планеты Земля (11 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев.
Практические работы. №40 Определение ФГП материка.
№41 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
№42 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
№43 Обозначение на к/к крупных рек и озер. Характеристика речной системы.
№44 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
№45-№47 Описание географического положения страны.
Учащиеся должны знать:
-особенности ФГП Евразии,
-вклад русских путешественников в открытие и исследование материка,
-особенности внутреннего строения и размещение основных форм рельефа материка,
-климатообразующие факторы материка,
- характеристику климатических поясов материка,
- основные речные системы, озёра Евразии, их зависимость от климата, рельефа,
- природные зоны Евразии, их особенности,
- численность и размещение населения Евразии, основные этапы его формирования,
- коренное и пришлое население континента, национальный состав населения континента,
- крупнейшие страны материка.
-ведущие отрасли хозяйства в регионах и странах Евразии ,
- характеристику стран Европы и Азии .
-влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природы материка;
Учащиеся должны уметь:
-сравнивать ФГП Евразии и Северной Америки,
- охарактеризовать физическую, климатическую, природных зон Евразии,
-определять ФГП материка, координаты крайних точек,
- называть и показывать на карте основные орографические объекты Евразии,
-сравнивать разные климатические пояса материка,
-определять тип климата по климатограммам,
-называть и показывать на карте основные речные системы и озера Евразии,
-называть и показывать на карте размещение природных зон материка, объяснять разнообразие органического мира континента,
-объяснять влияние человека на состояние природы Евразии;
-называть и показывать на карте крупнейшие по численности населению и площади территории страны континента,
- определять по комплексной карте основные виды хозяйственной деятельности на территории материка.
-составлять, пользуясь картами и планом, физико-географическую
характеристику страны материка.
Раздел 3. Земля - наш дом (2 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема
Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский
Практические работа №48 Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления.
Учащиеся должны уметь:
называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО;
объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств ив деле охраны природы;
прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.
Повторение (2часа)
Резерв – 2 часа
Требования к уровню подготовки учащихся по географии, заканчивающих 7 класс
В результате изучения географии ученик должен:
Знать:
- предмет изучения географии. Части света. Карты материков.
- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;
- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
- строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
- климатообразующие факторы, типы климатических поясов.
- Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.
- гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.
- особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.
- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;
- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;
- особенности климата материка;
- основные речные системы, озера материка;
- особенности природных зон материка;
- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;
- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
- этапы развития географической оболочки;
- как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.
Уметь:
- читать и анализировать географические карты;
- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;
- называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.
- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».
- объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику
- описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.
- анализировать карту природных зон;
- показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы.
- показывать океаны и их части на карте.
- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;
- показывать внутренние воды на карте;
- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;
- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.
- называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами;
- объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу.
Литература и средства обучения
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. В двух частях. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2009. – 280с и 256 с.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны». 7 класс. В двух частях. – М.: Русское слово, 2010.
3. Атлас. География. 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.
4. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.
5. Материалы сайтов: *«Открытый класс»
*«Педсовет»
*«Первое сентября»
*«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://school-collection.edu.ru/
4. Карты разного масштаба и разной тематики, таблицы, картин
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | в т.ч. практических работ |
Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ | 19 | 12 |
Введение | 1 | - |
Литосфера – подвижная твердь | 5 | 4 |
Атмосфера - воздушный океан | 3 | 3 |
Мировой океан – синяя бездна | 4 | 3 |
Геосфера – живой механизм | 2 | 2 |
Человек разумный | 4 | - |
| | |
Раздел 2. Материки планеты Земля | 45 | 36 |
Африка – материк коротких теней | 9 | 8 |
Австралия-маленький великан | 6 | 5 |
Антарктида – холодное сердце | 3 | 2 |
Южная Америка – материк чудес | 8 | 5 |
Северная Америка – знакомый незнакомец | 8 | 6 |
Евразия- материк чудес | 11 | 8 |
Раздел 3. Земля - наш дом | 2 | 1 |
Повторение | 2 | - |
Резерв | 2 | - |
Всего | 70 | 48 |
Всего уроков 70, практических работ - 48, из них 12 оценочных
Оценочные практические работы
№8 Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек
Тема «Африка»
№13 Определение ФГП материка
№14 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Тема «Австралия»
№21 Сравнение ФГП Австралии и Африки
Тема «Южная Америка»
№29 Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки
№31 Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки
№33 Описание одной из стран материка (по выбору)
Тема «Северная Америка»
№36 Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения
№39Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования)
Тема «Евразия»
№42 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей
№44 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
№ 47Описание географического положения страны