kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности рабочей программы учителя в свете требований ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме "Особенности рабочей программы учителя в свете требований ФГОС" написана на основе собственного опыта как размышление о новшествах рабочей программы по требованиям ФГОС. Также автор приводит в качестве примера собственное тематическое планирование и рабочую программу по географии для 5 класса к УМК Алексеева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности рабочей программы учителя в свете требований ФГОС »

Особенности рабочей программы учителя географии в 5 классе в свете требований ФГОС

Ответственность учителя в преподавании предмета всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС она существенно возрастает. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:

- разработка (корректировка) рабочих программ по учебным предметам

- выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий)

- разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ

- отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные методы обучения и т.д.

- разработка для своего класса программы развития и воспитания

- внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио)

Требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего положениям стандарта.

Несомненно, такая работа начинается с разработки рабочей программы учителя по предмету. Существуют печатные готовые рабочие программы к УМК. Однако, каждое образовательное учреждение имеет свой локальный акт-«Положение о рабочей программе учителя».В связи с этим, учителю-предметнику необходимо самостоятельно разрабатывать рабочие программы с учетом особенностей локальных актов, особенностей обучающихся. Приходится также изменить и календарно-тематическое планирование: отличие стандартов нового поколения - их ориентация на результат образования, и оно стало включать в себя не только название раздела, темы, предполагаемый результат, повторение, контроль, но и для каждой темы планируемый результат – УУД. Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Молодому специалисту подчас непросто ориентироваться в такой трудоемкой работе, учесть все требования нормативной базы. Хочу в помощь молодым коллегам предложить вариант рабочей программы по географии для 5 класса по учебнику А.И.Алексеева. Конечно, это не истина в последней инстанции, но кому-то данная программа может помочь в качестве толчка для собственного творчества.

Пояснительная записка.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева

Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания.Кроме того, география-это единственная наука,которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным)подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Цели географии:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.




Общая характеристика курса географии.


География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.


Место географии в базисном учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа ( 1 час в неделю).

В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.


Результаты освоения курса географии

Личностными результатами обучения географии является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результами освоения географии являются:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметными результатами освоения географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Содержание курса географии

География Земли.


Раздел 1. Источники географической информации.


Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


Раздел 2. Природа Земли и человек.


Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.


Раздел 3. Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.


1

Что такое география


Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира


Познавательные

Умение определять основные понятия,строить логическое рассуждение, смысловое чтение

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей



-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;



Определять значение географических знаний в современной жизни. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Установить основные приемы работы с учебником.

2.

Развитие географических знаний о Земле

Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира

Познавательные

Умение строить логическое рассуждение,делать выводы,смысловое чтение

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения



Коммуникативные

Владение устной и письменной речью


Выявлять изменения географических представлений у людей в древности

3.

Выдающиеся географические открытия



Формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира

Познавательные

Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи ,делать выводы, развитие компетентности в области использования ИКТ

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Коммуникативные

умение работать индивидуально и в группе


Выявлять изменения географических представлений у людей в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

4.

География сегодня.

Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира ,их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.






Познавательные

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение.

Формирование и развитие экологического мышления

Регулятивные

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные

Умение формулировать, аргументировать свое мнение

Определять значение современных географических  исследований для жизни общества.

Выделять и анализировать

источники географической информации.

Оценивать

роль космических  исследований и геоинформационных систем для развития географии.

5.

Контрольная работа №1 по теме

« Развитие географических знаний о Земле»






Знание понятийного аппарата по теме

Познавательные

Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи ,делать выводы

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки Коммуникативные

Владение устной и письменной речью


Систематизируют информацию по теме, закрепляют навыки оценочно-рефлексивной деятельности

Земля – планета Солнечной системы – 5 ч


6.

Мы во Вселенной






Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.

Познавательные

Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи,делать выводы

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Коммуникативные

умение работать индивидуально и в группе

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;


Приводить доказательства тому, что Земля-одна из планет Солнечной системы

7.

Движение Земли.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Познавательные

Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы ,применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Коммуникативные

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками


Выявлять  зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.  Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

8.

Пояса освещённости.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Познавательные

Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи ,делать выводы, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.



Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Коммуникативные

умение работать индивидуально и в группе


Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца ( схема «Орбитальное движение Земли»), описывать особенности движения Земли по орбите.


9.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Познавательные

Умение определять понятия, причинно-следственные связи ,делать выводы, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Коммуникативные

умение работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца ( схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.


10

Контрольная работа № 2 по теме

«Земля – планета Солнечной системы»

Знание понятийного аппарата по теме

Познавательные

Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи ,делать выводы

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки Коммуникативные

Владение устной и письменной речью

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и учитываю-щего многообра-зие современ-ного мира;

Систематизируют информацию по теме, закрепляют навыки оценочно-рефлексивной деятельности

План и карта – 10 ч.

11.

Ориентирование на местности. План местности.

Овладение основами картографической грамотности

Познавательные

Умение определять понятия, развитие компетентности в области использования ИКТ

Регулятивные

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Коммуникативные

Владение устной и письменной речью


-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;






Определять

направление  по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам» .

Определять  азимут. 

Читать простейшие планы местности.

Выявлять особенности плана местности.

12

Масштаб и его виды.

. Овладение основами картографической грамотности

Познавательные

Умение определять понятия, применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности


Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.


13

Практическая работа №1

«Определение масштаба»

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации,овладение элементарными практическими умениями использования инструментов

Познавательные

Умение применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности


Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

 Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков и масштабу

14

Изображение земной поверхности на плоскости.


Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов

Познавательные

Умение классифицировать

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для планирования и регуляции своей деятельности



Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты.Измерять расстояния,определять направления и высоты на местности и на плане.

15

Практическая работа №2

«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»


Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов. Овладение основами картографической грамотности

Познавательные

Умение определять понятия, применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе


Решать практические

задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга. Составлять простейший план местности

16

Географическая карта – особый источник информации.

Овладение основами картографической грамотности.

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать,строить логическое рассуждение

Регулятивные

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Коммуникативные

Владение устной и письменной речью


Сравнивать планы местности и географические карты.Определять направления на глобусе.Выделять основные свойства карты.Систематизировать карты атласа по охвату территории,масштабу,содержанию.

17

Градусная сетка.

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

Познавательные

умение определять понятия, устанавливать аналогии

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе



Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки.

Определять  по картам направления и измерять расстояния.


18

Географическая широта.

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

Познавательные

умение определять понятия, устанавливать аналогии

Регулятивные

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Коммуникативные

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками



Определять по картам географическую широту объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географической широте.


19

Географическая долгота.

Географические координаты.

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения


Познавательные

Умение применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе



Определять географические координаты объектов на карте.


20

Практическая работа №3 «Решение задач по плану и карте.»

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

Познавательные

Умение применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач

Регулятивные

Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе



Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью масштаба. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте.Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

21

Контрольная работа №3 по теме

« План и карта»

Знание понятийного аппарата по теме

Познавательные

Умение определять понятия, делать выводы

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки Коммуникативные

Владение устной и письменной речью


Систематизируют информацию по теме, закрепляют навыки оценочно-рефлексивной деятельности

Человек на Земле – 3 ч.

22

Заселение человеком Земли

Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

Познавательные

Умение определять понятия, развитие компетентности в области использования ИКТ

Регулятивные

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Коммуникативные

Владение устной и письменной речью


-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути

его расселения поЗемле.

Систематизировть  информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

23

Расы и народы.

Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах

Познавательные

Умение определять понятия, классифицировать,

строить умозаключение

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Коммуникативные

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


Выявлять

внешние признаки людей различных рас.

Анализирвать различные источники  информации  с целью выявления

регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано  отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле.

24

Практическая работа

«Многообразие стран мира.»

Овладение основными навыками нахождения,использования и презентации географической информации.

Познавательные

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Регулятивные

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Коммуникативные

Умение осознанно пользовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации


Находит и показывать

на карте свою страну,республику

Находить на политической карте страны-

соседи, наиболее крупные и известные страны мира.

Сравнивать страны по величине территории, расположению.

Систематизровать новую информацию.

Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.

25

Земная кора и литосфера.


Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени


Познавательные

Умение определять понятия

Регулятивные

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит

26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.


Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

Познавательные

Умение определять понятия, классифицировать

Регулятивные

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Коммуникативные

Владение устной и письменной речью



Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции.Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 


27

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие

Формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира.

Познавательные

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Коммуникативные

Умение осознанно пользовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации



Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.


28

Землетрясение и вулканизм.

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде


Познавательные

Формирование и развитие экологического мышления

Регулятивные

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе


Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

 


29

Рельеф Земли. Равнины.

. Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Умение определять понятия,устанавливать аналогии,делать выводы

Регулятивные

Умение соотностить свои действия с планируемыми результатами

Коммуникативные

Умение осознанно пользовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации




Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России,особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте.Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

30

Рельеф Земли. Горы.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения

Познавательные

Умение определять понятия,устанавливать аналогии,делать выводы

Регулятивные

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе



Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

31

Творческий проект

« Скульптурный портрет планеты»

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Познавательные

Умение определять понятия,устанавливать аналогии,делать выводы

Регулятивные

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками



Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек,гор и т.д.)Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

32

Защита творческого проекта.

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Познавательные

Умение строить умозаключение,делать выводы,ИКТ-компетенции

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками



Презентация творческих проектов.

33.

Человек и литосфера.

Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира ,их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.



Познавательные

Формирование и развитие экологического мышления

Регулятивные

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные

Умение работать индивидуально и в группе



Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

34.

Итоговая контрольная работа

Знание основных понятий,умение применять знания для решения практических задач

Познавательные

Умение определять понятия, делать выводы

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки

Коммуникативные

Владение устной и письменной речью



Систематизируют информацию по теме, закрепляют навыки оценочно-рефлексивной деятельности





















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.



Учебники и УМК

  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

География 5 – 6 класс Москва « Просвящение» 2012 г.

  1. В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 классМосква « Просвящение» 2012 г.

  2. В.В. Николина География Поурочные разработки5 – 6 классМосква « Просвящение» 2012 г.


Литература для учителя и обучающихся

  1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

  2. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

  3. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

  4. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

  5. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

  6. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

  7. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

  8. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

  9. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

10.Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus



Планируемые результаты изучения учебного предмета



Выпускник 5 класса научится:

1.  Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

6.  Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

7.  Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

8.  Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

9.  Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

1. Работать с различными источниками географической информации и приборами;

2.  Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4.  Строить простые планы местности;

5.  Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

6.  Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

7.  Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.




Метапредметные результаты


  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  9. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Личностные результаты:


  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности рабочей программы учителя в свете требований ФГОС

Автор: Русских Ольга Рудольфовна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchitielia-nachal-nykh-klassov-triebovaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "143186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418471702"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403261919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства