kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить особенности химической промышленности.

Задачи:

    • рассмотреть особенности химической промышленности России;
    • показать ее значение в экономике России;
    • раскрыть особенности состава химической промышленности;
    • продолжить формирование умений, анализировать, выявлять причинно – следственные связи;  
    • находить отрасли, выпускаемую продукцию;
    • продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения схем, таблиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии»









Конспект

урока по географии

9 класс.





Тема урока:

«ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ.

СОСТАВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»









Подготовила:

Учитель географии – Исмаилова Саира Нурмагомедовна


МКОУ «СОШ №4»





Тема урока: «Химико-лесной комплекс России.

Состав химической промышленности»



Цель урока: изучить особенности химической промышленности.

Задачи:

    • рассмотреть особенности химической промышленности России;

    • показать ее значение в экономике России;

    • раскрыть особенности состава химической промышленности;

    • продолжить формирование умений, анализировать, выявлять причинно – следственные связи;

    • находить отрасли, выпускаемую продукцию;

    • продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения схем, таблиц.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа.

Оборудование: карта химической промышленности России; карты атласа, учебник географии Ром В.Я, Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Тест: Металлургический комплекс

Вариант 1.

1. Основные продукты черной металлургии

А. алюминий и сталь Б. сталь и чугун В. чугун и железо

2. Бездоменная технология используется на металлургических заводах в городах

А. Липецк и Электросталь Б. Старый Оскол В. Магнитогорск и Старый Оскол

3. Дополните

Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называется …

4. Расположите металлургические базы России по мере увеличения имеющихся запасов железных руд

А. Уральская Б. Центральная В. Сибирская

5. При размещении металлургических комбинатов полного цикла важна прежде всего близость:

А. потребителя и источников энергии Б. источников энергии и топлива

В. источников топлива и сырья Г. источников сырья и воды

6. Установите соответствие:

Металлургическая база Центры

А. Центральная 1) Новотроицк, Магнитогорск

Б. Сибирская 2) Череповец, Липецк

В. Уральская 3) Новокузнецк

7. Заводы Уральской металлургической базы используют:

А. собственное сырье и топливо Б. собственное сырье и привозное топливо

В. привозное сырье и собственное топливо Г. привозное сырье и топливо

8. Особенностью руд цветных металлов по сравнению с черными является

А. меньшая глубина залегания Б. комплексность В. большие запасы

9. Дополните

Комбинаты с последовательной переработкой сырья свойственны …………….. металлургии.

10. К местам дешевой электроэнергии тяготеет производство:

А. алюминия и меди Б. меди и титана В. титана и магния Г. магния и марганца

11. Главными районами цветной металлургии в России являются

А. Урал и Восточная Сибирь Б. Восточная Сибирь и Поволжье В. Поволжье и Дальний Восток

12. Кризисные явления в России в наименьшей степени затронули

А. золотодобывающую промышленность Б. медную промышленность

В. алюминиевую промышленность Г. оловянную промышленность

Вариант 2.

1. Основные продукты цветной металлургии

А. железо и медь Б. медь и алюминий В. алюминий и сталь Г. сталь и бронза

2. При бездоменной технологии получения металла отсутствует стадия производства:

А. чугуна Б. стали В. проката

3. Размещение предприятий черной металлургии по территории России характеризуется:

А. относительной равномерностью Б. высокой степенью концентрации производства

4. Расположите металлургические базы России по мере уменьшения имеющихся запасов железных руд

А. Уральская Б. Центральная В. Сибирская

5. Главным фактором размещения металлургических комбинатов полного цикла является наличие:

А. дешевой электроэнергии и топлива Б. топлива и сырья

В. сырья и потребителя Г. потребителя и дешевой рабочей силы

6. Установите соответствие:

Металлургическая база Центры

А. Центральная 1) Нижний Тагил, Челябинск

Б. Сибирская 2) Череповец, Липецк

В. Уральская 3) Новокузнецк

7. Заводы Сибирской металлургической базы используют:

А. собственное сырье и топливо Б. собственное сырье и привозное топливо

В. привозное сырье и собственное топливо Г. привозное сырье и топливо

8. Особенностью руд цветных металлов по сравнению с черными является

А. меньшая глубина залегания Б. более низкое содержание металла в руде

9. Дополните

Комбинаты с комплексной переработкой сырья свойственны …………….. металлургии

10. К районам добычи сырья тяготеет производство:

А. алюминия и меди Б. меди и никеля В. алюминия и никеля

11. Главными районами цветной металлургии в России являются

А. Урал и Центральная Россия

Б. Восточная Сибирь и Урал

В. Центральная Россия и Восточная Сибирь

12. Из продуктов цветной металлургии России наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются:

А. золото Б. алюминий Г. олово


III. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового комплекса производящего конструкционные материалы – химико-лесного.

Он состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.

Нам с вами предстоит изучить особенности химической промышленности, ее состав и значение в экономике России.


Как я уже сказала химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.

  • Как вы думаете, что объединяет эти две совершенно разные отрасли в один комплекс?

Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.

История возникновения химической промышленности (Сообщение учащихся)

Бурно развивающаяся химическая промышленность  выражает широкое применение продуктов своей деятельности во многих сферах производства и потребления и является одной из главенствующих отраслей народнохозяйственной индустрии и тяжелой промышленности в частности. Ведь «химия» – это наука, изучающая превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава или строения.

Химические процессы получения металлов из руд, крашение тканей и выделка кожи использовались человечеством еще на заре его культурной жизни. В  III – IV веке родилась алхимия, с помощью которой освоен процесс превращения неблагородных металлов в благородные. А со времен эпохи Возрождения химические исследования стали все в большей степени применять для практических целей – в металлургии, стеклопроизводстве, керамике и т.д.

Человек в своей жизнедеятельности чрезвычайно тесно повязан с химией путем применения продуктов, получаемых в конечном результате. В  1791 году француз Леблан из имеющегося в наличии сырья – каменной соли, угля и известняка – выработал способ получения соды, что и послужило отсчетом рождения химической промышленности.

Химическая отрасль начала выделяться в отдельное специфическое направление производства вместе с началом промышленного переворота. Именно в этот период начали появляться первые заводы по производству серной кислоты, которая является одной из важнейшей минеральных кислот, применяемых человеком. С середины 18 века начали строиться первые химические заводы в Великобритании, Франции, России и Германии. Кроме производства серной кислоты, эти фабрики занимались выработкой кальцинированной соды, необходимой для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности. В середине 19 века появились заводы искусственных удобрений для сельского хозяйства.

Великобритания, имевшая необходимые сырьевые связи и высокий уровень развития промышленности была мировым лидером в химическом производстве до конца столетия. На рубеже 19-20 вв. пальму первенства захватила Германия, но уже в 20-е годы окончательным фаворитом химической индустрии стали США. Богатые запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть и мощный внутренний рынок до сих позволяет американцам успешно конкурировать со странами ЕС, Азии и Россией.

Наша страна по объёму производства химической продукции до революции стояла на 8 месте в мире. В 30-е годы началось массовое строительство предприятий по выпуску синтетических смол и пластмасс, аммиака, азотных и фосфорных удобрений, химических волокон и нитей. Владимирский химический завод, Охтинский химический комбинат, Кемеровский завод "Карболит", горно-химический комбинат "Апатит", Соликамский калийный комбинат и другие предприятия вывели отечественную химическую промышленность на 5 место в мире.

Потери, понесенные в первые годы Великой Отечественной войны сказались и на объёме выпуска химической продукции.

Химическая промышленность восстанавливалась по мере освобождения западных районов страны. По окончании войны она стала перестраиваться на удовлетворение потребностей мирного времени. Уровень производства многих химических продуктов в 1945 г. был значительно ниже довоенного. Лишь производство синтетических смол и пластических масс возросло с 10,9 тыс. т в 1940 г. до 21,3 тыс. т в 1945 г.

Проведенная в послевоенные годы огромная работа по восстановлению разрушенных предприятий обеспечила быстрый рост выпуска химической продукции.
В четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) все усилия в химической промышленности были направлены главным образом на восстановление разрушенных и демонтированных предприятий и дальнейшее развитие основных производств (минеральных удобрений, пластических масс и др.) с учетом интенсификации и усовершенствования технологических процессов.

По пятилетнему плану в 1950 г. намечалось превзойти довоенный уровень производства химической продукции в 1,5 раза, в том числе по фосфорным удобрениям — в 2, азотным — в 1,8 и калийным — в 1,3, синтетическому каучуку — в 2, автомобильным шинам — в 3, резиновой обуви — в 1,3 раза.

Предусматривались создание новых отраслей органического синтеза и нефтепереработки, организация производства новых видов пластических масс и синтетических смол, широкого ассортимента химических полупродуктов для промышленности пластических масс, анилинокрасочной, лакокрасочной, фармацевтической промышленности и других отраслей народного хозяйства.
Советский Союз в исключительно короткий срок не только ликвидировал тяжелые последствия войны, но и обеспечил дальнейшее быстрое развитие социалистической экономики.

В последующие годы увеличивались затраты на научно-исследовательские работы, что привело к значительному росту объёма производства химической промышленности.




- Давайте с вами выясним, какие отрасли народного хозяйства используют ее продукцию (беседа с учащимися):

  • Машиностроение (пластмассы, стекло)

  • Текстильная (волокна, краски)

  • Транспорт (моторное топливо, смазочные масла, синтетическое горючее)

  • Сельское хозяйство (удобрения, ядохимикаты)

  • Строительство (самоклеющаяся пленка, пластик, стекло)

- Несомненно, с продукцией химической промышленности вы встречаетесь гораздо чаще, чем можете предположить. Подумайте, где?


Учитель: Конечно! Как можно забыть о предметах гигиены, о косметике, о лекарствах, одежде и обуви! Постирать, вычистить вещи тоже помогает продукция химической промышленности.

Снабжая хозяйство сырьем и материалами, перерабатывая отходы других производств, химическая промышленность сама нуждается в энергии, оборудовании, транспорте. Она, также как и энергетика и машиностроение, непосредственно связана почти со всеми отраслями народного хозяйства и оказывает влияние на их развитие и размещение.


Значение химической промышленности выражается в прогрессивной химизации всего народнохозяйственного комплекса: расширяется производство ценных промышленных продуктов; происходит замена дорогого и дефицитного сырья более дешевым и распространенным; производится комплексное использование сырья; улавливаются и утилизируются многие производственные отходы, в том числе вредные в экологическом отношении.

Последняя четверть 20 века характеризуется началом производства новых материалов - КОМПОЗИТОВ.


(Сообщение учащихся). Композитные материалы - сочетание двух химически разнородных материалов. Первый материал составляет армирующую основу - в виде тонких нитей, волокон, жгутов. Второй материал - связующий элемент, или матрица, придает монолитность композиту. Это смолы,  металлы, термопластик, углероды и т.д. Оба вещества - основа и матрица - имеют четкую границу раздела. Композит обладает свойствами, которыми не владеет ни один материал в отдельности.

У композитов появляются новые свойства: прочность, устойчивость, долговечность и т.д. Из композитов изготавливают баллоны и резервуары для хранения и транспортировки взрывчатых веществ, ядовитых жидкостей, газов и т.д. Емкости из композитов не ржавеют, не взрываются, им можно придать любую форму.

Сетчатые конструкции из композитов используют в телебашнях, в авиации, в космических кораблях. Из композитов можно строить яхты, гидропланы, малые самолеты. Композиты с углеродной матрицей выдерживают температуру свыше 3000 С.

 Все большее значение приобретает техническая керамика. Ей придают свойства сверхпрочности, жароустойчивости. Она защищает корпуса самолетов и космических кораблей от перегрева. Из нее можно делать броню для танков. Техническая керамика используется в машиностроении, электронике, химии, для производства инструментов.

Биокерамика применяется в медицине для протезирования. Новые свойства приобретает камень, когда он превращается в каменное литье. Специалисты считают, что 21 век - это век не только металлов, но и новых материалов – технической керамики и композитов.

Изобретение новых материалов весьма положительно влияет на  экономику всех отраслей.


Выдающийся ученый А.Е. Ферсман учил, что в природе нет бесполезных веществ. В 1912 году он писал: "И рисуется нам не очень отдаленное будущее, когда в основу промышленности будет положена глина".

 

Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей.

Задание: Самостоятельно работая с текстом учебника (параграф 25, стр.106) выявить особенности химической промышленности (записать в тетради).


Особенности химической промышленности

1. Создает новые материалы, которых нет в природе.

2. У химическая промышленности почти неограниченная сырьевая база.

3. Химические технологии очень разнообразны, что открывает огромные возможности для комплексной переработке сырья.

4. Высокая энерго- и водоемкость некоторых отраслей химической промышленности.

5. Химическая промышленность является сильным загрязнителем окружающей среды.

- Какие проблемы сдерживают развитие химической промышленности?


Прежде всего, экологические, что связано с работой предприятий по устаревшим многоотходным технологиям и на старом  оборудовании.

Главным условием успешного развития комплекса является модернизация отраслей. Во-первых, необходимо перейти от старых к новым технологиям, малоотходным, экологически безвредным.

Во- вторых, необходима замена устаревшего оборудования новым,  соответствующим новейшим технологиям.


IV. Закрепление изученного материала:


Ответить на вопросы:

1. Какие добывающие производства лежат в основе комплекса конструкционных материалов? Какие проблемы с ним связаны?

2. Какое значение для химико-лесного комплекса имеет комбинирование производства? Какие преимущества при этом достигаются?

3. Почему крупным металлургическим комбинатам, как правило, сопутствует производство азотных удобрений?


V. Домашнее задание: параграф 25


Источники информации:

1. Ром В.Я, Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2010.
2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. – М.: ВАКО, 2010.

3. Г.Н. Элькин. Поурочное планирование. География России. Население и хозяйство. – Санкт-Петербург, «Паритет», 2007

4. В.Б. Пятунин, Ю.А. Симагин. Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 класс. М.: Дрофа, 2007.

http://axon.com.ua/istoriya-vozniknoveniya-ximicheskoj-promyshlennosti

http://www.vhz.su/ru/informacija-o-himicheskoj-otrasli/

http://allchem.ru/pages/history/6178







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по географии

Автор: Исмаилова Саира Нурмагомедовна

Дата: 05.12.2018

Номер свидетельства: 488961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока географии "Что изучает география?""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_uroka_geografii_chto_izuchaet_geografiia"
    ["file_id"] => string(6) "507882"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555831905"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока географии , 9 класс.Тема урока: «Северный экономический район» "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-9-klass-tiema-uroka-sieviernyi-ekonomichieskii-raion"
    ["file_id"] => string(6) "203574"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429519080"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока географии "Уникальная Бразилия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-unikal-naia-braziliia"
    ["file_id"] => string(6) "170868"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423591110"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Урал""
    ["seo_title"] => string(60) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-ural"
    ["file_id"] => string(6) "318317"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460554337"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока географии в 7 классе специальной (коррекционной) школы. Тема: "Растения пустынь" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-tiema-rastieniia-pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "204332"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429634559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства