kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

  • Коррекционно-обучающиеся: Изучить ЭГП Японии.
  • Коррекционно-развивающиеся: Развивать и коррегировать память, мышление.
  • Коррекционно-воспитательные: Воспитывать уважение к соседним государствам.

Оборудование и наглядный материал: Политическая карта Азии, атласы, учебники, тетради, цветные карандаши, презентация "Япония-страна восходящего солнца", контурные карты.

Словарные слова: Тайфун, Токио, бонсай, кимоно, икебана.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии»


МКОУ «СОШ №4»

Учитель географии – Исмаилова Саира Нурмагомедовна

класс - 6


Тема - ЯПОНИЯ


Цели и задачи урока:

  • Коррекционно-обучающиеся: Изучить ЭГП Японии.

  • Коррекционно-развивающиеся: Развивать и коррегировать память, мышление.

  • Коррекционно-воспитательные: Воспитывать уважение к соседним государствам.

Оборудование и наглядный материал: Политическая карта Азии, атласы, учебники, тетради, цветные карандаши, презентация "Япония-страна восходящего солнца", контурные карты.

Словарные слова: Тайфун, Токио, бонсай, кимоно, икебана.


Страной Восходящего Солнца

Назвали соседи её.

Встаёт из-за моря здесь Солнце

Садится за горы оно.

(Эпиграф пишется на слайде)


ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организация. Нацеливание.

отчет дежурного

проверка рабочих мест

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!


Отвечает дежурный по классу.

II. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим экскурсию. Я – ваш экскурсовод. Вы –  экскурсанты. Но к проведению нашей экскурсии Вам необходимо выполнить некоторые требования: наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки; вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.

Эта страна, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.


О какой стране идет речь? Вы догадались?

Да, это Япония. Кто же они, японцы?

В чем же состоит «экономическое чудо» Японии?

Мы с вами попробуем понять и узнать эту удивительную и своеобразную страну.


Внимательно слушают.












О Японии.

Слушают.



Слушают.


ФИЗМИНУТКА для мелкой моторики.

III. Изучение нового материала.

Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока "Япония" (Сл. 1).

Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.

Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония (Сл. 2,3,4).

И первое с чего мы начнем экскурсию – это познакомимся экономико-географическим положением и названием страны.

Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, то есть «Страна восходящего солнца». (Сл. 5).

Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце. (Сл. 6).

Национальный цветок Японии – круглая

хризантема. (Сл.7).

По размерам территории, Япония сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу и конфигурации она резко отличается от них.

Япония – это не просто страна, а страна-архипелаг, расположенная в Восточной Азии на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. (Сл.8,9,10,11).

Давайте откроем атласы на стр. ___ политическую карту мира и найдем Японию.

Учитель показывает расположение крупных островов на экономической карте мира или Японии.

И почти семь тыс. мелких островов.

Это целый островной мир!

А какой остров самый большой?


Открывают тетради, записывают число и тему урока.


Слушают, смотрят слайды о стране.













Записывают определение Япония в тетрадь.



Слушают.



Слушают, смотрят слайды.


Слушают.



Слушают, смотрят слайды.




Открывают атласы и находят страну на политической карте мира.



о. Хонсю.


ФИЗМИНУТКА для глаз

А с кем граничит Япония?






Хорошо. Молодцы. Давайте откроем контурные карты, найдем Японию и подпишем простым карандашом печатными буквами.

Теперь возьмем красный карандаш и покажем на карте границы нашей Японии.

А что еще мы не показали на контурной карте? Как вы думаете?

Верно, молодцы.

Теперь подпишем синим карандашом моря и океаны, которые омывают Японию.

А какова же площадь, государственный строй и административно-территориальное устройство Японии?

Ребята давайте с вами с помощью форзаца учебника В.П.Максаковского «Визитная карточка стран мира» определим и запишем в свои тетради:

-площадь

-форму правления

-форму административно-территориального устройство страны








Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю. (Сл.12).

Глава государства - император Акихито. (Сл.13).

По длине береговой линии (30 тыс.км) она значительно превосходит такую большую страну, как США, и сравнима со всей Африкой.


ЭГП Японии достаточно выгодное, и продолжает улучшаться. Благоприятной чертой экономико-географическое положение Японии является, прежде всего то, что дуга островов, на которых она расположена, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразии и Тихого океана и находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, что открывает большие возможности для участия в международном географическом разделении труда.

Неблагоприятной чертой ЭГП Японии является то, что Япония удалена от большинства стран, что затрудняет процесс интеграции.

Ребята у вас на столах лежат карточки с заданиями, вам необходимо выделить положительные и отрицательные черты экономико-географического положения страны.

А теперь мы с вами разделимся на 2 группы: 1 группа изучает природные условия и ресурсы Японии, а 2 группа изучает население Японии, используя атласы, учебники Лифановой и Максаковского. На все у вас есть 10 минут.


Положительные черты

Отрицательные черты

Изолированность (островная страна).


+

Близость к восточно-азиатским берегам и России.

+


Удаленность от рынков сырья и рынков сбыта.


+

Выход к морям и океану.

+


Итак, время вышло, закончили. Послушаем 1 группу, что интересного она нам расскажет про природные условия и ресурсы Японии.

Верно. Япония – гористая страна. (Сл.14). Низменности, наиболее удобные для размещения населения и хозяйства, расположены вдоль морских побережий.

Давайте посмотрим с вами карту полезных ископаемых мира и ответим на вопрос: Обладает ли страна полезными ископаемыми, если да, то какими?

Поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Особую ценность представляют леса. Многочисленные реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судоходства, но являются источником гидроэнергии и воды для орошения.

Природа на Японских островах жестока. Часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.

Ощутимый вред приносят тайфуны. (Сл.16).

Особый интерес у японцев вызывает вишня – сакура. Плоды её несъедобны. Она цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Обилие тепла и влаги позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей.



На севере Япония омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем.


Слушают, открывают контурные карты, наносят Японию.


Показывают на карте границы Японии.


Моря, океаны.







Отвечают на вопросы, используя форзац учебника.

-Площадь – 372 тыс.км

-Форма правления Японии – это конституционная монархия. Еще ее называют империей. Это практически единственная империя в мире. До принятия Конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией.

-По административно-территориальному устройству Япония - унитарное государство.


Слушают, делают записи.



Слушают.




Слушают.










Выполняют задание.














Отвечают на вопросы.













Читают учебники, изучают атласы.





Рассказывают.





Отвечают. Страна бедна полезными ископаемыми.





Слушают.

ФИЗМИНУТКА.

Переходим у изучению населения. Рассмотрим особенности населения Японии. Основа хозяйства Японии?



Япония - это однонациональная или многонациональная страна?







Япония – это нация здоровых людей. Как видно из диаграммы, в Японии самый низкий показатель детской смертности и самый высокий уровень продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года). (Сл.17)

Ребята как вы думаете, почему японцы живут так долго?









Япония – один из главных центров экономической мощи современного мира. Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная – «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией.

Давайте с вами посмотрим таблицу, карту атласа и скажем: по каким, видам производства лидирует Япония? (Сл. 18,19,20)









Используя карту атласа, найдите закономерности размещения заводов машиностроения и сделайте вывод?


Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. По уровню образования Япония занимает 1 место в мире.

Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировки стола, чайная церемония, икебана, бонсай .

КИМОНО

КИМОНО - традиционная мужская и женская одежда японцев — прямой халат (запах слева направо), с поясом и широкими рукавами. (Сл.21)

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

Чайная церемония – набор последовательных действий, называемых «ката». Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.

Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды. (Сл. 22)

ИКЕБАНА.

Японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, получившее признание во всем мире.

Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. (Сл. 23)

БОНСАЙ.

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой. (Сл. 24).



Трудовые ресурсы.

Население Японии - составляет 127 млн. человек – это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана.

Национальный состав населения однородный. Это однонациональная страна, где 99 % населения составляют японцы.

Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования – синтоизм.







Все продукты в магазинах наисвежайшие, в пищу употребляются морепродукты.

Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

В отношении японцев царит доброжелательность.

Привычка ходить.

Гигиена.


Слушают.








Смотрят, отвечают.

Черная металлургия – одна из главнейших базовых отраслей Японии.

Машиностроение Японии является ведущей отраслью ее промышленности, занимает второе место после США. Судостроение, химическая промышленность, рыболовство, химическая промышленность, сельское хозяйство.


Большинство заводов машиностроения размещено на восточном побережье острова Хонсю, в пределах мегаполиса Токайдо.


Слушают.

IV. Закрепление изученного.

Ребята у вас на столах лежат тесты. Вам необходимо выполнить. После того как вы полните вы обмениваетесь со своим соседом проверяем и ставим оценки.

  1. Число жителей, проживающих на территории Японии:

а) 124 млн. чел. б) 126 млн. чел. в) 127 млн.чел.

  1. Государственный строй:

а) абсолютная монархия б) конституционная монархия в) республика

  1. Национальный состав - …… японцы:

а) 89% б) 90% в) 99%

  1. Япония относится к:

а) I типу воспроизводства; б) II типу воспроизводства;

5.Население Японии исповедует 2 основные религии:

а) буддизм и конфуцианство б) конфуцианство и синтоизм;

в) буддизм и синтоизм в) иудаизм и синтоизм

6.Японское «Экономическое чудо» обусловлено:

а) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;

б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;

в) низкой заработной платой рабочих;

7. Ведущие отрасли промышленности:

А) пищевая б) автомобилестроение в) лесная

8. Япония больше всего экспортирует:

а) пищевые продукты;

б) продукцию машиностроения

в) продукцию лесной промышленности.

9. Какими ресурсами не обладает Япония:

а) трудовыми б) минеральными в) лесными

Слушают. Выполняют. Проверяют.

V. Рефлексия. по слайду 25

VI. Итог урока. Выставление оценок.

На этом наша экскурсия подошла к концу. Мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. По уровню развития многих отраслей промышленности занимает 1-е место в мире: в судостроении, производстве автомобилей, станкостроении, производстве электронной продукции общего назначения, роботов, продукции микроэлектроники


Слушают.

VII. Домашнее задание.

Составить визитную карточку страны, заполнить карточки с заданиями.

Слушают, записывают домашнее задание.






Особенности ГП (географическое положение)


1. Япония – страна архипелаг, состоящая из 4 крупных островов (… , … , … , … ) и 4 000 мелких ..............

2. Береговая линия составляет … км. 

3. Омывается с востока - … , с запада - … 


Особенности ЭГП (Экономико-географическое положение)


1. Размещение на островах способствует развитию - … 


2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывающим возможности для …


^ 2. Природные ресурсы


1. Рельеф: 


Часты землетрясения.

2. Климатические ресурсы: ср. температуры января и июля, количество осадков


3. Полезные ископаемые: 


5.Ресурсы геотермальной энергии

6.Ресурсы моря


^ 3. Население Японии


1. Численность населения – 

2. Воспроизводство –

3. Этнический состав -

4. Религии -





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии

Автор: Исмаилова Саира Нурмагомедовна

Дата: 05.12.2018

Номер свидетельства: 488959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока географии "Что изучает география?""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_uroka_geografii_chto_izuchaet_geografiia"
    ["file_id"] => string(6) "507882"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555831905"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока географии , 9 класс.Тема урока: «Северный экономический район» "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-9-klass-tiema-uroka-sieviernyi-ekonomichieskii-raion"
    ["file_id"] => string(6) "203574"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429519080"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока географии "Уникальная Бразилия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-unikal-naia-braziliia"
    ["file_id"] => string(6) "170868"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423591110"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока географии "Природные зоны Африки""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "277802"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452970045"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Урал""
    ["seo_title"] => string(60) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-ural"
    ["file_id"] => string(6) "318317"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460554337"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства