Календарно тематическое планирование по географии 5 класс
Календарно тематическое планирование по географии 5 класс
Я представляю календарно тематическое планирование по географии 5 класс. К учебнику"Географияю.Введение в географию. 5 класс, авторы Е.М. Домогацких,Э. Л. Веденский.Курс"Введение в географию" освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материала курса позволяют учвщимся получить общее сведения о материках о океанах нашей планеты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по географии 5 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
для 5 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5—6 классах, по два учебных часа в 7—9 классах).
Статус документа
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и содержанием разделов и тем, рекомендуемый перечень практических работ. В рабочей программе приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
социальная сущность человека;
уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая — «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника — «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы Россию. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности крупных природнохозяйственных районов.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание
на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Результат изучения географии
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Это:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, география народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфика географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.
Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского,А.А. Плешакова. — М.: ООО Русскоеслово— учебник, 2012.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общая характеристика учебного курса
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география» (2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов) — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических открытий» (14часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов. Пятый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа ) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель .Курс ”Ввдение в географию” освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
уметь составлять схему наук о природе;
уметь составлять описание учебного кабинета географии;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
уметь организовывать наблюдение за погодой;
уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
уметь составлять план кабинета географии;
уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
маршруты географических исследований и путешествий.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщатьгеографическуюинфолрмацию;
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированныхзадач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры географических объектов;
проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Критерии оценки знаний учащихся:
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
Метеостанция.
Стенд для постоянных и временных экспозиций.
Компьютер.
Мультимедиа-проектор.
Интерактивная доска.
Коллекция медиаресурсов.
Выход в Интернет.
Учебная геоинформационная система.
Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
Справочно-информационная и научно-популярная литература.
Глобус большой.
Глобусы лабораторные.
Теллурий.
Физическая карта полушарий.
Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Карта великих географических открытий.
Карта Мирового океана.
Компасы.
Календарь погоды.
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
Атлас. География. Начальный курс. 5—6 классы.
Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
Содержание программы
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара,эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок,ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
сравнение свойств географической карты и плана местности;
определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Составление плана кабинета географии.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Составление схемы наук о природе
Организация наблюдений за погодой
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, БартоломеуДиаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, АмеригоВеспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, ФаддейФаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
понятие о географической оболочке Земли;
определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
понятие о географической оболочке Земли;
определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Всего практических работ: 19
Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9
Перечень вариативных практических работ:
Составление схемы наук о природе
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках
Организация наблюдений за погодой
Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
Составление плана кабинета географии
Определение с помощью компаса сторон горизонта
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
Составление описания одного из путешествий по ключевым словам
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Организация фенологических наблюдений в природе
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк
Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций
Тематическое планирование Введение в географию. 5 класс (35 часов)
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
Д/з
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
Тема: Введение (2 часа)
1.1
Что такое география
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются
География, наука, Эратосфен
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии
Умение работать с текстом, выделять в нем главноеР,самостоятельно определять цель своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей .(Р )Смогут преобразовывать знаки и символы ,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Определять возможные источники необходимых сведений .(П).
Использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.( К)
Учебно-познавательный интерес к географии. Ответственное отношение к учебе, осозна- нное,уважительное отношение к другому человеку, его мнению
Составление схемы наук о природе
П.1
2.2
Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела
Ком-
бини-
рован-
ный
урок
Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических
объектов и явлений. Формирование и коррекция
навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными конт- рольно-изме- рительными материалами
Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно - измерительными материалами по географии
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации
Умение работать с текстом, выделять в нем главноеР,самостоятельно определять цель своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей .(Р
Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Решение тестовых заданий
П
Тема: Земля и ее изображение (5 часов)
3.1
От плоской Земли к земному шару
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Формирование представлений о форме Земли
Планета, шар,
Пифагор,
Аристотель
Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал .Самостоятельно планировать достижение целей (Р)Понимать позиции другого ,различать его мнения (П)
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. Умение вести диалог на основе равноправных отношений
Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
4.2
Форма, размеры и движения Земли
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях
Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое(орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон
Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Самостоятельно планировать достижение целей ((Р)Понимать позиции другого ,различать его мнения (П)
Понимание
влияния
движений
Земли на
протекание
природных
явлений. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму
5.3
Глобус и карта
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений об изображениях земной поверхности
Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности
Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.
Составление плана кабинета географии
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
6.4
Ориентирование на местности
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами
Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним
Смогу самостоятельно определять цель
Своего обучения ,осознанно выбирать наиболее эффективные
решения учеб- ных познавательных задач(Р)Смогут определять понятия ,создава –ть обобщения ,устанавливать аналогии, классифициро - вать, устанавливать причинно- следственные связи.(П)Понимать позицию другого
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека .Буд- ут сформированы: ответственное
Отношение к учебе ,основы экологической культуры ,диалог на основе равноправных отношений
Определение с помощью компаса сторон горизонта
7.5
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами
См. уроки 3—6
Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта
Умение работать с различными конт- рольно-измерите- льными материалами.)Смогут определять понятия ,создава –ть обобщения ,устанавливать аналогии, классифициро - вать, устанавливать причинно- следственные связи.(П)Понимать позицию
Понимание роли и значения географических знаний. Отношение к учебе ,основы экологической культуры ,диалог на основе равноправных отношений
Решение
тестовых
заданий
Тема: История географических открытий (14 часов)
8.1
По следам путешественников каменного века
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми
Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации (П
Смогу самостоятельно определять цель
своего обучения ,осознанно выбирать наиболее эффективные
решения учеб- ных познавательных задач(Р))
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Отношение к учебе ,основы экологической культуры ,диалог на основе равноправных отношений
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
9.2
Путешест
венники
древности
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование
представлений
о возможности
совершения
длительных
путешествий в
древности
Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход
путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея
Умение работать с различными источниками
информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятел.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
10.3
Путешествия морских народов
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами
Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драк- кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами.
Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять при- чинно-следс- твенные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
11.4
Первые европейцы на краю Азии
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование
представлений
о возможности
совершения
европейцами
путешествий в
Азию
Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа
Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустича- но, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира»
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай
Выявлять при- чинно-следс- твенные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
12.5
Хождение за три моря
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина
Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря»
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
13.6
Морской путь в Индию
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как
периоде интенсивного освоения территории Земли
Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплаватель, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
14.7
Открытие
Америки
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Осознанно использовать речевые средства для выражения сво-их чувств , мыслей Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Ответственное отношение к учебе, доброжелательное отношение к другим к их мнению.
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов
15.8
Первое кругосветное плавание
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия
Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море(Тихий океан), Пролив всех святых
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Ответственное отношение к учебе, доброжелательное отношение к другим к их мнению.
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана
Магеллана, обозначение географических объектов
to
о
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
(Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано
Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.
Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования на-
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. (П),Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Самостоятельно планировать пути достижения цклей.(Р)Уметь взглянуть на ситуацию с другой стороны(к
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Ответственное отношение к учебе, доброжелательное отношение к другим к их мнению.
звания «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка
17.10
Поиски
Южной
земли
продолжа
ются
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке
Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.
Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
to
to
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
18.11
Русские
путешест
венники
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении
территории
Земли
Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий ,открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чи- рикова
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
19.12
Вокруг света под русским флагом
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды
Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева
материал. Готовить сообщения и презентации
20.13
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами
См. уроки 8—19
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
Умение работать с различными конт- рольно-изме- рительными материалами. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
Решение
тестовых
заданий
21.14
Урок обобщения и контроля по теме раздела.
Урок
кор
рек
ции
зна
ний
Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами
См. уроки 8—19
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
Умение работать с различными конт- рольно-изме- рительными материалами
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
Решение
тестовых
заданий
to
4^
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
Тема: Путешествие по планете Земля (10 часов)
22.1
Мировой океан и его части
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях
Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение
Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей. Ответственное отношение к учебе. Сотрудничество со сверстниками.
23.2
Значение Мирового океана для природы и человека
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека
Условия обитания, живой мир
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структуриро-
Осознание роли Мирового океана для природы и человека
Обозначение на контурной карте материков и океанов
Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли
вать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
24.3
Путешествие по Евразии
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии
Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства
Умение работать с различными источниками информации.(Р) Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .(К)
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.(П)
Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии
25.4
Путешествие по Африке
Урок
фор
миро
вания
Формирование представлений о специфических чертах
Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специ-
Умение работать с различными источниками
Понимание специфических черт природы и
Составление таблицы «Особенности
to
сл
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
умений и навыков
природы, населения и хозяйства Африки
Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис
фику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную
населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка
живой природы Африки»
26.5
Путешествие по Северной Америке
Урок формирования умений и навыков
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки
Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра
Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации .
Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка
to
-4
27.6
Путешествие по Южной Америке
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки
Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Обозначе- ние на контурной карте крупнейших по площади государств материка
28.7
Путешествие по Австралии
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии
Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную
Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк
29.8
Путешествие по Антарктиде
Урок фор- миро- вания умений и навыков
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды
Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-иссле- довательская станция
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структуриро-
Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уни-
Составление перечня науч- но-иссле- дователь- ских станций
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты
вать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
кальности природы и населения материка
30.9
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела
Урок повторения, обобщения и контроля знаний
Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами
См. уроки 22-29
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Решение
тестовых
заданий
31.10
Урок обобщения и контроля знаний по теме
Урок
кор
рек
ции
зна
ний
Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными конт- рольно-изме- рительными материалами
См. уроки 22-29
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Решение
тестовых
заданий
to
40
Тема: Природа Земли (2 часа)
32.1
Что такое природа
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих
Природа, объект природы
Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных тов. Формирование основ экологических культуры
Организация фенологических наблюдений в природе
33.2
Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела
Ком-
бини-
рован-
ный
урок
Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала,работы с различными конт- рольно-изме- рительными материалами
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно - измеритель - ными материалами по географии
Умение работать с различными источниками информации. (Р).Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Отстаивать точку зрения, приводить аргументы(К)
Понимание специфических черт оболочек Земли. Формирование основ экологических культуры
Решение
тестовых
заданий
34
Урок обобщения и контроля по курсу
Урок
повто
рения,
обоб
щения
Формирование навыков и умений обобщения тематического материала,
См. уроки 1—33
См. разделы курса
См. разделы курса
См. разделы курса
Решение
тестовых
заданий
№
уро
ка
Тема урока
Тип
урока
Целевая установка урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Практическая работа
Дата
про
веде
ния
план/
факт
понятия, номенклатура и персоналии
предметные
метапредметные
личностные
и контроля знаний
работы с различными конт- рольно-изме- рительными материалами
35
Урок обобщения и контроля по курсу
Урок
кор
рек
ции
зна
ний
Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными конт- рольно-изме- рительными материалами