Как поставить цели и помочь детям понять и принять их.
Многие учителя, посмотрев на заголовок, поспешат поскорее пропустить эту главу, потому что вряд нашей работе что-нибудь более скучное, чем определение целей урока.
По молодости этот этап кажется абсолютно бесполезным, и цели обычно пишутся исключительно для отвода глаз начальства.
С опытом, когда приходит понимание того, что прежде, чем получить результат, нужно его предвидеть цели становятся настолько понятны самому учителю, что переносить их на бумагу, подбирал красивые формулировки бывает попросту лень.
Чтобы облегчить этап целеполагания, вот универсальный конструктор целей.
Так как основная функция урока — целостное формирование и развитие личности, цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
- Первый компонент — образовательная цель — формирование системы знаний, умений и навыков.
1. Сначала о знаниях. Формулировки целей будут зависеть от типа урока.
1) Урок изучения нового.
- Восстановить знания о...
- Сформировать представление о...
- Ознакомить с...
- Рассмотреть...
- Показать особенности строения (влияние)...
- Начать формирование понятия...
- Раскрыть понятие (сущность, разнообразие, особенности)...
- Охарактеризовать...
- Выявить значение...
- Объяснить причины...
- Установить взаимосвязь (зависимость, закономерность)...
- Добиться понимания...
- Углубить (расширить) знания о...
2) Урок-практикум, урок обобщения и систематизации знаний.
- Расширять представления о...
- Развить и конкретизировать знания о...
- Закрепить знания о...
- Применить знания о.... для (объяснения наблюдений, решения проблемных
задач...).
- Обобщить и систематизировать знания о...
- Установить связи между...
3) Если в уроке есть блок контроля, добавятся цели.
- Проконтролировать знания...
- Определить уровень усвоения...
2. Если же речь идет о формировании умений (предметных или общих учебных), возможны следующие формулировки.
- Начать (продолжить) формирование умения...
- Научить пользоваться алгоритмом...
- Закрепить умение...
- Продолжить отработку умения...
-Проверить степень сформированности умения...
3. И еще один очень важный образовательный аспект — ликвидация пробелов, предупреждение возможных ошибок.
- Откорректировать знания по теме...,
- Обратив внимание на следующие ошибки...
- Предупредить возникновение ошибок.
- Развивающий аспект урока связан с развитием психических процессов.
Если мы учим выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать, то мы, безусловно, развиваем логическое мышление.
На уроках географии можно создать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания, памяти, воображения, воли, чувств, эмоций, фантазий
Именно из этого перечня мы и выбираем развивающие цели к каждому конкретному уроку.
III. Воспитательный аспект подразумевает формирование мировоззрения и воспитание личностных качеств.
Чаще всего на уроках биологии нам удается создать условия для воспитания и развития:
• бережного отношения к природе;
• интереса к знаниям, культуры умственного труда;
• чувства ответственности за результаты своего труда;
• культуры общения коммуникативных качеств;
• трудолюбия, чувства долга, самодисциплины;
• настойчивости и упорства в достижении цели;
• эстетических взглядов и вкусов;
• рефлексивных качеств личности.
Уроки географии способствуют эмоционально-ценностному пониманию высокой значимости жизни, формируют эволюционное и экологическое мышление.
Не следует забывать и о мировоззренческом характере предмета географии. Мы, безусловно, формируем мировоззрение, научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры.