Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа вариативного компонента по опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи"»
ГККП ясли-сад №7
Вариативный компонент
по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь»
для детей средней группы
Костанай, 2017 год
Введение
Методическое пособие вариативного курса для детей среднего дошкольного возраста "Юный исследователь».
Образовательная область - "Познание", "Естествознание". Костанай, 2017г.
Составитель: Безболинова М.К.
Содержание методического пособиядля детей среднего дошкольного возраста «Юный исследователь» построено в соответствии с требованиями ГОСДВО-2016г. и направлено на развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирование знаний о свойствах окружающих предметов, овладение разными способами познания, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности, на воспитание бережного отношения к окружающему миру.
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами методическое пособие «Юный исследователь» имеет: перспективное планирование, сборник технологических карт организованной учебной деятельности (ОУД), приложение.
Рекомендуется работникам системы дошкольного образования для реализации вариативного компонента типового учебного плана (ТУП) по формированию у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредством экспериментальной деятельности.
Пояснительная записка.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму
Китайская пословица
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста –
один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает
окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое
упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями,
исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна
ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и
явлениями реальности. Современные дети живут в эпоху информатизации и
компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не
только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность
познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют
новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное
преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи
недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время
проведения опытов, запоминаются надолго.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредством
экспериментальной деятельности, которая бы позволила не только систематизиро-
вать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся
действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя
новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей.
Развивать воображение и творческую активность.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать
Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Предназначена для детей 4 – 5 лет.
Методические приемы:
Наблюдения.
Создание проблемных ситуаций.
Экспериментирование.
Формы работы:
Малые группы
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей
Ожидаемые результаты:
· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
· формирование умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
· формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
· умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет
вес, не имеет вкуса).
· умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
· умение опытным путем доказывать свойства песка.
· умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер.
· умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее
представления и собственные предположения.
· овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием,
способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- открытый показ кружковой работы.
- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних
условиях».
- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- фото отчеты кружковой работы.
-задание проводить занимательные опыты в домашних условиях
Перспективный план вариативного компонента в средней группе «Юный исследователь»
№п/п
Наименование темы
Кол-во организованной учебной деятельности
Дата проведения
1.
Тема: «Раскрасим радугу»
Цель: Заинтересовать детей смешиванием красок дляполучения другого цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом.Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.
1
2.
Тема: «Волшебница - вода»
Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель). Развивать познавательный интерес и умение делать выводы.
1
3.
Тема: «Песочная страна»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов. развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
1
4.
Тема: «Следы на песке».
Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
1
5.
Тема: «Бумажная история».
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям.
1
6.
Тема: «Путешествие В страну «Бумажек»»
Цель: познакомить с видами бумаги, их свойствами. Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Продолжатьучить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям
1
7.
Тема: «Сладкие опыты»
Цель: Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
1
8.
Тема: «Секретные записки»
Цель: Создавать условия для практических и умственных действий в процессе экспериментирования. Продолжать знакомить детей со свойствами растительных продуктов. Расширять словарный запас. Формировать опыт выполнения правил безопасности при проведении экспериментов.
1
9.
Тема: «Свойства дерева».
Цель: Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств).
1
10.
Тема: «Чудесные свойства лимона»
Цель: Познакомить детей с полезными свойствами лимона. Учить проделывать эксперименты, делать умозаключения. Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с элементарными физическими явлениями. Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
1
11.
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. Учить проделывать эксперименты, делать умозаключения. Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с элементарными физическими явлениями.
1
12.
Тема: «Снег и его свойства»
Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
1
13.
Тема: «Металлическая история».
Цель: познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); сравнить со свойствами дерева, продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность.
1
14.
Тема: «Твердый - жидкий»
Цель: Помочь понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла. заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
1
15.
Тема: «Ледяные глыбы»
Цель: Познакомить с основными свойствами льда, Помочь детям раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов, Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.
1
16.
Тема: «Цветные льдинки»
Цель: Ознакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес.
1
17.
Тема: «Пластмассовый мир».
Цель: Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.
1
18.
Тема: «Тайна свечи»
Цель: Уточнить знания детей о материале, из которого изготавливают свечи. Упражнять детей в элементарном экспериментировании и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина:
1
19.
Тема: «Талая вода»
Цель: рассмотреть талый снег под лупой и сделать вывод, что даже самый чистый снег, грязнее водопроводной воды.Развивать интерес к объектам исследования.
1
20.
Тема: «Да здравствует мыло душистое»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о мыле, его свойства и качества, как им пользоваться. Познакомить с его разновидностями.Познакомить детей с различной консистенцией мыла – твёрдое, жидкое; видами мыла – туалетное, хозяйственное; формами мыла – круглое, прямоугольное, в виде различных фигурок.
1
21.
Тема: «Волшебство в молоке»
Цель: Развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности, упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
1
22.
Тема: «Свет мой зеркальце скажи!»
Цель: Познакомить детей с понятием «отражение», «тень». Развивать способность ребенка рассматривать различные отраженияот блестящих поверхностей. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность мышления,
эмоционально – положительное отношение к занятиям
экспериментированиям.
1
23.
Тема: «Необычный кусочек мела»
Цель: Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.), применение и его в жизни и деятельности людей. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность
1
24.
Тема: «Удивительная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
1
25.
Тема: «Мука и ее свойства»
Цель: Познакомить со свойствами муки.
Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод. Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
1
26.
Тема: «Наши помощники-органы чувств»
Цель: Закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным строением, функциями, значением органов чувств. Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление. Учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования. Воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме
1
27.
Тема: «Тонет –не тонет»
Цель: Закрепить с детьми такие свойствами предметов как способность тонуть или плавать в воде. Обучить проведению опытов с водой и различными предметами. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
1
28.
Тема: «Волшебный магнит»
Цель: Знакомство со свойствами магнита. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметами, выделяя выраженные качества и свойства. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
1
29.
Тема: «Мир ткани».
Цель: познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства
1
30.
Тема: «Что такое ветер?»
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Воспитывать и поощрять инициативу и самостоятельность, доброжелательность и любознательность. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
1
31.
Тема: «Волшебный материал - глина»
Цель: Познакомить детей со свойствами глины, продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность.
1
32.
Тема: «Эти загадочные камни!»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
Вызвать радость открытий полученных из опытов. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
1
33.
Тема: «Светло- темно».
Цель: Познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.
1
34.
Тема: «Солнце. Свет. Теневой театр.»
Цель: Познакомить с источниками света, принадлежащими к рукотворному и природному миру. Создать с помощью теней образы. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
1
35.
Тема: «Свойства резины»
Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.
1
36.
Тема: «Живая земля»
Цель: Закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами; упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;