Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соот-ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5—6 классах, по два учебных часа в 7—9 классах).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС »
Утверждаю: Согласовано:
Директор школы _________ Зам. директора по УВР________
Приказ № ____ от _____________2014 г. «______»________________2014г.
МОУ Перелешинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии в 5 классе
на 2014-2015 учебный год
Количество часов в год- ___35______
из них:
Количество часов в неделю
резервное
время
федерального компонента
регионального компонента
школьного компонента
35
-
-
1
1
Учитель высшей категории
Колганцева Галина Романовна
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №___1___ от_______2014г.
Руководитель МО____________
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5—6 классах, по два учебных часа в 7—9 классах).
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и содержанием разделов и тем, рекомендуемый перечень практических работ. В рабочей программе приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Статус документа
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников,
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
социальная сущность человека;
уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Место предмета в учебном плане
Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию» 35 часов,1час в неделю , «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая — «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника — «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы Россию. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности крупных природно-хозяйственных районов.
Описание ценностных ориентиров предмета.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированное^ познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Результат изучения географии
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обшестве;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание
на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Предметные результаты
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
• объяснять роль различных источников географической информации;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей:
• определять по карте местоположение географических объектов.
Личностные УУД
Понимать смысл своей действительности;
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
выделять все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Практические работы
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Организация наблюдений за погодой.
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
10. Организация фенологических наблюдений в природе.
Содержание курса
ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ
5 класс (35 часов)
Введение (2часа)
География как наука. Предмет географии. Развитие географических знаний о Земле. Источники географических знаний. Географические открытия и путешествия. Эратосфен и его книга. Задачи современной географии. Отличие современной географии от географии в древности. Значение этой науки в жизни людей. Методы географических исследований. Их классификация. Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли .Картография.
Земля и её изображение (5часов)
Земля – одна из планет Солнечной системы. Первые представления о форме, размерах Земли . Шарообразная форма Земли и доказательства этого. Основные этапы познания поверхности планеты. Планета, шар, Пифагор, Аристотель. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия.
Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое(орбитальное) движение Земли, сутки,год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон
Виды изображения земной поверхности. Понятие о географической карте, различие карт. Картографические изображения Земли в древности и в настоящее время. Глобус –модель Земли. Географическая карта как источник информации. Легенда карты. Значение карт в деятельности человека. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки и космические изображения. Роль аэрофотоснимки и съёмки из космоса в процессе создания карт. Различия картографических произведений в зависимости от площади изображаемой территории: план местности, топографические, географические карты.
Ориентирование на местности, определение направлений. Стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны, страны света, компас. Ориентирование по компасу, солнцу, местным признакам. Румбы. Зюйд. Ост.
История географических открытий (14 часов)
Выдающиеся географические открытия и путешествия.
Путешествия древних людей. Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия.
Длительные путешествия в древности. Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.
Длительные путешествия морскими народами. Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драк-кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд.
Европейцы путешествуют в Азию. Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустича-но, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
Вклад русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря».
Эпоха Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли.
Китай, Индия, Генрих Мореплаватель,Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут.
Открытие Америки. Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Веспуччи, Новый Свет, индеец.
Первое кругосветное путешествие. Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море(Тихий океан), Пролив всех святых.(Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано.
Открытие Австралии. Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия. Освоение и изучение Земли в XVII веке. Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан.
Русские путешественники в освоении и изучении территории Земли.
Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова
Русские путешественники в открытии Антарктиды. Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг
Путешествие по планете Земля (10 часов)
Мировой океане и его составные части. Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение.
Значение Мирового океана для природы и человека. Условия обитания, живой мир.
Природа, население и хозяйство Евразии. Евразия, Европа, Азия, Северное море ,Каспийское море,
Суэцкий перешеек, озеро Байкал,Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест,
Природа, население, хозяйство Северной Америки. Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра.
Природа, население и хозяйство Южной Америки. Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Ан-хель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри.
Природа, население и хозяйство Австралии. Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз.
Многообразие природы Земли и объектов, ее составляющих. Природа, объект природы. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Оболочки Земли. Географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ. 5 класс
№/№
Дата
Содержание курса
Тематическое планирование
Характер деятельности учащихся
Примечание
(практическая работа)
По плану
Факти-чески
Коррек-тировка
Тема: Введение (2 часа)
1/1
Естественных науки, процессы, объекты и явления, изучением которых они занимаются.
Что такое география
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии. Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Составление схемы наук о природе
2/2
Различные методы исследования и правила их использования при изучении географических объектов и явлений.
Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела
Давать определение понятию картография.
Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации
1.Составление описания учебного кабинета географии.
2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
3. Организация наблюдений за погодой.
4.Решение тестовых заданий.
Земля и её изображение (5часов)
3/1
Форма Земли.
От плоской земли к Земному шару.
Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
4/2
Форма Земли, движения Земли и их географические следствия
Форма, размеры и движения Земли.
Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации
Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму
5/3
Изображения земной поверхности
Глобус и карта.
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
1. Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.
2.Составление плана кабинета географии
6/4
Ориентирование на местности, умений пользования измерительными приборами
Ориентирование на местности
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. Умение работать с измерительными приборами
Определение с помощью компаса сторон горизонта
7/5
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела
Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
Решение тестовых заданий
История географических открытий(14 часов)
8/1
Путешествия древних людей.
Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия
По следам путешественников каменного века.
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.
Обозначение на кон на контурной карте
Географических объектов, указанных в тексте параграфа
9/2
Длительные путешествия в древности.
Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геро-
дот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова
Путешественники древности
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с
картографическими источниками географической информации. Описывать ход
путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.
Умение работать с различными источниками информации, выявлять главное в тексте,
Длительные путешествия морскими народами. Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драк-кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд
Путешествия морских народов
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятель- » ность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
11/4
Европейцы путешествуют в Азию.
Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустича-но, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
Первые европейцы на краю Азии
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа
12/5
Вкладе русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.
Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря»
Хождение за три моря
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,готовить сообщения и презентации
13/6
Эпоха Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли.
Китай, Индия, Генрих Мореплаватель,Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Кали-кут
Морской путь в Индию
Объяснять результаты выдающихся гео-
графических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие гео-
графических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Динаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять глав-
ное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Умение рабо-
тать с различ-
ными источниками
информации. Выделять глав-
ное в тексте,
структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
14/7
Открытие Америки.
Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Веспуччи, Новый Свет, индеец.
Открытие Америки
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов
15/8
Первого кругосветного путешествия.
Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море(Тихий океан), Пролив всех святых.(Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано
Первое кругосветное плавание
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана
Магеллана, обозначение географических объектов
16/9
Открытие Австралии. Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия
Открытие Южного материка
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка.
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
17/10
Освоение и изучение Земли в XVII веке. Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан
Поиски Южной земли продолжаются
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.
Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
18/11
Русские путешественники в освоении и изучении территории Земли.
Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова
Русские путешественники
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.
Умение работать с различными источниками информации. Вьщелять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
19/12
Русские путешественники в открытии Антарктиды. Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг
Вокруг света под русским флагом
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карге маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисяиского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
20/13
Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами
Урок обобщения, контроля знаний по теме
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
Решение тестовых заданий
21/14
Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами
Урок коррекции знаний по теме
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.
Решение тестовых заданий
Путешествие по планете Земля.(10 часов)
22/15
Мировой океане и его составные части. Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение
Мировой океан и его части
Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
23/16
Значение Мирового океана для природы и человека. Условия обитания, живой мир.
Значение Мирового океана для природы и человека
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли.
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Обозначение на контурной карте материков и океанов
24/17
Природа, население и хозяйство
Евразии. Евразия, Европа, Азия,
Северное море ,Каспийское море,
Суэцкий перешеек, озеро Байкал,
Восточно-Европейская равнина,
Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест,
Дунай, Рейн, Волга, Ладожское
озеро, Онежское озеро, Западно-
Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур,
Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена,
Оймякон, Черапунджи, Аравийский
полуостров, Россия, Китай, Индия
Путешествие по Евразии
Объяснять особенности природы и
населения Евразии. Определять специ-
фику природы и населения Евразии по
тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять глав-
ное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
населения Африки. Определять специ- фику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.
Умение работать с различными источни-
ками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную
Составление табли-
цы «Особенности живой природы Африки»
26/19
Природа, население и хозяйство Северной Америки.
Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра
Путешествие по Северной Америке
Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка.
27/20
Природа, население и хозяйство Южной Америки. Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Ан-хель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри
Путешествие по Южной Америке
Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка
28/21
Природа, население и хозяйство Австралии. Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз
Путешествие по Австралии
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.Готовить сообщения и презентации
Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк.
29/22
Природа, население и хозяйство Антарктиды.
Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-исследовательская станция
Путешествие по Антарктиде
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Составление перечня научно-иссле-довательских станций
30/23
Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами
Урок обобщения, контроля знаний по теме
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Решение тестовых заданий
31/24
Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами
Урок коррекции знаний по теме
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и пре
Решение тестовых заданий
Природа Земли (2часа)
32/1
Многообразие природы Земли и объектов, ее составляющих. Природа, объект природы.
Что такое природа
Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные).
Умение работать с различными источниками
информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Организация фенологических наблюдений в природе
33/2
Оболочки Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера
Оболочки Земли. Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Решение тестовых заданий
34/3
Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами
Урок обобщения, контроля знаний по курсу
См. разделы курса
Решение тестовых заданий
35/4
Резерв
Результат изучения географии
1. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Это:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, география народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфика географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйс-твенных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
2. Рубрика«Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
3. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для
оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.
Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Состав УМК:
Программа курса «География. 5—9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Банников СВ., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
Касьянова КВ. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
Банников СВ., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5—6 классы.