kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соот-ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5—6 классах, по два учебных часа в 7—9 классах).
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС »

Утверждаю: Согласовано:

Директор школы _________ Зам. директора по УВР________

Приказ № ____ от _____________2014 г. «______»________________2014г.





МОУ Перелешинская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии в 5 классе


на 2014-2015 учебный год



Количество часов в год- ___35______

из них:

Количество часов в неделю

резервное

время


федерального компонента

регионального компонента

школьного компонента

35

-

-

1

1






Учитель высшей категории

Колганцева Галина Романовна



Рассмотрено на заседании МО

Протокол №___1___ от_______2014г.


Руководитель МО____________











Пояснительная записка

Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соот­ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5—6 классах, по два учебных часа в 7—9 классах).

Структура документа

Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание с примерным распреде­лением учебных часов по разделам курса и содержанием разделов и тем, рекомендуемый перечень прак­тических работ. В рабочей программе приведены требования к уровню подготовки выпускников основ­ной школы.

Статус документа

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных под­ходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников,

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень прак­тических работ.

Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обу­чения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характе­ристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространствен­ной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и де­ятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания ос­нов географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, регио­на. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, твор­ческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми услови­ями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответствен­ности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающих­ся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетичес­кой культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и прак­тической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

  • социальная сущность человека;

  • уровневая организация природы, населения и хозяйства.

Место предмета в учебном плане

Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию» 35 часов,1час в неделю , «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам позна­комиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах на­шей планеты.

В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и за­кономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и фор­мирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее терри­торий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая — «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тема­тической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника — «Материки планеты Земля».

Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы Россию. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории Рос­сии на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.

В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и террито­риальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обу­чающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности крупных природно-хозяйственных районов.

Описание ценностных ориентиров предмета.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: гло­бальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содер­жания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимо­действий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образова­ния как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориента­ции, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накоп­ленных обществом в сфере географической науки.

Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познава­тельных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследо­вания природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельнос­ти, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам при­роды и хозяйства.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на дости­жение обучающимися следующих личностных результатов:

знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий;

реализация установок здорового образа жизни;

сформированное^ познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, на­селения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, срав­нивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, на­блюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками географической информации: находить географичес­кую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной фор­мы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отноше­нию к природе, здоровью своему и окружающих;умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии яв­ляются:

Результат изучения географии

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целост­ности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международно­го общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные тех­нологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять гео­графические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе на­блюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобре­тения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими на­родами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в по­вседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адап­тации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безо­пасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обшестве;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;

  • соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
    Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание

  • на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще­учебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Предметные результаты

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источ­ников географической информации;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

использование карт как моделей:

• определять по карте местоположение географических объектов.

Личностные УУД

  • Понимать смысл своей действительности;

  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите лю­дей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной де­ятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоя­тельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для ука­занных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информа­цию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • выделять все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распре­делять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Практические работы

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Организация наблюдений за погодой.

  4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

  7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

  8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

10. Организация фенологических наблюдений в природе.

Содержание курса

ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ

5 класс (35 часов)

Введение (2часа)

География как наука. Предмет географии. Развитие географических знаний о Земле. Источники географических знаний. Географические открытия и путешествия. Эратосфен и его книга. Задачи современной географии. Отличие современной географии от географии в древности. Значение этой науки в жизни людей. Методы географических исследований. Их классификация. Метод, описа­тельный метод, картографи­ческий метод, космический метод, источ­ник географи­ческих знаний, Генри Стенли .Картография.

Земля и её изображение (5часов)

Земля – одна из планет Солнечной системы. Первые представления о форме, размерах Земли . Шарообразная форма Земли и доказательства этого. Основные этапы познания поверхности планеты. Планета, шар, Пифагор, Аристотель. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия.

Эллипсоид, полярный ра­диус, эквато­риальный ра­диус, суточное (осевое) дви­жение Земли, годовое(орби­тальное) дви­жение Земли, сутки,год, ви­сокосный год, полюс, эква­тор, Исаак Ньютон

Виды изображения земной поверхности. Понятие о географической карте, различие карт. Картографические изображения Земли в древности и в настоящее время. Глобус –модель Земли. Географическая карта как источник информации. Легенда карты. Значение карт в деятельности человека. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки и космические изображения. Роль аэрофотоснимки и съёмки из космоса в процессе создания карт. Различия картографических произведений в зависимости от площади изображаемой территории: план местности, топографические, географические карты.

Ориентирование на местности, определение направлений. Стороны горизонта, ос­новные сторо­ны горизонта, промежуточ­ные стороны, страны света, компас. Ориентирование по компасу, солнцу, местным признакам. Румбы. Зюйд. Ост.

История географических открытий (14 часов)

Выдающиеся географические открытия и путешествия.

Путешествия древних людей. Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия.

Длительные путешествия в древности. Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, ян­тарь, Северное море, Атлан­тический оке­ан, Гибралтар­ский пролив, Британские острова.

Длительные путешествия морскими на­родами. Викинги, нор­манны, варяги, Европа, Скан­динавский по­луостров, драк-кар, остров Исландия, ост­ров Гренлан­дия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд.

Европейцы путешествуют в Азию. Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Пер­сия, джонка, Генуя, Рустича-но, Япония, «Книга Марко Поло о разно­образии мира».

Вклад рус­ских путешест­венников в изучении реги­онов мира на примере путе­шествия Афа­насия Никити­на.Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря».

Эпоха Вели­ких географических откры­тий как периоде интенсивного освое­ния террито­рии Земли.

Китай, Индия, Генрих Мо­реплаватель,Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй На­дежды, Васко да Гама, Каликут.

Открытие Америки. Христофор Ко­лумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлан­тический оке­ан, Азия, Япо­ния, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Вес­пуччи, Новый Свет, индеец.

Первое кругосветное путешествие. Кругосветное плавание (пу­тешествие), Карибское мо­ре, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Юж­ное море(Ти­хий океан), Пролив всех святых.(Магелланов пролив), Фи­липпинские острова, Хуан Себастьян Элькано.

Освоение и изучение Зем­ли в XVII веке.

Джеймс Дж.Кук, Австралия, Га­вайские остро­ва, Россия, Камчатка, Берингов про­лив, Ледови­тый океан.

Открытие Австралии. Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голлан­дия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобрита­ния, кенгуру, Австралия. Освоение и изучение Зем­ли в XVII веке. Джеймс Кук, Австралия, Га­вайские остро­ва, Россия, Камчатка, Берингов про­лив, Ледови­тый океан.

Русские путешествен­ники в освое­нии и изуче­нии территории Земли.

Россия, Евро­па, Азия, по­моры, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое мо­ре, Северная Америка, Се­верный Ледо­витый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чири­ков, мыс Севе­ро-Восточный (Дежнева), по­луостров Аляс­ка, Алеутские острова, Ко­мандорские острова

Русские путешествен­ники в откры­тии Антаркти­ды. Антарктида, Иван Крузен­штерн, Юрий Лисянский, Аляска, Кам­чатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лаза­рев, айсберг


Путешествие по планете Земля (10 часов)

Мировой океане и его составные час­ти. Мировой оке­ан, Тихий оке­ан, Атланти­ческий океан, Индийский океан, Север­ный Ледови­тый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение.

Значение Мирового оке­ана для приро­ды и человека. Условия обита­ния, живой мир.

Природа, население и хозяйство Евразии. Евразия, Европа, Азия, Северное море ,Каспийское море,

Суэцкий перешеек, озеро Байкал,Восточно-Ев­ропейская рав­нина, Альпы, Монблан, Ги­малаи, Эве­рест,

Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озе­ро, Онежское озеро, Запад­но-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур,

Ян­цзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймя­кон, Черапунджи, Ара­вийский полу­остров, Рос­сия, Китай, Индия.

Природа, насе­ление и хо­зяйство Афри­ки.Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Вик­тория, Танга­ньика, саван­на, оазис.

Природа, население, хозяйство Северной Америки. Северная Аме­рика, Южная Америка, Па­намский пере­шеек, Мекси­ка, тундра, степь, Аппала­чи, Кордилье­ры, землетря­сение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой кань­он, Ниагар­ский водопад, секвойя, ин­дейцы, эски­мосы, ондатра.

Природа, насе­ление и хо­зяйство Юж­ной Америки. Южная Амери­ка, Анды, Ама­зонская низ­менность, Амазонка, Па­рана, Ориноко, Игуасу, Ан-хель, анаконда, капибара, ин­дейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, ко­либри.

Природа, насе­ление и хо­зяйство Авс­тралии. Австралия, Большая песча­ная пустыня, Большая пус­тыня Виктория, Большой Водо­раздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кен­гуру, коала, ли­рохвост, эвка­липт, ехидна, утконос, Авс­тралийский Со­юз.

Природа, насе­ление и хо­зяйство Антарктиды. Антарктида, планктон, лед­ник, пингвин, научно-иссле­довательская станция.

Природа Земли (4часа)

Многообра­зие природы Земли и объек­тов, ее состав­ляющих. Природа, объ­ект природы. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Оболочки Земли. Географичес­кая оболочка, литосфера, ат­мосфера, гид­росфера, био­сфера.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ. 5 класс

№/№

Дата

Содержание курса

Тематическое планирование

Характер деятельности учащихся

Примечание

(практическая работа)

По плану

Факти-чески

Коррек-тировка





Тема: Введение (2 часа)

1/1




Естественных науки, про­цессы, объек­ты и явления, изучением ко­торых они за­нимаются.

Что такое география

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе геогра­фии.

Знать основные правила работы в кабинете географии. Умение рабо­тать с текстом, выделять в нем главное

Составле­ние схемы наук о при­роде

2/2




Различные ме­тоды исследо­вания и правила их использова­ния при изуче­нии географи­ческих объектов и яв­лений.

Методы географических исследований. Обобще­ние, конт­роль и коррекция знаний по теме раз­дела

Давать определение понятию картогра­фия.

Называть методы географических ис­следований Земли. Распознавать отли­чии методов геогра­фических исследо­ваний. Выявлять источники геогра­фических знаний. Выделять сущест­венные признаки и особенности тема­тического материа­ла. Знать правила работы с контроль­но-измерительными материалами по гео­графии. Слуховое вос­приятие текс­тов. Умение ра­ботать с различными источниками информации

1.Составление описания учебного кабинета географии.

2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3. Организация наблюдений за погодой.

4.Решение тестовых заданий.

Земля и её изображение (5часов)

3/1




Форма Земли.

От плоской земли к Земному шару.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволю­цию знаний о фор­ме Земли. Приво­дить доказательства шарообразности Земли. Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации, структуриро­вать учебный материал


Организа­ция наблю­дений за формой по­лученной тени, от­брасывае­мой раз­личными фигурами

4/2




Форма Земли, движения Земли и их гео­графические следствия

Форма, размеры и движения Земли.

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяс­нять, в каких видах движения участвует Земля и каковы гео­графические следс­твия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и ка­кой вклад в геогра­фическую науку он внес. Знать разме­ры Земли. Умение рабо­тать с различ­ными источ­никами информации. Слуховое и ви­зуальное вос­приятие ин­формации, умение выде­лять главное в различных ис­точниках ин­формации

Изготовле­ние модели Земли, от­ражающей ее истин­ную форму

5/3




Изображе­ния земной поверхности

Глобус и карта.

Делать вывод об от­личиях географи­ческой карты от глобуса. Давать оп­ределение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особен­ности различных фотографических изображений повер­хности Земли. Овладение уме­нием читать изображения земной поверх­ности, нахо­дить черты их сходства и от­личия

1. Составление срав­нительной
характеристики разных видов
изображения земной поверхности.

2.Состав­ление плана кабинета
географии

6/4




Ориентиро­вание на мест­ности, умений пользования измерительны­ми приборами

Ориентирование на местности

Давать определение понятию: ориенти­рование. Объяс­нять, что такое сто­роны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о на­значении компаса. Формулировать ал­горитм работы с ним. Умение рабо­тать с измери­тельными при­борами

Определе­ние с помо­щью ком­паса сторон горизонта

7/5




Формирование навыков и уме­ний обобще­ния, работы с различными контрольно-измерительны­ми материала­ми

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела

Выделять сущест­венные признаки и особенности геогра­фических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географи­ческой карты и пла­на местности, гео­графические следствия вращений Земли. Определять отличительные осо­бенности изображе­ний земной поверх­ности; направления на карте и плане, стороны горизонта. Умение рабо­тать с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами

Решение тестовых заданий

История географических открытий(14 часов)

8/1




Путешествия древних людей.

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

По следам путешественников каменного века.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на разви­тие географических знаний. Определять причины и следс­твия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход пу­тешествия.

Обозначение на кон на контурной карте

Географических объектов, указанных в тексте параграфа

9/2




Длительные путешествия в древности.

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геро-

дот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, ян­тарь, Северное море, Атлан­тический оке­ан, Гибралтар­ский пролив, Британские острова

Путешественники древности

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с

картографическими источниками гео­графической ин­формации. Описы­вать ход

путешествия фини­кийцев. Составлять рассказ об основа­теле географичес­кой науки в древ­ности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Умение работать с различными источниками информации, выявлять главное в тексте,

Структурировать учебный материал, готовить сообщения, презентации.


10/3




Длительные путешествия морскими на­родами. Викинги, нор­манны, варяги, Европа, Скан­динавский по­луостров, драк-кар, остров Исландия, ост­ров Гренлан­дия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд

Путешествия морских народов

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, а также влияние пу­тешествий на разви­тие географических знаний. Определять причины и следс­твия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать геогра­фические открытия, совершенные ви­кингами. Выявлять особен­ности природы, ха­рактерные для Ис­ландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не счита­ют первооткрывате­лями Америки.

Ставить учеб­ную задачу под руковод­ством учителя. Планировать свою деятель- » ность под руко­водством учи­теля.

Выявлять при­чинно-следс­твенные связи. Определять критерии для сравнения фак­тов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать дру­гого.

Уметь вести диалог, выраба­тывая общее решение


11/4




Европейцы путешествуют в Азию.

Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Пер­сия, джонка, Генуя, Рустича-но, Япония, «Книга Марко Поло о разно­образии мира».

Первые европейцы на краю Азии

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний.

Определять причи­ны и следствия гео­графических путе­шествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Со­ставлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай

Ставить учеб­ную задачу под руковод­ством учителя. Планировать свою деятель­ность под руко­водством учи­теля.

Выявлять при­чинно-следс­твенные связи. Определять критерии для сравнения фак­тов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать дру­гого.

Уметь вести диалог, выраба­тывая общее решение

Составле­ние описа­ния путе­шествия Марко По­ло по клю­чевым словам па­раграфа

12/5




Вкладе рус­ских путешест­венников в изучении реги­онов мира на примере путе­шествия Афа­насия Никити­на.

Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря»

Хождение за три моря

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Со­ставлять описание о жизни и деятель­ности Афанасия Никитина. Выяв­лять и показывать на карте географи­ческие объекты, связанные с путе­шествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афа­насия Никитина в Индию.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации, выделять глав­ное в тексте, структуриро­вать учебный материал,гото­вить сообще­ния и презента­ции


13/6




Эпоха Вели­ких географических откры­тий как периоде интенсивного освое­ния террито­рии Земли.

Китай, Индия, Генрих Мо­реплаватель,Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй На­дежды, Васко да Гама, Кали-кут






Морской путь в Индию

Объяснять результаты выдающихся гео-

графических откры­тий и путешествий,

влияние путешест­вий на развитие гео-

графических знаний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Да­вать определение понятию «эпоха Ве­ликих географичес­ких открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описа­ние жизни и де­ятельности Барто­ломеу Динаша и Васко да Гама. Выявлять роль пор­тугальского принца Генриха Мореплава­теля в организации морских путешест­вий.

Умение работать с различными источни­ками информации. Выделять глав-

ное в тексте, структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции


Умение рабо-

тать с различ-

ными источни­ками

информации. Выделять глав-

ное в тексте,

структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции

14/7




От­крытие Амери­ки.

Христофор Ко­лумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлан­тический оке­ан, Азия, Япо­ния, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Вес­пуччи, Новый Свет, индеец.

Открытие Америки

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и наносить на карту маршруты пу­тешествий Христо­фора Колумба. Формулировать вы­вод о значении от­крытия Америки. Составлять описа­ние жизни и де­ятельности Христо­фора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем ин­дейцы отличаются от индийцев.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции

Обозначе­ние на кон­турной кар­те маршрута путешест­вия Христо­фора Ко­лумба, обозначе­ние геогра­фических объектов

15/8




Первого круго­светного путе­шествия.

Кругосветное плавание (пу­тешествие), Карибское мо­ре, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Юж­ное море(Ти­хий океан), Пролив всех святых.(Магелланов пролив), Фи­липпинские острова, Хуан Себастьян Элькано

Первое кругосветное плавание

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на кон­турную карту марш­рут путешествия эк­спедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации круго­светного плавания. Составлять описа­ние о жизни и де­ятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Эль­кано.

Определять приори­тет совершения пер­вого кругосветного путешествия

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции

Обозначе­ние на кон­турной кар­те маршрута путешест­вия экспе­диции Фернана

Магеллана, обозначе­ние геогра­фических объектов

16/9




Открытие Австралии. Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голлан­дия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобрита­ния, кенгуру, Австралия

Открытие Южного материка

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Фор­мулировать выска­зывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка.

Умение рабо­тать с различ­ными источни­ками

информации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции


17/10




Освоение и изучение Зем­ли в XVII веке. Джеймс Кук, Австралия, Га­вайские остро­ва, Россия, Камчатка, Берингов про­лив, Ледови­тый океан




Поиски Южной земли продолжаются

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Со­ставлять описание жизни и деятель­ности Джеймса Ку­ка.

Объяснять причины невозможности до­стижения Антарк­тиды Джеймсом Ку­ком.

Формулировать вы­сказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции




18/11




Русские путешествен­ники в освое­нии и изуче­нии территории Земли.

Россия, Евро­па, Азия, по­моры, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое мо­ре, Северная Америка, Се­верный Ледо­витый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чири­ков, мыс Севе­ро-Восточный (Дежнева), по­луостров Аляс­ка, Алеутские острова, Ко­мандорские острова

Русские путешественники

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических знаний. Определять причины и следствия геогра­фических путешест­вий и открытий. Оп­ределять и показывать на карте маршруты путешест­вий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описа­ния территорий, от­крытых русскими путешественниками. Составлять описа­ние жизни и де­ятельности Семена Дежнёва, Витуса Бе­ринга и Алексея Чирикова.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Вьщелять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции.

Преобразовы­вать текстовую информацию в табличную форму

Составле­ние свод­ной табли­цы «Имена русских первопро­ходцев и мореплава­телей на карте мира»

19/12




Русские путешествен­ники в откры­тии Антаркти­ды. Антарктида, Иван Крузен­штерн, Юрий Лисянский, Аляска, Кам­чатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лаза­рев, айсберг

Вокруг света под русским флагом

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и следствия географи­ческих путешествий и открытий. Опре­делять и описывать по карге маршруты путешествий. Со­ставлять описание жизни и деятель­ности Ивана Кру­зенштерна, Юрия Лисяиского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции


20/13




Формирова­ние навыков и умений обоб­щения темати­ческого мате­риала, работы с различными контрольно-измерительны­ми материала­ми

Урок обобщения, контроля знаний по теме

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий,

влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий.

Умение рабо­тать с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами

Решение тестовых заданий

21/14




Коррекция навыков и умений обоб­щения темати­ческого мате­риала, работы с различными контрольно-измерительны­ми материала­ми

Урок коррекции знаний по теме

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и следс­твия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий.

Умение рабо­тать с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами.

Решение тестовых заданий

Путешествие по планете Земля.(10 часов)

22/15




Мировой океане и его составные час­ти. Мировой оке­ан, Тихий оке­ан, Атланти­ческий океан, Индийский океан, Север­ный Ледови­тый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение

Мировой океан и его части

Объяснять геогра­фические особен­ности природы Ми­рового океана. Определять специ­фику природы Ми­рового океана. Да­вать определение понятий по теме урока. Выделять со­ставные части Ми­рового океана и оп­ределять их отличительные чер­ты. Показывать на карте составные час­ти Мирового океана. Объяснять специ­фику распределения солености, темпера­туры поверхностных вод Мирового океа­на. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

Умение рабо­тать с различ­ными источни­ками

информации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции


23/16




Значение Мирового оке­ана для приро­ды и человека. Условия обита­ния, живой мир.

Значение Мирового океана для природы и человека

Объяснять особен­ности взаимодейс­твия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Опреде­лять характер вза­имного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на кон­турной карте мате­рики и океаны Зем­ли.

Умение рабо­тать с различ­ными источни­ками

информации. Выделять глав­ное в тексте. Структурировать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции.

Обозначе­ние на кон­турной карте мате­риков и океанов

24/17




Природа, население и хозяйство

Евразии. Евразия, Европа, Азия,

Северное море ,Каспийское море,

Суэцкий перешеек, озеро Байкал,

Восточно-Ев­ропейская рав­нина,

Альпы, Монблан, Ги­малаи, Эве­рест,

Дунай, Рейн, Волга, Ладожское

озе­ро, Онежское озеро, Запад­но-

Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур,

Ян­цзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена,

Оймя­кон, Черапунджи, Ара­вийский

полу­остров, Рос­сия, Китай, Индия

Путешествие по Евразии

Объяснять особенности природы и

населения Евразии. Определять специ-

фику природы и населения Евразии по

тексту и картам. Называть и показывать на карте географи­ческие объекты по теме урока. Обозна­чать на контурной карте государства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять глав-

ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции




Обозначение на контурной карте крупнейших по

площади государств Евразии

25/18




Природа, насе­ление и хо­зяйство Афри­ки.

Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Вик­тория, Танга­ньика, саван­на, оазис



Путешествие по Африки

Объяснять особенности природы и

населения Африки. Определять специ- фику природы и на­селения Африки по тексту и картам. На­зывать и показывать на карте географи­ческие объекты по теме урока. Выде­лять специфические черты природы ма­терика.

Умение работать с различными источни-

ками информации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции.

Преобразовы­вать текстовую информацию в табличную

Составление табли-

цы «Особенности живой при­роды Аф­рики»

26/19




Природа, насе­ление и хо­зяйство Север­ной Америки.

Северная Аме­рика, Южная Америка, Па­намский пере­шеек, Мекси­ка, тундра, степь, Аппала­чи, Кордилье­ры, землетря­сение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой кань­он, Ниагар­ский водопад, секвойя, ин­дейцы, эски­мосы, ондатра

Путешествие по Северной Америке

Объяснять особен­ности природы и населения Северной Америки. Опреде­лять специфику природы и населе­ния Северной Аме­рики по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции.

Обозначе­ние на кон­турной карте круп­нейших по площади государств материка.

27/20




Природа, насе­ление и хо­зяйство Юж­ной Америки. Южная Амери­ка, Анды, Ама­зонская низ­менность, Амазонка, Па­рана, Ориноко, Игуасу, Ан-хель, анаконда, капибара, ин­дейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, ко­либри

Путешествие по Южной Америке

Объяснять особен­ности природы и населения Южной Америки. Опреде­лять специфику природы и населе­ния Южной Амери­ки по тексту и кар­там. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции

Обозначение на кон­турной карте круп­нейших по площади государств материка

28/21




Природа, насе­ление и хо­зяйство Авс­тралии. Австралия, Большая песча­ная пустыня, Большая пус­тыня Виктория, Большой Водо­раздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кен­гуру, коала, ли­рохвост, эвка­липт, ехидна, утконос, Авс­тралийский Со­юз

Путешествие по Австралии

Объяснять особен­ности природы и населения Австра­лии. Определять специфику природы и населения Австра­лии по тексту и кар­там. Называть и по­казывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной кар­те природные гео­графические объ­екты. Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал.Гото­вить сообще­ния и презента­ции

Обозначе­ние на кон­турной кар­те морей и океанов, омываю­щих мате­рик.

29/22




Природа, насе­ление и хо­зяйство Антар­ктиды.

Антарктида, планктон, лед­ник, пингвин, научно-иссле­довательская станция

Путешествие по Антарктиде

Объяснять особен­ности природы и населения Антарк­тиды. Определять специфику природы и населения Антар­ктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции

Составле­ние пере­чня научно-иссле-довательских станций

30/23




Формирование навыков и уме­ний обобще­ния темати­ческого мате­риала, работы с различными контрольно-измерительны­ми материала­ми

Урок обобщения, контроля знаний по теме

Объяснять особен­ности природы и населения матери­ков. Определять специфику природы и населения мате­риков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции

Решение тестовых заданий

31/24




Коррекция на­выков и уме­ний обобще­ния темати­ческого материала, ра­боты с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами

Урок коррекции знаний по теме

Объяснять особен­ности природы и населения матери­ков. Определять специфику природы и населения мате­риков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.


Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Готовить сооб­щения и пре

Решение тестовых заданий

Природа Земли (2часа)


32/1




Многообра­зие природы Земли и объек­тов, ее состав­ляющих. Природа, объ­ект природы.

Что такое природа

Выделять, опреде­лять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объ­ектами природы и природными явле­ниями (в том числе инструментальные).

Умение рабо­тать с различ­ными источни­ками

информации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции. Проводить наблюдения (в том числе инс­трументаль­ные)

Организа­ция фено­логических наблюде­ний в при­роде

33/2




Оболочки Земли. Форми­рование и кор­рекция навы­ков и умений обобщения те­матического материала, ра­боты с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами. Географичес­кая оболочка, литосфера, ат­мосфера, гид­росфера, био­сфера

Оболочки Земли. Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме

Объяснять особен­ности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Опреде­лять отличия оболо­чек Земли друг от друга. Выделять су­щественные призна­ки и особенности тематического мате­риала. Знать прави­ла работы с конт­рольно-измеритель­ными материалами по географии.

Умение работать с раз­личными ис­точниками ин­формации. Выделять глав­ное в тексте. Структуриро­вать учебный материал. Гото­вить сообще­ния и презента­ции.

Решение тестовых заданий

34/3




Формирова­ние навыков и умений обоб­щения темати­ческого мате­риала, работы с раз­личными конт­рольно-изме­рительными материалами

Урок обобщения, контроля знаний по курсу

См. разделы курса

Решение тестовых заданий

35/4




Резерв
















Результат изучения географии

1. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и вос­производится обучающимися. Это:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географи­ческих открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, вза­имосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, география народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфика географического положения и административно-территориального устройства Россий­ской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйс-твенных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, ре­гиональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природ­ных и техногенных явлений.

2. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформа­ционные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных
территорий. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географи­ческих объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к услови­ям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализа­ции, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внут­ригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические ко­ординаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эм­пирические зависимости.

3. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для

оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.

  • Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;

  • учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антро­погенных воздействий; оценка их последствий;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью прибо­ров и инструментов;

  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее ис­пользованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источ­ников: картографических, статистических, геоинформационных.


Состав УМК:

  1. Программа курса «География. 5—9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

  2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

  3. Банников СВ., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

  4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

  5. Касьянова КВ. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.

  6. Банников СВ., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5—6 классы.

  7. Банников СВ., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС

Автор: Колганцева Галина Романовна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-vviedieniie-v-ghieoghrafiiu-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226981"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547362"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа ФГОС 5 класс география"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-fgos-5-klass-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "265870"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450032012"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа по географии по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс. 5 класс""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiipouchiebnikuaalietiaghinagieoghrafiianachalnyikurs5klass"
    ["file_id"] => string(6) "338132"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469577923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства