Адаптированная рабочая программа по географии. 5 класс
Адаптированная рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая общеобразовательная программма по географии для индивидуального обучения на дому ученика 5 класса, имеющего отклонения в здоровье. Настоящая прогрмма предоставляет возможность для ученика, находящегося на индивидуальном обучении получить получить образовательный минимум по географии за курс 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии. 5 класс»
Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа по истории для индивидуального обучения на дому ученика 5 класса Слободян З., имеющего отклонения здоровья, разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учетом индивидуальных способностей ребенка, рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Внесение изменения в программу заключается в следующем: внесены изменения в количество часов по основным темам и разделам. С учетом возможностей ребенка для усвоения образовательного минимума ФГОС, из авторской программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков формирования компетенций. Сокращение учебного плана происходит за счет объединения близких тем в блоки и интегрирования уроков связной речи в контекст изучаемого материала. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям ученика, характеру заболевания. Настоящая программа предоставляет возможность для ученика, находящемся на индивидуальном обучении получить образовательный минимум по географииза курс 5 класса.
Общая характеристика учебного предмета
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России
Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующиеучебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических знаний.
Прививать любовь к родному краю, развивать чувства париотизма.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 34 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Требования к результатам обучения географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование и развитие экологического мышления.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
овладение основами картографической грамотности;
овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении
концепции устойчивого развития.
Программа имеет 3 содержательных раздела
Название раздела
Количество часов
Введение. Географическое познание нашей планеты
3
Земля как планета Солнечной системы
5
Геосферы Земли:
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Обобщение
8
6
6
5
1
Содержание курса
Начальный курс географии (5 – 6 классы)
Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»
Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы»
Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел №3. «Изображение земной поверхности»
Тема №1. «План местности»
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека. Знакомство с рельефом Астраханской области, умение ориентироваться и составлять план школьного двора.
Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»
Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса. Продолжение знакомства с разнообразием рельефа Астраханской области.
Раздел №4. «Геосферы Земли»
Тема №3 «Литосфера»
Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства. Изучения строения земной коры Астраханской области, знакомство с горными породами и минералами родного края.
Тема №4 «Гидросфера»
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Изучение рек, озер Астраханской области
Тема №5 «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера.
Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления Астраханской области.. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Тема №6 «Почвенный покров»
Почва и ее образование. Плодородие почвы.
Тема №7 «Биосфера»
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.Знакомство с Красной книгой Астраханской области.
Тема №8 «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.
Человек как часть географической оболочки.
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
Практические работы
Построение модели доказательства шарообразности Земли.
Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли.
Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.
Создание модели литосферных плит.
Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.
Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.
Методическое обеспечение
«География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
«География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
«Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
Интернет-ресурсы:
http: //www.geografia.ru/
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
http: //www.weather.com
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
География — одна из наук о планете Земля
Что означает слово «география»? Что изучает география? географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка
модель, опыт, карта
знать: география, географический объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка;
объяснять и использовать в решении учебных задач: географический объект, компас;
приводить примеры выдающихся открытий и путешествий.
приводить примеры географических объектов своей местности
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
3
Наблюдения — метод географической науки
Как географы изучают объекты и процессы?
наблюдение, горизонт, гномон
оценивать прогноз погоды по народным приметам;
знать: горизонт, наблюдение
отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
4
Земля как планета Солнечной системы (5 ч)
Земля среди других планет Солнечной системы
Каково положение Земли в Солнечной системе?
Когда и в результате, каких процессов образовалась Земля?
Какую форму имеет наша планета? Что входит в понятие Солнечная система,
приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель
5-6
Движение Земли по около солнечной орбите
Как влияет вращение Земли вокруг Солнца на ее природу? Что такое географические полюсы, тропики, полярные круги? Как освещается Земля солнечными лучами в течение года?географический полюс, день весеннего равноденствия, день летнего солнцестояния, тропик, полярный круг, день осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния
приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель
7
Суточное вращение Земли
Почему на Земле выделяются пояса освещенности? Чем они отличаются? Как влияет суточное вращение на природу Земли? Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле
Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».
Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с друг
8
Обобщающее повторение
Обобщить полученные знания по теме « Земля как планета Солнечной системы»
Осознание себя , как части большой вселенной
9
Геосферы Земли (27 ч)
Литосфера (8 ч)
Слои «твёрдой» Земли
Какие оболочки выделяют в недрах Земли? Кто и с помощью, каких методов изучает внутреннее строение Земли
Строитьмодель «твёрдой» Земли.
Знать с способы изучения земных глубин
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
10
Вулканы Земли
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры Что такое вулканизм?
Почему и как происходят извержения вулканов?
Магма, лава, кратер, жерло, вулканизм
Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.
Обозначать на схеме действующие вулканы
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
11-12
Из чего состоит земная кора
Из чего состоит земная кора? Как образуются горные породы? Как определить горные породы?Как отличаются океаническая и континентальная земная кора?океаническая и континентальная земная кора, складчатость, область складчатости
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов составлять описание гор и равнин, их географического положения
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
13
Строение земной коры. Землетрясения
Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения
Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
14-15
Рельеф земной поверхности
П.р.3 Описание географического положения горы (равнины) по плану.Что называют рельефом? Какие формы имеет рельеф?
Что называют относительной высотой? Как измеряют относительную
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-
16
Человек и литосфера
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые
Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране
17
Атмосфера (6 ч)
Воздушная оболочка Земли.
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.
Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
18-19
Погода и метеорологические наблюдения
Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях
Из чего состоит метеорологическая станция? С помощью, каких приборов наблюдают за метеорологическими величинами?флюгер, гигрометр, термометр, осадкомер. При каких атмосферных условиях человек чувствует себя комфортно? Как влияет загрязнение атмосферы на природу Земли? Какие явления в атмосфере относятся к редким и опасным?
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
20-21
Человек и атмосфера
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере
. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
22
Обобщающее повторение
23
Водная оболочка Земли (6 ч)
Вода на Земле
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле
Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
24
Мировой океан — главная часть гидросферы
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане
Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
25
Воды суши. Реки
Какими свойствами обладает вода?река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел
Как влияет рельеф на характер реки? На каких реках образуются водопады?
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона
26-27
Озёра. Вода в «земных кладовых
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
28
Человек и гидросфера
Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
29
Биосфера (5 ч.)
Оболочка жизни
Что называют и из чего состоит биосфера? Когда зародилась жизнь на Земле? Где располагаются границы биосферы?биосфера, живое вещество, палеонтологи
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов
30
Жизнь в тропическом поясе
Какие условия определяют разнообразие жизни на нашей планете? Как растения и животные приспособились к условиям влажного климата в тропическом поясе? Какие природные ритмы управляют жизнью в тропических саваннах?
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
31
Растительный и животный мир умеренных поясов
Какие природные условия определяют жизнь растений и животных в умеренных поясах? Какие основные природные зоны выделяют в умеренных поясах?
степь, лиственный лес, тайга
Создавать игры, кроссв биогеографического содержания
32
Жизнь в полярных поясах и в океане
Какие природные особенности характерны для полярных поясов Земли? Как меняются условия жизни в океане с глубиной?
Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
33
Природная среда. Охрана природы
Что называют природной средой? С какой целью создают особо охраняемые природные территории Какие виды особо охраняемых природных территорий создаются в мире и в России?
П.р.6 Виртуальное путешествие по экологической тропе заповедника Астраханского и Уссурийского.