Просмотр содержимого документа
«Самооценка учащегося»
Одним из условий эффективного взаимодействия учителя и учащихся является развитие реалистической самооценки, основывающейся на сравнительном анализе. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Движение на основе личных результатов учащихся целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это нивелирует часть отрицательных эмоций и страх потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности, также стимулирует повышение мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самым главным в учебной деятельности становится поворот на самого себя («чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть»). Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка поддерживает познавательный интерес.
Какой урок будет самым эффективным? Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.
В оценивании следует учитывать возможность первоначальной самооценки результатов деятельности учащихся во избежании некритичного к ней отношения, либо отвержения. Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.
Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.
Основная педагогическая идея состоит в переводе ученика из пассивного объекта в субъекта обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.
Известный педагог Евгений Николаевич Ильин сказал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти». А должно быть наоборот. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке?
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?
Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.
Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.
В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».
Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.
Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратное, учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:
контрольно-оценочная деятельность учителя;
самоконтроль и самооценка;
взаимоконтроль и взаимооценка.
Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.
Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний. Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.
Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности, воспринимает ее как полезную для себя, знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов, уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.