Оборудование и материалы: УМК для 6 класса по Т.П.Герасимовой, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент о погоде, листы заданий для групп, раздаточный материал, синоптические карты.
Время реализации занятия: 45 минут.
Технологии:
Системно-деятельностный подход
ИКТ.
Содержание кадров презентации:
1. Тема. 2. Совместное с детьми построение плана действий изучения темы.
3. Текст стихов о погоде 4. Набор слов для составления определения понятия ПОГОДА. 5. Географическая карта с изображением городов
6-7. Схема «Изучение погоды» 8. Приборы для наблюдения и изучения погоды. 9. Синоптическая карта 10. Текст понятий 11. Знания и информация 12. Приметы ясной и ненастной погоды
Целесообразность использование ИКТ на уроке:
Повышение эффективности учебного материала за счёт одновременного изложения учителем и учащимися необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности.
Цели урока:
предметная: формирование понятия о погоде, ее элементах и
причинах, влияющих на погоду;
методологическая: развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственных связей между элементами погоды;
метапредметная: открытие знаний по теме на основе полученной информации.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии»
Конспект урока по географии 6 класс
Тема: «Погода»
Автор: учитель географии
МБОУ «ООШ села Зипуново»
Чикурова Н.Е.
Тема: Погода
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование и материалы: УМК для 6 класса по Т.П.Герасимовой, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент о погоде, листы заданий для групп, раздаточный материал, синоптические карты.
Время реализации занятия: 45 минут.
Технологии:
Системно-деятельностный подход
ИКТ.
Содержание кадров презентации:
1. Тема. 2. Совместное с детьми построение плана действий изучения темы.
3. Текст стихов о погоде 4. Набор слов для составления определения понятия ПОГОДА. 5. Географическая карта с изображением городов
6-7. Схема «Изучение погоды» 8. Приборы для наблюдения и изучения погоды. 9. Синоптическая карта 10. Текст понятий 11. Знания и информация 12. Приметы ясной и ненастной погоды
Целесообразность использование ИКТ на уроке:
Повышение эффективности учебного материала за счёт одновременного изложения учителем и учащимися необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности.
Цели урока:
предметная: формирование понятия о погоде, ее элементах и
причинах, влияющих на погоду;
методологическая: развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственных связей между элементами погоды;
метапредметная: открытие знаний по теме на основе полученной информации.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Интеллектуальная активность- интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
- Коммуникативные навыки- владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
- Ответственность и адаптивность- личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
Метаnредметные:
- Познавательные действия- включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
- Koммyникaтивныe действия- обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
- Закрепление умений работать с информацией- находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
Предметные:
- Освоение знаний о погоде, ее элементах, причинах ее изменения.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
- Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, календарь погоды, синоптическая карта), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии
Беседа по теме «Атмосфера»
- Если не знаешь, о чем говорить с человеком, говори о погоде. Погода интересует абсолютно всех. Особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой. Сколько бы нам не было лет и где бы мы не находились, нас всегда будет интересовать один вопрос: какая сегодня погода? Ребята, А какая сегодня погода? Просмотр видеофрагмента с изображением ясной и ненастной погоды.
- Как вы думаете, что такое погода? (Учащиеся предлагают свои версии определения этого понятия).
- Давайте попробуем вместе найти ответ на этот, казалось бы, простой вопрос. Я дам вам несколько подсказок, с помощью которых вы сумеете сказать, что же такое погода.
Итак, подсказка №1. Многие поэты описывали в своих произведениях явления атмосферы. Послушайте отрывки из некоторых.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит ...
А. С. Пушкин
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом ...
Н.М.Рубцов
Ребята, какой слой атмосферы описан в стихотворениях поэтов? (Тропосфера) Достаточно ли знать только это?
Подсказка № 2. Например, в Красноярске - -15º С, в Москве - -10º С, а во Владивостоке - -13º С, т. е. в данном месте (здесь!). А сейчас поня-
тие полное?
Подсказка № 3
В течение прошлой недели погода была одинаковая? Так что же такое погода? (Погода – это состояние тропосферы в определенном месте и в определенное время.
На экране помещен набор слов для составления определения понятия погода. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся постепенно выбирают из предложенных слов и составляют определение.
III. Самостоятельное открытие знаний
Мини-исследование в группах.
Каждая пара получает лист с заданием и работает в течение 10 минут.
Лист заданий для группы №1
Выполните следующие задания, опираясь на дополнительную информацию.
Прочитайте предложенный вам текст и выявите основные элементы погоды. Объясните взаимосвязь элементов погоды.
Главное свойство погоды - ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно. Утром может быть солнечно, днем собираются облака, и идет дождь, а к вечеру снова устанавливается ясная, но более прохладная погода. Элементы погоды взаимосвязаны: температура воздуха повышается, воздух поднимается вверх, охлаждается, атмосферное давление у поверхности Земли падает, происходит образование облаков. При понижении атмосферного давления мы ждем облачную, дождливую погоду. В жаркую погоду усиливается испарение, и из водяного пара на высоте образуются облака. Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы.
Пользуясь данными календаря погоды на 26 -29 февраля 2012 года в селе Зипуново, сделайте вывод о ее состоянии.
Дата
26.02
27.02
28.02
29.02
Температура воздуха (днем) в є С
-15
-14
-13
-11
Напр. ветра
С-З
С-З
С-З
С-З
Облачность
Переменная
Облачно
Облачно
Облачно
Осадки
Без осадков
Снег
Снег
Снег
Атмосферное давление в мм. рт. ст.
757
757
756
753
Лист заданий для группы №2
Выполните задания, используя дополнительную информацию по теме.
1.Прочитайте текст, определите главную причину изменения погоды. Объясните свой выбор. Главное свойство погоды - ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно.
Утром может быть солнечно, днем собираются облака, и идет дождь, а к вечеру снова устанавливается ясная, но более прохладная погода. Элементы погоды взаимосвязаны: температура воздуха повышается, воздух поднимается вверх, охлаждается, атмосферное давление у поверхности Земли падает, происходит образование облаков. При понижени атмосферного давления мы ждем облачную, дождливую погоду. В жаркую погоду усиливается испарение, и из водяного пара на высоте образуются, облака. Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности. Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой поверхностью он находится.
Пользуясь данными календаря погоды на 1-4 марта 2012 года в селе Зипуново, сделайте вывод о ее состоянии.
Дата
01.03
02.03
03.03
04.03
Температура воздуха (днем) в є С
-11
-11
-9
-9
Напр. ветра
С-З
З
З
С-З
Облачность
Облачно
Переменная
Переменная
Облачно
Осадки
Снег
Без осадков
Без осадков
Небольшой снег
Атмосферное давление в мм. рт. ст.
753
749
744
752
Лист заданий для пары №3
Выполните задания, используя дополнительную информацию по теме.
Прочитайте текст, определите основные свойства воздушных масс.
Почему воздушные массы такие разные?
Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности. Воздушные массы, которые длительное время находились над океаном, приносят дожди, снег, так как они вбирают в себя влагу, испаряющуюся с поверхности океана. Их называют морскими воздушными массами. Воздух, который некоторое время находится над сушей, становится сухим. Это континентальные воздушные массы. Южный ветер приносит нам теплый воздух. Воздушные массы приобретают свойства в зависимости от того, над какой поверхностью они находятся. Над пустыней воздух становится не только сухим, но и запыленным
Пользуясь данными календаря погоды на 8-11 марта 2004 года в Вологодской области, сделайте вывод о состоянии погоды.
Дата
08.03
09.03
10.03
11.03
Температура воздуха (днем) в є С
-3
-1
+2
+3
Напр. ветра
С-З
С-З
С-З
З
Облачность
Переменная
Переменная
Переменная
Переменная
Осадки
Без осадков
Без осадков
Мокрый снег
Мокрый снег
Атмосферное давление в мм. рт. ст.
759
760
757
756
Как вы думаете, почему люди всегда наблюдали за сменой погоды? (Погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или сенокоса. В июне могли быть утреннние заморозки. Град мог уничтожить урожай.)
На экране выстраивается схема
Раньше - Предсказание по местным признакам
Сегодня - Приборы. метеостанции, гидрометеорологические службы, всемирные метеорологические центры (их всего три: в Москве, Вашингтоне (США), Мельбурне (Австралия), метеоспутники, компьютеры. космические снимки, синоптические карты.
IV. Первичное закрепление изученного материала. Чтение синоптической картыспроговариванием. Проба в роли метеоролога.
На экране изображена синоптическая карта.
Посмотрите на синоптическую карту. Какую информацию можно почерпнуть из карты?
V. Включение в систему знаний и повторение.
Составление словограммы по заданию
Степень нагретости воздуха, которая измеряется с помощью термометра и является одной из важнейших характеристик погоды. (Температура воздуха)
Нижний, основной слой атмосферы, в котором содержится 80 % всего воздуха и почти весь водяной пар. Здесь образуются облака и осадки. (Тропосфера)
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы. (Атмосферное давление)
Движение воздуха в горизонтальном направлении относительно поверхности земли. (Ветер)
Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков либо оседающая непосредственно из воздуха на поверхности Земли. (Атмосферные осадки)
Большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам и являющиеся главной причиной изменения погоды. (Воздуш-
ные массы)
Предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе ее изменений. (Прогноз погоды)
VII. «Мировое кафе» дискуссия в малых группах (советы должны быть связаны с темой «Погода»). Пробные действия
Совет пилоту
Совет агроному
Совет туристу
Совет врача
Совет ученику
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую роль играет погода в нашей жизни?
Какие знания о погоде вам облегчат жизнь?
VII. Домашнее задание с. 127-129 прочитать рассмотреть рисунки, ответить на вопросы. Работа с карточками.
По местным признакам определите черты ясной и ненастной погоды. Ответы постарайтесь объяснить.