Мотивационно-ориентировочная часть Этап 1. Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации в ее решении, принятие задачи учащимися Операционно-познавательная часть Этап 2. Предъявление нового учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего освоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня. Рефлексивно-оценочная часть Этап 4. Организация обратной связи, контроль над усвоением содержания учебного материала и самоконтроль Этап 5. Подготовка учащихся к работе вне школы | Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Настраивает на тесное и активное сотрудничество. Создает положительный настрой. Предлагает ребятам ответить на вопросы: - Что такое воспроизводство населения? - Естественный прирост населения? - Что характерно для естественного движения населения России? - Какой показатель воспроизводства населения является главным? - Охарактеризуйте исторические этапы воспроизводства? - В чем причины высокого естественного прироста в республиках Северного Кавказа? Человек – высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные блага. С помощью наводящих вопросов: «Какова численность населения на планете? А в России? А кто знает, какова численность населения нашего населенного пункта?» подводит к теме урока. Как выдумаете, для чего мы изучаем эту тему? Предлагает сформулировать цели и задачи урока, корректирует ответы учащихся.Слайд 1 Просит доложить об итогах исследования, где учащимся предлагалось выяснить количество детей в семьях прабабушек, бабушек, родителей. Спрашивает: какой вывод школьники сделали, проведя исследования в семьях? В России наблюдается снижение численности населения Предоставляет проблемную ситуацию, создает готовность к предстоящей деятельности Формулирует проблемный вопрос: как снизить темпы сокращения численности населения?Попытаемся ответить на этот вопрос, изучив тему «Численность населения» -Учитель задает вопрос: «Какая наука изучает население?» Слайд 2 - Для того, чтобы узнать численность населения России предлагает воспользоваться «Интернет – ресурсами»: сайт «Счетчик населения России» http://priroda.inc.ru/naselenie.php Слайд 3 - Предлагает сравнить численность населения России с другими государствами Слайд 4 «Крупнейшие страны мира» Как узнать о численности населения?» Предлагает заслушать выступления учащихся по теме: «История переписи населения в России», «Итоги переписи населения России 2010 г.» Слайды 5 -Учитель предлагает учащимся, используя статистические данные о численности населения по годам, построить график численности населения Нижегородской области Слайды 6 - Дает задание учащимся, на основе работы с текстом учебника ответить на вопросы: «Что такое демографический кризис?», «Демографическое эхо войны». Слайды 7 Предлагает изучить график (рис. 14 с. 31), выявить демографические кризисы и обсудить их причины на основе материала учебника Слайды 8 Стимулирует активное участие всех учащихся к выполнению задания в тренажере В XX в. Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Поэтому главная задача на будущее, говоря словами М.В. Ломоносова, - «сохранение и сбережение российского народа». Предлагает учащимся поработать в группах и попытаться ответить на проблемный вопрос: как снизить темпы сокращения численности населения? Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии: Как решить проблему количества и качества человеческого «капитала»? Формулирует выводы, благодарит за активную работу на уроке, выставляетоценки. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: Слайды 9 Было ли тебе интересно на уроке? ______ Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке? __________ Сумел ли ты применить свои знания? _______ Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке? _________ Комментирует д/з: параграф 6 с.31-34, ответить на вопросы 1-8 с.34 Сделать прогноз изменения численности населения России, Нижегородской области к 2015 г., 2025 г. Провести социологическое исследование в семье: откуда приехали родители, деды, прадеды и с какой целью. Слайды 10 | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места. Объясняют признаки понятий «воспроизводство населения», «естественный прирост», «показатели естественного движения». Сравнивают особенности традиционного и современного типов воспроизводства. Сравнивают показатели естественного прироста населения в разных частях страны Формулируют и записывают тему в тетрадь «Численность населения» Формулируют задачи урока «Численность населения» Докладывают о результатах исследования, приходят к выводу о сокращении числа детей в семьях. Отвечают на поставленный учителем вопрос, записывают определение в тетрадь «Демография»- наука о населении. Работают с данными, определяютчисленность населения России, конспектируют в тетрадь Анализируют информацию по таблице и столбиковой диаграмме. Сравнивают численность населения России с другими странами. Определяют место России по численности населения в мире. Отвечают на вопросы, делают выводы. Данные записывают в тетрадь. Отвечают на поставленный учителем вопрос: по переписи населения. Выступают учащиеся, по ходу рассказа остальные анализируют полученную информацию, делают выводы. Численность населения России с 1990 года стала падать. Записывают в тетрадь даты и итоги первой и последней переписи Изучают рубрику «Шаг за шагом» на с. 32 учебника и строят график изменения численности населения Нижегородской области. Сравнивают данные, формулируют выводы об изменение численности населения Нижегородской области Работают с учебником, отвечают на поставленный учителем вопрос. Записывают определение в тетрадь. Демографический кризис – резкое уменьшение численности населения (в результате превышения смертности над рождаемостью). Поясняют понятие «Демографическое эхо войны» Для развития умения анализировать график учащиеся изучают рубрику «Анализируем график» на с. 32 учебника Анализируют график «Изменение численности населения во времени» ( рис.14 с. 31) Выявляют демографические кризисы в России и обсуждают их причины на основе анализа иллюстративных материалов. Делают выводы о причинах, влияющих на сокращение численности населения России Учащиеся заполняют таблицу Демографический кризис | Причины | Последствия | | | | Работают в группах, анализируют, обобщают информацию, представители групп высказывают свои предположения, выдвигают версии решения проблемы. Примерные ответы учащихся: - не допускать новых потрясений, войн, конфликтов, террористических актов; -улучшить уровень жизни и уровень здравоохранения; -проводить государством демографическую политику; -стимулирование рождаемости и т.д. Самостоятельное оценивание своей работы на уроке Осмысливают свои действия, выявляют положительные и отрицательные моменты урока. Ученики сдают тетради, для проверки работы на уроке Записывают д/з | Готовность начать урок Знание демографических процессов и явлений, характеризующих динамику численности населения России и отдельных ее регионов Уметь ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Развитие позитивного общения. Организация социологических исследований населения на примере своей семьи Уметь объяснять существенные признакипонятий: «демография», «перепись населения». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Знать численность населения России, место России по численности населения в мире Уметь вести самостоятельный поиск информации Уметь строить графики На основе построенного графика «Изменение численности населения Нижегородской области», определять численность населения в разные периоды Уметь объяснять существенные признаки понятий: «Демографический кризис», «Демографическое эхо войны» Анализировать факторы, определяющие динамику населения России. Объяснять особенности динамики численности населения России, почему менялось численность населения в отдельные периоды, почему сокращается численность населения России Уметь обобщать полученную информацию Выявлять причинно-следственные связи Уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения Выдвигать и обосновывать гипотезы об изменении численности населения России Создать основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний по данной теме. Уметь оценивать свою работу. Уметь работать с источниками географической информации. Прогнозировать темпы роста населения на основе статистических данных. |