kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Восточно-Европейская равнина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Восточно-Европейская (Русская) равнина».

 Тип урока: изучения нового материала.

Цели:

Образовательная.

Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины. Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины: рельеф, климат, внутренние воды. Дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства.

Развивающая.

Развивать умение работать с тематическими картами, текстом учебника, работать с контурными картами.

Воспитательная.

Воспитание чувства патриотизма гордость за свою Родину.

Задачи.

1. Познакомить учащихся  с особенностями географического положения, рельефа, климата Русской равнины, внутренними водами;

2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;

3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы;

4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

Предметные.

- умение работать с географическими  понятиями, классифицировать их и определять  по признаку, давать комментарии к тексту, отвечать на вопросы, находить верные суждения и др, выделять главное, делать выводы; работать с разными видами карт.

Личностные.

- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству.

Метапредметные.

- умение применять и преобразовывать знания для формирования своей устойчивой жизненной позиции.

- умение самостоятельного достижения целей.

Образовательные технологии: исследовательский метод.

Источники знания: физическая карта России, контурная карта Восточно-Европейской, учебник «Природа России».

Оборудование: мультипроектор.

Ход урока

Этап урока

Форма

организации

деятельности

учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика


 

Оргмомент

 

Подготовить учащихся к работе

— взаимное приветствие

-проверка внешнего состояния класса

-рабочих мест ученика

— организация внимания

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Фронтальная

Сегодня мы приступаем к самой большой теме в курсе географии 8 класса — это крупные природные районы. Мы познакомимся с 7 крупными природными районами. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области?

Фронтальная

Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся – это Русская равнина, или как она еще называется, Восточно-Европейская.

Почему «Восточно – Европейская»?

Равнина расположена на востоке Европы.

Определяют по физической карте Европы

Фронтальная

Как вы думаете, почему это равнина имеет второе название - Русская?

Русская – потому что здесь  был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России. Находится столица Москва.

Связь с историей России. Определяют по карте Др. Русь.

Фронтальная

Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:

- Географическое положение.

- Рельеф и геологическое строение.

- Климат.

- Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.).

- Природные комплексы района.

- Природные ресурсы и проблемы их использования.

Фронтальная

Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до уральских гор - на востоке. На севере равнины омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг.

Работа с физической картой России.

Индивидуальная

Геологическое строение. Какая тектоническая структура лежит в основании

Восточно-Европейской равнины?

В основании равнины лежит – докембрийская платформа – Русская.

Определяют по тектонической карте в атласе (с. 10).

Вспомните, что такое древняя платформа? Какое она имеет строение?

Древняя платформа – это устойчивый участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.

Индивидуальная

Рельеф. Влияет ли тектоническое строение на рельеф Русской равнины?    

Работа со схемой  (Приложение 1). 

Задание.  Проверьте,  правильно ли составлена схема?

Определяют ошибку в схеме. Записывают ее в тетрадь.

Групповая

Пользуясь физической картой России, проанализируйте,  какие утверждения об абсолютной высоте возвышенностей и низменностей  соответствует истине? Пользуйтесь физической картой в атласе. (Приложение 2)

Класс делится на 2 группы. На скорость ребята выполняют задание. Правильные ответы записывают на доске. В конце определяют максимальную вершину и минимальный показатель суши  равнины.

Индивидуальная

Работа с контурной картой:

Нанесите на контурную карту  горы Хибины и Прикаспийскую низменность, отметьте их высоты.

Наносят горы Хибины и Прикаспийскую низменность на контурную карту.

Фронтальная

Вывод. Ребята, сделайте вывод о рельефе равнины.

Рельеф Русской равнины весьма разнообразный, чередуются возвышенности и низменности, что можно объяснить тектоническим строением: поднятием и понижениями фундамента.

 

 

Индивидуальная

Климат. Климат территории формируется под влиянием  климатообразующих факторов.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос в тетради. (Приложение 3).

Ребята по тексту в Приложении 3

отвечают на вопросы и по климатической карте в атласе ( на скорость). Устно отвечают.

 

 

Фронтальная

 

Вывод. Ребята, сделайте вывод о климате равнины.

Климат равнины умеренно континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку, амплитуда t от 280 на западе до 340 востоке, количество осадков меняется от 600 до 800 мм осадков в год.

Индивидуальная

Внутренние воды.  «Реки продукт климата» А.И. Воейков. Внутренние воды равнины весьма разнообразны.

Выполните задание: найдите лишнюю по признаку реку (Приложение 4. Задание 1).

Ребята выполняют работу с помощью физической карты. Определяю «лишнюю» реку (Нева), которая относится к бассейну Балтийского моря, а остальные - Северного Ледовитого океана.

 

 

Индивидуальная

Река Волга крупнейшая река – европейской части России. Выполните задание 2 (Приложение 4). Прочитайте стихотворение. Напишите к нему комментарии.

Ребята выполняют задание – в комментариях дают характеристику Волги.

 

 

Индивидуальная

Работа с контурной картой:

Отметьте исток реки Волга на Валдайской возвышенности, и устье -  г. Астрахань, а также самое крупное озеро равнины – Ладожское.

Отмечают  исток реки Волга на Валдайской возвышенности, и устье -  г. Астрахань, а также самое крупное озеро равнины – Ладожское.

 

 

Фронтальная

 

Вывод.  Ребята, сделайте вывод о внутренних водах равнины.

Внутренние воды Русской равнины очень разнообразны, особенно на северо-западе, в районе сильного увлажнения.

Этап закрепления новых знаний и способов действий.

 

 

Фронтальная

 

Какие новые знания вы сегодня приобрели?

Какими новыми действиями овладели?

Рефлексия

 

 

Индивидуальная

Итоговое задание:

Проверьте верно ли суждение. Правильные ответы отметьте знаком «+».

Оценка

учителя

 

Сегодня вы молодцы, спасибо!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Восточно-Европейская равнина". »

Тема урока: «Восточно-Европейская (Русская) равнина».


Класс 8 .

Тип урока: изучения нового материала.

Цели:

Образовательная.

Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины. Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины: рельеф, климат, внутренние воды. Дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства.

Развивающая.

Развивать умение работать с тематическими картами, текстом учебника, работать с контурными картами.

Воспитательная.

Воспитание чувства патриотизма гордость за свою Родину.

Задачи.

1. Познакомить учащихся с особенностями географического положения, рельефа, климата Русской равнины, внутренними водами;

2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;

3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы;

4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.


Планируемые результаты.

Предметные.

- умение работать с географическими понятиями, классифицировать их и определять по признаку, давать комментарии к тексту, отвечать на вопросы, находить верные суждения и др, выделять главное, делать выводы; работать с разными видами карт.

Личностные.

- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству.

Метапредметные.

- умение применять и преобразовывать знания для формирования своей устойчивой жизненной позиции.

- умение самостоятельного достижения целей.


Образовательные технологии: исследовательский метод.

Источники знания: физическая карта России, контурная карта Восточно-Европейской, учебник «Природа России».

Оборудование: мультипроектор.

Ход урока

Этап урока

Форма

организации

деятельности

учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Оргмомент


Подготовить учащихся к работе

— взаимное приветствие

-проверка внешнего состояния класса

-рабочих мест ученика

— организация внимания


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Фронтальная

Сегодня мы приступаем к самой большой теме в курсе географии 8 класса — это крупные природные районы. Мы познакомимся с 7 крупными природными районами. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области?


Фронтальная

Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся – это Русская равнина, или как она еще называется, Восточно-Европейская.

Почему «Восточно – Европейская»?

Равнина расположена на востоке Европы.

Определяют по физической карте Европы

Фронтальная

Как вы думаете, почему это равнина имеет второе название - Русская?

Русская – потому что здесь  был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России. Находится столица Москва.

Связь с историей России. Определяют по карте Др. Русь.


Фронтальная

Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:

- Географическое положение.

- Рельеф и геологическое строение.

- Климат.

- Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.).

- Природные комплексы района.

- Природные ресурсы и проблемы их использования.


Фронтальная

Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до уральских гор - на востоке. На севере равнины омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг.

Работа с физической картой России.

Индивидуальная

Геологическое строение. Какая тектоническая структура лежит в основании

Восточно-Европейской равнины?




В основании равнины лежит – докембрийская платформа – Русская.

Определяют по тектонической карте в атласе (с. 10).

Вспомните, что такое древняя платформа? Какое она имеет строение?

Древняя платформа – это устойчивый участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.


Индивидуальная

Рельеф. Влияет ли тектоническое строение на рельеф Русской равнины?    

Работа со схемой (Приложение 1). 

Задание. Проверьте, правильно ли составлена схема?

Определяют ошибку в схеме. Записывают ее в тетрадь.

Групповая

Пользуясь физической картой России, проанализируйте, какие утверждения об абсолютной высоте возвышенностей и низменностей соответствует истине? Пользуйтесь физической картой в атласе. (Приложение 2)


Класс делится на 2 группы. На скорость ребята выполняют задание. Правильные ответы записывают на доске. В конце определяют максимальную вершину и минимальный показатель суши равнины.

Индивидуальная

Работа с контурной картой:

Нанесите на контурную карту горы Хибины и Прикаспийскую низменность, отметьте их высоты.


Наносят горы Хибины и Прикаспийскую низменность на контурную карту.

Фронтальная

Вывод. Ребята, сделайте вывод о рельефе равнины.


Рельеф Русской равнины весьма разнообразный, чередуются возвышенности и низменности, что можно объяснить тектоническим строением: поднятием и понижениями фундамента.



Индивидуальная

Климат. Климат территории формируется под влиянием климатообразующих факторов.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос в тетради. (Приложение 3).

Ребята по тексту в Приложении 3

отвечают на вопросы и по климатической карте в атласе ( на скорость). Устно отвечают.



Фронтальная


Вывод. Ребята, сделайте вывод о климате равнины.


Климат равнины умеренно континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку, амплитуда t от 280 на западе до 340 востоке, количество осадков меняется от 600 до 800 мм осадков в год.

Индивидуальная

Внутренние воды. «Реки продукт климата» А.И. Воейков. Внутренние воды равнины весьма разнообразны.

Выполните задание: найдите лишнюю по признаку реку (Приложение 4. Задание 1).

Ребята выполняют работу с помощью физической карты. Определяю «лишнюю» реку (Нева), которая относится к бассейну Балтийского моря, а остальные - Северного Ледовитого океана.



Индивидуальная

Река Волга крупнейшая река – европейской части России. Выполните задание 2 (Приложение 4). Прочитайте стихотворение. Напишите к нему комментарии.


Ребята выполняют задание – в комментариях дают характеристику Волги.



Индивидуальная

Работа с контурной картой:

Отметьте исток реки Волга на Валдайской возвышенности, и устье - г. Астрахань, а также самое крупное озеро равнины – Ладожское.


Отмечают исток реки Волга на Валдайской возвышенности, и устье - г. Астрахань, а также самое крупное озеро равнины – Ладожское.




Фронтальная


Вывод. Ребята, сделайте вывод о внутренних водах равнины.

Внутренние воды Русской равнины очень разнообразны, особенно на северо-западе, в районе сильного увлажнения.

Этап закрепления новых знаний и способов действий.



Фронтальная


Какие новые знания вы сегодня приобрели?

Какими новыми действиями овладели?




Рефлексия



Индивидуальная

Итоговое задание:

Проверьте верно ли суждение. Правильные ответы отметьте знаком «+».





Оценка

учителя


Сегодня вы молодцы, спасибо!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Восточно-Европейская равнина".

Автор: Ачох Оксана Валидовна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства