Просмотр содержимого документа
«Географы Великой отечественной войны»
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области
«Мещовская школа-интернат для детей с нарушением зрения»
Устный журнал
«ГЕОГРАФЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
учителя географии
Битюцкой Татьяны Викторовны
Калуга 2022 г.
Учитель: ПАМЯТЬ – не просто дань славному прошлому. Память – это причащение величием истории народа, это принятие сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.
Слайды 1,2,3.
Учитель: Статистика войны. Война... от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км, итого – 2600. Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа, перебежками, по-пластунски – 4 долгих года.
В годы войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 170 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек.
Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек.
Слайд 4. Ведущий 1. В прошлом году наша страна отмечала 75-летие со дня победы над фашисткой Германией. И мы помним о тех, кто своим ратным подвигом и самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую победу. О Великой Отечественной войне, о вкладе в дело разгрома врага различных родов войск, отраслей хозяйства, учёных и специалистов написано много.
Ведущий 2. Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы готовили военно-географические описания; метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны – на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане и Средней Азии.
Слайд 5.Ведущий 1. Уже в начале войны в Академии наук СССР было создано несколько специальных комиссий, вскоре объединённых в комиссию по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей комиссии был геохимик- минералог, академик А.Е. Ферсман. Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялись территория, погодно-климатические условия развития военных действий и их военная оценка; изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки.
Ведущий 1. В тылу учёные-географы проводили комплексный учёт и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий (и в военное, и в послевоенное время).
Ведущий 2. Казалось бы, какую пользу могли принести фронту гуманитарии? На самом деле, работы этих ученых сыграли решающую роль в укреплении морального состояния советского народа. В конечном счете, исход войны зависел не только от технического оснащения солдат, сколько от их внутреннего состояния, решимости и твердой уверенности в победе. Эти настроения поддерживались и укреплялись благодаря работе ученых – гуманитариев. Сегодня мы хотим вспомнить тех ученых и специалистов, которые внесли свой вклад для победы над врагом.
Рассказ о топографах.
Слайд 6. Ученик 1. Наверно, всем понятно выражение «Топографы – это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. Топография важна и жизненно необходима для танковых войск, авиации, флота, но совершенно особую роль она играет в артиллерии. Существует понятие «стрельба с закрытых огневых позиций», т.е. стрельба за горизонт по целям, находящимся вне пределов прямой видимости. Это основной способ артподготовки и артобстрела, при этом артиллеристские батареи прячутся за складками местности, строениями, деревьями, в естественных и искусственных укрытиях. Но спрятанная батарея слепа: наводчики цели не видят, поэтому при стрельбе с закрытых позиций командный пункт располагается за много километров от орудий.
Ученик 2. Оттуда командир видит цель и передаёт указания, как и куда, стрелять. Такая стрельба требует умения, навыков, точных приборов, устойчивой и непрерывной связи, но, прежде всего полноценного топографического обеспечения. Боевое применение артиллерии без топографических карт невозможно, как невозможно играть в морской бой без сеточки с координатами.
Ученик 3. И ещё немного о военных топографических картах. На них не зря стоит гриф секретности. Карта секретна независимо даже от того, отмечено или нет на ней расположение своих войск и войск неприятеля, но и просто потому, что на ней нанесены леса и реки, мосты и поля, дороги. Проникнуть в тайны топографической службы – всегда мечта разведки противника, поскольку, как правило, это имело стратегическое значение.
Ученик 4. Так, в 1943 году советская военная разведка добыла сведения о том, что германские картографические фабрики отпечатали сотни тыс. листов карт Орловской, Белгородской и Курской областей. Эта информация легла в основу разработки плана массированной обороны и последующего наступления Советской армии на Курской дуге. В военные годы отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами.
Ученик 5. Военные действия раскинулись на огромной площади – от Баренцева до Чёрного морей. Только с июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы и картографы выполнили съёмку местности на площади более 500 тыс. км2, составили и издали свыше 2 тыс. листов карт разного масштаба. Особо следует отметить героический труд картографов, оставшихся в блокадном Ленинграде. В условиях жестокой блокады, под обстрелом немецкой артиллерии, в условиях холода и голода ленинградцы составляли, чертили, печатали карты, не прерывая работу ни на один день...
Рассказ о гидрологах.
Слайд 7. Ученик 1 .Нельзя не сказать и о роли гидрологов. Вообще, в истории войн имеются блестящие примеры использования гидрологической обстановки. Одним из них может служить битва Александра Невского на льду Чудского озера. Выбор такого поля битвы объясняется тем, что тевтонские рыцари были тяжело вооружены, а толщина льда на озере была относительно невелика, и лёд не выдержал их тяжести.
Ученик 2. В годы Великой Отечественной войны гидрологи помогали преодолевать водные рубежи, болота. Целый ряд операций наших войск строился с учётом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжёлой военной техники. Но на болотах настилалась гать, и таким образом обеспечивалась внезапность и прорыв войсками наименее укреплённых участков обороны противника.
Ученик 3. Иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении начинать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха крупными группами самолётов. На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага. Именно гидрометеослужба Ленинградского флота и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро Дороги жизни. Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени. Знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Берггольц так писала об этом:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле Страшней и радостней дороги.
Ученик 4. В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер. Гидрологи давали сведения о ширине и глубине реки, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы и др. Так, например, форсирование в сентябре 1943 года рек Десны, Сожи, Днепра войсками первого Белорусского фронта было успешно осуществлено с учётом водности этих рек.
Рассказ о военно-геологических отрядах.
Слайд 8. Ученик 1 .Кроме того, на всех фронтах действовали военногеологические отряды. Главные их задачи – обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источниках водоснабжения и местными строительными материалами. Боевые действия велись в разных условиях - в тундре, тайге, зоне смешанных лесов, лесостепях, степях и полупустынях Прикаспия, в горах Кавказа, Карпат и в других горных системах.
Ученик 2.Карельский фронт был не только самым северным, но и самым протяжённым. Он простирался от Ленинграда через всю Карелию и Кольский полуостров. Изобилие лесов, озёр и болот, бездорожье создавали большие трудности для инженерного обеспечения лесов, озёр и болот, бездорожье создавали большие трудности для инженерного обеспечения военных действий. Военно-геологические отряды оперативно давали сведения о свойствах пород, качестве озёрных и болотных вод, данные о состоянии дорог, мостов и переправ, выявляли необходимые для ремонта дорог строительные материалы.
Ученик 3. Такие работы велись на всех фронтах в разных природных условиях и в разных природных зонах, например, высоко в горах. Свой вклад в дело победы внесли альпинисты, которые вели жестокие и упорные битвы за перевалы. В Приэльбрусье бои с фашистами. Заступали в гарнизоны перевалов советские альпинисты, сменившие ковбойки спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горнострелковых отрядов.
Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть, выйти к южной границе. Бои на Кавказе проходили на склонах и вершинах.
21 августа фашисты взошли на обе вершины Эльбруса и водрузили своё знамя. В долинах, перевалах, вершинах, знакомых нашим альпинистам по мирным походам и восхождениям стали разворачиваться военные действия.
Слайд 9, 10,11. Ученик 4. В феврале 1943 года, несмотря на высоту, холод, бураны, на не сдавшиеся в плен группы разгромленной дивизии «Эдельвейс», на заминированные тропы советские альпинисты выполнили приказ - сняли с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установили Государственный флаг СССР. Силуэт нашего Эльбруса изображён на боевой медали «За оборону Кавказа». Военные альпинисты А. Гусев, Е. Белецкий. Н. Гусак, Ю. Одноблюдов, А. Сидоренко, Б. Грачев, Г. Хергиани, Б. Хергиани, В. Кухтин, Н. Моренец, А. Грязное, А. Багров, Н. Персиянинов, JI. Каратаева, Г. Сулаквелидзе, А. Немчинов, В. Лубенец, Е. Смирнов, Л. Келье и Н. Петросов сбросили фашистские символы с Эльбруса и водрузили там наш советский флаг. В своей записке, оставленной на вершине, они тогда написали:" 17.2.1943 г., 14.00. Сегодня сюда поднялась группа инструкторов военного альпинизма РККА с "Приюта Одиннадцати" за 9 часов. Снегопад, туман, сильный мороз. Восхождение посвящено освобождению Кавказа от гитлеровцев и 25-й годовщине нашей славной Красной Армии. Группа по приказу командования Закавказского фронта сняла немецко-фашистский вымпел и установила наш Красный флаг СССР. Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша партия ВКП(б) и героическая Красная Армия! Да здравствует наш Эльбрус и вновь свободный Кавказ!"
...На северном склоне Санчарского перевала стоит памятник - воин- альпинист с развевающейся плащ-накидкой на плечах, с автоматом на груди и ледорубом в руках. На постаменте надпись:
"Они любили горы, как жизнь,
Но Родину любили больше жизни.
Бойцам и командирам отдельных горнострелковых отрядов".
Слайд 12. Ученик 5. Летом 1943 года одна из экспедиций на Тянь-Шане установила точное положение загадочного пика - его вершина достигала 7439 метров над уровнем океана. Именно эта вершина, как выяснили ученые, и являлась высочайшей точкой Тянь-Шаньского массива, центром горного узла, откуда растекаются могучие ледники и куда сходятся хребты и основные снежные цепи Тянь-Шаня. Новый пик назвали пиком Победы. Название это было символом надежды на конечную победу над фашистами, поднявшими оружие против народов нашей страны. Но в имени этого пика отразились также упорство и настойчивость советских людей, преодолевавших неимоверные трудности и на фронтах и в тылу.
Рассказ о гидрографах.
Слайд 13.Ученик 1.Говоря о роли географии в войне, нельзя не упомянуть о флоте, ведь все моряки по сути своей службы в той или иной мере связаны с географией. На многоводных реках и озёрах для создания оборонительных рубежей использовались Азовская, Дунайская, Ладожская, Онежская, Волжская флотилии, отряд кораблей на озере Ильмень и др. Советский флот с первого дня войны беспрерывно вёл активные боевые действия на морях, озёрах и реках.
Ученик 2.Вот один из примеров работы гидрографов во флоте на войне. При высадке десанта в Феодосии гидрографы первыми ворвались в порт, захватили и зажгли маяк защитного мола, установили огни на других молах, обследовали глубину у причалов. В ходе боя гидрографы определили и осветили точки наводки для кораблей отряда артиллерийской поддержки.
Ученик 3. В эти годы особую роль играл Северный морской путь. Фашисты прилагали все усилия, чтобы парализовать его деятельность, но, несмотря на это он оставался одной из основных нитей, связывающих воюющий СССР с остальным миром. Г1о нему плавали не только суда с вооружением и продовольствием, но и, обеспечивающие возможность судоходства, научно- исследовательские и гидрогеографические суда, выполнявшие свою работу под огнём неприятеля и нередко вступавшие с ним в неравный бой.
Ученик 4. Продолжали бессменно работать полярные станции, они вели метеонаблюдения, снабжая страну сводками погоды, круглосуточно следили за морем и небом, где в любой момент мог появиться враг. И фашисты это понимали. Вот почему шесть арктических зимовок подверглись целенаправленным атакам немецких подводных лодок. Научные точки на Новой Земле, на побережье Таймыра, на островах Карского моря были сожжены дотла. Однако исследовательские работы в Арктике не прекращались даже в наиболее страшные периоды войны. На восточном участке этой трассы в те годы открылись несколько новых зимовок - слишком серьёзную роль играли они в жизни Северного морского пути и всей страны. При меров вклада географии в нашу победу в Великой Отечественной войне можно приводить ещё очень много, и, прежде всего потому, что все, кто служили и служат этой благородной профессии, это в первую очередь люди, которые любят и уважают свою Родину.
Слайд 14. Ученик 4. Касаясь конкретных имён известных географов, защищавших нашу страну с оружием в руках, нельзя не упомянуть доктора географических наук, выдающегося океанографа ММ Сомова. В августе 1942 года он участвовал в героической обороне города Диксон, в котором располагалась научно-исследовательская станция, от десанта фашистского крейсера «Адмирал Шеер». В славные страницы нашей победы вписаны имена других учёных-географов-фронтовиков: К.И. Маркова, B.C. Преображенского, Ю.И. Ефремова, Л.С. Абрамова, Ю.Г. Саушкина, И.П. Герасимова, А. М. Комкова, И.В. Андреева, Н.А. Максимова и других.
Слайд 15,16,17.Ведущий 1.Можно рассказывать еще о славных делах географов в тылу врага и на фронте в суровые военные годы. Многие из них не дожили до победы. Память о них хранят их коллеги, родственники. Ведущий 2. Когда вы будете читать географическую литературу, помните, что авторы многих книг: А,Е. Ферсман, К,И. Марков, B.C. Преображенский,
Ю.И. Ефремов. JI.C. Абрамов, Ю.Г. Саушкин, И.П. Герасимов и многие другие были в числе славных защитников Родины.
Авторы школьных учебников и пособий: Н.В. Андреев, Н.А, Максимов, И.С. Матрусов, В.П. Максаковский, И.А. Ерофеев - тоже воевали, проливали кровь за наше мирное будущее.
Слайд 17. Учитель. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.
"Все для фронта, все для победы! " – этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей,
Забыть прошлое - значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет!!!...
ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
«Спасибо вам, мои родные,
Спасибо вам за жизнь, за мир,
За те победы роковые:
Изгнанье вражеских рапир.
Спасибо вам за нашу землю,
За Русь святую, блеск погон,
Спасибо от сынов, от внуков,
От правнуков – земной поклон!..»
Использованные источники.
Журнал «География в школе № 3 2005г» ст.Л.С.Абрамова.
Журнал «Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей.» - М.: «Равнение на победу» 2004 г., Н.В.Мазыкина, А.А. Монахов.