Формирование познавательного интереса на уроках географии.
Формирование познавательного интереса на уроках географии.
Данная работа представляет характеристику различных методов, применяемых учителем на уроках географии, для развития интереса школьников к предмету географии. Особое внимание уделяется методу наблюдения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список литературы ____________________________________________ 12
Введение.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Сегодня очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность необходимо развивать у учащихся способность к самостоятельному мышлению.
Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытии его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирование его компетенций, поэтому современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Активизация познавательного интереса учащихся - это одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательного интереса на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных процессов.
Цель моей работы - показать значение метода наблюдения для развития познавательного интереса учащихся при изучении географии
Задачи - рассмотрение различных методов развития познавательного интереса учащихся, выбор наиболее актуального метода в преподавании географии.
Актуальность развития познавательного интереса учащихся.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках,
повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках
географии способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности,
стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я
использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые
моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды,
занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах
уроков. Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательного интереса на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Формы и методы формирования познавательного интереса.
На уроках рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое внимание уделяется тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования.
Создание проблемных ситуаций.
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Технология опорных конспектов.
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем от простых к сложным практикуется на уроках, начиная с пятого класса, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.
Дидактические игры.
Проводимые на уроках географии развивающие игры «Найди половинку», «Географические диктанты», «Туристическое агентство «По странам и континентам», и другие не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Творческие работы.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации.
Использование на уроке дополнительной литературы.
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из «Записок охотника» И.С. Тургенева: «Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева не видно…» Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.
На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы «Ветер» в 6 классе можно зачитать детям отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?» и т.д.
Работа с картой.
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Например, репродуктивный уровеньпредполагает проверку географической номенклатуры. Здесь можно использовать задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.
Третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы:
«Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»
Формы рельефа
Тектонические структуры
Полезные ископаемые
1.Восточно-Европейская равнина и т.д.
Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении.
Метод наблюдения на уроках географии.
Современные дети - это дети, которые не очень любят читать, тем более учить, искать, размышлять. Они могут сидеть за компьютером сутками - в контакте, слушать музыку, порой совсем бессодержательную, и совсем забыть про уроки. Оторвать их от компьютера, заставить думать, фантазировать - непросто. Но география такой предмет, который имеет богатые возможности для привития интереса к предмету, для развития познавательного интереса школьников, т.к. раскрывает необычайно красочную и разнообразную картину мира, планеты Земля, жизнь человека в разных уголках планеты. География рождает добрые чувства, и великие мысли.
На мой взгляд, сформировать интерес к географии можно используя метод наблюдения. Практически, любая тема на уроках географии может быть дополнена примерами, которые учащиеся могут сами наблюдать в жизни. В этом году ученикам 5-х классов я предложила вести творческую работу в течение учебного года и во время летних каникул. Все свои наблюдения учащиеся записывают в свои творческие тетради. Их каждый может назвать по желанию – «Дневник наблюдений», «Блокнот наблюдателя», «Мои наблюдения за природными явлениями» или придумать свои названия. Оформить свои записи дети могут тоже по своему усмотрению. Объясняя темы уроков, я стараюсь приводить примеры природных процессов и явлений, которые учащиеся могут наблюдать самостоятельно во время прогулок, отдыха на природе, путешествуя с родителями. Но, к сожалению, даже на природе дети больше заняты общением в соцсетях, играми и просмотром различных видеороликов в своих смартфонах. Родители не всегда обращают внимание своих детей на красоту окружающей их природы. Поэтому моя задача – акцентировать внимание учащихся на процессы и явления природы, которые они могут наблюдать. Я вижу как у детей загораются глаза, когда они понимают, что многие явления природы они наблюдали, только не обращали на них никакого внимания. У них возникает интерес, дети начинают вспоминать и наперебой рассказывать, когда, где и что они наблюдали. У детей приходит понимание, что география – это не скучная наука, которую необходимо учить по учебнику, а то, что нас окружает, то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. На уроках мы подкрепляем свои наблюдения учебным материалом. Так, на мой взгляд, формируется желание изучать географию, формируется познавательный интерес к предмету.
Приведу некоторые примеры. При изучении темы «Земля во Вселенной» мы говорим о звёздах, созвездиях и способе определения сторон горизонта по Полярной звезде. На вопрос «Какие созвездия вы знаете» большинство детей называют Больщую и Малую Медведицы. Но, к сожалению, выясняется, что не все учащиеся видели и умеют находить созвездия на ночном небе. Рассказывая детям о красоте ночного неба и нахождении созвездий Большой Медведицы и Кассиопеи, я вижу интерес в глазах детей. С данной темы мы начинаем подготовку к ведению дневника наблюдений. В дневнике дети записывают план наблюдений, а записи наблюдений они делают по мере их осуществления. Так, за звёздами наблюдать удобно в летние каникулы, когда дети с родителями отдыхают за городом. Соответственно и записи своих наблюдений они смогут сделать только летом.
Много наблюдений можно делать при изучении темы «Земная кора». При изучении темы «Разнообразие горных пород» я предлагаю учащимся рассмотреть и описать в своих дневниках горные породы различного происхождения, которые они смогут увидеть в нашей местности или за её пределами. При изучении темы «Разнообразие форм рельефа Земли» мы говорим о равнинах, возвышенностях, горах. Разнообразные формы рельефа дети могут увидеть в период летних каникул во время поездок и в пределах Саратовской области и, отдыхая на Черноморском побережье Кавказа и в других красивейших местах нашей Родины и за её пределами.
Свои наблюдения, используя план, составленный в период учебного года, учащиеся записывают в дневники наблюдений, сопровождая их рисунками, фотографиями.
Таким образом, опираясь на полученные в течение учебного года знания, дети видят изученные процессы и явления природы вокруг себя. Понимая, что всё, что мы изучаем на уроках географии, находится вокруг нас, учащиеся проявляют больший интерес к предмету.
Заключение.
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательного интереса учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью различных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Реализовать задачу активизации познавательного интереса помогает метод наблюдения.
Методы активизации познавательного интереса вооружают учащихся знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Список литературы
Баранский Н.Н. Основные положения методологии и методики географии // География в школе. М., 1994. № 2.
Медовникова Т.В. Повышение познавательного интереса к географии через интернет-конкурсы//География и экология в школе 21 века. 2012. №2. С. 62-64.
Совсуняк О.А. На уроке должно быть интересно//География и экология в школе 21 века. 2011. №10. С. 44-46.
Хлебосолова О.А. Учебная мотивация как критерий оценки качества школьного географического образования//География и экология в школе 21 века. 2008. №2. С. 41-42..
Шульгина О.В. Роль географии в системе знаний и формировании междисциплинарного мышления//География и экология в школе 21 века. 2012. №1. С. 40-43.
http://natursciences.area7.ru - методические материалы для учителей (преподавание географии)