kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательного интереса на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет характеристику различных методов, применяемых учителем на уроках географии, для развития интереса школьников к предмету географии. Особое внимание уделяется методу наблюдения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса на уроках географии.»


Региональная (районная) методическая конференция педагогических работников

«Интеграция инновационных технологий в преподавание географии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 100 Ленинского района

г. Саратова»







Исследовательская работа

Формирование познавательного интереса на уроках географии












Автор:

Сафонова Татьяна Евгеньевна,

учитель географии

МОУ «СОШ № 100» Ленинского района г. Саратова,

телефон: 8-917-304-86-01
















Саратов 2019

Содержание


Введение_____________________________________________________ 3

Актуальность развития познавательного интереса учащихся___________ 4

Формы и методы формирования познавательного интереса____________ 5

Метод наблюдения на урок географии_____________________________ 8

Заключение___________________________________________________ 10

Список литературы ____________________________________________ 12


Введение.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Сегодня очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность необходимо развивать у учащихся способность к самостоятельному мышлению.

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытии его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирование его компетенций, поэтому современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Активизация познавательного интереса учащихся - это одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательного интереса на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных процессов.

Цель моей работы - показать значение метода наблюдения для развития познавательного интереса учащихся при изучении географии

Задачи - рассмотрение различных методов развития познавательного интереса учащихся, выбор наиболее актуального метода в преподавании географии.


Актуальность развития познавательного интереса учащихся.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках,

повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках

географии способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности,

стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я

использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые

моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды,

занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах

уроков. Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательного интереса на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.


Формы и методы формирования познавательного интереса.

На уроках рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое внимание уделяется тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования.

  1. Создание проблемных ситуаций.

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

  1. Технология опорных конспектов.

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем от простых к сложным практикуется на уроках, начиная с пятого класса, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

  1. Дидактические игры.

Проводимые на уроках географии развивающие игры «Найди половинку», «Географические диктанты», «Туристическое агентство «По странам и континентам», и другие не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

  1. Творческие работы.

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации.

  1. Использование на уроке дополнительной литературы.

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из «Записок охотника» И.С. Тургенева: «Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева не видно…» Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы «Ветер» в 6 классе можно зачитать детям отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?» и т.д.

  1. Работа с картой.

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь можно использовать задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

Третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы:

«Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.



Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении.


Метод наблюдения на уроках географии.

Современные дети - это дети, которые не очень любят читать, тем более учить, искать, размышлять. Они могут сидеть за компьютером сутками - в контакте, слушать музыку, порой совсем бессодержательную, и совсем забыть про уроки. Оторвать их от компьютера, заставить думать, фантазировать - непросто. Но география такой предмет, который имеет богатые возможности для привития интереса к предмету, для развития познавательного интереса школьников, т.к. раскрывает необычайно красочную и разнообразную картину мира, планеты Земля, жизнь человека в разных уголках планеты. География рождает добрые чувства, и великие мысли.

На мой взгляд, сформировать интерес к географии можно используя метод наблюдения. Практически, любая тема на уроках географии может быть дополнена примерами, которые учащиеся могут сами наблюдать в жизни. В этом году ученикам 5-х классов я предложила вести творческую работу в течение учебного года и во время летних каникул. Все свои наблюдения учащиеся записывают в свои творческие тетради. Их каждый может назвать по желанию – «Дневник наблюдений», «Блокнот наблюдателя», «Мои наблюдения за природными явлениями» или придумать свои названия. Оформить свои записи дети могут тоже по своему усмотрению. Объясняя темы уроков, я стараюсь приводить примеры природных процессов и явлений, которые учащиеся могут наблюдать самостоятельно во время прогулок, отдыха на природе, путешествуя с родителями. Но, к сожалению, даже на природе дети больше заняты общением в соцсетях, играми и просмотром различных видеороликов в своих смартфонах. Родители не всегда обращают внимание своих детей на красоту окружающей их природы. Поэтому моя задача – акцентировать внимание учащихся на процессы и явления природы, которые они могут наблюдать. Я вижу как у детей загораются глаза, когда они понимают, что многие явления природы они наблюдали, только не обращали на них никакого внимания. У них возникает интерес, дети начинают вспоминать и наперебой рассказывать, когда, где и что они наблюдали. У детей приходит понимание, что география – это не скучная наука, которую необходимо учить по учебнику, а то, что нас окружает, то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. На уроках мы подкрепляем свои наблюдения учебным материалом. Так, на мой взгляд, формируется желание изучать географию, формируется познавательный интерес к предмету.

Приведу некоторые примеры. При изучении темы «Земля во Вселенной» мы говорим о звёздах, созвездиях и способе определения сторон горизонта по Полярной звезде. На вопрос «Какие созвездия вы знаете» большинство детей называют Больщую и Малую Медведицы. Но, к сожалению, выясняется, что не все учащиеся видели и умеют находить созвездия на ночном небе. Рассказывая детям о красоте ночного неба и нахождении созвездий Большой Медведицы и Кассиопеи, я вижу интерес в глазах детей. С данной темы мы начинаем подготовку к ведению дневника наблюдений. В дневнике дети записывают план наблюдений, а записи наблюдений они делают по мере их осуществления. Так, за звёздами наблюдать удобно в летние каникулы, когда дети с родителями отдыхают за городом. Соответственно и записи своих наблюдений они смогут сделать только летом.

Много наблюдений можно делать при изучении темы «Земная кора». При изучении темы «Разнообразие горных пород» я предлагаю учащимся рассмотреть и описать в своих дневниках горные породы различного происхождения, которые они смогут увидеть в нашей местности или за её пределами. При изучении темы «Разнообразие форм рельефа Земли» мы говорим о равнинах, возвышенностях, горах. Разнообразные формы рельефа дети могут увидеть в период летних каникул во время поездок и в пределах Саратовской области и, отдыхая на Черноморском побережье Кавказа и в других красивейших местах нашей Родины и за её пределами.

Свои наблюдения, используя план, составленный в период учебного года, учащиеся записывают в дневники наблюдений, сопровождая их рисунками, фотографиями.

Таким образом, опираясь на полученные в течение учебного года знания, дети видят изученные процессы и явления природы вокруг себя. Понимая, что всё, что мы изучаем на уроках географии, находится вокруг нас, учащиеся проявляют больший интерес к предмету.


Заключение.

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательного интереса учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью различных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Реализовать задачу активизации познавательного интереса помогает метод наблюдения.

Методы активизации познавательного интереса вооружают учащихся знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.































Список литературы

  1. Баранский Н.Н. Основные положения методологии и методики географии // География в школе. М., 1994. № 2.

  2. Медовникова Т.В. Повышение познавательного интереса к географии через интернет-конкурсы//География и экология в школе 21 века. 2012. №2. С. 62-64.

  3. Совсуняк О.А. На уроке должно быть интересно//География и экология в школе 21 века. 2011. №10. С. 44-46.

  4. Хлебосолова О.А. Учебная мотивация как критерий оценки качества школьного географического образования//География и экология в школе 21 века. 2008. №2. С. 41-42..

  5. Шульгина О.В. Роль географии в системе знаний и формировании междисциплинарного мышления//География и экология в школе 21 века. 2012. №1. С. 40-43.

  6. http://natursciences.area7.ru - методические материалы для учителей (преподавание географии)

  7. http://geo.1september.ru - журнал «География»


Размещено на Allbest.ru


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование познавательного интереса на уроках географии.

Автор: Сафонова Татьяна Евгеньевна

Дата: 09.04.2020

Номер свидетельства: 545908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование познавательного интереса учащихся на уроках географии в условиях модернизации образования"
    ["seo_title"] => string(111) "formirovaniiepoznavatielnoghointieriesauchashchikhsianaurokakhghieoghrafiivusloviiakhmodiernizatsiiobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "335268"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1466328140"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) ""Использование игровых технологий для преодоления трудностей в обучении учащихся с ЗПР на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(128) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-dlia-prieodolieniia-trudnostiei-v-obuchienii-uchashchikhsia-s-zpr-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "136466"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417108435"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "презентация к уроку географии в 7 классе на тему: "Разнообразие природы Южной Америки""
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiiakurokughieoghrafiiv7klassienatiemuraznoobraziieprirodyiuzhnoiamieriki"
    ["file_id"] => string(6) "271669"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451731039"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Развитие познавательной деятельности на уроках географии""
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "461043"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1520519722"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Работа с картой на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(39) "rabota_s_kartoi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "438356"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510482741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства