Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение»
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:
1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).
Классификация методов активного обучения
Дидактические цели занятия
Метод активного обучения
Обобщение ранее изученного материала
Групповая дискуссия, мозговой штурм
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала
Мозговой штурм, деловая игра
Развитие способности к самообучению
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Повышение учебной мотивации
Деловая игра, ролевая игра
Отработка изучаемого материала
Тренинги
Применение знаний, умений и навыков
Баскет-метод
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала
Групповая дискуссия
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Обучение навыкам межличностного общения
Ролевая игра
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта
Метод проектов
Развитие навыков работы в группе
Метод проектов
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции
Баскет-метод
Развитие навыков принятия решений
Анализ практических ситуаций, баскет-метод
Развитие навыков активного слушания
Групповая дискуссия
Формы работы, которые использую для занятий, повышающие уровень активности обучения:
нетрадиционные формы проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
нетрадиционные формы учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
игровые формы;
диалогическое взаимодействие;
различные формы работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
дидактические средства (тесты, терминологические кроссворды и др.);
внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшнее занятие…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.);
деятельностный подход в обучении.
использование ИКТ (презентации, тематические фильмы)