Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения учащихся
Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения учащихся
Анализ работы по теме самообразования
Тема: «Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения учащихся».
Актуальность выбранной темы.
Традиционно в педагогике особое внимание уделялось учету индивидуальных особенностей детей в процессе обучения. Необходимость этого очевидна и на современном этапе, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.
Необходимость разделения детей на группы и объединение их в эти группы по каким-либо схожим признакам объясняется специфическими целями, которые преследует учёт индивидуальных особенностей. Требование учёта индивидуальных особенностей ребёнка находит своё отражение в дифференциации обучения.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса. Индивидуализация - это учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются.
В реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником, и процесс усвоения знаний не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения учащихся »
Анализ работы по теме самообразования
Тема: «Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения учащихся».
Актуальность выбранной темы.
Традиционно в педагогике особое внимание уделялось учету индивидуальных особенностей детей в процессе обучения. Необходимость этого очевидна и на современном этапе, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.
Необходимость разделения детей на группы и объединение их в эти группы по каким-либо схожим признакам объясняется специфическими целями, которые преследует учёт индивидуальных особенностей. Требование учёта индивидуальных особенностей ребёнка находит своё отражение в дифференциации обучения.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса. Индивидуализация - это учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются.
В реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником, и процесс усвоения знаний не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования дифференцированного подхода посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме дифференцированный подход в обучении младших школьников в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной практической разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Проблема дифференциации долгое время вообще не подвергалась комплексному изучению, дифференциация учебной работы стала объектом исследования не так давно. Тем не менее, несмотря на сравнительно недолгое существование в вопросах дифференциации уже существует немало проблем.
В основе дифференцированного обучения лежит, прежде всего, учёт психологических особенностей учащихся. Таких особенностей много: специфика всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера, темперамент, способности, одарённость, состояние здоровья и т.п. Понятно, что все их учесть крайне сложно.
Повышение внимания к проблемам дифференцированного подхода является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. Реализация тенденций гуманизации, демократизации, многоуровневости образования призвана в практике обучения обеспечить право каждого учащегося на дифференцированный подход в обучении.
Педагогическая необходимость усиления действенного внимания к реализации дифференцированного подхода к процессу обучения в современной школе обусловлена многими факторами:
- заинтересованностью общества в создании оптимальных условий для выявления и реализации задатков и способностей учащихся с максимальным использованием их потенциальных возможностей;
- необходимостью удовлетворения интересов и потребностей в творческом самовыражении учащихся;
- противоречием между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала;
- разным уровнем интереса учащихся;
- необходимостью преодоления негативного отношения части учащихся
к обучению и др.
Традиционное в практике преподавания деление учащихся на неизменные категории "слабых", "средних" и "сильных" зачастую выдается учителями как дифференцированный подход. В последние годы сочетание такого "подхода" с принятыми в стране стандартами знаний на оценки "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично" по общеобразовательным предметам способствует в отдельных нередких случаях насильственной дифференциации обучения. Это приводит лишь к усложнению проблемы обучения слабоуспевающих учеников, так как не дает им возможности реализовать свой потенциал в учебном процессе и часто приводит к поискам самоутверждения через негативное поведение на уроках. Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.
Те, кто относятся к “средним”, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой - медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой - по принуждению.
Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса. Таким образом, перед учителем встает проблема: как организовать и реализовать на практике дифференцированный подход?
При изучении научно – методической литературе я опиралась на теоретические концепции содержания и процесса обучения, реализуемые в общеобразовательной и профессиональной школе и изложенные в трудах Ю.К.Бабанского, С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, В.В. Краевского, И.Я.Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, А.Г.Соколова, О.Ф.Федоровой и др.
Вопросы дифференцированного подхода к обучаемым и проблемы педагогической диагностики реальных возможностей обучаемых исследовались в работах Ю.К.Бабанского, Ш.Х.Блонского, А.А.Бударного, Н.Ф.Гейжан, В.С. Гершунского, К.М. Гуревича, А.А.Кирсанова, В.А. Крутецкого и др.
Проблемы дифференциации и сочетания организационных форм деятельности учащихся в работах Г.С.Абрамовой, Н.Г.Ананьевой, Л.В. Занкова, Некоторые исследователи обосновывают необходимость дифференциации и индивидуализации обучения на всех его этапах: при изложении материала, в процессе самостоятельной работы (А.А.Бударный), при выполнении домашней работы, закреплении и применении знаний (Н.Н.Андреева, Л.Лойд, Е.С.Рабунский и др.).
Мероприятия по реализации данной темы:
- Выступления на районном методическом объединении учителей начальных классов на темы: «Метод варьирования текстовых задач по математике, как средство повышения осознанных знаний учащихся начальных классов»(2010г.);
- «Формирование умения работать с учебником в начальных классах - залог успешного обучения в дальнейшем»(2011г.).
- Выступление в рамках школьного методического объединения по теме «Разноуровневое обучение как условие реабилитации отстающих детей в начальной школе»(2011г.).
- Открытые уроки в рамках районного методического объединения учителей начальных классов на темы:
«Решение задач с элементами исследовательской деятельности» (2010 г.);
урок по обучению грамоте «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч]»(2011 г.);
занятие кружка «Уроки здоровья» на тему «ЗОЖ. Виды физической активности»(2012 г.).
-
,При прохождении аттестационных процедур на первую категорию выполнила творческую работу по данной теме.