.мероприятие проводится в форме экологического турнира. На начальном этапе учащиеся знакомятся с краткой исторической справкой про День Земли, его символом и флагом, а также узнают про колокол мира. Во время звучания набата, учащиеся должны задуматься о том, как сохранить планету и улучшить её. Затем проводится непосредственно экологический турнир. Предлагаются следующие конкурсы: Живая Азбука, Экологическое лото, ромашка, Чёрный ящик, Почта, Жалобная книга природы. В середине мероприятия звучит «Весёлая переменка» Здесь учащиеся исполняют шуточные частушки на экологическую тему. В конце мероприятия учитель использует региональный компонент, описывая природу родного края и ботанические памятники природы «Красные Борки» и «Берёзово-осиновый колок у озера Рассольное». Последний конкурс турнира – «Наступила весна, я…», в котором учащимся предлагается нарисовать все те действия, которые они выполнят для сохранения и приумножения лесных богатств нашего района. В итоге каждая команда демонстрирует свои проекты и зачитывает 10 заповедей друзей леса, составленные экологом Франко Тасси.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Краткое описание: мероприятие проводится в форме экологического турнира. На начальном этапе учащиеся знакомятся с краткой исторической справкой про День Земли, его символом и флагом, а также узнают про колокол мира. Во время звучания набата, учащиеся должны задуматься о том, как сохранить планету и улучшить её. Затем проводится непосредственно экологический турнир. Предлагаются следующие конкурсы: Живая Азбука, Экологическое лото, ромашка, Чёрный ящик, Почта, Жалобная книга природы. В середине мероприятия звучит «Весёлая переменка» Здесь учащиеся исполняют шуточные частушки на экологическую тему. В конце мероприятия учитель использует региональный компонент, описывая природу родного края и ботанические памятники природы «Красные Борки» и «Берёзово-осиновый колок у озера Рассольное». Последний конкурс турнира – «Наступила весна, я…», в котором учащимся предлагается нарисовать все те действия, которые они выполнят для сохранения и приумножения лесных богатств нашего района. В итоге каждая команда демонстрирует свои проекты и зачитывает 10 заповедей друзей леса, составленные экологом Франко Тасси.
Цель:познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «День Земли», раздаточный материал: жалобы природы, письма, набор для экологического лото, чёрный ящик, мел, музыкальное оформление для частушек, отрывок из демонстрационного фильма «Опасная зона», чистый лист бумаги, ручки, цветные карандаши.
Форма проведения: экологический турнир
Участники: учащиеся 6 классов
Ход занятия:
Организационный момент:
Слайд №1 В начале урока учащиеся вытягивают карточку с номером. Чётные цифры – 1 команда, нечётные – 2
Слайд №2
«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».
Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу.
Слайд №3
Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.
Сообщения учащихся:
1 ученик Слайд №4
Покидая свой край, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, которое пьёт дождевую воду, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны, родит из своей материнской утробы богатый урожай, судорожно дрожит при землетрясении. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и деревьях – волосы.
Земля – самая уникальная планета, её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь.
2 ученик Слайд №5
22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.
Звучит колокол мира
3 ученик Слайд №6
К великому сожалению, количество живых организмов на сегодняшний день резко сократилось. Планета наша весьма засорена, но мы ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке.
4 ученик Слайд №7
Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на нашей планете наши дети? Наше сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить нашей Земле, а проведём его в форме экологического турнира.
Слайд №8
Команды выбирают себе название и девиз: Барсуки, март, зелёные, росток, санитары, не сорю, Друзья природы (Природы верные друзья! Дружны мы, как одна семья! Мы сюда пришли играть, чтобы больше о природе знать), Следопыты ( Каждый из нас природу защитит, О каждом деревце душа у нас болит. Готовы мы сегодня поиграть, Все вместе о природе рассуждать)
Экологический турнир:
Представление жюри.
Конкурс №1 «Живая азбука».
За 1 минуту команды должны вспомнить представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке.( 1 буква – 1 животное или растение) Например: А – аист, Б – берёза и т.д.
Проверка: отвечают по порядку
Конкурс №2 «Экологическое лото»
Кто быстрее отыщет окончание пословицы.
1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.
2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.
3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.
4. Была бы водица, - / и зелень родится.
5. Возвращай земле долг - / будет толк.
1. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.
2. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.
3. Рощи да леса - / родного края краса.
4. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.
5. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.
Конкурс №3 «Ромашка»
Вы должны на лепестках ромашки написать:
1 команда – причины, которые губят природу;
2 команда – причины, которые помогают природе.
Команда, указавшая больше причин побеждает.
Весёлая переменка
Учащиеся выходят и исполняют частушки под музыку:
1.Ничего от вас не скрою,
Всё вам честно расскажу.
Про село своё большое
Разговор я поведу.
Припев:
Ёлочки-сосёночки
Зелёные, шумливее.
Мальчишечки, девчоночки -
Смешные, шаловливые!
2. Любят праздники в народе.
На гулянье в лес идут.
После праздника большого
В лесу травы не растут.
Припев.
3. Кучи мусора, бутылки…
Здесь резвилась детвора?!
Нет ответа у задачки.
Мусор убирать пора.
Конкурс № 4 "Чёрный ящик"
Командам нужно отгадать, что лежит в ящике.
Подсказка: Горная порода, образовалась из раковин мелких морских животных. Что это? (мел)
Конкурс № 5 "Почта"
Слайд №9
Каждой группе дается задание.
Письмо №1
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 2
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
Конкурс №6 «Жалобная книга природы»
Ведущий предлагает командам вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы», определить, о ком или о чём идёт речь и постараться разобрать жалобу. Слайд №10
Жалоба 1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям очень большая. Люди, будьте человечными!
Слайд №11Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2.
Слайд №12 Меня называют пионером леса, так как я первой осваиваю открытые пространства, вырубки, гари. А ещё я являюсь символом России.
К сожалению, весной меня безжалостно губят, нанося непоправимые раны на моей коре, через которые вытекает живительная влага. Помогите мне! Остановите мои слёзы!
Слайд №13 Ответ: Во второй жалобе говорится о русской берёзе. Берёзовый сок – приятный освежающий напиток, из бересты получают дёготь, который используют в медицине, ветеринарии. Настой из почек и молодых листьев используют как отхаркивающее средство и для лечения ран. Когда вы берёте сок у берёзы, не делайте отверстие большим, а проткните его шилом, а затем ранку замажьте воском или глиной.
Экологические проблемы мира Слайд №14,15,16,17
Просмотр отрывка из демонстрационного фильма «Опасная зона»
Любите и берегите природу! Человек наносит огромный вред окружающей среде. Посмотрите на слайды, как деятельность человека разрушает наш мир.
На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрировано во Всемирном движении
Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.
Слайд № 18
Конкурс №6 «Наступила весна…»
На территории Казахстана для охраны растений и животных создано 10 государственных заповедников. На территории нашей области в 1931 году был организован Наурзумский заповедник. Он включает в себя степные, лесные и озёрные системы. Здесь находится уникальные для степного региона сосновые боры и древнейший ленточный бор Тургайской ложбины.
Слайд №19
Наш Узункольский район тоже богат лесами. Что мы можем и должны делать для сохранения и приумножения лесных богатств нашего района?
Продолжить предложение: «Наступила весна, я…» Нарисовать на листе бумаги то, что вы собираетесь сделать весной
Варианты ответов:
посажу дерево;
расчищу лес от сушняка;
не буду рвать первоцветы;
сделаю скворечник;
не буду разорять птичьих гнёзд;
не буду ломать ветви деревьев и кустарников;
после сбора березового сока, отверстие на дереве заделаю;
не буду разводить костры;
не буду шуметь в лесу;
не буду оставлять на природе после себя мусор;
очищу свой школьный двор, село от мусора и др.
Показ работ, защита проектов командами.
Слайд № 20,21
Однако какие бы меры ни принимались, результат не будет достигнут, если каждый из нас не примет в этой работе участие, поэтому вы должны помнить и выполнять заповеди друзей леса. У вас на столе лежат заповеди, составленные учёным – экологом Франко Тасси. Возьмите эти записи с собой, прочитайте их и постарайтесь выполнять.
Слайд №22
Десять правил друзей леса
Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.
Сохраняйте "зеленое" равновесие – новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.
Приходите в лес с любовью к природе.
Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.
Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.
Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима, включая микроорганизмы.
Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Подведение итогов игры. Награждение команд. Слайд №23
Земля – всего лишь маленькая частичка Вселенной, о только на ней, как пока известно учёным, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Слайд №24
Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!
Завершить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы стихотворением-призывом Слайд №25
Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нет, Чёрные сотрёшь ли, Человек?