Инвентарь: волейбольные мячи, обручи, волейбольная сетка.
Ход урока
I. Подготовительная часть (10 мин.)
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.
Опрос:
- С какими приёмами игры волейбол вы знакомы?
2. Строевые упражнения и ОРУ в движении с волейбольными мячами.
- Повороты на месте.
- Движение в обход налево по границам и линиям волейбольной площадки .
- Ходьба по линиям разметки волейбольной площадки:
на носках, кистевое вращение руками;
на пятках, руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев рук.
- Бег с мячом в руках:
приставными шагами (взять волейбольные мячи по ходу движения);
скрестным шагом;
спиной вперёд (вдоль сетки);
с высоким подниманием бедра (по диагонали волейбольной площадки);
с захлестыванием голеней назад;
подскоки с правой на левую ногу;
с остановкой по сигналу(по сигналу выполнить остановку в исходном положении – высокая стойка волейболиста, то же, но низкая стойка волейболиста.
- ОРУ в движении с волейбольными мячами (руки прямые):
А) И.п. мяч внизу
1 – руки вверх, вдох;
2 – и.п., выдох;
3 – 4 то же самое.
Б) И.п. – мяч в правой
1–4 – мяч через сторону переложить в левую
5–8 – то же наоборот.
1–4 – круговые движения внутрь
5–8 – то же наружу.
В) И.п. - руки перед грудью, мяч держать кистями рук. Кисти прямые, правая сверху, ладонью вниз.
Г) И.п. - мяч перед грудью
1 – выпад левой, поворот влево,
2 – выпад правой, поворот вправо.
Д) и.п. – мяч в правой
1 - подбросить мяч вверх на левую
2 - то же на правую.
Е) 1–4 – вращение мяча вокруг туловища влево
5–8 то же вправо.
Ж) и п. – мяч в правой
1–4 – кистевой удар мяча правой в пол
5–8 – то же левой .
Удар выполнять расслабленной рукой.
- Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Интервал 4 шага, дистанция 2 шага.
II.Основная часть (32 мин).
1. Объяснение, показ рисунков, схем выполнения технических приёмов игры волейбол (верхняя передача и приём мяча снизу).
2. Индивидуальная работа с мячами, упражнения в парах.
А) Имитационные упражнения:
– верхняя передача на месте;
– верхняя передача после выполнения нескольких шагов;
– верхняя передача после выполнения выпада;
(Степень сгибания ног: обеспечивает лёгкость передвижения. Положение туловища: слегка наклонено вперёд).
Б) верхняя передача мяча над собой и верхняя передача партнёру. Партнёр принимает мяч над собой, ловит мяч и повторяет упражнение.
(Положение рук: руки согнуты в локтях, локти слегка разведены в стороны).
В) Две верхние передачи мяча над собой и передача партнёру, партнёр выполняет упражнение и первый игрок ловит мяч.
(Положение кистей: пальцы разведены и оптимально напряжены)
Г) Ученик ударяет мячом об пол и выполняет отскочившим от пола мячом верхнюю передачу партнёру, который возвращает верхней передачей мяч партнеру.
(Во время касания мяча кистями выполнить отрывистое движение руками, локти выпрямить вверх).
Д) Встречная верхняя передача партнерами.
Е) Наброс мяча партнёру по высокой дуге с небольшим недолётом или чуть в сторону.
(Партнер делает шаг вперёд, или в сторону и возвращает мяч верхней передачей. Возможные ошибки:
несвоевременный выход под мяч (запаздывание);
отсутствие остановки после перемещения;
недостаточно согнуты ноги, неправильное положение туловища;
широко разведены руки, расслаблены пальцы, неполное выпрямление рук при выполнении передачи.
3. Самостоятельное выполнения верхней передачи и приёма мяча снизу.
А) стоя на месте;
Б) с движениями вправо, влево.
(Освоение исходного положения:
– ноги на ширине плеч, параллельны или одна нога впереди, ноги согнуты в коленях).
В) из основной стойки волейболиста, с мячами на запястьях, выпрямляя ноги, имитировать нижнюю передачу.
(Руки выпрямлены и направлены вперёд-вниз, локти, предплечья и кисти соединены друг с другом, туловище слегка наклонено вперёд).
Г) из основной стойки волейболиста, с мячами на запястьях, по команде учителя выполнять 1–2 шага вперёд, назад, вправо, влево.
(Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям рук).
Д) подбросить мяч невысоко над собой и выполнить приём мяча.
(Движения прямыми руками производят только в плечевых суставах).
Е)Ученик ударяет мячом об пол и выполняет отскочившим от пола мячом нижний приём мяча.
(Движение, сопровождающее мяч, выполняют дальнейшим разгибанием ног и туловища и плавно смещают руки вперёд вверх).
4. Упражнения в парах.
А) Верхняя передача мяча над собой и нижняя передача партнёру, партнёр ловит мяч и повторяет упражнение.
Б) Нижняя передача над собой и верхняя передача партнёру. Партнёр ловит мяч и повторяет упражнение.
В) Один ученик выполняет двумя руками из-за головы удар мяча в пол, после отскока от пола другой ученик выполняет выход и приём мяча снизу двумя руками.
Г) Выполняя нижние передачи перед собой передвигаться к партнёру и, отдав мяч, вернуться на своё место.
(Возможные ошибки:
– несвоевременный выход к мячу;
– неправильное положение и движение рук;
– руки согнуты в локтевых суставах;
– несогласованность движения рук, туловища, ног).
5. Круговая тренировка.
I станция: 2 ученика стоят друг против друга( расстояние около 5 метров), между ними третий (центральный), лицом к одному из партнёров. Один ученик выполняет произвольную передачу центральному, встречная передача от центрального и передача через центрального третьему ученику.
(Роль центрального по очереди выполняет каждый ученик.
Если ученики более подготовлены, то желательно, чтобы передачи проводились непрерывно, без ловли мяча).
II станция: 2 ученика стоят друг против друга. Первый набрасывает мяч партнеру с небольшим недолётом, перелётом или в сторону. Партнёр произвольной передачей возвращает мяч, первый ученик ловит.
(Мяч набрасывать с учетом технических возможностей партнёра. Желательно выполнять набросы мяча с разными по времени интервалами).
III станция: работа в парах через сетку. (2мяча)
С линии нападения ученик выполняет верхнюю передачу мяча над сеткой, одновременно другой ученик перебрасывает свой мяч под сеткой.
(Через 10 передач меняются ролями. Обращать внимание на стойку волейболиста).
IV станция: нижний приём мяча.
Индивидуальная работа с мячом у стены.
(Ученик набрасывает мяч над собой и выполняет нижний приём мяча в стену. После отскока от стены ловит мяч).
6. Эстафеты.
А) Перед колоннами, на расстоянии примерно 3 метра, стоят капитаны . По сигналу капитан выполняет верхнюю передачу над собой и верхнюю передачу направляющему своей колонны, направляющий повторяет упражнение и уходит в конец колонны. Капитан ловит мяч и эстафета продолжается.
(Обратить на точность передач и траекторию полёта мяча).
Б) Перед колоннами, на расстоянии примерно 3м друг от друга лежат обручи. В каждом обруче – волейбольный мяч. По сигналу направляющие бегут к первым обручам, берут мячи и выполняют 3 верхних передачи над собой, возвращают мячи на место, бегут к следующим обручам и повторяют упражнение. После выполнения упражнений около 3 обруча участники бегут в свои колонны, передают эстафету выполнения следующему ученику, а сами уходят в конец колонны.
В) Встречная эстафета.
Ученики одной из колонн выполняют в противоположную сторону верхнюю передачу и получают мяч нижней передачей. Потом меняются порядком выполнения передач.
(Усложнённый вариант: то же, но через сетку).
Г) “Попади в обруч”.
На противоположной от каждой команды стороны в 2 метрах за ограничительной линией лежат обручи.
По сигналу направляющие бегут с мячами в руках к ограничительной линии и стараются выполнить верхнюю (нижнюю ), в зависимости от задания учителя, передачу в обруч, после удачной попытки берут мяч и возвращаются в свою колонну.
7. Игра “Не урони мяч”.
Ученики делятся на пары. У каждой пары мяч. По сигналу ученики выполняют произвольную передачу в парах. Пара, которая поймала или уронила мяч, считается выбывшей из игры. Побеждает та пара, которая дольше продержит мяч в воздухе.
III.Заключительная часть (3 мин.)
Построение в шеренгу.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: повторить правила игры волейбол.
Релаксация.
При изучении раздела «Волейбол» у детей встречаются ошибки при передаче и приёме мяча. Это является причиной нехватки физической подготовленности детей.
Основные ошибки:
Мяч принимается не перед глазами, а справа, слева или за головой.
Мяч принимается ладонью и прямыми руками.
Мяч принимается поочерёдно правой, потом левой рукой – двойной удар.
Мяч захватывается ладонями и бросается – захват и пронос мяча.
Изучение передач проводится вначале одним мячом с тем, чтобы дети могли сосредоточиться. В дальнейшем можно переходить к самостоятельной работе, разбившись на пары или тройки. Затем передача даётся во время движения. Самая сложная передача мяча – в косом направлении.
Приступая к обучению детей, начинающих играть в волейбол, нужно ознакомить их с основной стойкой, работой рук, затем по мере усвоения правильной работы рук обратить внимание занимающихся на слитную работу ног и туловища одновременно с руками.
В начале обучения передачи выполняются без перемещений (исходное положение сразу принимается из высокой стойки), затем можно перейти к изучению передач с перемещением.
Из всех технических приёмов дольше всего усваивается приём и передача мяча. Наиболее выгодна и точна передача двумя руками сверху. С неё следует начинать обучение. Правильное исходное положение при приёме мяча и согласованная работа ног, туловища и рук в момент удара обеспечивает точность передачи, которая закрепляется практикой.