Просмотр содержимого документа
««Волейбол» 10 класс»
2.7 Конспект открытого урока
План-конспект урока № 68
по физической культуре
для учащихся 10 класса
Раздел учебной программы: Спортивные игры.
Тема урока: «Волейбол» 10 класс
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1. Закрепление в технике выполнения нападающего удара.
2. Совершенствование в технике приёма мяча с подачи и передача мяча.
3. Контрольное упражнение – верхняя прямая подача.
4. Игра с элементами волейбола.
Оздоровительные задачи:
Развивать у учащихся координационные способности
Прививать навыки самоконтроля
Развивать скоростно-силовые качества
Воспитательные задачи:
Воспитывать у учащихся навыки коллективных действий в игре волейбол.
Тип урока: учебно - тренировочный
Метод проведения: фронтальный, поточный.
Место проведения: Спортивный зал школы.
Инвентарь: Волейбольные мячи, свисток, набивные мячи, секундомер, магнитофон с записью, неподвижно висящий мяч
Время проведения: 4 урок (40 мин.)
№
п/п
Содержание
Дози-ровка
Организационно-методические указания
I.
Подготовительная часть
10-12
1.
2.
3.
Организованный вход в спортзал
Построение, рапорт, приветствие.
Сообщение задач урока.
30сек
1мин
30сек
Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку.
Самоконтроль учащихся ЧСС-10сек. Обратить внимание на внешний вид
Обратить внимание: на осанку.
4.
Строевые упражнения на месте
30сек
Активизация внимания учащихся
5.
Ходьба в колонне по одному:
а) на носках, руки в сторону;
б) на пятках, руки на поясе;
в) в полуприседе, руки на поясе;
г) в приседе, руки на коленях;
д) прыжками в приседе, руки на коленях
1мин
Обратить внимание: на осанку
Не сгибаться в тазобедренном суставе. Добиться чёткого выполнения команд
Соблюдать дистанцию.
6.
Равномерный бег в колонне по одному:
а) бег со сменой лидера;
б) бег с выносом прямых ног вперёд и назад;
в) бег с поворотами на 3600;
в) бег спиной вперёд;
б) бег «змейкой» (по линиям площадки);
в) перемещения в средней стойке волейболиста, приставными шагами левым, правым боком, с имитацией руками передачи мяча двумя сверху;
г)бег в колонне по одному, у баскетбольного щита прыжок вверх, касание рукой щита.
2-3
мин
Самоконтроль учащихся за дыханием ОРУ под фоновую музыку. По ходу выполнения упражнений исправлять возможные ошибки.
7.
Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнения на восстановление дыхания
30сек
1-2 – Руки вверх - вдох
3-4- Наклон вперёд, руки вниз - выдох
8.
ОРУ в движении без предметов:
1) И.п.- кисти рук в «замке»
Вращения в лучезапястном суставе
2) И.п.- руки согнутые в локтях перед грудью, кисти в «замке»
1- выпрямить руки вперёд
2- И.п.
3.- выпрямить руки вверх;
4- И.п
3) И.п.- руки прямые вверх, кисти в «замке»
1-4 – отведение прямых рук назад.
4) И.п.- правая прямая рука вверх, левая
прямая рука вниз, кисти в кулак.
На каждый счёт – отведение со сменой
положения прямых рук назад.
5) круговые вращения прямых рук вперёд, назад;
6) наклоны туловища вперёд;
7) выпады ногами вперёд - в сторону.
8) ходьба, со взмахами прямыми ногами
1м 30с
Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений
Руки полностью выпрямлять в локтевом суставе
Обратить внимание на амплитуду движений
Ноги не сгибать в коленном суставе
9.
Перестроение поворотом в движении в две колонны.
30сек
Ученики стоят лицом друг к другу
10.
Перестроение поворотом на месте в две шеренги (на расстоянии 5-6 м друг от друга).
Упражнения выполняются фронтально, в парах.
9.
Упражнения с набивным мячом (1кг)
1) подбрасывание мяча вверх, два хлопка в ладони и ловля двумя руками,
2) перебрасывание мяча с левой руки в правую над головой,
3) вращение мяча вокруг туловища, перекладыванием мяча из рук в руки, влево и вправо,
4) броски мяча правой рукой из за спины через левое плечо и ловля левой рукой,
5) броски мяча левой рукой из за спины через правое плечо и ловля правой рукой
6) броски мяча двумя руками из-за спины и ловля над головой,
7) бросок мяча двумя руками назад за голову и ловля двумя руками за спиной,
8) бросок мяча двумя руками назад за голову, ловля двумя руками за спиной и броски мяча двумя руками из-за спины и ловля над головой,
3мин
ОВ учеников на выполнение техники безопасности работы с набивным мячом
Ловля мяча двумя руками с уступающим движением. Выполнение заданий на согнутых ногах
Самоконтроль учащихся за ЧСС -10 сек (дать рекомендации)
II.
Основная часть
30-31
1.
Закрепление в технике выполнения нападающего удара
1.В парах:
а) – броски мяча левой и правой рукой;
б) - удары правой (левой) рукой по мячу, лежащему на ладони выставленной
вперёд-вверх левой (правой) руки,
направляя его в пол с места;
1мин
Рука прямая, после броска свободно движется вдоль туловища
Удар наносится прямой рукой
Быть внимательными, контролировать движение мяча
в) - Один ученик выполняет верхнюю передачу мяч партнеру, другой выполняет прием мяча двумя снизу, направляя его партнёру.
г) – Выполнение нападающего удара по неподвижно висящему мячу нестандартного оборудования
1мин.
После 10 передач меняются ролями.
Быть внимательными, контролировать движение мяча
Регулировать высоту мяча от уровня физ. развития и уровня физ. подготовленности уч-ся.
2) Упражнение в парах:
Один ученик после наброса мяча
выполняет нападающий удар с места, другой принимает мяч снизу, направляя его партнёру для очередного удара.
2 мин.
Желательно выполнять упражнение непрерывно, без ловли и потери мяча. Мяч летящий на уровне груди головы - принимать двумя руками сверху, на уровне пояса –принимать снизу. Через 1 мин. работы ученики меняются ролями.
3) Нападающий удар с передачи партнёра
Игрок зоны 4 набрасывает мяч игроку зоны 3, игрок зоны3 передачей двумя сверху выводит на нападающий удар игрока зоны 4
2мин.
обратить внимание на работу кисти
Нападающий удар – основное тактическое средство ведения борьбы с противником. (разбег, выбор места отталкивания, прыжок с замахом для удара, удар по летящему мячу в наивысшей точке прыжка)
Переход после выполнения задания
4) Нападающий удар с передачи партнёра
Игрок зоны 2 набрасывает мяч игроку зоны 3, игрок зоны3 передачей двумя сверху выводит на нападающий удар игрока зоны 2
2мин.
По ходу исправлять ошибки уч-ся
Переход после выполнения задания
2.
Совершенствование в технике приёма мяча с подачи и передача мяча
1).В паре (через сетку).
Один ученик подаёт нижнюю прямую подачу, другой выполняет приём мяча двумя руками снизу над собой с последующей передачей мяча двумя сверху, через сетку
8-10 р.
После 10 передач меняются ролями.
Быть внимательными, контролировать движение мяча
2). В паре (через сетку).
Один ученик подаёт верхнюю прямую подачу, другой выполняет приём мяча двумя руками снизу над собой с последующей передачей мяча двумя сверху, через сетку.
8-10 р.
После 10 передач меняются ролями.
Быть внимательными, контролировать движение мяча
3). Приёма мяча двумя руками снизу после подачи (верхняя прямая подача) и передача мяча из зоны 1, 6, 5 в зону 3.
3 мин
Класс разделить на две команды. Одна команда подаёт мяч, другая принимает мяч двумя руками снизу
Через 2мин. работы ученики меняются ролями.
3. Контрольное упражнение – Верхняя прямая подача.
Игрок стоит лицом к сетке, распределив вес тела равномерно на обе ноги. Мяч подбрасывается вверх левой рукой. Правая согнута в локте. Перед ударом сгибать опорную ногу, отклоняя туловище назад. В момент удара разгибается опорная нога, выпрямляются рука и туловище. Удар внутренней частью ладони.
5
Класс разделить на две команды. Одна команда подаёт мяч, другая принимает мяч двумя руками снизу
Ученик первой команды выполняет по три верхней прямой подачи подряд, а ученик другой команды принимает мяч двумя руками снизу три подачи подряд. Затем они меняются ролями.
Если все три подачи попадают в площадку – оценка «5»,
две подачи – оценка «4»,
одна точная оценка «3».
На приёме мяча после подачи необходимо (приёмом мяча двумя руками снизу) отыграть мяч над собой.
Три точных приёма–оценка «5», два– оценка «4»,
один точный приём - оценка «3».
4. Игра с элементами волейбола.
Двухсторонняя учебно-тренировочная игра
5
Совершенствование в технике игры в различных игровых ситуациях. Розыгрыш мяча только на 3 касания, играть на три передачи с подачей мяча снизу (подача для девочек на расстоянии 5-6 м от сетки).
III.
Заключительная часть
2-3
1.Построение
2.Релаксаия. Задание на координацию движений. (Правой рукой над головой круговое вращение по часовой стрелке, левой на уровне груди – против часовой стрелки). Через30 сек. В противоположную сторону
3. Подведение итогов урока
4. Домашнее задание.
5. Организованный выход из зала из зала
30с
3
Добивать выполнения команд.
Активизировать внимание учащихся. Снизить эмоциональный фон.
Обсудить с уч-ся вопрос – смогли ли в учебной игре применить изученные элементы основной части урока?
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (М)- 2х20 раз, (Д)2х10 раз
Обратить внимание: на дисциплину
2.7. Анализ открытого урока
Антонов Петр Андреевич, МБОУ гимназия «Интеллект». Ессентуки.
Анализ открытого урока для учителей города.
I. Общие сведения об уроке.
1. Дата проведения урока: 11 марта 2013г.
2. Вид урока: Волейбол.
3. Тип урока: учебно – тренировочный.
4. Задачи урока:
Образовательные:
Закрепление в технике выполнения нападающего удара.
Совершенствование в технике приёма мяча с подачи и передачи мяча.
Контрольное упражнение – верхняя прямая подача.
Игра с элементами волейбола.
Оздоровительные:
Развивать у учащихся координационные способности.
Прививать навыки самоконтроля.
Развивать скоростно – силовые качества.
Воспитательные задачи:
Воспитание у учащихся коллективных действий в игре волейбол.
Воспитание сообразительности и находчивости.
Формирование красивой осанки.
5. Класс: 10 «А» юноши.
6. Количество учащихся по списку: 16 человек.
7. Вел урок учитель физической культуры: Антонов Петр Андреевич.
II. Анализ конспекта урока.
Конспект урока соответствует его рабочему плану. Задачи урока соответствуют их программным требованиям, поставлены конкретно и грамотно, направлены на всестороннее и гармоническое развитие учащихся, посильны для выполнения учащимися данного возраста. В содержании конспекта урока наблюдается правильный подбор средств в каждой части урока в соответствии с поставленными задачами. В конспекте прослеживается учёт психологических, физиологических, педагогических закономерностей обучения, учёт уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Применяемые методы соответствуют стадиям обучения и задачам урока. Организационно – методические указания представлены в полной мере. Конспект соответствует общеустановленной форме, наблюдается достаточная грамотность и аккуратность написания.
III. Анализ методики урока физической культуры.
Организация урока.
Места занятий, оборудование, инвентарь были своевременно подготовлены. Санитарно – гигиеническое состояние спортивного зала в полной мере соответствует нормам СанПина. Внешний вид учителя: опрятный, подтянутый, Лишние предметы отсутствуют. Все учащиеся в спортивной форме и обуви. Урок начался по звонку с построения и приветствия. Физорг сдал рапорт о готовности учеников класса к уроку. Учитель кратко и доходчиво сообщила задачи урока. Время, отведённое на каждую часть урока, распределено правильно и рационально, соответствует правилам и нормам проведения урока по волейболу (подготовительная часть 10-12 минут, основная часть-25 минут, заключительная-3-5 минут). Площадь спортивного зала использовалась полностью, а инвентарь по назначению.
Характеристика средств обучения применяемых на уроке.
Подбор средств подготовительной части урока соответствуют задачам основной части урока и отличаются многообразием упражнений на осанку, дыхание и на развитие всех групп мышц. Выполнение упражнений в сочетании с перемещением в стойке волейболиста направленных на подготовку кистей рук и плечевого пояса носили оправданный характер. Учитель очень хорошо подобрала упражнения с набивными мячами. Систематически обращал внимание на технику безопасности при выполнении упражнений с мячами. Петр Андреевич контролировал выполнение заданий учащимися на согнутых ногах с уступающим движением руками. Выбранные средства основной части урока в полной мере соответствуют решаемым задачам, учтены возможности занимающихся, соблюдена рациональная последовательность в преподнесении материала, используются педагогом облегчённые задания, просматривается положительный перенос навыка, систематичность и вариативность заданий. Правильно осуществлён подбор средств заключительной части урока, учтён характер работы во второй части урока, правильно обеспечено восстановление организма учащихся. Проведена проверка ЧСС. В конце урока было дано домашнее задание, направленное на развитие силы рук, необходимое при подаче мяча и развитие общей физической подготовки.
Характеристика методов обучения используемых на уроке.
На уроке применялись фронтальный, групповой и индивидуальные методы организации деятельности учащихся. Все методы соответствуют содержанию и задачам урока, возрасту учащихся, поддержанию необходимой нагрузки и плотности урока. В процессе урока в основном использовались словесный и наглядные методы обучения. Словесные методы(объяснение, рассказ, беседа, указание) используемые педагогом во время урока, соответствуют задачам урока, контингенту занимающихся, а переданная информация – содержательна и познавательна. Качество владения словесным методом –на высоком уровне: объяснения четкие, краткие ,понятные, соответствуют конкретному учащемуся, грамотно используется спортивная терминология и методические приемы, усиливающие воздействие слова ( сравнение, повторение, интонация, уместно юмор). Общая культура речи педагога отличается грамотностью, ясностью, эмоциональностью. Петр Андреевич умеет пользоваться методом показа, грамотно выбирает место на площадке, упражнения выполняет технично, одновременно объясняет их роль в технике волейболиста. Петр Андреевич умело переключается от одного задания к другому, в результате упражнения как бы вытекают последовательно; в связи с этим обучение имеет целостный характер. В контрольном задании учитель умело организовала проверку умений подачи мяча, где учащиеся поточным методом были оценены. Целостный метод практического разучивания, примененный на уроке, соответствует особенностям занимающихся, решаемым задачам и соблюдению последовательности. В подготовительную часть включены упражнения на развитие физических качеств подводящие упражнения направленные на решение основной части урока. В основной части упражнения подобраны грамотно, сложность возрастает постепенно, упражнения эффективно развивают координацию движений, совершенствуются навыки приема и передачи мяча. Нагрузка по внешним признакам высокая, но соответствует возрастным особенностям учащихся, её объём и интенсивность регулируется, между упражнениями есть паузы отдыха, во время которых учитель отмечает ошибки и объясняет новые задания. Воспитательная работа педагога направлена на формирование активной жизненной позиции учащихся, их стремление к самосовершенствованию и осуществляется на протяжении всего урока. Методика воспитания физических качеств. Формированию и совершенствованию осанки на уроке было уделено большое внимание. Работа по воспитанию физических качеств проводилась в подготовительной и заключительной части урока (развитие координации движений и выносливости). Были применены методы: фронтальный и повторный. Используемые задания и методы были целесообразны и соответствовали возрасту , задачам урока, условиям проведения. Нагрузка на уроке в полной мере соответствовала возрастным особенностям, задачам, стадиям обучения, достаточное количество спортивного инвентаря и позволило добиться высокой моторики и четкости на уроке. Воспитательная работа. Особое внимание уделялось решению воспитательных задач. Задачи умственного воспитания(сообразительности, находчивости, создание поисковых ситуаций, организация взаимообучения),нравственного воспитания ( формирование навыков культурного поведения, воспитание дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощи) были решены полностью. Задачи эстетического воспитания (формирование красивой осанки, походки, красоты движений, красоты поступка); задачи трудового воспитания (трудолюбия, простейших трудовых навыков) все эти задачи решены в процессе урока.
Выводы и предложения. 1. Урок носит высокую образовательную, оздоровительную ( развивающую) и воспитательную ценность 2. Положительные стороны учителя: - умение организовать, заинтересовать учащихся, поддерживать дисциплину на должном уровне в течение всего урока - высокая культура речи; - умение сочетать технический показ и грамотное объяснение с указанием на возможные ошибки; - грамотное руководство учебной игрой: своевременная остановка игры, показ и объяснение различных ситуаций, постановка проблемных вопросов и решение её учащимися эффективным способом. 3. На уроке прослеживалась слабая подготовка и физическое развитие отдельных учащихся. Петр Андреевич применял к ним дифференцированный подход, давал им облегченные задания где это было возможно.
В целом урок можно оценить хорошей оценкой.
2.7. ИКТ компетентность педагога
Аналитическая справка
использование компьютерных технологий для работы
с разными категориями обучающихся
учителя по физической культуре
МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки
Антонов Петр Андреевич
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ(информационно-коммуникационных технологий) в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Компьютер дома, в школе, в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры?
Использование ИКТна уроках физической культуры- это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Думаю, что интересна для творческих педагогов, которые готовы "добывать" необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её. Учащиеся лучше воспринимают эту информацию: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!". Ведь, согласитесь, навыки, приобретённые нами в молодости, теряют в качестве исполнения, если ты не занимаешься видом спорта систематически. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее корявого показа двигательного действия! Учащиеся же, уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию учителя делают их быстро. Интерес (нашего времени), считаю, состоит в том, чтобы от умения создавать нами и учащимися презентации перейти к "осмысленному и глубокому" проектному методу, что предполагает затрату времени, творческую направленность, последовательность действий по перспективному плану, организационную работу в группах.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволило мне эффективно решить эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок проходит более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно.
Таким образом, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Директор МБОУ гимназии «Интеллект» Т.Н. Чеченкова
1.5. Конспект урока с использованием ИКТ
Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Тема: Волейбол - захватывающее зрелище.
Задачи 1. Обучение технике нижней и верхней прямой подачи. 2. Совершенствовать технику нижней, верхней передачи. 3. Совершенствовать умение работать в парах. 4. Воспитывать чувство коллективизма. Место проведения: спортивный зал школы. Оборудование: мультимедийная установка, экран, волейбольные мячи, свисток.
План урока.
Часть урока
Содержание
Время
ОМУ (организац.метод.указ.)
Вводная часть.
Построение, рапорт.
1мин
Обратить внимание на внешний вид.
Строевые упражнения.
1мин
Добиться четкого выполнения команд.
Сообщение темы и целей урока.
1мин
Разновидность ходьбы: - ходьба на носках, руки в стороны; - ходьба на носках, руки вверх; - ходьба на пятках, руки к плечам; - ходьба в «полуприсед»,руки вперед; - ходьба – полный присед, руки на колени.
- ОРУ без предметов
Бег и прыжки: - приставным правым боком; - приставным левым боком; - «змейкой»; - перестроение в колонны по два; - перекат с пятки на носок; - с высоким подниманием бедра; - с захлестыванием голени; - с махом прямых ног вперед; - с махом прямых ног назад; - перестроение в колонну по одному; - бег по диагонали.
8 мин
3 мин
Следить за осанкой, положением рук, сгибать плечи и пальцы, выполнять круговые движения кистями рук. Следить за дыханием, работой рук и правильной постановкой стоп.
Основная часть 30мин
Заключительная часть 2мин
Ходьба, восстановление дыхания.
Объяснение темы, используя презентацию по плану:
1. Сообщение задач урока. 2. История игры. 3. Правила игры. 4. Техника игры. 5. Самопроверка.
Совершенствование нижней прямой передачи.
*Один учащийся набрасывает мяч другому, тот выполняет нижний прием над собой. *Один учащийся с собственного набрасывания выполняет верхнюю передачу партнеру, тот принимает приемом над собой. *Один учащийся с собственного набрасывания выполняет верхнюю передачу над собой и нижним приемом передает партнеру. Партнеры выполняют верхнюю, нижнюю передачи не ловя мяч. Обучение технике верхней и нижней прямой подач. Объяснение и показ учителем. Работа в парах. Стойка игрока при прямой нижней подаче. Если у него сильная правая рука, левую ногу ставите немного вперед, ноги слегка согнуты в коленях, левое плечо несколько впереди правого. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена перед туловищем, мяч лежит на ладони. Правая рука отведена вниз и готовится к замаху. Плавно подбрасывайте мяч левой рукой строго вверх на высоту 0,5м над головой. Одновременно с подбрасыванием мяча правой рукой выполняйте замах назад-вниз. При снижении мяча примерно до пояса вы маховым движением прямой правой руки сзади – вниз-вперед выполняете ударное движение. С началом ударного движения ноги выпрямляются, масса тела переносится на стоящую впереди ногу. Удар по мячу наносится основанием ладони. После удара рука вытягивается в направлении движения мяча вперед вверх.
Работа в парах через сетку. * Партнеры выполняют верхнюю, нижнюю передачи, не ловя мяч. * Игра.
«Котёл»
Построение, подведение итогов, домашнее задание.
1мин
5 мин
6 мин
6мин
5мин
Перестроение в две колонны.
Сообщение ученикам. Презентация оценки за с/р.
Положение рук, обратить внимание на стойку игрока, движение при приеме, перемещения, руки не сгибаем в локтях, не поднимаем выше подбородка.
Положение кисти, движение рук, обратить внимание на стойку игрока.
Положение рук , обратить внимание на стойку игрока, движения при приеме, перемещениях, руки не сгибать в локтях, не поднимать выше подбородка.
Выставление оценок за урок.
Аналитическая справка
Петр Андреевич обеспечивает устойчивые положительные результаты обучения благодаря успешной реализации принципов развивающего обучения, а также учета индивидуальных способностей учащихся, грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приемов обучения.
В работе учителя видна четкая система, обеспечивающая развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом их индивидуальных особенностей.
Дифференцированный подход, использование разноуровневых заданий способствуют выявлению и максимальному развитию задатков и способностей учащихся.
Внедрение разнообразных методов организации учебного процесса таких как: фронтальный, посменный, поочерёдный, поточный ,групповой, индивидуальный, круговой тренировки способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.
В кабинете учителя много дополнительной литературы по предмету, которая используется для повышения интереса к предмету и развития кругозора учащихся. Общая успеваемость-100%; присутствует положительная динамика уровня качественной успеваемости – 88% - 91% - 94%; средний балл по предмету 4,8%
Директор МБОУ гимназии «Интеллект» Т.Н. Чеченкова.