Изучение данных медицинских осмотров, ведение визуальных наблюдений позволяют сделать вывод: нарушения осанки, особенно у девушек, возникают всё чаще. В силу разных обстоятельств (лишний вес, неуверенность в себе, стеснительность) отдельные старшеклассницы постепенно утрачивают интерес к занятиям физической культурой. Этим обусловлено решение включить в раздел «Гимнастика» элементы ритмической гимнастики.
Разрабатывая первые уроки и проводя их, было замечено, что упражнения по ритмике развивают интерес к занятиям физической культурой и способствуют формированию правильной осанки - «зеркалу красоты и здоровья» девочек. При этом повышается работоспособность, развиваются музыкальный слух, чувство ритма, пластичность, гибкость, ловкость, выносливость. Особенностью проведения занятий ритмической гимнастикой является преимущественный показ упражнений учителем или одной из учащихся. Начинать обучение лучше всего с наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более сложных упражнений. Упражнения по ритмической гимнастике, как и все общеразвивающие гимнастические, легко дозируются, целенаправлены по воздействию, очень просты в исполнении. Большой плюс ритмической гимнастики в том, что она имеет танцевальный характер и выполняется под музыку. Танцуя, дети одновременно и упражняются (или, упражняясь, - танцуют). Однако занятия ритмической гимнастикой не равнозначны развлечению на дискотеке, они призваны развивать организм, укреплять его, совершенствовать, оздоравливать.
Второй год подряд мы используем для развития ребенка элементы бадминтона и думаем, что это интересно и полезно для учащихся. В бадминтон можно играть везде, он доступен людям любого возраста. Занятия бадминтоном способствуют развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, быстроты реакции, выдержки, а также специальных спортивно-технических навыков. Поэтому бадминтон является составной частью физической подготовки российских космонавтов. Успех в бадминтоне зависит от умения игрока предугадать ответные действия партнера, а это напрямую зависит от уровня его оперативного мышления. Школьники, обладающие быстрым мышлением, всегда находятся в более выгодном положении в решении тактических задач и экономии энергии.
Ежегодно наши дети занимаются в школьном бассейне. Занятия физической культурой в условиях плавательного бассейна имеют большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное значение.
Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей.
Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у больных детей, создании оптимистического настроения.
Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.
Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Растягивание позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о закаливании, оздоровлении, безопасном пребывании на воде, прививать и закреплять гигиенические навыки.