Просмотр содержимого документа
«Урок физической культуры "Казахские национальные игры"»
Урок физической культуры "Казахские национальные игры"
Учитель физической культуры средней школы мамания Байсерикова Н С Урок физической культуры Класс: 3 - 4 Тема: Казахские национальные игры Цель: ознакомить учащихся с казахскими национальными играми. Задачи: научить учащихся играть в подвижные игры «Подними монету», «Стрельба в кольцо», «Байга», «Перетягивание каната», «Казан»; развивать подвижность суставов, ловкость, скоростно-силовые качества, глазомер; воспитывать уважение к истории, традициям казахского народа, стремление к изучению государственного языка. Межпредметные связи: казахский язык Наглядность, оборудование: ассоциативная карта «Казахские национальные игры», иллюстрации игр, карточки с названиями игр на русском и казахском языках, музыкальный центр, диск «Қара жорға», мячи волейбольные – 3 шт., пластмассовые крышки – 20 шт. обручи – 2 шт., канат, малые мячи – 6 шт., коробки – «казан» - 3 шт., свисток, тюбетейки, гимнастические палки – имитация коней – 2 шт., коржын – 2 шт., асыки – 40 шт., фломастеры, скотч. ХОД УРОКА Подготовительная часть (10-12 минут) • Построение. Приветствие. Объяснение задач урока. (3-4 минуты) Сәлеметсіңдерме. Ребята, мы с вами живем в Республике ... (Казахстан). И поздоровались мы с вами на казахском языке. У каждой страны есть своя история, свои традиции. И, конечно же, в каждой стране есть свои народные игры, в которые играют не только дети, но и взрослые. Какие казахские национальные игры вы знаете? Учащиеся заполняют ассоциативную карту «Казахские национальные игры» Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с казахскими подвижными играми. Но сначала мы проведем разминку. Вы знаете, что при беге и ходьбе нужно соблюдать дистанцию, не толкаться, резко не останавливаться, слушать внимательно учителя, не кричать, быть осторожными при выполнении прыжков, бросках мяча. • Медленный бег, упражнения в беге:с высоким подниманием бедра; с захлестыванием голени; правым, левым боком вперед. (3-4 минуты) • Разминка на месте: Казахский танец «Қара жорға». (3-4 минуты) Этот танец пришел к нам из глубины веков. Точно копировать танец мы с вами не будем, а используем движения этого красивого танца для разминки. Учащиеся под музыку выполняют комплекс ритмической гимнастики. Молодцы, хорошо размялись. Я думаю, что вы готовы играть. Основная часть (20 минут) Класс разделить на 2 группы. У каждой группы такия одного цвета. Перед проведением каждой игры показать иллюстрацию игры и карточку с названием на двух языках, следить за техникой безопасности. Очки подсчитываются после игры – команда получает асыки, которые собирает в свой коржын. 1 игра «Теңге алу» - «Подними монету». Правила игры: В эту игру играют верхом на конях. Всадники должны на скаку поднять с земли платочек с монетой. Ваша задача: на бегу поднять крышку и, обогнув стойку, вернуться в свою команду. ☺ ☺ ☺ ☺ ◘ ☻ ☻ ☻ ☻ ◘ 2 игра. «Жамбы ату» - «Стрельба из лука». Правила игры: Всадники должны были на скаку попасть в кольцо стрелой из лука. Ваша задача: на бегу попасть в обруч мячом (обруч установлен на стойке). ☺ ☺ ☺ ☺ O ◘ ☻ ☻ ☻ ☻ O ◘ 3 игра. «Бәйге» - Конные бега. Правила игры: быстро пробежать до стойки и обратно. Прибежавший первым побеждает. Очки подсчитываются после каждой пары. ☺ ☺ ☺ ☺ ◘ ☻ ☻ ☻ ☻ ◘ 4 игра. «Арқан тартыс» - «Перетягивание каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою сторону. ☺ ☺ ☺ ☺ ☻ ☻ ☻ ☻ Заключительная часть (10 минут) Игра малой подвижности. 5 игра «Қазан» - «Казан». Правила игры: В земле выкапываются ямки диаметром 20 см (казан) на расстоянии 10, 15, 20 шагов. Игроки поочередно кидают камешки. Соответственно начисляются очки за попадание (5, 10 или 15). У каждого игрока 3 попытки. Победителем считается тот, кто наберет больше очков. (В условиях спортзала вместо ямки использовать коробки или разрезанные мячи) ☺ ☺ ☺ ☺ ☻ ☻ ☻ ☻ O O O Рефлексия С какими играми сегодня познакомились? Дополнение ассоциативной карты Заполнение карточки закрепления учебного материала «Еске сақта - Запомни». У каждой команды своя карточка. Ученики группой подбирают правильный перевод названий игр, изученных на уроке. Выставление оценок.
Тема: «Казахские народные музыкальные инструменты»
Учитель музыки:
Бухарина С. И.
СШ№15
г. Караганда 2011г.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: Раскрыть характерные особенности казахских народных музыкальных инструментов, выявить значение и сущность инструментального искусства в казахской музыкальной культуре.
Задачи образовательные:
· Сформировать представление о казахских народных инструментах;
· Закрепить понятие «кюй», «канон», «унисон», дать понятие «струнные», «духовые», «ударные» казахские музыкальные инструменты.
· Познакомить с оркестром казахских народных инструментов.
· Закрепить пройденные вокальные произведения.
Задачи воспитательные:
· Воспитывать интерес к казахским музыкальным инструментам.
· Воспитывать эстетический интерес к казахской музыке в жанре - кюя.
Задачи развивающие:
· Развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки.
Репертуар:
· Кюй «Сарыарка» Курмангазы.
· Кюй «Адай» Курмангазы.
· Песня Л. Мельниковой «Казахстан – моя Отчизна».
· Песня «Двадцать первый век» А. Петрова.
·
Виды детской музыкальной деятельности:
· Восприятие музыки.
· Музыкально-познавательная деятельность.
Оборудование:
· Музыкальные инструменты (домбра, кобыз, фортепиано).
· Синтезатор.
· Фонохрестоматия.
· Интерактивная доска.
· Слайды.
Ход урока
Орг. момент: Звучит музыка, дети входят в класс под музыку кюя «Сарыарка» Курмангазы.
Приветствие с ритмическим рисунком: «Здравствуйте, ребята!», «Здравствуйте учитель».
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся и поприветствуем наших гостей!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Песни, звуки инструментов –
Всё для Вас!
Пожелаем всем удачи»
За работу!
В добрый час!
Целеполагание:
Учитель: Ребята! Вы вошли в класс под музыку казахского кюя «Сарыарка» Курмангазы, и это не случайно! Ведь сегодня на уроке мы познакомимся с казахскими народными инструментами, вспомним музыкальные инструменты, с которыми мы уже знакомы, закрепим вокальные произведения. Но сначала мы приведём свои голоса в порядок – начнём распеваться!
Распевка: Звукоряд – C – dur вверх и вниз с ручными знаками в унисон.
Канон: Деление на партии, исполнение канона « Одни начнут внимательно…».
Исполнение песни – настрой в мажоре. Звучит песня «Казахстан – моя Отчизна» Л. Мельниковой.
Слайды «Моя Родина Казахстан».
Повторение ранее изученного.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие музыкальные инструменты нам уже знакомы?
Задание на интерактивной доске «Узнай название музыкального инструмента». Дети подписывают ранее изученные музыкальные инструменты (рояль, арфа, кларнет, саксофон) на интерактивной доске.
Физминутка. Танцевальная разминка. Девочки выполняют движения казахского танца, а мальчики имитируют игру на домбре под музыку кюя «Сарыарка» Курмангазы.
Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите внимательно на доску! Там мы видим инструменты. Это казахские музыкальные инструменты. Давайте внимательно их рассмотрим, запомним, и послушаем их звучание.
Программа на интерактивной доске. «Казахские музыкальные инструменты».
Ребята знакомятся с 9-ю казахскими музыкальными инструментами: домбра, прима-кобыз, шыл-кобыз, жетыген, дауылпаз, муыз сырнай, саз сырнай, Учитель рассказывает о происхождении и устройстве этих инструментов. Ребята слушают звучание казахских народных инструментов.
Слушание музыки: Видео на интерактивной доске. Звучит кюй «Адай» Курмангазы в исполнении Оркестра казахских народных инструментов.
Закрепление нового материала.
Задание на интерактивной доске «Узнай казахский народный инструмент». Ребята выполняют задание.
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием! Вы сегодня очень хорошо поработали! Сегодня на уроке мы узнали какие есть музыкальные инструменты у нас в Казахстане. Ещё раз назовите их.
Дети называют.
Учитель: Играя на этих инструментах, исполняя произведения, казахский народ передавал различные чувства и горя, и радости, и счастья! Так пусть же у народа Казахстана будет только счастье, мир и процветание!
В заключении давайте исполним мажорную песню « Двадцать первый век».Ведь вы – дети 21 века! И будущее нашей страны в ваших руках! Так пусть будущее Казахстана будет прекрасным!
Исполнение песни «Двадцать первый век».
Музыка в нашей жизни когда поет душа
Открытый урок по ритмики. Учитель Зайцева О.А. ГУ «СОШ» №11 Тема: Жанры танцев Цели: 1. Разучить танцевальные движения различных жанров танцевальных направлений. 2. Научиться различать виды танцев по костюму, по музыки и по движениям. 3. Повторить элементы танцев, отработанных ранее 4. Расширить кругозор о хореографии Ход урока 1. Организационный момент. 1) Поклон 2) Разминка 2. Основная часть 1) Познакомить детей с различными видами танцевальных направлений -Существуют основные жанры танцев: современные, классические (балет), бальные, джазовые, народные танцы. Эти жанры в свою очередь делятся на различные направления 2) Современные танцы. (исполнение современного танца) Хип хоп. Брейк данс. r’n’b Зародился в Нью-Йорке в 1969 году Брейк данс - зрелищная танцевальная часть хип-хоп движения. В переводе с английского – ломаный танец. Делится на Botton (нижний, брейкинг) и Top (верхний). Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки. Включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360, 720 и более градусов, вращение ног вокруг своего тела с опорой на руки и т.д. Второй больше требует развитой пластики и артистизма – например, waving имитирует волны, проходящие по всему телу и его отдельным частям, а в таком стиле как king tut между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем дозволены только прямые углы. В настоящее время эстетика брейк данс активно используется в мировом шоу-бизнесе. r’n’b Самый модный танец на Западе, танцевальная составляющая шоу-бизнеса таких звезд, как Jastin Timberlake, Mariah Carey, Shakira, и других. R’n’b – ритм и блюз, танцевальное зрелище, популяризуемое MTV-культурой. Оно базируется на основе техник хип-хопа, фанка и джаза, но имеет собственное специфическое движение – так называемый «кач». «Кач» r’n’b напоминает о фривольности, показных манерах в городской негритянской эстетике США. Технически «кач» вызывается изолированным напряжением мышц живота, в то время как остальные мышцы тела расслаблены и производят впечатление развязности, беззаботности танцора. Движения под музыку, наряду с брейк дансом выступающие танцевальной основой современной культуры хип-хоп.
С 1981 года хип-хоп существует не только как популярное молодежное увлечение, но и как танцевальная конкурсная дисциплина. Жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец. Для него характерны разнообразные прыжковые движения, пружины («hip-hop» – подскакивать, мелко прыгать), подчиненные интенсивному биту. Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хоп движений находится в непрерывном развитии: впитывает в себя элементы соседних танцевальных практик (верхний брейк, диско) и стремится к большей выразительности и свободе, несмотря на жесткую привязанность к ритму. (исполнение современного танца) 3)Классические танцы. Балет Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им. Балет зародился в Италии в XVI веке. В начале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика». Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов. От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Это возникшее в начале XX века движение (родоначальницей пластического балета считается Айседора Дункан) служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета. (рассказать о пуантах, пачках, балетместере……) (разучить несколько классических движений и их название – плие, арабески, соте и др) 4)Бальные танцы -Бальные танцы делятся на латино-американские и европейские. Танго (исп. tango) — старинный аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире. Музыка и танцевальные элементы танго популярны в деятельности, связанной с танцами, гимнастикой, фигурным катанием на коньках, синхронным плаванием и др. Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. Венский вальс — бальный танец европейской программы. Аналогичен медленному вальсу, отличается количеством тактов в минуту, то есть темпом исполнения. Медленный (английский) вальс — бальный танец европейской программы. Танцуется на 3/4. Как правило, на каждый такт приходится три шага. При движении вперёд первый шаг в наибольшей степени определяет длину перемещения за данный такт, второй — угол поворота, третий — вспомогательный, смена свободной ноги, то есть перенос центра тяжести тела. Фигурный вальс – имеет несколько фигур, которые исполняются с повторением Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду. Первое название танца — «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счет. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша — его плащ или мулета (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля. РУМБА — афро-кубинский (на Кубе глагол «румбаре» означает просто «танцевать») импровизационный парный танец с характерными движениями бедер. Музыкальный размер — 2-дольный (чаще 4/4), ритм — синкопированный (характерно акцентирование последней, 4-й доли такта). Характерные признаки румбы — острые акценты на слабых долях такта, многократное повторение 8-тактовой мелодической фразы, остинатные ритмические фигуры, исполняемые на маракасах и др. ударных инструментах. Темп — умеренный или умеренно быстрый.
В США румба стала известна с 1914, однако ее расцвет пришелся на 1930-е гг., когда в нее проникли элементы джаза. В Европе распространилась в 40-х гг. XX века. Румба послужила образцом для ряда латиноамериканских бальных танцев.
САМБА — афро-бразильский народный парный танец африканского происхождения (восходит в истоках к танцевальным ритмам чернокожих рабов, завезенных в Бразилию). Исполняется в быстром темпе, в 2-дольном музыкальном размере (2/4 или 4/4). Сопровождается пением и игрой на шумовых инструментах. Характер очень веселый, праздничный.
Танец возник в середине 30-х гг. XX века и стал популярен в Европе в середине 1940-х гг. В латиноамериканских странах существует множество разновидностей самбы, которые значительно отличаются от бразильской (например, самакуэки, т. н. «креольская самба» в Аргентине и Перу, ламбада и др.). Для хореографии танца характерны частая смена положений партнеров, подвижность бедер и общий экспрессивный характер. Является одним из основных ритмов в латиноамериканском джазе.
МАМБО — парный импровизационный латиноамериканский (кубинский) танец, экспрессивный по характеру, родственный ча-ча-ча и румбе. В отличие от них мамбо не имеет четко выраженных фольклорных корней, т. к. создавалось искусственно. Музыкальный размер — 4/4, четкий остинатный ритм. Темп — от умеренного до быстрого. Разнообразные ритмы мамбо создаются звучанием целого ряда ударных инструментов (клавес, маракасы и др.).
Возник в 30-е гг. XX века; в начале 1940—50-х гг. приобрел популярность в Европе. Первоначально танец был осужден католической церковью в ряде латиноамериканских стран или запрещен властями в других.
ЧА-ЧА-ЧА — кубинский танец умеренно быстрого темпа. Музыкальный размер — 4/4, последняя четверть такта делится пополам на две восьмых, первая доля акцентирована.
Танец появился около 1953 года, впоследствии приобрел известность в Америке и Европе. Первоначально представлял собой упрощенный вариант мамбо и румбы, отличался от них более подвижным темпом. Характер танца — подвижный, яркий, игривый и кипучий – полностью отвечал характеру музыки. (разучивание танцевальных движений)
4) народные танцы. (тарантелла, гопак, болеро, акку, калинка и др) танец живота, bellydance Женский танец, обладающий большой терапевтической пользой. В последнее время - повальное всемирное увлечение.
Родиной танца считается Древний Египет. По другой версии, танец живота - индийского или цыганского происхождения. Видоизмененно он присутствовал в Сирии, Ливане, Турции, Иране, Ираке. Благодаря своей сексуальности и полезности распространился также в Европе. Танец живота – это набор изолированных движений мыщц, «главный эффект» которого, по мнению известного учителя танцев Мохаммеда Гадави – сексуальное возбуждение за счет созерцания подвижной и гибкой талии. Bellydance – один из немногих танцев, которые явно апеллируют к сексуальности, обеспечивая устойчивое внимание зрителей. С медицинской точки зрения танец очень полезен для женского организма. Усиливая кровоснабжение внутренних органов малого таза, он выступает хорошим средством профилактики гинекологических заболеваний. Развивая мышцы таза и тазового дна, он существенно облегчает роды. Кроме того, танец живота – признанное средство лечения и профилактики целлюлита. Лезгинка – красивый, старинный кавказский танец. Столь грациозный, и в тоже время, с четкими и резкими движениями и выпадами танец, не похожий ни на один другой, демонстрирующий дух и мужество исполнителя. Лезгинка - это самый известный и популярный среди всех танцев народов Кавказа. Лезгинка завораживает и вместе с тем заводит своим ритмом и разгорающейся атмосферой всех танцующих и наблюдающих. Сколько лет этому танцу точно не знает никто, но определенно можно сказать точно, что лезгинка представляет собой прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе. Несомненно, этот танец по атмосфере можно сравнить с боевым настроем воинов перед сражением, настолько в нем сильная энергетика. Совокупность мягкого и грациозного девичьего танца, при перемещениях на медленных темпах и скоростных и заряжающих ритмов мужского не могут оставить равнодушным никого. Лезгинка это, преимущественно, мужской танец. Сложно представить себе, чтобы где-то на мероприятии или свадьбе лезгинку танцевали одни девушки, а в свою очередь, танец без участия представительниц прекрасного пола, где танцуют только мужчины – это обычное дело. Стоит отметить, что женская лезгинка достаточно ограничена по количеству движений и перемещений сравнительно с мужской, если рассматривать общепринятый свадебный вариант танца. Бытует мнение, что лезгинка, изначально была танцем воинов, которые таким образом настраивались и заряжались перед сражением. Но, как бы там ни было, на сегодняшний день, лезгинка – это целый культ, который «исповедуют» тысячи и сотни тысяч человек во всем мире. Лезгинку танцуют все народы Кавказа, часть тюркских народов в регионах центральной и восточной части России, в Израиле… Родиной лезгинки по праву считается республика Дагестан, где впервые и появилось данное название этого удивительного и столь почитаемого на Кавказе танца, а дагестанская лезгинка, в свою очередь, самая зрелищная и интересная для зрителя любого возраста и пола. Интересно то, что лезгинку танцуют везде, и даже, совершенно без повода. Для этого танца, достаточно минимального количества инструментов для аккомпанемента, а порой, обходятся элементарным барабаном или даже простыми хлопками рук(!), которыми отбивают ритм. Определенно можно сказать одно: лезгинка это в первую очередь танец, который показывает силу, ловкость и умения танцующих, и только потом – это танец для души и удовольствия. Демонстрация мужественности танцующих мужчин, а также красоты и грации девушек – вот основная особенность лезгинки, делающая ее настолько уникальным и удивительным танцем. (разучивание танцевальных движений) (исполнение испанского танца «фломенко») 5) Джазовые танцы (буги вуги, рок-н-ролл, джаз модерн, твист) Танец джаз-модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — начало. XX вв. в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления. Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века. Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. В стремлении к полной независимости от традиций представители Т.м. пришли, в конце концов, к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована. (разучивание танцевальных движений) 3. Заключительная часть урока 1) закрепление: - Ребята, скажите по каким критериям мы можем различить вид танца? (по костюму, по движениям, по музыки) 2)викторина - Сейчас буду показывать вам картинки, а вы попробуйте угадать какой это танец. - а теперь давайте Вы по одному будете показывать движения, которые Вы запомнили, а другие должны отгадать какой танец вам показывают и повторить за ведущим. 3) флешмоб Танцуем все……. 4) итоги: Что вам понравилось? Что запомнилось? Поклон «спасибо до свидание» Динамический час с использованием национальных игр Редькина Светлана Владимировна- воспитатель ЦЕЛЬ:
1. Через казахские народные подвижные игры, игровые эстафеты, закреплять пройденные основные движения: метание мелких предметов в горизонтальную цель, прыжки через шнуры, бег с увертыванием, ползание на четвереньках с подлезанием под веревкой.
2. Через коррегирующую ходьбу и подражательные движения укреплять костную мускулатуру. С помощью упражнений на дыхание развивать дыхательную систему детей.
3. Учить вращать кисти рук – элементы казахского танца.
4. Развивать ловкость и сноровку в казахских играх и игровых эстафетах.
5. Воспитывать любовь и интерес к животным родного края, через красоту, грациозность и пластику движений.
6. Воспитывать положительное отношение к спорту, воспитывать дружеские отношения в игре, развивать физические качества: меткость, гибкость, быстроту, силу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мячи для метания , два обруча , десять косичек , два шнура , асыки , две сумочки, тюбетейка , национальный костюм , чай, диск с музыкой, бубен, две коробки , свисток.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети под музыку входят в зал, останавливаются. Ведущая здоровается с детьми на казахском языке.
Ведущий: В Казахстане мы живем, Подрастем с каждым днем. Степной ветерок с нами играет, А гордый орел от беды защищает. В путь дорогу отправимся мы По просторам казахской земли!
Все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну тогда подтянитесь, не зевайте, не ленитесь, на разминку становитесь!
ХОДЬБА в колонне: « как батыры»- средний шаг, руки согнуты в локтях, ладони зажаты в кулачок и подняты вверх;
ходьба с вращением кистей рук - элемент казахского танца;
Прямой галоп - сели на коней и поскакали;
Ходьба на носочках - приехали джигиты в степь и увидели «корсака»;
Ходьба широким шагом – увидели « қасқыра» .
Легкий бег на носочках - поскакали в аул, переход на ходьбу, дыхательное упражнение: поднять руки вверх - вдох, опустить руки вниз - выдох.
Перестроение в два звена:
Эстафета: 1. «Доп лақтыру»- бросание мяча в горизонтальную цель. 2. «Асық жинау»- раскладывание и собирание мелких предметов ( асықов). 3. «Арық»- прыжки через короткие шнуры на двух ногах. Вот юный пастушок шагает, Весь день на дудочке играет. В своей работе знает толк, Ему не страшен серый волк. 4. «Пастух и стадо»- ползание и подлезание под веревку. Аташка во всем пастушку помогает И вместе с внучком в его игры играет. 5. «Перетяни канат». 6. «Хан талапай»- на слова «Хан талапай!» кидаю мячи в круг, а дети собирают их, выигрывает тот, у кого оказалось больше всего мячей.
ПОХВАЛА детей за активное участие в эстафете. Ведущая: А сейчас мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Аташка». Наш любимый старичок. Что присел ты в уголок? Ты аташка не скучай Лучше с нами поиграй!
Появляется дедушка: Ароматный чай готов Для отважных путников. Чай здоровья вам прибавляет, Настроение улучшает! Дедушка угощает детей ароматным чаем. Дети благодарят за чай, прощаются с гостями на казахском языке и под торжественный марш покидают зал. Казахский танец "Игра наездников"
Игра заключается в следующем. Быстро скачут всадники-джигиты, один из них бросает на землю яркий цветной платок. Каждый из играющих-джигитов-стремится проявить ловкость, захватить платок себе и тем самым оказаться победителем в игре. Наконец одному из джигитов удаётся схватить платок, и он скачет вперёд со своей добычей. Остальные джигиты мчатся за победителем, желая выхватить платок из его рук прежде, чем он примчится к условленному месту-финишу-и вручит платок судье соревнования. Танец исполняют пять мальчиков среднего и старшего возраста, которые одновременно изображают и коней и всадников. Мальчики одеты в казахские костюмы, причём четверо в цветных(жёлтых или синих) костюмах, а один-в светлом(сером или белом). Для каждого исполнителя делается проволочный каркас корпуса коня без ног. Голова коня(с уздечкой) сделана также из проволочного каркаса, обтянута материей или бумагой и прикреплена к туловищу так, чтобы она была подвижна(рис. 2).
Каркас имеет посередине отверстие, через которое исполнитель надевает коня на себя так, чтобы корпус коня был на талии танцора (рис. 3).
Сверху каркас покрывается большим, спускающимся до пола казахским платком с бахромой. Для всадников в цветных костюмах кони покрываются платками тёмного цвета; для всадника в светлом костюме конь покрывается светлым платком. Платок покрывает ноги танцора, а по бокам коня висят маленькие чёрные сапожки, которые изображают ноги всадника (рис. 4).
Весь танец исполняется на скачкообразном шаге, описание которого даётся в конце танца. Музыка танца народная. Описание танца Первая фигура Исполняются 1-10-й такты музыки. На 1-8-й такты из левого заднего угла друг за другом выезжают четыре всадника. Они мчатся мимо правых кулис и дальше по кругу против хода часовой стрелки. Каждый мальчик – всадник левой рукой держится за уздечку, в правой руке у него плётка (рис. 5).
На 9-10-й такты, остановившись в углах сцены, каждый мальчик поворачивается на 360 градусов (рис. 6).
Повторяются 1-10-й такты музыки. На 1-6-й такты всадники продолжают скакать по кругу против часовой стрелки, потом выстраиваются ровной линией друг за другом вдоль задника сцены. На 7-8-й такты всадники, повернувшись лицом к зрителю, мчатся вперёд (на авансцену), сохраняя строгое равнение в линиях (рис. 7).
На 9-10-й такты всадники резко останавливаются, дёрнув коня за уздцы. Конь становится на дыбы. Для этого каждый мальчик, сомкнув колени (ноги в шестой позиции), слегка приседает, корпус откидывает назад, уздечку тянет на себя, слегка приподнимает корпус коня, как бы сдерживая его (рис. 8)
, и скачет на месте (быстро переступает на полупальцах). Вторая фигура Исполняются 1-10-й такты музыки. На 1-8-й такты всадники, кружась через левое плечо, поворачиваются лицом к правым кулисам и мчатся друг за другом по авансцене, потом по кругу против хода часовой стрелки (рис. 9).
На 9-10-й такты, остановившись в углах сцены, всадники кружатся на месте (рис. 6). Третья фигура Исполняются 1-10-й такты музыки. На 1-6-й такты на середину заднего плана сцены выезжает джигит-мальчик на белом коне. В руке у него яркий платок. Размахивая платком над головой, джигит проезжает по кругу мимо четырёх всадников, как бы показывая им платок, и поворачивает к центру сцены (рис. 10).
Остальные с интересом следят за ним. На 7-8-й такты, продолжая размахивать платком, всадник на белом коне кружится в центре сцены. На 9-10-й такты всадник на белом коне бросает платок на пол в центр сцены и стремительно мчится вперёд, на авансцену, затем влево, мимо левых кулис, и на середину заднего плана сцены (рис. 11).
Остальные, как бы сдерживая разгорячённых коней, натягивают уздечки, кони поднимаются на дыбы (рис. 8). Четвёртая фигура Исполняются 1-10-й такты музыки. На 1-2-й такты четыре всадника на тёмных конях из углов сцены мчатся к центру, где лежит платок (рис. 12).
Почти столкнувшись у платка, всадники оттягивают коней назад и немного отступают от центра сцены. На 3-4-й такты каждый всадник поворачивается через правое плечо спиной к центру сцены и мчится на своё место в угол сцены (рис. 13).
На 5-8-й такты всадники на тёмных конях поворачиваются через правое плечо лицом к центру сцены, опять мчатся вперёд к платку, затем поворачиваются направо, продолжают скакать друг за другом против хода часовой стрелки и снова возвращаются на свои места. Одновременно на все такты музыки всадник на белом коне внимательно следит за товарищами, сдерживая своего горячего коня. На 9-10-й такты все всадники кружатся на месте. Пятая фигура Исполняются 1-10-й такты музыки. На 1-й такт из двух верхних углов выезжают по направлению к центру сцены два всадника (рис. 14).
Они стараются перегнать друг друга, но подъезжают одновременно и останавливаются, почти столкнувшись у платка. На 2-й такт оба всадника, как бы сдерживая рвущихся вперёд коней, оттягивают их назад. Кони поднимаются на дыбы. Остальные всадники следят за происходящим в центре сцены. На 3-4-й такты всадники, находящиеся в центре сцены, как бы приглядываясь к противнику, объезжают друг друга (рис. 15)
и затем возвращаются на свои места. Одновременно всадники, находящиеся в передних углах сцены, медленно кружатся на месте (рис. 14). На 5-8-й такты ту же игру повторяют всадники, находящиеся в передних углах. Всадник на белом коне разъезжает сзади по полукругу, наблюдая за игрой. Всадники, находящиеся в задних углах сцены, медленно кружатся на месте. На 9-10-й такты все скачут на месте. Шестая фигура Исполняются 1-10-й такты музыки. На 1-2-й такты два всадника, стоящие напротив друг друга ( один в переднем, другой в заднем углу ), мчатся к центру сцены по диагонали (рис. 16)
и, нагнувшись, одновременно схватывают платок правой рукой. Все остальные всадники с интересом следят за товарищами. На 3-6-й такты, сильно натянув платок и не выпуская его из рук ( как бы вырывая его друг у друга ), всадники кружатся в центре, объезжая друг друга (рис. 17).
В конце 6-го такта всадники одновременно выпускают из рук платок. Платок падает на пол. На 7-8-й такты оба всадника возвращаются на свои места. На 9-10-й такты, вернувшись на свои места, всадники кружатся на месте. К соревнованию готовится вторая пара всадников. Повторяются 1-10-й такты музыки. На 1-2-й такты к центру сцены мчится вторая пара всадников и также, наклонившись, хватает с двух сторон платок. На 3-8-й такты, сильно натянув платок, и вырывая его друг у друга, всадники быстро кружатся, объезжая один другого. Остальные следят за ними. На 9-10-й такты всадники, находящиеся в центре, продолжают кружится. Наблюдавший за ними всадник на белом коне стремительно мчится вперёд, врезается между ними, вырывает платок и галопом мчится к левому нижнему углу. Остальные всадники по двое мчатся за ним (рис. 18).
Седьмая фигура Исполняются 1-10-й такты, а потом 11-14-й такты музыки. Всадник на белом коне, а следом за ним ( преследуя его ) все остальные всадники галопом мчатся к левому заднему углу сцены, затем по диагонали в правый передний угол, мимо правых кулис, к правому заднему углу, оттуда по диагонали в левый передний угол (рис. 19) и исчезают за кулисами.
ОПИСАНИЕ СКАЧКООБРАЗНОГО ШАГА Исполняется на 1\4 такта. Исходное положение – шестая позиция ног. На счёт «раз» ( первая восьмая такта ), слегка согнув колено правой ноги, сделать шаг вперёд правой ногой ( ударив стопой об пол ). Левую ногу отделить от пола. На счёт «и» ( вторая восьмая такта ) слегка выпрямить колено правой ноги ( как бы желая отделить её от пола ) и сейчас же переступить ( перескочить ) на полупальцы левой ноги, подставляя её к правой ноге. Затем движение начинается сначала
Цель: Познакомить детей с новыми элементами казахского националоного танца («арқан»); учить согласовывать движения с характером музыкального произведения. Продолжать развивать музыкально-ритмические чувства у детей. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к национальному искусству.
В танце участвует любое четное количество исполнителей.
Описание танца
Играется 6 тактов вступления. Перед началом танца исполнители становятся парами справа за кулисами. Мальчик правым мизинцем держится за левый мизинец девочки, руки опущены вниз.
Первая фигура
Играется мелодия (24 такта).
На 1–4 такты пары, исполняя движение № 1 (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой), идут вдоль авансцены, смотря друг на друга.
1 такт. Легким, плавным взмахом перевести руки вперед. 2 такт. Руки перевести назад. 3 такт. Снова вперед. 4 такт. Назад.
К концу 4-го такта танцующие каждой пары, отведя руки назад, разъединяют их и поворачиваются лицом друг к другу.
На 5–8 такты мальчики скрещивают левые мизинцы с правыми мизинцами девочек, и все исполняют движение № 1 по кругу против хода часовой стрелки. При этом танцующие плавно размахивают руками, как на 1 — 4 такты (при переходе от 4-го к 5-му такту шаги не прерывать).
Вторая фигура
На 9–10 такты танцующие, повернувшись лицом к зрителям и глядя на них, исполняют движение № 2 с левой ноги. При этом соединенные мизинцы на 1 такт поднимают вверх, на 2 — опускают вниз.
На 11–12 такты все исполняют движение № 3, продвигаясь влево; соединенные руки согнуты в локтях и приподняты так, чтобы кисти были на уровне пояса.
На 13–16 такты девочки и мальчики, повернувшись лицом к зрителям, исполняют движение № 4 с правой ноги, продвигаясь вправо (положение рук и корпуса остается).
На 17–24 такты танцующие еще раз повторяют движения, исполняемые на 9–12 такты, продвигаясь по кругу против часовой стрелки (но не замыкая круг).
При этом ведущая пара выводит вереницу в линию вдоль задника сцены, и танцующие перестраиваются тройками.
Третья фигура
Играется припев (8 тактов). В каждой тройке — мальчик и девочки.
На 1–2 такты мальчик соединяет (скрещивает) правый мизинец с левым мизинцем девочки, стоящей справа (назовем ее первой девочкой), а левым мизинцем — правый мизинец девочки, стоящей слева (назовем ее второй девочкой).
Все легко и грациозно двигаются переменными шагами по кругу, переходя на место тройки, стоящей впереди.
На 3–8 такты каждая тройка исполняет следующее движение:
мальчик и вторая девочка (стоящая от него слева) поднимают соединенные руки вверх; первая девочка (стоящая от мальчика справа), не разъединяя руки с мальчиком, движется переменным шагом ко второй девочке и одновременно постепенно поворачивается влево. Подойдя к «воротцам» из соединенных рук мальчика и второй девочки, первая девочка, глядя на мальчика, проходит под соединенными руками и движется к своему месту. Мальчик поворачивается влево вслед за первой девочкой.
В конце 8 такта все оказываются на своих первоначальных местах, лицом к кругу — против часовой стрелки. Вторая девочка во время движения первой девочки исполняет переменный шаг.
Четвертая фигура
Играется 8 тактов припева.
На 1–2 такты «тройки» опять движутся вперед по кругу, меняясь местами.
На 3–7 такты повторяются движения 3 — 8 такта третьей фигуры, но теперь первая девочка танцует на месте, поднимая левую руку (соединенную с правой рукой мальчика), а вторая девочка посте пенно поворачивается направо и затем проходит (спиной) в образовавшиеся «воротца» из соединенных рук первой девочки и мальчика.
Мальчик поворачивается вслед за второй девочкой. К концу 8 такта все становятся на свои места, лицом к кругу против часовой стрелки.
Пятая фигура
Играется мелодия (24 такта).
На 1–2 такты «тройки», исполняя движение № 2, кружатся влево и затем становятся лицом к зрителям: первая «тройка» на авансцене, вторая и третья «тройки» на середине сцены, а четвертая в глубине сцены у задника.
На 3–8 такты в каждой «тройке» исполняется следующие движения: мальчик и девочка поднимают соединенные руки вверх «воротцами». Девочка сначала поворачивается под поднятой правой рукой мальчика на 360° влево, а затем, опустив руку (соединенную с правой рукой мальчика), проходит в «воротца» так же, как в первой фигуре. Мальчик поворачивается на месте так же, как в первой фигуре.
В конце 8 такта все оказываются в первоначальном положении.
На 9–12 такты «тройки» переменными шагами пробегают вперед, не меняя прежнего построения.
На 13–16 такты повторяются движения 3–8 тактов, но теперь вторая девочка поворачивается вправо на 360° под своей правой рукой и левой рукой мальчика, поднятыми вверх, а затем так же проходит в «воротца», как в первой фигуре танца.
Мальчик поворачивается вслед за второй девочкой. В конце 17–24 тактов все останавливаются первоначальном положении и исполняют «пристукивания» по 6-й позиции на месте.
Шестая фигура
Играется припев (8 тактов). Темп быстрее, чем во второй фигуре.
На 1–4 такты «тройки», движением № 2, поворачиваются на месте на 360° вправо.
На 5–8 такты повторяется проход в «воротца», как на 3 — 8 такты в первой фигуре.
В конце 8 такта все оказываются в первоначальном положении.
Седьмая фигура
Припев повторяется.
На 1–8 такты танцующие, подняв скрещенные мизинцы вверх, идут по кругу против часовой стрелки, затем перестраиваются полукругом в глубине сцены, поворачиваясь лицом к зрителям, и приседают на одно колено.
Восьмая фигура
Мелодия играется третий раз.
От группы отделяются солисты, которые исполняют произвольную комбинацию движений. Одного танцора сменяет другой, третий, они танцуют очень весело, задорно. Постепенно темп танца ускоряется.
Во время танца остальные исполнители наблюдают за ними, живо реагируют на каждое движение, возгласами, хлопками подзадоривают их.
На 1–4 такты первый солист движется по кругу подскоками, свободно размахивая руками, и в конце 4-го такта останавливается на середине полукруга лицом к зрителям.
На 5–8 такты исполняет движение № 5 (2 раза).
На 9–12 такты исполняет движение № 6 (2 раза). В конце 12-го такта он подходит к одной из девочек и приглашает ее танцевать, одновременно на середину выходит первая солистка.
На 13–16 такты она исполняет движение № 7 (два раза).
На 17–19 такты — движение № 8 (два раза).
На 20–24 такты — движение № 9 (два раза). В конце 24 такта она приглашает второго солиста.
На 1–4 такты припева он исполняет движение № 10.
На 5–8 такты — движение № 11. В конце 8-го такта он приглашает вторую солистку.
На 1–4 такты припева она исполняет движение № 12.
На 5–8 такты исполняет движение № 13.
Девятая фигура
Мелодия исполняется четвертый раз.
На 1 такт танцующие держатся за правые мизинцы, левые руки опустив на пояс, затем делают два подскока, продвигаясь по кругу, против часовой стрелки.
При этом мальчик сначала делает подскок вперед на правой ноге, слегка отклоняя корпус назад, одновременно девочка делает подскок на левой ноге назад (правую, согнутую в колене, так же отводит назад), а корпус слегка наклоняет вперед. Затем мальчик делает подскок на левой ноге вперед, слегка наклонив корпус вперед, а девочка делает подскок на правой ноге назад, корпус слегка наклоняет назад.
На 2 такт танцующие, выпрямляясь в том же направлении, исполняют движение «переменный шаг с притопом» — мальчик с правой ноги, девочка с левой назад.
На 3 такт повторяется движение 1-го такта, но с другой ноги, потом наоборот.
На 4 такт повторяется движение 2-го такта, но с другой ноги — мальчик с левой ноги вперед, девочка с правой ноги назад.
На 5–8 такты повторяются движения, исполненные на 1–4 такты.
На 9–12 такты девочки и мальчики, держась за правые мизинцы, кружатся на месте вправо.
Десятая фигура
На 13–20 такты исполняется движение «аркан»: пары, держась правыми мизинцами, исполняют подскоки вперед по кругу (держась левой стороны). Встретившись с новым партнером, каждый танцующий скрещивает с ним левые мизинцы и идет по кругу, держась правой стороны. Следующему исполнителю, идущему навстречу, подают правый мизинец и т. д. (девочки идут влево по кругу, мальчики — вправо).
В конце последнего такта каждый исполнитель встречается со своим партнером.
На 21–24 такты пары на своих местах делают «пристукивание», поднимая руки вверх, и обходят друг друга.
Одиннадцатая фигура
Играется припев (8 тактов).
На 1–8 такты пары, начиная с левой ноги, бегут по кругу против часовой стрелки, затем пара за парой скрываются за кулисами.
Описание движений
Движение № I
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. На счет «раз» — шаг правой ногой вперед (мальчики делают шаг на каблук, девочки — на низкие полупальцы); «и» — переступить на левую ногу, приставляя ее к правой; «два» — небольшой шаг вперед правой ногой; «и» — левую ногу отделить от пола и вытянуть вперед. Движение повторяется, но с левой ноги.
Движение № 2
Исходное положение — танцующие скрещивают мизинцы, руки опущены.
1 такт. На счет «раз» — сделать шаг левой ногой вперед, перенеся на нее тяжесть тела, правую ногу оставить сзади на носке; «два» — приставить правую ногу к пятке левой в 3-ю позицию. 2 такт. На счет «раз» — сделать правой ногой шаг назад, перенеся на нее тяжесть тела, левая нога остается впереди на носке; «два» — приставить левую ногу к правой в 3-ю позицию; 3 такт. На счет «раз» — шаг вперед правой ногой, приставить к ней левую ногу; «два» — шаг назад левой ногой, приставить к ней правую.
Движение № 3
Исходное положение — 3-я позиция ног.
1 такт. На счет «раз» — сделать маленький шаг влево левой ногой, перенеся на нее тяжесть тела. Правая нога остается в стороне на носке; «два» — правую ногу приставить к левой в естественную позицию и перенести на нее тяжесть тела. 2 такт. На счет «раз» — сделать второй маленький шаг левой ногой влево; «два» — правую ногу приставить к левой. Тяжесть тела остается на левой ноге.
Движение повторяется, но с другой ноги.
Движение № 4
2 такт. На счет «раз» — повернув корпус вправо, сделать шаг правой ногой вправо и вперед. Тяжесть тела перенести на правую ногу. Левую ногу отделить от пола; «два» — левую ногу перенести по воздуху вправо, впереди правой ноги. 3 такт. На счет «раз» — наступить на левую ногу, ставя ее впереди правой, тяжесть тела на левой ноге; «два» — пауза. 4 такт. На счет «раз» — сделать шаг вправо правой ногой, пере- неся на нее тяжесть тела. Левую ногу отделить от пола; «два» — левую ногу приставить к правой, тяжесть тела перенести на левую ногу. 5 такт. На счет «раз» — сделать шаг правой ногой вправо, перенеся на нее тяжесть тела; «два» — приставить к правой ноге левую ногу, не перенося на нее тяжесть тела.
Движение повторяется, но с левой ноги.
Движение № 5
Руки разведены в стороны на уровне плеч.
1 такт. На счет «раз» — шаг левой ногой вперед с ударом ступни об пол; «два» — прыжок вперед на ступню левой ноги и с приседанием на нее. Правую ногу, согнув в колене, отвести назад за левую ногу (перекрещивание) и поставить на низкие полупальцы (пятку опустить как можно ниже, но не касаясь пола), правую руку поднять по диагонали вверх, левую до уровня плеча. 2 такт. То же, что на 1-й такт, но с другой ноги (шаг вперед и прыжок на правой ноге, левую отвести назад).
Движение повторить.
Движение № 6
1такт. На счет «раз» — топнуть левой ногой; «и» — топнуть правой ногой; «два» — левой ногой; «и» — пауза. 2 такт. На счет «раз» — низко присесть на обеих ногах, пятки отделить от пола, руками упереться в «два» — быстро с прыжка подняться вверх и опуститься на правую ногу, слегка присев на нее. Левая нога, согнутая в колене, остается в воздухе. 3 такт. На счет «раз» — сделать подскок на левой ноге, правую, согнув в колене, вынести вперед, хлопнув в ладоши под коленом левой ноги, корпус повернуть налево; «два» — руки опустить, левую ногу поставить рядом с правой. 4 такт. На счет «раз» — сделать подскок на левой ноге, правую, согнув в колене, вынести вперед, хлопнув в ладоши под коленом правой ноги, корпус повернуть в исходное положение; «два» — руки опустить, правую ногу поставить рядом с левой.
Движение № 7
На счет «раз» — сделать легкий прыжок на правой ноге немного назад, перенести на нее тяжесть тела, одновременно левую ногу слегка отделить от пола и вытянуть вперед, перекрещивая ею правую ногу; «два» — легко перепрыгнуть на левую ногу, поставив ее рядом с правой и чуть согнув в колене, одновременно правую ногу вытянуть вперед чуть влево; «три» — повернув колени внутрь, скользнуть на полступни вперед на низких полупальцах обеих ног; «четыре» — повернув ноги на полупальцах в исходное положение, опуститься на ступни и слегка присесть. Движение повторить с другой ноги.
Движение № 8
На счет «раз» — сделать легкий прыжок на месте на правой ноге, одновременно левую ногу приподнять вправо с согнутым ко- леном и поднятым носком; «два» — сделать второй прыжок на правой ноге, одновременно левую ногу чуть отвести влево и затем от колена назад; «три» — сделать два прыжка на полупальцах сначала левой, потом правой ноги; «четыре» — сделать легкий прыжок на месте на полупальцах левой ноги. Затем движение повторить с левой ноги.
Движение № 9
Исходное положение — ноги в 6-й позиции, колени полусогнуты. Правая рука открыта в сторону, левая — у корпуса.
На счет «раз» — легким прыжком повернуться вправо и приземлиться на обе ноги, ударив ступнями; «два» — скользнув на полупальцах левой ноги, повернуться влево (колено левой ноги при этом резко вытянуть), одновременно правую ногу поднять влево (с прямым коленом), перекрещивая ею левую ногу; «три» — сделать шаг вперед и влево на полупальцах правой ноги; «четыре» — левую ногу, с повернутым вправо коленом, поставить на полупальцы к правой ноге, при этом слегка повернуться направо. Затем движение повторить.
Движение № 10
На счет «раз» — сделать подскок на правой ноге, левую, согнув в колене, отвести назад и повернуть коленом к колену правой ноги. Руки поднять вперед на уровне плеч. Корпус чуть-чуть наклонить вперед; «два» — сделать второй подскок на правой ноге. Левую, согнув в колене, перевести вперед. Левую руку приподнять вверх. 1 такт. Исполняется так же, как 1-й такт, но с другой ноги.
Движение № 11
Исходное положение — 6-я позиция ног.
1 такт. На счет «раз» — низко присесть на полупальцах обеих ног. Руки поднять вверх и немного отвести в стороны; «два» — прыжком подняться и, повернувшись слегка направо, встать на пятки обеих ног. Колени чуть согнуты. 2 такт. Движение повторить.
Движение № 12
1 такт. На счет «раз» — пятку левой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить на пол. Правую ногу с согнутым коленом приподнять. При этом левую руку согнуть перед грудью так, чтобы кисть руки была немного ниже локтя, правую руку, слегка согнутую в локте, отвести назад; «два-три» — выбивать дробь правой ногой; «три» — топнуть ступней правой ноги; «четыре» — топнуть ступней левой ноги. 2 такт. На счет «раз» — пятку правой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить на пол. Левую ногу, с согнутым коленом, приподнять; «два» — ударить пяткой левой ноги об пол и сейчас же приподнять ее; «три» — топнуть всей ступней правой ноги; «четыре» — топнуть ступней левой ноги. 1 такт. На счет «раз» — сделать небольшой подскок на левой ноге и ударить об пол правой ногой; «и» — сделать два коротких удара об пол правой и левой ногой (каждый удар делается на 1/16 такта); «два» -ударить об пол правой ногой; «и» — ударить об пол левой ногой. 2 такт. На счет «раз» — пауза; «и» — сделать два удара об пол каблуком правой ноги. После второго удара правую ногу опустить на всю ступню. «два» — ударить об пол левой ногой; «и» — ударить об пол правой ногой.