kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Техника владения и овладения мячом».

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект учебно тренировочного занятия  по баскетболу техника и  владения и овладевания мячём для учащихся 6-7 классов

 Группа: начальной подготовки

Дата и время: 22 марта 2015г. в 16.3

Место проведения: сшколы № 32

 Задачи:

1.Развивать гибкость.

2.Совершенствовать сочетание технических приёмов нападения.

3.Совершенствовать постановку защитного блока при борьбе за отскок мяча от щита.

4.Воспитывать чувство ответственности перед командой.

5.Развивать лидерские качества в парах и группах (развивающее обучение).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Техника владения и овладения мячом». »

3



С О Д Е Р Ж А Н И Е


1.Введение.............................................................................................................. 3

2.Составляющие координационных способностей............................................ 5

3.Упражнения для развития и совершенствования координационных

способностей....................................................................................................... 10

3.1.Совершенствование координации у молодых игроков...................... 10

3.2.Программа вестибулярной тренировки............................................... 11

3.3.Упражнения для развития ловкости.................................................... 16

4.Заключение......................................................................................................... 41

5.Литература.......................................................................................................... 42

















1. ВВЕДЕНИЕ



Координационные способности баскетболиста являются ведущим показателем физической подготовки. Развитие координации в баскетболе чаще происходит в процессе специальной физической подготовки, чем общей физической подготовки.

Координация – способность к упорядочению внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала спортсмена.

Критерии оценки способности к координации могут быть выражены умением рационально с точки зрения целевой направленности организовать движения и усилия в пространстве и времени, повторно воспроизводить движения, сохраняя их смысловую и динамическую структуру и, наконец, перестраивать движения, изменяя или сохраняя их целевую направленность.

В первом случае это может выразиться в умении быстро и эффективно решить новую или неожиданно возникшую двигательную задачу, выполнить движение в соответствии с заданной формой, правильно воспроизвести (скопировать) показанное движение, творчески решить двигательное задание. Во втором случае – в умении стереотипно воспроизвести движения при повторном выполнении с одним и тем же рабочим эффектом, «вспомнить» и воспроизвести однажды выполненное или увиденное движение, решить одну и ту же двигательную задачу, но с изменением характера движений (например, с другой скоростью, изменив амплитуду или траекторию движения), правильно выполнить движение в изменённых внешних условиях (например, в другой позе, в условиях лимита времени или утомления). В третьем случае – в умении быстро найти новое решение в изменившейся ситуации, овладеть новым, более сложным элементом и включить его в движение, «забыть»старое движение и уверенно выполнять его новый вариант.

Способность к координации движений обеспечивается согласованностью эффекторной импульсации тех мышечных групп, которые привлекаются к

осуществлению движений и функционально объединяются целевым критерием решаемой задачи. Координационная нервно-мышечная структура произвольного двигательного акта в общих чертах складывается как интегративный результат центральной программы всей суммы текущих афферентных сигналов и состояния ЦНС.

Степень совершенствования мышечно-суставной чувствительности определяется спортивной специализацией и носит локально-избирательный характер.

Значительную роль в способности к двигательной координации играет моторная память, т.е. свойство ЦНС запоминать движения и воспроизводить их, когда в этом возникает необходимость.

Моторная память сохраняет огромное количество простейших координаций и более сложных навыков, приобретённых опытом, на базе которых, как правило, строятся новые движения.

Чем большим запасом элементарных двигательных навыков обладает индивидуум, чем больше его предшествующий опыт, тем проще он решает сложные координационные задачи, тем выше его координационные способности.

В условиях спортивной деятельности координируются не столько движения, сколько усилия, вызывающие и организующие эти движения. Отсюда становится понятной роль СФП для совершенствования координационных способностей спортсмена. Она сводится к созданию предпосылок для полноценного использования координационных возможностей за счёт функционального совершенствования рабочих механизмов тела в соответствии с их конкретной ролью в выполнении спортивного упражнения и повышений мощности и ёмкости источников энергообеспечения работы мышц.

2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


Координационные способности напрямую зависят от развития ловкости и тренированного вестибулярного анализатора.

2.1.Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность исходя из требований внезапно меняющейся обстановки.

Выделяют три степени ловкости. Первая степень проявляется координированностью движений. Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки. Третья, высшая, степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях. «Отсюда естественно предполагать, что измерителем этого высшего проявления ловкости будет то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности» (В.С.Фарфель Физиология спорта. ФиС, 1960, стр. 263).

Перефразируя сказанное выше, можно констатировать, что первая степень ловкости – это точность, вторая – точность в быстроте и третья – точность в быстроте при переменных условиях. Для успешной игровой деятельности баскетболистам необходимы все три степени ловкости. При этом важную роль играет высшая степень. В противном случае, как бы виртуозно и точно ни исполнялись приёмы в стандартных, неизменяющихся условиях, они будут малоэффективны при внезапных непрерывных изменениях игровых ситуаций.

Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке.

Для развития ловкости как умения овладевать новыми движениями применяются любые упражнения, включающие элементы новизны. А для развития ловкости как умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные сроки используются упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.

С этой точки зрения сама игра в баскетбол является достаточно эффективным средством развития ловкости. В связи с этим возникает вопрос: не излишне ли применение каких-то других упражнений? Отнюдь нет. При высоком уровне развития ловкости и высоком спортивном мастерстве особое значение имеет направленное развитие данного качества. При этом упражнения по своему содержанию и характеру должны всё больше приближаться к двигательной деятельности в конкретном виде спорта, так как проявление ловкости в разных видах спорта имеет свою специфику.

Упражнения рекомендуется применять близкие к соревновательным, с различными изменениями и дополнениями, вносимыми как в технику выполнения приёмов и содержание упражнений, так и в условия и обстановку осуществления их. Последнее достигается многими общеизвестными методами: применение необычных, затруднённых исходных положений; изменение скорости или темпа движений; усложнение упражнений дополнительными движениями; изменение противодействий при парных и групповых упражнениях.

В упражнениях должны учитываться наиболее распространённые в игровой деятельности чередования способов передвижения (например, прыжки-ускорения и т.п.) и характер ускорений (повторные в одном направлении, с изменением направления и т.п.). Помимо этого, необходимо использовать разные условия старта для партнёров по упражнению (один прыгает, второй в положении готовности к старту; один впереди, второй сзади и т.д.) и разные задачи (один выполняет рывок и овладевает мячом, второй догоняет соперника и выбивает у него мяч; один выполняет определённые приёмы с мячом, второй овладевает мячом и т.п.).

Различие условий старта и решаемых при передвижении задач – неотъемлемая особенность действий баскетболистов.


Есть прямая тесная связь между физическим развитием, физической подготовленностью детей и функционированием вестибулярной сенсорной системы. Тренированный вестибулярный анализатор повышает координационные способности: пространственно-временную ориентировку, способность к согласованию движений, равновесие, способность к реакции. А это, в свою очередь, содействует успешному овладению программой по баскетболу, достижению высоких спортивных результатов.

2.2. Вестибулярный анализатор – это парный орган, расположенный во внутреннем ухе. Состоит он из отолитового аппарата и полукружных каналов. Отолитовый рецептор подвергается непрерывному воздействию гравитационного ускорения, изменение которого ощущается как изменение положения тела и головы. Даже в состоянии полного покоя человек не пассивен, его поза всё время поддерживается импульсами, идущими от отолитового аппарата (А.А.Ухтомский предложил назвать такое состояние оперативным покоем).

Полукружные каналы расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях: сагиттальной, фронтальной, горизонтальной. Адекватными раздражителями для них являются угловые ускорения, возникающие при вращательных движениях.

Наклоны головы и туловища вперёд и назад, кувырки, перевороты, обороты, сальто вперёд и назад выполняют в сагиттальной плоскости, вокруг фронтальной оси. И потому они являются раздражителями сагиттальных полукружных каналов.

Наклоны головы и туловища влево и вправо, перекаты, кувырки, перевороты, обороты, вращения боком выполняют во фронтальной плоскости, вокруг сагиттальной оси. И возбуждают они преимущественно фронтальные полукружные каналы.

Раздражителями горизонтальных полукружных каналов являются повороты головы и туловища влево и вправо, вращения в висе на кольцах, канате, скатывания боком по наклонной плоскости, повороты в стойке на руках, осуществляемые в горизонтальной плоскости, вокруг продольной оси.

Вестибулярный анализатор выполняет ряд функций: 1) пространственно-временного анализа движений на опоре и в безопорном положении; 2) слежения за устойчивостью движения; 3) равновесия тела; 4) устойчивости к укачиванию; 5) противостояния радиоактивным и отравляющим веществам (в том числе и алкоголю); 6) устойчивости к изменениям атмосферного давления.

Организм плохо переносит не только перераздражение, но и отсутствие раздражения вестибулярного анализатора (например, в космическом полёте, где на космонавта не действует сила тяжести и вестибулярный анализатор не раздражается). Отсутствие соответствующей тренировки приводит к расстройству нормального течения физиологических функций и резкому ухудшению самочувствия.

Степень тренированности вестибулярного анализатора характеризуют два показателя: чувствительность – способность воспринимать, оценивать и эффективно реализовывать минимальную нагрузку на вестибулярный анализатор; устойчивость – способность противостоять сколь угодно большой вестибулярной нагрузке (одномоментной или протяжённой во времени) в интересах реализации программы движений. Эти показатели представляют собой основные элементы обратной связи, регламентирующей двигательную деятельность, либо нарабатывающей программы вестибулярной тренировки.

У детей активное улучшение вестибулярной чувствительности и устойчивости происходит до 12-14 лет. В последующие годы эти показатели достоверно не изменяются.

При направленной вестибулярной тренировке специальными физическими упражнениями прирост вестибулярной чувствительности и устойчивости в возрасте 7-9 лет равен в среднем 29%, в 10-12 лет – 40% и 13-16 лет – 18%. Этим и объясняются многочисленные примеры достижения 10 – 12-летними детьми заметных результатов в видах спорта со сложной координационной структурой.

Установлено, что левый и правый вестибулярный анализаторы имеют различный уровень восприятия и оценки движений, кумуляции нагрузки. Более активная и точная оценка движений левым или правым вестибулярным анализатором совпадает с более удобной (маневренной) стороной поворотов и вращений при выполнении физических упражнений, реализации игровых ситуаций.

При выполнении физического упражнения (или любого другого движения) с закрытыми глазами ответственность вестибулярного анализатора за точность позы или качество движения многократно возрастает.

Зарегистрирован эффект вестибулярного последствия, выражающийся в том, что вестибулярная нагрузка определённое время сохраняется в организме в виде дискоординирующих реакций. Эффект вестибулярного последействия зависит от возраста, пола человека, объёма выполненной им работы, состояния здоровья, тренированности и спортивной квалификации. Так, после пяти кувырков вперёд эффект вестибулярного последействия, выраженный в нарушении равновесия тела, длится в среднем у мальчиков 8 лет – 22 мин., 13 и 16 лет – 12 мин., у юных акробатов 9-11 лет с 3 – 4-летним стажем спортивных занятий последействие на эту же нагрузку составляет 5-6 мин., а у мастеров спорта по акробатике такого же возраста, выполняющих функции верхних в парах и группах. – 1-2 мин.

Почему же, выполняя десятки кувырков, перекатов. Других вращательных движений, занимающиеся в спортивных секциях чувствуют себя вполне удовлетворительно и успешно осваивают сложную программу движений? Связано это с чередованием нагрузки на вестибулярный анализатор. Следующие одна за другой вестибулярные нагрузки разной направленности ускоряют нормализацию устойчивости. Интервалы следования одной нагрузки за другой (для повышения устойчивости и качества обучения) должны составлять 2-3 мин. В этом случае, как мы предполагаем, происходит «стирание» предыдущей нагрузки.

Следует подчеркнуть, что вестибулярный анализатор успешно справляется со своей ролью в том случае, когда на занятиях тренеры заботятся о разнообразии физических упражнений, их эмоциональной насыщенности, технической и эстетической стороне их выполнения.


3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


3.1. Совершенствование координации у молодых игроков.

Координация движений совершенствуется путём приобретения множества новых моторных навыков, чем обогащает общий моторный набор. В работе с младшими категориями это является доминантной задачей.

Для совершенствования координации чаще всего полезны упражнения из акробатики и партерной гимнастики, перепрыгивание в различных формах, прыжки с вращением и т.д.

Всё-таки наиболее подходящее средство для совершенствования координации – полигоны (полосы препятствий), которые можно конструировать в различных вариантах и которые всегда являются новинкой для учащихся. Так как решение новых моторных заданий совершенствует эту столь необходимую моторную способность для приобретения специальной, баскетбольной, координации. Полигоны должны содержать так же и технические элементы, что обогащает моторные навыки, которые позднее автоматически используются в игре.


Примеры упражнений для совершенствования координации:

  • перемещение по гимнастической стенке: передвигаться вертикально, горизонтально и боком;

  • перемещение на руках по гимнастической стенке в вертикальном и горизонтальном направлении;

  • бег по косо поставленным гимнастическим скамейкам;

  • бег «зигзаг» по скамейкам;

  • различные перепрыгивания через препятствия разной высоты;

  • прыжки с пружинящей доски или трамплина, с дополнительным заданием – вращение в воздухе;

  • прыжки через партнёра, который наклонился и поставил руки на колени - «чехарда».


Не нужно забывать, что упражнения на координацию требуют не только физического ангажирования, но и значительного психического напряжения.

НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО В ОДНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ВКЛЮЧАТЬ МНОГО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИИ.

Упражнения для совершенствования координации в большинстве берутся из структуры игры, прежде всего с баскетбольным мячом. Упражнения на жонглирование необходимы, т.к. они направлены на развитие данной моторной особенности.


3.2. Программа вестибулярной тренировки.

I.Ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени, с поворотами, выпадами, приставными шагами, спиной по направлению движения на полу, по размеченным ориентирам, деформирующей опоре (песок, поролон, батут), на возвышении, по наклонной плоскости, лабиринту контрастных высот, составленных из имеющихся в зале скамеек, брёвен, коня, козла, плинта, гимнастической стенки, других спортивных снарядов.

Фиксация рук или движения ими произвольные. Упражнения следует выполнять с открытыми глазами, под ограниченным контролем, с музыкальным сопровождением.

Бег с ускорениями и остановками, спиной по направлению движения, с поворотами, темповыми подскоками. Шаги галопа, польки (индивидуально, в парах, шеренгах, вперёд, влево вправо, назад).

Прыжки на одной и обеих ногах – частые невысокие и максимально высокие, прыжки вверх с приземлением в глубокий присед и выпрыгиванием вверх; прыжки, продвигаясь вперёд, влево, вправо, назад; руки на поясе, согнуты в локтях и помогают прыжку вверх.

II.Движение головой в различных пространственных плоскостях. 1.Наклон головы вперёд и назад, влево и вправо.

2.Повороты головы влево и вправо.

3.Круговые вращения головой влево и вправо.

4.И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – наклон головы вперёд, 2 – назад, 3 – поворот головы влево, 4 – вправо, 5-6 – два круговых движения головой влево, 7-8 – вправо, 9 – наклон головы влево, 10 – наклон головы вправо. Выполнять движения головой, стоя на месте и при передвижении, с открытыми и закрытыми глазами.

III.Упражнения в равновесии.

Статическое равновесие: стойка с сомкнутыми стопами, стойка по линии (носок соединён с пяткой, на стопе левой и на пятке правой, на стопе правой и на носке левой); стойка на пятках, стойка на носках, стойка на сомкнутых носках; равновесие «ласточка»; стойка на носке, другая нога отведена назад-книзу (согнута вперёд); боковое равновесие; заднее равновесие. Руки вдоль туловища, на пояс, вперёд, в стороны, вверх, в различных промежуточных положениях. Фиксировать с открытыми и закрытыми глазами. Усложнения: фиксировать на скамейке, бревне, подвижной опоре (скамейка горизонтально подвешена за края на высоте 10-15 см).

Динамическое равновесие: и.п. – стойка с сомкнутыми стопами, руки в стороны. 1 – наклон, 2 – и.п., 3 – наклон головы назад, 4 – и.п., 5 – поворот туловища влево, 6 – и.п., 7 – поворот туловища вправо, 8 – и.п., 9 – наклон влево, руки вверх, 10 – и.п., 11 – наклон вправо, руки вверх, 12 – и.п., 13 – наклон головы назад, 14 – и.п., 15 – присед, руки вверх, 16 – и.п. Усложнения: в стойке на носках, на возвышении, с закрытыми глазами, в различном темпе. При выполнении динамического равновесия с места не сходить.

IY.Акробатические упражнения.

Перекаты: вперёд, назад, в стороны в группировке, согнувшись, прогнувшись из седов, упоров, стоек, равновесий, в различные конечные положения, в различном темпе, с открытыми и закрытыми глазами. И.п. – сед, руки в стороны, 1 – группировка, 2 – перекат назад, 3 – перекат вперёд, 4 – и.п.

И.п. – лёжа на спине, 1-2 – перекат направо на 360 градусов, 3 – сед в группировке, 4 – перекат назад, 5 – перекат вперёд, 6 – лечь, 7-8 – перекат налево на 360 градусов. «Звёздные» перекаты налево (направо).

Кувырки: вперёд, назад, в стороны; в группировке, согнувшись, прогнувшись. Выполнить кувырок за 1,2,3 сек., три кувырка за 3,6,9 сек.; серию кувырков в различном темпе, с партнёром, с закрытыми глазами, с прыжками и резкими остановками, фиксацией равновесий, стоек, доскоков (устойчивых приземлений).

1.Три кувырка вперёд; три кувырка боком; два кувырка назад по наклонной плоскости.

2.Два кувырка вперёд – прыжок вверх с поворотом кругом – два кувырка назад – прыжок вверх с поворотом кругом – доскок.

3.Кувырок прыжком – кувырок – прыжок вверх – кувырок – прыжок вверх с поворотом на 90 градусов (180, 270, 360 градусов).

Акробатические падения. Дополнительные снаряды: бревно, конь, козёл (высота 120 см) – опора из матов, высота 80 см (верхний мат поролоновый), бортик – яма с поролоном.

1.Падение вперёд (при приземлении слегка согнуться в тазобедренных суставах).

2.Падение вперёд с поворотом на 180 градусов с приземлением на спину. 3.Падение вперёд с поворотом на 360 градусов.

4.Падение назад.

5.Падение назад с поворотом на 180 градусов с приземлением на живот. 6.Падение назад с поворотом на 360 градусов.

Стойки: на лопатках, на голове и руках, на предплечьях, на груди, на руках с помощью (самостоятельно) с открытыми и закрытыми глазами.

Y.Упражнения в парах.

1.Поддержка лицевая на бёдрах нижнего, сидящего на пятках.

2.Поддержка лицевая на бёдрах нижнего, сидящего на скамейке (табуретке, стуле). Верхний слегка подаёт массу тела назад, поднимая сидящего нижнего со скамейки – фиксация.

3.Стойка верхнего партнёра на плечах нижнего с поддержкой о гимнастическую стенку.

4.Выход на плечи сбоку.

5.Ходьба в различных направлениях нижнего с сидящим на плечах (стоящим) верхним; повороты, приседания и вставания.

6.Поддержка под живот (под спину) на ступнях нижнего, лежащего на спине.

7.Стойка плечами на руках лежащего нижнего, с опорой руками о его колени.

8.Кувырки вперёд в паре, взявшись руками за ноги («трактор»).

9.Прыжки ноги врозь через партнёра, выполняющего кувырок.

10.Вращения влево (вправо) вдвоём, взявшись за руки.

YI.Вращения в кресле Барани.

1.Пять оборотов за 10 сек.

2.Десять оборотов за 20 сек.

3.Пять оборотов за 5 сек.

4.Десять оборотов за 10 сек. Вслед за вращением требуется прохождение 5-6-метрового отрезка пути, строго по прямой (то же на носках), с остановкой в заданном равновесии с различным положением рук.

Вращение выполняют в положении, когда голова наклонена вперёд на 30 градусов (преимущественное возбуждение приходится на горизонтальные полукружные каналы), назад (фронтальные), влево, вправо (сагиттальные).

YII.Прыжки с высоты.

Дополнительные снаряды: бревно (низкое, среднее, стандартное), конь (козёл, плинт), высота 100-120 см, подвесная площадка на рейке гимнастической стенки (высота 30-150 см).

1.Прыжки выпрямившись (прогнувшись).

2.Прыжки с поворотом на 90, 180, 270, 360 градусов.

3.Прыжки согнув ноги (согнувшись, согнувшись ноги врозь).

4.Прыжки из задней стойки выпрямившись (прогнувшись, в группировке, согнувшись).

5.Прыжки из задней стойки выпрямившись с поворотом на 90 градусов (180-360 градусов).

6.Из виса хватом за края подвесной площадки лицом к гимнастической стенке прыжок, плавно разжимая кисти рук (выполнять с открытыми и закрытыми глазами).

7.В висе хватом за края подвесной площадки спиной (лицом) к гимнастической стенке раскачивание влево и вправо – соскок с приземлением в стойку ноги врозь, руки в стороны.

8.Прыжки с высоты выпрямившись с отскоком (высота 10-70 см).

YIII.Упражнения на батуте.

1.Ходьба по сетке вперёд, назад, в стороны, с поворотами.

2.Покачивания сетки, стоя на месте без отрыва ног от неё.

3.Передвижения прыжками на двух ногах по сетке (в стойке ноги врозь, в стойке ноги врозь левой, правой, в сомкнутой стойке).

4.Покачивания сетки в седе, в положении лёжа, в стойке на коленях.

5.Прыжок на колени – прыжок в сед.

6.Прыжок в сед – прыжок на колени.

7.Прыжки вверх, руки на пояс.

8.Прыжок вверх с поворотом на 90 градусов (180-360 градусов). То же в быстром темпе, чередуя повороты налево и направо.

Методы вестибулярной тренировки: активный (см. упражнения I, II, III, IY, Y), пассивный (YI), смешанный (YII, YIII).

Методы организации занимающихся: индивидуальный, парный, посменный, групповой, игровой, фронтальный).

Объём, дозировку, продолжительность, интенсивность упражнений тренер выбирает с учётом самочувствия, реакций учащихся на нагрузку, результатов оценки вестибулярной устойчивости.


3.3.Упражнения для развития ловкости.

УПРАЖНЕНИЯ С БАСКЕТБОЛЬНЫМ МЯЧОМ



1 (рис. 1). Игрок с мячом в руках стоит на расстоя­нии 1—2 м от стены, спиной к ней. В прыжке игрок сгиба­ет ноги вперед и посылает мяч в пол под собой с таким расчетом, чтобы он отскочил в стену. Приземлившись, игрок быстро поворачивается и ловит мяч. Расстояние от стены и сила удара мяча в пол варьируются в зависимос­ти от подготовленности занимающихся. Прыжки выпол­няются непрерывно и в высоком темпе.


Рис. 1 Рис. 2


2.Два партнера стоят спиной вполоборота к стене и друг к другу. Расстояние между игроками 2—3 м, от иг­роков до стены 2 м. Те же действия, что в упражнении I, но мяч посылают в стену так, чтобы он отскочил к парт­неру. В начале упражнения один из игроков начинает прыжок несколько раньше партнера.

3.То же, но игрок, выполняющий прыжки, стоит без мяча, спиной к стене, в 1 м от нее. Второй игрок распола­гается перед ним с мячом на расстоянии 1—2 м и выпол­няет сильные передачи, направляя мяч в пол в то место, где стоит первый игрок. Последний перепрыгивает мяч, согнув ноги вперед, затем, быстро повернувшись после приземления, ловит мяч и быстро передает партнеру.

4.То же, но оба игрока с мячом. Во время прыжка игрок выполняет передачу партнеру, а сам после приземле­ния ловит мяч, отскочивший от стены.

5.То же, но с двумя передающими партнерами:

а) два партнера, располагаясь рядом или друг за другом, поочередно посылают мячи в пол. которые пере­прыгивает и ловит после отскока от стены первый игрок. Обратная передача выполняется в момент прыжка через второй мяч; б) (рис. 2). То же, но оба мяча передает партнер (4), стоящий напротив игрока, выполняющего прыжки. Пос­ледний (5), поймав мяч от стены в прыжке, не призем­ляясь, должен передать его третьему партнеру (6), стоя­щему сбоку, и выполнить прыжок над вторым мячом. Иг­рок 6 возвращает мячи игроку 4.

Прыжки в упражнениях 1—5 следует выполнять с вы­соким подниманием бедер, а передачи производить в вы­соком темпе с большой силой. Поворот для ловли мяча можно выполнять в воздухе во время прыжка, а также после приземления.

6 (рис. 3). Прыжки через партнера и передачи мяча в стену. Игрок, через которого выполняются прыжки (4), находится на расстоянии 2—2,5 м от стены в глубокой группировке. Второй игрок (5) располагается рядом с ним, с мячом в руках, лицом к стене. Выполнив передачу в стену так, чтобы мяч отскочил от нее с другой стороны от партнера, находящегося в группировке, игрок 5 пере­прыгивает через него, толкаясь двумя ногами, ловит мяч и выполняет передачу и прыжок в обратном направлении.

7.То же, но прыжок выполняют с мячом в руках, а передачу осуществляют в полете в момент нахождения над партнером.

8.То же, но передачу производят с высокой траектори­ей полета мяча (типа добавки). Передачу выполняют дву­мя руками, одной рукой, с правой на левую и с левой на правую сторону прыжка.

9.То же, но прыжки с передачей мяча выполняют по­очередно через нескольких партнеров и с продвижением в одну сторону.

10.То же, но с передачей мяча друг другу двумя парт­нерами. Первый игрок в прыжке через партнера выпол­няет передачу в стену вправо от себя второму игроку и затем прыжком возвращается в исходное положение. Вто­рой игрок при встречном прыжке ловит мяч, выполняет обратную передачу и тоже прыжком возвращается на ис­ходную позицию.





11 (рис. 4). То же, но оба мяча передают одному парт­неру. Игроки 4 и 6 в прыжке через партнеров поочередно передают свои мячи отскоком от стены игроку 5. Послед­ний, прыгая вправо и влево, выполняет обратные пере­дачи.

12.То же, но с продвижением двух партнеров вправо или влево и сменой ролей. Игрок, прыгая с мячом через партнера, в полете передает мяч (с высокой траекторией) в стену и приземляется в глубокий присед. В этот момент игрок, находящийся в группировке, выталкивается из по­ложения приседа, выполняет прыжок, обратную передачу мяча в стену и снова занимает положение глубокого при­седа и т. д. Партнер, через которого выполнялся прыжок, начинает толчок вверх только в тот момент, когда пры­гавший начал приземление. Положение (низкое или высокое) игрока, через кото­рого выполняются прыжки, в упражнениях 6—12 варьи­руется в зависимости от прыгучести партнера. Руки ка­саются пола под туловищем, голова наклонена вперед. При ознакомлении с упражнениями необходимо вначале обеспечить страховку, а затем указать приемы самостра­ховки (разведение ног в случае приземления на парт­нера).

Приведенные выше упражнения можно выполнять и с передачами мяча партнеру.

13.Один игрок находится в группировке. Второй вы­полняет прыжки через него и передачи мяча третьему партнеру. Последний может возвращать мяч в момент приземления прыгающего или в момент положения над игроком точно в руки партнера или с высокой траекто­рией.

При выполнении прыжков с продвижением в одну сто­рону последовательно через нескольких партнеров мяч передают игроку, перемещающемуся приставными шага­ми в том же направлении. В другом варианте прыжки через разных партнеров с одновременными передачами мяча друг другу выполняют два игрока, передвигающиеся как в одном направлении, так и со сменой направления (рис. 5).

14.Два партнера передают мяч друг другу отскоком от пола, направляя его в ступни находящегося между ними

игрока. Последний прыгает вверх, согнув ноги в коленях и не разводя их, и после приземления отбегает от игрока с мячом. Передачи выполняют быстро и с большой силой.

15 (рис. 6). Два игрока передают мяч друг другу на уровне груди. Третий игрок увертывается от мяча за счет приседания под передачей и последующего быстрого убе­гания от игрока с мячом. Передачи выполняют быстро, но с меньшей силой, чем в предыдущем упражнении. Отбе­гая назад после приседания, игрок должен каждый раз выпрямляться. Если он не успевает увернуться от мяча, он должен поймать его.

16.То же, но один из пятнающих партнеров передает мяч отскоком от пола, а второй — по воздуху, на уровне груди. Третий игрок в одном случае прыгает вверх, а в другом — приседает, каждый раз отбегая от мяча. В бо­лее сложном варианте упражнения пятнающие партнеры действуют произвольно.

17.Два игрока, сидя на полу, быстро передают мяч друг другу. Третий партнер перепрыгивает через летящий мяч, поворачиваясь в воздухе к игроку с мячом.

18.Два игрока передают мяч на уровне груди, третий игрок пробегает между партнерами. Рывки необходимо выполнять на короткое расстояние, лицом в сторону дви­жения, изменяя направление за счет быстрых остановок и поворотов сразу же после пробегания линии полета мяча. Расстояние между игроками, передающими мяч, в упраж­нениях 14—18 не должно превышать 2,5—3 м. Передачи мяча выполняются максимально быстро.


УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СКАМЕЙКИ


19 (рис. 7). Один игрок стоит сбоку от скамейки, вто­рой перед ним с мячом на расстоянии 2—3 м. Прыгая вправо и влево через скамейку, первый партнер ловит и передает мяч второму. Передачи выполняются: а) при приземлении с одной стороны; б) при приземлении с двух сторон; в) в полете.

20.То же, но мячи имеют оба партнера. Прыгая через скамейку с мячом в руках, игрок в полете передает его партнеру и одновременно получает от него второй мяч.

21.Прыжки через скамейку с ловлей и передачей по­очередно двух мячей, получаемых от разных партнеров. Обратная передача выполняется: а) игроку, от которого получен мяч; б) второму партнеру (в этом случае может быть дополнительная передача между стоящими игро­ками).

22.То же, но все три партнера имеют мячи. Во время прыжка вправо игрок передает свой мяч и получает второй от партнера справа, затем он также взаимодействует с партнером слева.






Рис. 7

23.Бег игроков через скамейку справа налево и слева направо или прыжки с продвижением вперед, пере­брасывая мяч в сторону движения и ловя его в воздухе или после отскока от пола. То же, но с переводами мяча вокруг туловища с правой руки на левую и наоборот.





Рис. 8

24 (рис. 8). Бег игроков через скамейку с одновре­менными передачами мяча: а) стоящим партнерам; б) партнеру, продвигающемуся вдоль скамейки на рас­стоянии 2—3 м от нее; в) двум партнерам, перемещающимся с двух сторон (одного мяча, последовательно двух мячей). Передачи мяча при передвижении прыжками можно выполнять и с высокой траекторией. Игрок должен до приземления поймать и возвратить мяч партнеру. В этом случае мяч передается не над скамейкой, а немного спра­ва или слева от нее. Прыжки можно осуществлять и с продвижением спиной вперед (рис. 9).





Рис. 9

25.То же, но все три партнера имеют по мячу. Переда­чи выполняют поочередно правому и левому партнерам. Подобные действия выполняют и с передачами мяча в стену. Игроки могут упражняться индивидуально и с по­мощью партнеров.

26 (рис. 10). Бег или прыжки через скамейку с переда­чами мяча в стену на уровне груди и с высокой траектори­ей (при прыжках).

27.То же, но упражнение одновременно выполняют два игрока, начиная с разных сторон.

28.Бег игроков через скамейку с передачей мяча в стену и возвращение в обратном направлении с ведени­ем мяча. Игрок выполняет передачу в стену с одной сто­роны скамейки, перебегает ее, ловит мяч и с ударом мячом в пол через скамейку возвращается на исходную позицию.

29 (рис. 11). Передачи мяча в стену и партнеру с бегом через скамейку в противоположные стороны.

30.То же, но с передвижением двух партнеров. Игрок 5 направляет мяч в стену, перебегает через скамейку, ловит его и, двигаясь в обратном направлении, передает выбегающему к препятствию игроку 4, который проделывает то же самое. Игрок 5 после передачи мяча игроку 4 бежит на его место.

31.То же, но игрок 5 с мячом стоит перед скамейкой, игрок 4 без мяча располагается за скамейкой. Игрок 5 под углом посылает мяч в стену и перебегает через скамейку от стены назад; игрок 4, преодолевая скамейку по направлению к стене, ловит мяч, выполняет обратную передачу и убегает назад. Игрок 5 бежит к стене, ловит мяч и т. д.





Рис. 10 Рис. 11


32.То же, но оба игрока с мячами. Игрок 5 передает мяч в стену и в прыжке через скамейку ловит мяч, послан­ный игроком 4. Игрок 4 бежит вперед, ловит мяч после отскока от стены, выполняет передачу и, смещаясь назад, получает мяч от партнера 5, который снова бежит к стене для ловли мяча, и т. д.



33 (рис. 12). То же, но с участием трех партнеров: игрок 5, передав мяч отскоком от стены игроку 4, в беге через скамейку взаимодействует с игроком 7 и снова бежит через скамейку для ловли и передачи мяча в стену. Игрок 4, преодолев скамейку и поймав мяч от стены, выполняет обратную передачу и взаимодействует с игроком 7 и т. д.



Рис 12






Рис. 13


34.То же, но со сменой мест между партнерами: игрок 5, получив мяч от партнера 7, остается на его месте; игрок 7 бежит к стене ловить мяч, переданный игроком 4, который занимает место игрока 5, и т. д. Указанные действия можно усложнять продвижением баскетболистов вперед вдоль стены.




Рис. 14


35 (рис. 13). Игрок 5 из-за скамейки передает мяч в стену, перебегая (перепрыгивая) скамейку, ловит мяч и с ударом им в пол перемещается на другую сторону ска­мейки.

36.То же, но, поймав мяч от стены, игрок 5 передает его партнеру, двигающемуся вдоль скамейки на расстоянии 2—3 м от нее, получает обратную передачу и вновь передает мяч в стену.

37.То же, но с двумя мячами. Игрок 5, передавая мяч партнеру после ловли от стены, одновременно получает от него второй мяч и тут же посылает его в стену.

38 (рис. 14). Поочередные действия с мячом двух партнеров: а) игрок 5 бегом с прыжками преодолевает скамейку, посылает мяч в стену, ловит его и передает иг­року 4, занимая его место; игрок 4, приняв мяч в движе­нии, продолжает выполнение упражнения; б) игрок 5 посылает мяч в стену и сразу же возвращается назад. Игрок 4, выбегая к стене через скамейку, ловит мяч, выполняет обратную передачу на игрока 5, бегущего навстречу мячу, и перемещается от стены, готовясь к повторной ловле мяча.

Гимнастические скамейки (не менее 3) устанавливают вдоль одной, двух или трех стен на расстоянии 3—4 м от них. Игроки, передвигающиеся от стены, должны бежать за игроками, движущимися к стене.





Рис. 15


39 (рис. 15). Бег или прыжки через скамейки с пере­дачами мяча партнерам или в стену и с завершающими бросками в корзину: а) в движении; б) в прыжке; в) до­бавкой (после броска мяча в щит самим игроком или его партнером). Ведение мяча через скамейки с завершаю­щими бросками в корзину.


УПРАЖНЕНИЯ СО СКАКАЛКОЙ


40.Перебегание через качающуюся скакалку с пере­дачами мяча одному партнеру и возвращением в исходное положение с ведением мяча; с поочередными передачами двум партнерам в противоположных направлениях (рис. 16), с поочередной ловлей от партнеров двух мячей и выполнением обратных передач. Дистанция бега должна быть небольшой, чтобы пропускать только одно покачивание скакалки.




Рис 16

41.То же, но с двумя мячами и одновременным выполнением упражнения двумя партнерами, двигающимися в противоположные стороны.

42.Прыжки через качающуюся скакалку с передачей и ловлей одного или двух (поочередно) мячей. Передачу игроку, выполняющему прыжки, можно выполнять на уровне груди и с высокой траекто­рией. В последнем случае мяч надо передавать так, что­бы игрок во время прыжка смог выполнить и ловлю и пе­редачу мяча.

43.Пробегание под вращающейся скакалкой в одну сторону и прыжок через нее в другую с поочередными пе­редачами одного мяча двум партнерам; с ловлей и пере­дачей двух мячей.

44.Пробегание под вращающейся скакалкой с веде­нием мяча и прыжок через скакалку с одновременной пе­редачей партнеру в обратном направлении.

45.Неоднократные прыжки через вращающуюся ска­калку с выполнением: а) переводов мяча с одной руки на другую за спиной; б) переводов мяча под ногой во время прыжка; в) ударов мячом в пол слева и справа от себя с ловлей и без ловли мяча; г) передач над собой во время прыжков; д) ведения мяча на месте.

46.Неоднократные прыжки через вращающуюся ска­калку с передачей мяча партнеру: а) при приземлении, б) в безопорном положении, в) с поворотами во время прыжка после передачи мяча и с мячом в руках.

47.То же, но игрок, выполняющий прыжки, также имеет мяч. Во время прыжка он передает свой мяч парт­неру и получает от него второй мяч.

48.То же, но во время прыжков игрок ловит два мяча и передает их попеременно стоящим с разных сторон партнерам. То же, но игрок, выполняющий прыжки, ловит мяч от одного партнера и с поворотом передает другому, одновременно получая от него второй мяч. То же, но уп­ражнение выполняют с тремя мячами: игрок, делающий прыжки, обменявшись мячами с первым партнером, в прыжке с поворотом выполняет передачу игроку, стояще­му с другой стороны, одновременно получая от него тре­тий мяч, и т. д.

49 (рис. 17). Прыжки через вращающуюся скакалку выполняют одновременно два партнера с передачами мя­чей игрокам, располагающимся с разных сторон: игрок 5 ловит мяч от игрока 4 и в прыжке с поворотом передает игроку 7. В это же время игрок 6 получает мяч от игрока 7 и передает партнеру 4 и т. д.

50.То же, но вводятся дополнительные передачи мяча между партнерами, выполняющими прыжки. Игроки 5 и 6 передают мяч друг другу во время прыжков и взаимодей­ствуют вторым и третьим мячами с партнерами 7 и 8 в тот момент, когда не владеют первым мячом. Передачи можно выполнять: а) на уровне груди, с высокой траекто­рией и отскоком от пола между партнерами 5 и 6; б) с изменением направления при передачах игрокам 7 и 8 (ловля мяча от игрока 7, передача игроку 8 и наоборот); в) произвольно любому партнеру; г)одной рукой за спи­ной и т. п. Прыжки выполняются несинхронно.

51 (рис. 18). Игрок 5 пробегает под вращающейся скакалкой и, получив мяч от игрока 4, в движении выпол­няет бросок в корзину. Затем, перепрыгивая через ска­калку, игрок 5 бежит в обратном направлении, взаимо­действует с игроком 8 и снова направляется к щиту. Мяч после броска ловит игрок 4.

52.Игрок, прыгая через скакалку, получает мяч от стоящего под щитом партнера и выполняет броски в прыжке. После броска мяч ловит передающий партнер.

То же, но партнер передает мяч в щит, а прыгающий иг­рок выполняет броски-добавки. То же, но броски выпол­няются двумя мячами, поочередно передаваемыми парт­нерами, расположенными с разных сторон от щита.




Рис. 17





Рис. 18


53.То же, но бросок выполняют в прыжке с поворотом. Игрок 5 получает мяч от игрока 8 и в прыжке с поворотом выполняет бросок в корзину. Игрок 4 передает второй мяч игроку 8, а сам ловит первый мяч после броска.

54.Игрок, прыгая через качающуюся скакалку, выполня­ет передачу в стену, ловит мячи с одним-двумя ударами в пол возвращается в исходное положение. Партнеры со скакалкой расположены параллельно стене. То же, но при возвращении на исходную позицию выполняется передача игроку 4 (рис. 19). То же, но с двумя мячами: партнер 4 во время ловли мяча от игрока 5 одновременно передает ему второй мяч. То же, но со сменой функций: игрок 5, передав мяч партнеру 4, остается на его месте, игрок 4 выполняет передачу в стену и т. д.





Рис. 19


55.То же, но с одновременным передвижением двух партнеров, начинающих упражнение в разных направле­ниях (один бежит к стене, второй к передающему игроку).

56.То же, но с вращающейся скакалкой: при пробегании под ней в одном направлении и прыжках через нее в обратном, во время неоднократных прыжков через скакалку. При неоднократных прыжках выполняются также добавки мяча в стену в максимально высоком прыжке двумя руками, одной рукой, с правой руки на левую и наоборот, а также передачи мяча друг другу с высокой траекторией двумя прыгающими партнерами.






Рис. 20



Рис. 21


57 (рис. 20). Пробегание и прыжки через вращающую­ся скакалку (расположенную перпендикулярно стене) с передачами мяча в стену с разных сторон от нее. Игрок 5 посылает мяч в стену, ловит его, с одним ударом в пол перепрыгивает скакалку и снова выполняет передачу, после чего с ведением под скакалкой возвращается на ис­ходную позицию.

58 (рис. 21). То же, но игрок 5 выполняет поочередную ловлю и передачу двух мячей, направленных в стену парт­нерами.

59 (рис. 22). Прыжки через скакалку и выполнение бросков в корзину поочередно с правой и с левой стороны от щита. Игрок 5 в прыжке через скакалку получает мяч от игрока 9, выполняет бросок в корзину, бежит к игроку 8, ловит второй мяч, снова выполняет бросок и т. д. Мячи после бросков ловит партнер под щитом и передает их игрокам 8 и 9. Упражнение можно выполнять с выходом игрока из зоны вращения скакалки и с непрерывными прыжками через нее. Игрок 5 может сам ловить и передавать мяч после броска и только после этого перемещаться на другую сторону. Темп качания или вращения в упражнениях со скакалкой регулируется согласно подготовке спортсменов. Игроки должны выполнять заданные действия на каждое вращение скакалки или в некоторых упражнениях через одно вращение.





Рис 22


УПРАЖНЕНИЯ С ВЫПОЛНЕНИЕМ КУВЫРКОВ


60.Игроки 4, 5, 6, 7 поточно делают кувырки на мате и, быстро встав, одновременно выполняют ловлю мяча от партнера и обратную передачу.

61.То же, но ловлю и передачу мяча выполняют до кувырка после бега вперед и сразу после кувырка. Пер­вую передачу мяча можно выполнять в прыжке. В этом случае мяч бегущему партнеру передается с высокой тра­екторией.

62.То же, но с последовательным выполнением не­скольких кувырков подряд, чередующихся с передачами мяча на уровне груди при беге и в высоком прыжке.

63 (рис. 23). То же, но с завершающими бросками в корзину: в движении с двух шагов, в прыжке после высо­кой передачи партнера, добавкой, после передачи мяча в щит.

64.Неоднократные кувырки на одном мате в противо­положных направлениях с поочередной ловлей и передачей двух мячей партнерам. Последние располагаются на­против друг друга с разных сторон от мата.

65.То же, но после кувырка по направлению от щита выполняется передача мяча, а после кувырка по направ­лению к щиту — бросок в корзину. Бросок можно выполнять: а) в движении с двух шагов, б) в прыжке, в) до­бавкой. При выполнении броска добавкой игрок 6 посы­лает мяч в щит с таким расчетом, чтобы партнер, выпол­няющий добавку, касался мяча в высоком прыжке. Брос­ки в прыжке выполняются без приземления, сразу же после ловли мяча.


Рис. 23

Рис. 24

66 (рис. 24). То же, но с дополнительной передачей мяча перед кувырком от щита. Игрок 5 в начале бега ло­вит мяч от партнера 4 и, возвратив его, выполняет кувы­рок, после которого принимает вторую передачу от того же игрока. Последний смещается в сторону от мата, ведя мяч спиной вперед. Выполнив обратную передачу, игрок 5 изменяет направление для кувырки в сторону щита и последующего броска в прыжке или добавкой. Затем он вновь бежит в сторону партнера 4 и т. д.

67.То же, но с дополнительной передачей мяча перед броском и получением его от партнера 6 непосредствен­ но в момент вставания после кувырка. Мат в этом случае расположен несколько дальше от щита.

68.То же, но со сменой функций двух партнеров. Иг­рок, передавший мяч для выполнения броска, сразу же бежит в сторону партнера 4 и выполняет весь комплекс действий. Игрок, выполнивший бросок в корзину, ждет партнера, передает ему мяч, а сам бежит от щита для вы­полнения кувырка и других действий.

Рис. 25 Рис. 26


69 (рис. 25). Неоднократные кувырки в сочетании с бросками в корзину в прыжке с разных сторон от щита. Игрок 5 выполняет кувырок, ловит мяч от игрока бив прыжке бросает его в корзину, после чего осуществляет те же действия в обратном направлении. Мячи после бро­сков в корзину ловят партнеры 4 и 6 или игрок, специаль­но расположенный под щитом и возвращающий их парт­нерам 6 и 4. То же, но с дополнительными передачами перед броском или перед кувырком.

70.То же, но с выполнением бросков добавкой после передач мяча в щит игроками 4 и 6.

71 (рис. 26). Игрок 6 выполняет кувырок и в прыжке возвращает мяч, посланный в щит игроком 5. В момент обратной передачи мяча игроком 6 партнер 4 выполняет кувырок в противоположном направлении, а его сменяет игрок 5. Кувырки выполняют навстречу друг другу, мяч передают в щит с таким расчетом, чтобы он отскакивал с разных сторон от корзины.

72.То же, но с броском в корзину добавкой. После броска игрок сам ловит мяч и выполняет передачу в щит в повторном прыжке. В этот момент следующий партнер начинает кувырок.

Главным моментом в этой группе упражнений являет­ся быстрота вставания после кувырка, реакция на летя­щий мяч и точность последующих действий. Передача мя­ча должна следовать незамедлительно, как только игрок сделает переворот и начнет вставать, но с таким расче­том, чтобы ловля мяча происходила с движением вперед. Особенно важным является сочетание кувырков и после­дующих прыжков вверх с различными действиями с мя­чом до приземления.

УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ГИМНАСТИЧЕСКОГО КОНЯ

73.Прыжки на снаряд с мячом в руках из положения стоя рядом со снарядом лицом к нему: а) держа мяч дву­мя руками; б) перенося с одной руки на другую перед собой; в) перенося с одной руки на другую за спиной; г) подбрасывая мяч перед собой на уровне груди, выше головы (вначале мяч подбрасывается перед прыжком, за­тем в момент полета). При неоднократном выполнении прыжков без перерыва приземление происходит с поворо­том к снаряду.

74.То же, но прыжки выполняют из положения боком к снаряду.

75.Прыжки на снаряд с мячом в руках после двух шагов бега или после ведения и передача стоящему впе­реди партнеру во время соскока.

76.То же, но с выполнением приемов б, в, г упражне­ния 73 во время прыжка на снаряд.

77.Прыжки на снаряд с мячом в руках после двух шагов бега или после ведения, выталкивание вверх, пере­дача в щит в момент зависания и последующая ловля в прыжке после приземления.

78.То же, но с добавкой мяча в корзину в прыжке пос­ле приземления.

То же, но в момент зависания бросок в корзину с последующей ловлей мяча в прыжке после приземления; с броском-добавкой после приземления.

79.То же, что в упражнениях 77, 78, но с выпол­нением переноса мяча с руки на руку, перевода за спиной и подбрасывания вверх при прыжке на снаряд.

80.То же, что в упражнениях 77, 78, 79, но с выполне­нием перевода мяча под ногой или за спиной в момент прыжка вверх со снаряда перед передачей мяча в щит или перед броском в корзину.






Рис. 28


Рис. 27


81.Прыжки с передачей мяча в щит в момент прыжка на снаряд и ловля после отталкивания вверх при соскоке.

82.То же, но с броском в корзину в прыжке.

83 (рис. 27). Передача мяча партнеру в момент его прыжка на снаряд и выполнение игроком бросков в кор­зину при прыжке вверх со снаряда после навесной пере­дачи от партнера.

84.Прыжки на снаряд с ловлей в момент прыжка мя­ча, летящего навстречу, и последующая передача партне­ру при соскоке. Мяч передается для ловли: а) над телом снаряда; б) перед снарядом в начальной фазе толчка на него; в) перед снарядом с высокой траекторией полета.

85.То же, но с выполнением после прыжка вверх со снаряда: а) передачи в щит и ловли мяча в прыжке; б) броска в корзину и ловли в прыжке; в) броска в корзину (в щит) и последующей добавки; г) переводов под ногой или за спиной и передач в щит, бросков в корзину и т. п.

86.Прыжки на снаряд с одновременной передачей мяча стоящему впереди партнеру и быстрое выталкивание вверх для ловли второго мяча, подброшенного им в момент прыжка на снаряд. Последующие действия до приземления: а) обратная передача партнеру, б) передача в щит, в) бросок в корзину. Эти действия усложняются предварительными переводами мяча под ногой и за спиной и последующими добавками в корзину после приземления. Передачу мяча можно выполнять назад через снаряд следующему игроку с поворотом во время полета сразу после ловли второго мяча или после сильной передачи в щит и овладения мячом после отскока.

87.Прыжки на снаряд с одновременной передачей партнеру одного и ловлей второго мяча, переданного им навстречу из-за снаряда. Смена мячей происходит в безопорном положении (после толчка и до приземления на снаряд). Последующие действия указаны в упражнении 88, они могут быть усложнены предварительной повторной сменой мячей во время прыжка вверх со снаряда.

88.Прыжки на коня с одновременной передачей мяча одному партнеру и получением навесной передачи от второго. Последующие действия выполняются в различных вариантах, указанных в упражнении 87. То же, но с получением встречной передачи и возвращением первого мяча при прыжке на снаряд (рис. 28).

Действия усложняются неожиданными сигналами. В этом случае все три игрока имеют по мячу. Передача мяча партнером, выполняющим прыжок, осуществляется тому игроку, который подал зрительный сигнал. Второй партнер подбрасывает свой мяч вверх для дальнейших действий.

В другом варианте помогающие игроки передают мяч друг другу, и кто из них окажется без мяча в момент прыжка партнера на снаряд, тому следует передача. Игрок с мячом направляет его партнерам для дальнейших действии.

89.То же, но партнер, передающий второй мяч прыгающему игроку, направляет его в щит. Последующие действия выполняются в различных вариантах.

При выполнении вышеуказанных упражнений используется конь без ручек. С обеих сторон от него должны лежать гимнастические маты. Высота коня регулируется в зависимости от подготовленности группы уменьшением ножек коня и укладкой матов друг на друга. Повышение высоты снаряда возможно лишь в случае свободного выполнения действий на данном уровне.

Прыжки на снаряд выполняются толчком одной ноги с разбега и толчком двух ног с места и с разбега. Бег к снаряду с мячом в руках осуществляется с двух шагов или после ведения. Прыжок со снаряда максимально высокий и быстрый.

Упражнения можно усложнять, используя мячи разного веса (набивные и баскетбольные) во всех возможных сочетаниях. При первоначальном ознакомлении с упражнениями необходима страховка.


УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИМНАСТИЧЕСКОГО МОСТИКА ИЛИ АКРОБАТИЧЕСКОГО ТРАМПЛИНА


90.Прыжки вверх-вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и выполнение приемов с мячом в момент полета: а) перевода мяча за спиной, б) перевода мяча под ногой, в) передачи партнеру, г) подбрасывания мяча вверх в момент толчка и ловли в полете.

Рис.29



91(рис. 29). Прыжки с ловлей мяча, переданного партнером в момент отталкивания от мостика, и выполнение обратной передачи в полете. То же, но с выполнением перевода за спиной или под ногой перед обратной передачей мяча. То же, но с выполнением поворота в полете перед передачей мяча.

92.Прыжки с одновременной передачей одного мяча в момент отталкивания (разбег с мячом в руках) и лов­лей второго от партнеров полете. То же, но с выполнени­ем различных переводов мяча до передачи. Партнер в этом случае передает второй мяч в тот момент, когда вы­
полнена передача первого.

93.Неоднократные прыжки на мостике (трамплине) с переводами мяча за спиной и под ногой; с ловлей и пере­ дачей мяча, получаемого от партнера в высшей точке полета.

94.То же, но с пооче­редной ловлей и переда­чей двух мячей, посылае­мых с высокой траекторий партнерами, стоящими справа и слева от мости­ка. То же, но один из иг­роков, передающих мяч,
стоит сбоку-спереди от мостика, второй — сбоку-сзади, прыжки выполняются с поворотоами.











Рис. 30

95.Действия с мячом, указанные в упражнениях 93 и 94, с перелетами с мостика на мостик. Последние распола­гаются на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга (неоднократ­ные прыжки вправо и влево) и последовательно друг за другом (3—4 мостика, прыжки с продвижением вперед).

96.Прыжки на мостиках (трамплинах) двух партне­ров, располагающихся лицом друг к другу на расстоянии 2—3 м с передачами высоколетящего мяча в высшей точ­ке полета. Прыжки осуществляются несинхронно.

97 (рис. 30). То же, но с двумя мячами. Игрок 5 в высшей точке полета передает мяч по высокой траектории игроку 6. Последний в момент отталкивания от мостика передает второй мяч приземляющемуся партнеру, а сам в прыжке ловит мяч, переданный партнером 5, и, не при­земляясь, выполняет обратную передачу (один партнер приземляется, второй выпрыгивает вверх).

98.Прыжки на мостике (трамплине) в сочетании с не­однократными передачами мяча в щит; с передачами мя­ча в щит между двумя партнерами, выполняющими прыж­ки справа и слева от него на разных мостиках; с брос­ками в корзину по сигналу после 2—4 передач. В этом случае третий партнер, располагаясь между прыгающими игроками, сразу после броска включает в упражнение второй мяч (передачей в щит) и подбирает первый.

Прыжки с отталкиванием от мостика или трамплина затем сочетаются со всеми действиями предыдущего раз­дела. В упражнениях прыжки с мостика осуществляются с приземлением на коня. При этом помимо одного мости­ка для отталкивания перед снарядом могут быть исполь­зованы два, например, при прыжках в положении боком с мостика на коня, оттолкнувшись вверх от снаряда, при приземлении на мостик с другой стороны, при прыжке на снаряд в обратном направлении и т. д. (мостики располо­жены боковой частью к коню); с мостика на коня, на вто­рой мостик, отталкивание и действие с использованием щита и т. д. (мостики расположены передней частью в направлении снаряда и щита).

Данная группа упражнений довольно сложна в связи с подвижной ограниченной опорой и значительной высо­той полета. Главное в этих упражнениях — распределение внимания между сохранением равновесия в полете с эф­фективными действиями с мячом и точным приземлением, а также быстрая и безошибочная ориентировка при мак­симально высоких прыжках. Вначале упражнения выпол­няют используя гимнастический мостик с дополнительной подкладкой под пружину для увеличения высоты под-броса. Затем применяют акробатический трамплин. Необ­ходимо при этом наличие матов и страховки тренером или партнером.

При неоднократных прыжках на мостике, при переле­тах с мостика на мостик, с мостика на коня необходимо требовать от занимающихся контролировать свое призем­ление (успеть увидеть место приземления) и уметь соот­ветственно координировать движения. При действиях с мячом в высшей точке полета акцентируются своевремен­ность отталкивания и овладение нужным темпом.




КОМБИНИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Данные упражнения составляются из вышеприведен­ных действий с контрастными по характеру сочетания­ми— прыжки и кувырки. Применяются без приемов с мя­чом; в сочетании с выполнением приемов с баскетбольным

мячом и с мячами-разновесами — баскетбольными и на­бивными. Передвижение осуществляется в одном направ­лении и с изменением на обратное. Главным в этих уп­ражнениях является умение координировать движения и сочетать разноплановые действия в рамках определенного темпа, без пауз, особенно при переключении от одного действия к другому. Конечной целью упражнений являет­ся точное выполнение всех приемов в максимально быст­ром темпе.

Приведем некоторые примерные упражнения.

99.Кувырки в сочетании с прыжками через вращаю­щуюся скакалку: а) кувырок вперед с разбега и прыжок через скакалку; то же, но после прыжка повторить кувы­рок, который можно выполнять с другой стороны от ска­калки или с обратным движением игрока; б) то же, но с ловлей и передачей мяча партнеру перед кувырками и после них и во время прыжков через скакалку; в) то же, но перед кувырком ловля и передача баскетбольного мя­ча, после кувырка— набивного мяча, а во время прыж­ков— попеременная ловля двух мячей; г) то же, но во время прыжков через скакалку выполняют добавки в щит, броски в корзину. То же, но с выбором действий — при ловле баскетбольного мяча следует бросок в корзину, при ловле набивного мяча — обратная передача.

100.Прыжки на коня в сочетании с кувырками: а) прыжок с разбега на коня, прыжок вверх и после приземления кувырок; б) кувырок после небольшого раз­бега, прыжок на коня, прыжок вверх и повторный кувы­рок после приземления; в) то же, но с ловлей набивного мяча в момент прыжка на снаряд, с ловлей перед прыж­ком и передачей в момент прыжка; с ловлей и передачей в момент прыжка на снаряд и повторной ловлей и переда­чей во время прыжка вверх с коня перед кувырком и т. п.; г) то же, но чередуя ловлю и передачу баскетбольного и набивного мячей в разные моменты выполнения прыжков и кувырка; д) прыжок с разбега на коня, прыжок вверх, кувырок после приземления и прыжок на второй снаряд; е) то же, но с ловлей и передачей мяча или мячей-разно­весов в разные моменты упражнения; то же, но с завер­шающими передачами в щит и с бросками в корзину.

101.Прыжки через вращающуюся скакалку в сочета­нии с прыжками на коня: а) прыжок на коня, прыжок через скакалку, снова прыжок на коня, отталкивание вверх и движение в обратном направлении — прыжок че­рез скакалку и прыжок на коня; б) то же, но с ловлей и передачей баскетбольных мячей, с ловлей и передачей набивных мячей или мячей-разновесов; в) то же, но с бросками в корзину после прыжка вверх с гимнастиче­ского коня.

102.Прыжки с гимнастического мостика (трамплина) в сочетании с кувырками, прыжками через скакалку, прыжками на гимнастического коня: а) прыжок с мости­ка после разбега, приземление на мат и последующий ку­вырок, прыжок через скакалку, кувырок и прыжок на коня; б) прыжок с мостика на коня, прыжок вверх и ку­вырок после приземления, прыжок через скакалку и на второй снаряд; в) прыжок через скакалку, прыжок на ко­ня, прыжок с коня после толчка вверх на мостик и на вто­рого коня, прыжок вверх, кувырок после приземления и прыжок через скакалку. Указанные действия сочетаются далее с выполнением приемов с мячами в самых различ­ных вариантах: прыжки с мячом в руках, с ловлей и пе­редачей в момент прыжков, в момент полета перед и после кувырков, с завершающими бросками в корзину.

Упражнения данной группы выполняют поточно груп­пой и индивидуально сериями. При поточном выполнении целесообразно использовать несколько снарядов, расстав­ленных по всей длине площадки от одной корзины до дру­гой. При серийном выполнении упражнений применяют неоднократные действия в противоположных направле­ниях.







4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Специальная физическая подготовка является органической частью общей системы подготовки баскетболиста и должна занимать в ней строго определённое место.

Поскольку спортивная тренировка связана с высокими и систематическими напряжениями функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма, решение методических проблем СФП невозможно без обращения к физиологии. Это тем более оправдано, потому что профессиональное мастерство современного тренера немыслимо без знания тех физиологических механизмов и процессов, которые лежат в основе организации сложного двигательного действия и повышения специфической работоспособности организма баскетболиста.

Упражнения внутри групп выбираются соответственно степени физической и технической подготовленности занимающихся, уровню развития у них координационных способностей и овладению ими тактическими умениями. Помимо этого, в зависимости от квалификации баскетболистов действия в выбранных упражнениях сочетаются с более простыми или более сложными техническими и тактическими приёмами. Устанавливаются и разные временные рамки для выполнения упражнения и количество повторений.

В годичном тренировочном цикле упражнения для развития координационных способностей применяются преимущественно во втором этапе подготовительного периода.


5. ЛИТЕРАТУРА


1.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов – М: Физкультура и спорт, 1988г.

2.Белов В.И. Энциклопедия здоровья – М: Химия, 1993г.

3.Карасёв А.В., Захаров Е.Н., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки – М: Лептос, 1994г.

4.Макаров А.Н. Воспитание физических качеств – М: высшая школа, 1989г.

5.Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека – Киев: Здоровье, 1989г.

6.Кожевникова З.Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста (специальные упражнения) – М: Физкультура и спорт, 1971г.

7.Стонкус С. Индивидуальная тренировка баскетболистов – М: Физкультура и спорт, 1967г.

8.Милутин Павлович Основы физической подготовки – Николаев-Южный, 2006г. (перевод с сербского Г.Владимиров под редакцией В.Белаша).

9.Физическая культура в школе №1: журнал – М: «Педагогика», 1991г.

10.Физическая подготовка: учебное пособие под редакцией Ю.К.Демьяненко – М: Воениздат, 1987г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Техника владения и овладения мячом».

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Баскетбол: улучшение техники владения и броска"
    ["seo_title"] => string(49) "basketbol_uluchshenie_tekhniki_vladeniia_i_broska"
    ["file_id"] => string(6) "579878"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620276633"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "развенутый план-конспект урока по физкультуре на тему: "Техника ведения мяча. Бросок мяча в корзину" "
    ["seo_title"] => string(109) "razvienutyi-plan-konspiekt-uroka-po-fizkul-turie-na-tiemu-tiekhnika-viedieniia-miacha-brosok-miacha-v-korzinu"
    ["file_id"] => string(6) "112663"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408811212"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Совершенствование  технико- тактической  подготовки в волейболе "
    ["seo_title"] => string(71) "soviershienstvovaniie-tiekhniko-taktichieskoi-podghotovki-v-volieibolie"
    ["file_id"] => string(6) "125193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414931676"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Терминология  элементов волейбола.  Передача мяча двумя руками вверху. "
    ["seo_title"] => string(80) "tierminologhiia-eliemientov-volieibola-pieriedacha-miacha-dvumia-rukami-vvierkhu"
    ["file_id"] => string(6) "136631"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417158434"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "БАСКЕТБОЛ.ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА. "
    ["seo_title"] => string(45) "baskietbol-pieriedacha-odnoi-rukoi-ot-pliecha"
    ["file_id"] => string(6) "233240"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443030643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства