Цель: Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи: Обучить методам профилактики и предупреждения заболеваний сердца.
совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений.
Воспитывать чувство товарищества взаимовыручки.
Оборудование: Муляж сердца, схема кровеносных сосудов; схемы рисунки полезных для сердечной мышцы физических упражнений, фонограмма записей биения человеческого сердца и мелодий популярных детских песен, 50шт малых мячей красного и синего цвета; вырезанные из красной бумаги «улыбающиеся сердца» (по количеству детей), 5 матов видео магнитофон, магнитофон, телевизор, скамейка, 20 морковок, 20шт. капусты нарисованные и вырезанные из бумаги детьми, верёвка
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог, собрав вокруг себя детей, сообщает тему урока: «Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу» предлагает им вспомнить занятие, на котором они знакомились со строением своего тела, и ответить на вопросы
? что приводит в движение скелет и всё наше тело? (мышцы)
? что является опорой нашего организма? (скелет)
? что необходимо делать для укрепления наших
мышц? (спортивные упражнения)
Ответив на вопросы, педагог предлагает детям
? Прослушивание фонограммы биения человеческого сердца.
Педагог говорит: «Так бьётся сердце у вашей мамы».
Дети обсуждают услышанное. Педагог продолжает:
«Такую же песню исполняет и сердце у каждого из нас.
Вы её можете услышать в любую минуту.
? Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или на висок. Толчок крови в сосудах, который
вы почувствуете, означает, что сердце сделало удар,
т.е. сократилось и послало очередную порцию крови
по сосудам»
• Обучение детей определению своего пульса в покое.
Вводная часть:
Ходьба: На носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с перекатом пятки на носок.
Бег: обычный, с захлёстыванием голени, спиной вперёд, с остановкой на сигнал.
Перестроение из одной колонны в три.
О.Р.У. под музыку « Макарена» (видео ролик)
(включается телевизор и под видео, и музыкальное
сопровождение выполняются упражнения девочка 4 класса в записи)
Педагог обращает внимание детей на макет сердца:
«А теперь посмотрите, как выглядит ваше сердце!».
Дети рассматривают макет сердца.
? Сердце размером всего лишь с апельсин. Но, несмотря на свой небольшой размер, сердце каждый день, делает до 12 тысяч ударов – и когда вы двигаетесь, и когда спите. Поэтому мы должны беречь своё сердце, заботиться о его состоянии.
Педагог предлагает детям вспомнить полезные для укрепления мышц спортивные игры и упражнения
Слушая их ответы, педагог выделяет из сказанного, какие виды
спорта наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы.
И устанавливает на подставки шуточные схемы – изображения
животных, занимающихся:
Бегом,
Ходьбой на лыжах,
Прыжками в длину и в высоту.
Играми с мячом (баскетбол и футбол)
Катанием на велосипеде
Плаванием.
? Сердце – это очень эффективный насос, он работает бесперебойно много лет, не останавливаясь ни на минуту. Сердце ребёнка перекачивает около 5 литров крови в минуту. За день оно перекачивает до 100 000 литров крови, разгоняя её по всему телу и постоянно снабжая клетки. А лёгкие вдыхают и выдыхают
приблизительно 10 литров воздуха в минуту.
? Проведение опыта
? Конструируем сердце
Игровые эстафеты
Игра «Зайцы в огороде» (водящий выбирается по считалке)
«Кто больше соберёт мячей?»
Команды строятся с противоположных сторон зала. Перед ними по пустой корзине. По всему залу рассыпаны мячи. По команде учителя участники эстафеты собирают мячи в свои корзины. Далее следует самостоятельный подсчёт очков – по числу собранных мячей. Аналогично провести конкурс капитанов команд.
3. «Быстро считай, быстро выполняй».
Дети делятся на несколько подгрупп в каждой подгруппе по 6-8 человек. Каждая подгруппа выстраивается возле матов. Звучит музыка, дети двигаются вокруг матов. По окончании музыки педагог говорит: два носа,6 ног, 8 ушей, 4 коленей и т.д. Дети выполняют своей подгруппой упражнение кто быстрее.
? Расслабляющее упражнение, лёжа на матах.
Педагог говорит: «Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее и быстрее прокачивать кровь через все органы и ткани нашего организма.
Попробуйте сейчас послушать биение сердца и скажите, чем оно отличается от того, что мы с вами слышали в начале занятия.
? Вы чувствуете, как сердце колотится у вас в груди после быстрого бега. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет сердечную мышцу. Сердце может сильно забиться и от волнения, например, когда вы переживаете в эстафете за свою команду, но никакого вреда от этого не будет. Как только соревнования заканчиваются, сердце успокаивается и возвращается к своему нормальному ритму.
? Но и в этом случае необходимо помогать своему сердцу, вспомните, какое оно маленькое. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо, вовремя отдыхать. Именно поэтому по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся сами, взрослые.
Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьётся медленнее».
• Учитель: Мы много говорили с вами о том, как необходимо тренировать наши сердца, чтобы они хорошо «работали» - сокращались. А что же происходит в результате этих сокращений? – спрашивает педагог.
Обсуждение и рассматривание схемы кровеносных сосудов
Представьте себе пароходы, которые везут различные грузы по нашей реке Волге. Так и сердце, сократившись, выталкивает красную реку крови в артерии, по которым «пароходики» с кислородом из лёгких питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в далёкое путешествие по всем клеточкам нашего организма.
? В каком бы месте вы случайно ни порезались, обязательно пойдёт кровь. Но это ещё не всё. Самое удивительное впереди: кровяные пароходики, отдавая кислород и питание, забирают у организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества. Они вывозят, их по синим венам, обменивая вновь на
кислород и ценные вещества.
Педагог предлагает детям проверить, насколько они внимательны.
Эстафета: «Кровяные пароходики».
Ребята распределяются на две команды – «Артерия» и «Вена». Перед командами стоит корзина с красными мячами – «полезными для организма веществами», а на противоположной стороне зала помещают корзину с синими мячами – «вредными веществами» По сигналу участники команды «Артерия» переносят по очереди красные мячи из первой корзины во вторую, а ребята из команды «Вена» - синие мячи из второй корзины в первую.
Разгадывание кроссворда «Органы человека»
По горизонтали:
4. Следующий за пищеводом орган пищеварительной системы,
в котором происходит переваривание пищи.
6. Орган вкуса.
8. Парные органы выделения, которые вырабатывают мочу.
По вертикали.
1. Центральный орган кровеносной системы, проталкивающий кровь по сосудам.
2. Орган, который управляет организмом и передаёт свои сигналы по нервам
Важнейшая часть органов дыхания, в которой происходит обмен газов воздуха с кровь
5.Надёжная защита организма.
7.Особая ткань красного цвета, омывающая все клетки и органы тела.
Ответы:
По горизонтали: 4.Желудок. 6. Язык. 8.Почки.
По вертикали: 1. Сердце. 2. Мозг. 3. Лёгкие. 5. Кожа. 7. Кровь.
А закончить наш урок я предлагаю показом мультфильма о маленькой девочке Элле и её друзьях: отважном пёсике Тотошке, железном Дровосеке, который мечтал иметь любящее сердце, пугале Страшиле, страдавшем из-за того, что в его соломенной голове не было мозгов; огромном льве, который думал, что он труслив и боязлив. Но души всех этих героев были наполнены добротой и любовью. Они не позволяли развивать в себе зависти и ненависти, злобе и страху. Поэтому смогли преодолеть все трудности и достичь всего, о чём мечтали: Элла с Тотошкой вернулись домой, в груди железного Дровосека забилось сердце, Страшила, как самый мудрый, стал управлять волшебной страной, а Льва признали царём зверей.
Демонстрация мультфильма «Злая волшебница Бастинда».
А сейчас я хочу подарить вам улыбающиеся сердца с памяткой я желаю, чтобы у вас было всегда весёлое настроение, а ваше сердце только улыбалось и никогда не подводило вас.
Каждому уроку бывает конец, а кто участвовал в нём молодец.
Я хочу напомнить вам правила, соблюдая которые вы сохраните своё сердце здоровым.
Памятка
Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.
Обязательно отдыхайте днём и ночью.
Ешьте то, что даёт мама, - все эти продукты очень полезны.
Если вы больны, лежите в постели столько времени, сколько назначил врач.
И тогда ваше сердце будет здоровым и сильным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу. »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная общеобразовательная школа – детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской области
Тема урока: «Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу»
Конспект урока
Камышова Светлана Евгеньевна
учитель физической культуры
г.Вязьма
Цель: Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи: Обучить методам профилактики и предупреждения заболеваний сердца.
совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений.
Воспитывать чувство товарищества взаимовыручки.
Оборудование: Муляж сердца, схема кровеносных сосудов; схемы рисунки полезных для сердечной мышцы физических упражнений, фонограмма записей биения человеческого сердца и мелодий популярных детских песен, 50шт малых мячей красного и синего цвета; вырезанные из красной бумаги «улыбающиеся сердца» (по количеству детей), 5 матов видео магнитофон, магнитофон, телевизор, скамейка, 20 морковок, 20шт. капусты нарисованные и вырезанные из бумаги детьми, верёвка
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог, собрав вокруг себя детей, сообщает тему урока: «Сердце ясвоё сберегу, сам себе я помогу» предлагает им вспомнить занятие, на котором они знакомились со строением своего тела, и ответить на вопросы
что приводит в движение скелет и всё наше тело? (мышцы)
что является опорой нашего организма? (скелет)
что необходимо делать для укрепления наших
мышц? (спортивные упражнения)
Ответив на вопросы, педагог предлагает детям
Прослушивание фонограммы биения человеческого сердца.
Педагог говорит: «Так бьётся сердце у вашей мамы».
Дети обсуждают услышанное. Педагог продолжает:
«Такую же песню исполняет и сердце у каждого из нас.
Вы её можете услышать в любую минуту.
Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или на висок. Толчок крови в сосудах, который
вы почувствуете, означает, что сердцесделало удар,
т.е. сократилось и послало очередную порцию крови
по сосудам»
Обучение детей определению своего пульса впокое.
Вводная часть:
Ходьба: На носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с перекатом пятки на носок.
Бег: обычный, с захлёстыванием голени, спиной вперёд, с остановкой на сигнал.
Перестроение из одной колонны в три.
О.Р.У. под музыку « Макарена» (видео ролик)
(включается телевизор и под видео, и музыкальное
сопровождение выполняются упражнения девочка 4 класса в записи)
Педагог обращает внимание детей на макет сердца:
«А теперь посмотрите, как выглядит ваше сердце!».
Дети рассматривают макет сердца.
Сердце размером всего лишь с апельсин. Но, несмотря на свой небольшой размер, сердце каждый день, делает до 12 тысяч ударов – и когда вы двигаетесь, и когда спите. Поэтому мы должны беречь своё сердце, заботиться о его состоянии.
Педагог предлагает детям вспомнить полезные для укрепления мышц спортивные игры и упражнения
Слушая их ответы, педагог выделяет из сказанного, какие виды
спорта наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы.
И устанавливает на подставки шуточные схемы – изображения
животных, занимающихся:
Бегом,
Ходьбой на лыжах,
Прыжками в длину и в высоту.
Играми с мячом (баскетбол и футбол)
Катанием на велосипеде
Плаванием.
Сердце – это очень эффективный насос, он работает бесперебойно много лет, не останавливаясь ни на минуту. Сердце ребёнка перекачивает около 5 литров крови в минуту. За день оно перекачивает до 100000 литров крови, разгоняя её по всему телу и постоянноснабжая клетки. А лёгкие вдыхают и выдыхают
приблизительно 10 литров воздуха в минуту.
Проведение опыта
Конструируем сердце
Игровые эстафеты
Игра «Зайцы в огороде» (водящий выбирается по считалке)
«Кто больше соберёт мячей?»
Команды строятся с противоположных сторон зала. Перед ними по пустой корзине. По всему залу рассыпаны мячи. По команде учителя участники эстафеты собирают мячи в свои корзины. Далее следует самостоятельный подсчёт очков – по числу собранных мячей. Аналогично провести конкурс капитанов команд.
3. «Быстро считай, быстро выполняй».
Дети делятся на несколько подгрупп в каждой подгруппе по 6-8 человек. Каждая подгруппа выстраивается возле матов. Звучит музыка, дети двигаются вокруг матов. По окончании музыки педагог говорит: два носа,6 ног, 8 ушей, 4 коленей и т.д. Дети выполняют своей подгруппой упражнение кто быстрее.
Расслабляющее упражнение, лёжа на матах.
Педагог говорит: «Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее и быстрее прокачивать кровь через все органы и ткани нашего организма.
Попробуйте сейчас послушать биение сердца и скажите, чем оно отличается от того, что мы с вами слышали в начале занятия.
Вы чувствуете, как сердце колотится у вас в груди после быстрого бега. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет сердечную мышцу. Сердце может сильно забиться и от волнения, например, когда вы переживаете в эстафете за свою команду, но никакого вреда от этого не будет. Как только соревнования заканчиваются, сердце успокаивается и возвращается к своему нормальному ритму.
Но и в этом случае необходимо помогать своему сердцу, вспомните, какое оно маленькое. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо, вовремя отдыхать. Именно поэтому по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спатьраньше, чем ложатся сами, взрослые.
Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьётся медленнее».
Учитель: Мы много говорили с вами о том, как необходимо тренировать наши сердца, чтобы они хорошо «работали» - сокращались. А что же происходит в результате этих сокращений? – спрашивает педагог.
Обсуждение и рассматривание схемы кровеносных сосудов
Педагог обращается к детям:
Представьте себе пароходы, которые везут различные грузы по нашей реке Волге. Так и сердце, сократившись, выталкивает красную реку крови в артерии, по которым «пароходики» с кислородом из лёгких питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в далёкое путешествие по всем клеточкам нашего организма.
В каком бы месте вы случайно ни порезались, обязательно пойдёт кровь. Но это ещё не всё. Самое удивительное впереди: кровяные пароходики, отдавая кислород и питание, забирают у организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества. Они вывозят, их по синим венам, обменивая вновь на
кислород и ценные вещества.
Педагог предлагает детям проверить, насколько они внимательны.
Эстафета: «Кровяные пароходики».
Ребята распределяются на две команды – «Артерия» и «Вена». Перед командами стоит корзина с красными мячами – «полезными для организма веществами», а на противоположной стороне зала помещают корзину с синими мячами – «вредными веществами» По сигналу участники команды «Артерия» переносят по очереди красные мячи из первой корзины во вторую, а ребята из команды «Вена» - синие мячи из второй корзины в первую.
Разгадывание кроссворда «Органы человека»
По горизонтали:
4. Следующий за пищеводом орган пищеварительной системы,
в котором происходит переваривание пищи.
6. Орган вкуса.
8. Парные органы выделения, которые вырабатывают мочу.
По вертикали.
Центральный орган кровеносной системы, проталкивающий кровь по сосудам.
Орган, который управляет организмом и передаёт свои сигналы по нервам
Важнейшая часть органов дыхания, в которой происходит обмен газов воздуха с кровь
5.Надёжная защита организма.
7.Особая ткань красного цвета, омывающая всеклетки и органы тела.
А закончить наш урок я предлагаю показом мультфильма о маленькой девочке Элле и её друзьях: отважном пёсике Тотошке, железном Дровосеке, который мечтал иметь любящее сердце, пугале Страшиле, страдавшем из-за того, что в его соломенной голове не было мозгов; огромном льве, который думал, что он труслив и боязлив. Но души всех этих героев были наполнены добротой и любовью. Они не позволяли развивать в себе зависти и ненависти, злобе и страху. Поэтому смогли преодолеть все трудности и достичь всего, о чём мечтали: Элла с Тотошкой вернулись домой, в груди железного Дровосека забилось сердце, Страшила, как самый мудрый, стал управлять волшебной страной, а Льва признали царём зверей.
А сейчас я хочу подарить вам улыбающиеся сердца с памяткой я желаю, чтобы у вас было всегда весёлое настроение, а ваше сердце только улыбалось и никогда не подводило вас.
Каждому уроку бывает конец, а кто участвовал в нём молодец.
Я хочу напомнить вам правила, соблюдая которые вы сохраните своё сердце здоровым.
Памятка
Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.
Обязательно отдыхайте днём и ночью.
Ешьте то, что даёт мама, - все эти продукты очень полезны.
Если вы больны, лежите в постели столько времени, сколько назначил врач.
И тогда ваше сердце будет здоровым и сильным.
А закончить наш урок я предлагаю показом мультфильма о маленькой девочке Элле и её друзьях: отважном пёсике Тотошке, железном Дровосеке, который мечтал иметь любящее сердце, пугале Страшиле, страдавшем из-за того, что в его соломенной голове не было мозгов; огромном льве, который думал, что он труслив и боязлив. Но души всех этих героев были наполнены добротой и любовью. Они не позволяли развивать в себе зависти и ненависти, злобе и страху. Поэтому смогли преодолеть все трудности и достичь всего, о чём мечтали: Элла с Тотошкой вернулись домой, в груди железного Дровосека забилось сердце, Страшила, как самый мудрый, стал управлять волшебной страной, а Льва признали царём зверей.