За время педагогической работы у учителей МО сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты.
В школьной практике учителя МО используют различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.
Проектная деятельность.
Личностно-ориентированное обучение.
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Соревновательная технология;
Технология дифференцированного физкультурного образования
Информационные технологии.
Технология активного обучения
Технология проблемного обучения
Мы остановимся на некоторых из них.
Здоровьесберегающие технологии
На всех предметах эта технология применяется, но на уроках физической культуры данная технология – это основа основ.
Урок физической культуры строим оптимально комфортно для учащихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно – правовым требованиям, методы обучения подбираем с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья учащихся.
Следующая педагогическая технология используемая на уроках ФК, ОБЖ, Технологии, Изо, музыки.
Информационные технологии
Эту технологию мы использовали и раньше, но в этом учебном году в связи с эпидемиологической обстановкой, когда в спортивном зале нельзя было заниматься по два класса, учитель вынужден был проводить урок физической культуры в кабинете.
На каждом уроке физической культуры применяем элементы информационно-коммуникационной технологии:
- при рассказе об истории волейбола и объяснении правил игры используется презентация, при обучении подачи учитель демонстрирует обучающее видео и т.д..
- Сейчас вы видите фрагмент урока, где учащиеся 8в класса проходят контрольный тест по разделу спортивные игры «Волейбол».
Данная технология позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке.
Игровые технологии используются (применяются) учителями МО по всем предметам.
На уроках физической культуры игра занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям.
Игры подбираем учитывая возраст учащихся, из физическую подготовленность и тему урока. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Игра – это проявление желания действовать.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Применяем на уроках технологию успеха.
Предполагает создание ситуации успеха на уроке:
1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока.
2. Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе ребенка и повышает активность.)
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
Соревновательная технология
На каждом уроке физической культуры применяем элементы соревновательной технологии:
-при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – ученик применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете.
-на занятиях по волейболу, баскетболу, пионерболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры для:
повышения эмоциональной направленности урока,
увеличения интереса к игре,
повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств.
-соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время
Технология проблемного обучения
Учитель озвучивает проблемные ситуации и управляет деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в логической последовательности:
Проблемные вопросы: они должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа.
Таким образом, длительное использование проблемного обучения служит залогом самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья и физического совершенствования.
Метод круговой тренировки.
На уроках физической культуры используем метод круговой тренировки.
Круговая тренировка является одним из эффективных способов для развития двигательных качеств. Урок по методу круговой тренировки оказывает положительное влияние на физическое состояние, воспитывают устойчивый интерес к занятиям физической культурой, повышает его эффективность, и оказывают оздоровительную направленность.
Особенности метода круговой тренировки:
1. Индивидуализация физической нагрузки.
2. Подбор относительно несложных упражнений, воздействующих на определенную группу мышц.
3. Выполнение упражнения в определенной последовательности по кругу (по станциям).
4. Определение индивидуальной физической нагрузки с помощью тестирования.
5. Увеличение нагрузки путем увеличения дозированных упражнений.
Мы видим фрагмент урока в 8б классе по методу круговой тренировки.
Для проведения занятий составляют комплекс из 6 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполняя упражнения, в различном темпе, из различных исходных положений можно влиять на развитие определенных двигательных качеств.
Ребята работают самостоятельно в парах, в группах по инструктивной карте. Все упражнения учащимся известны, они владеют терминологией, свою работу ребята оценивают самостоятельно. Каждое упражнение оценивается в баллах.
Обязательно в карту включаем тестовые задания из раздела «Знания о физической культуре».
Именно такие уроки помогают привить интерес к физическим упражнениям, желанию не только увлеченно заниматься в школе на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни.
Уважаемые коллеги! Давайте сейчас мы с вами выполним задание. Что это такое? Для чего нам нужен светофор? Давайте вспомним, что обозначает каждый цвет. Но наш светофор, будет выполнять другую функцию. Каждый цвет обозначает определённое действие. Зелёный поднимите правую руку, жёлтый, поднимите левую руку, но, а красный похлопайте в ладоши. Итак, запомнили? Начинаем! Скажите, пожалуйста, какую технологию я использовала?
Вывод
Нам, учителям, доверено самое ценное – наши дети: нежные и хрупкие, каждый в отдельности и все вместе.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.
Самым оптимальным вариантом является использование элементов разных технологий, в различных вариантах.
Использование МО современных педагогических технологии дали положительный результат педагогической деятельности. Подтверждение всему выше сказанному – рост обученности учащихся по физической культуре, ОБЖ, технологии, ИЗО, музыки. Участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях и их результативность.