Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по гимнастике 4 класс »
План – конспект
урока №33 по гимнастике
(для учащихся 4 класса).
Дата проведения_______________________________________
Цель урока:
1Разучить правильность выполнения упражнений на гимнастических снарядах.
2 Формирование физических навыков у учащихся.
3 Привитие основ ЗОЖ.
Задачи урока:
Образовательные
Разучивание акробатической комбинации.
Повторить раннее освоенные элементы на бревне (гимнастическая скамейка).
Совершенствовать лазанью по наклонной скамейке.
Оздоровительные
Содействовать развитию гибкости, координации движений, правильной осанки, скоростно-силовых качеств и ориентировки в пространстве.
Развивать силу мышц рук и плечевого пояса, координацию, внимание.
Воспитательные
Формировать навыки дружной и согласованной работы при выполнении учебных заданий в группах.
Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять всю нагрузку на уроке.
Инвентарь, пособия, технические средства обучения: гимнастические маты, скамейки, свисток, мешочки с песком-11 шт., скакалки-6шт, , карточки для работы в группах, кегли 2 цвета, музыка
Средства
Дозировка
Методические приемы обучения, воспитания, организация
Подготовительная часть – 15 минут
1. Организованный вход в зал, построение в шеренгу, сдача рапорта, сообщение задач урока. Повороты на месте
1 мин.
Вход под музыку, обратить внимание на спортивную форму. Проверить осанку, равнение. Объявить, что за выполнение задания некоторые учащиеся получать оценки. Дать задания освобожденным от занятия.
«Напра-Во!»
«Нале-Во!»
«Кру-гом!»
2. Ходьба в колонне по одному:
-на носках, руки вверх
- на пятках, руки за голову
Коррегируюшие:
- правая на пятку, левая на носок.
1 мин.
Выполнение под музыку.
Дистанция 2 шага.Руки ввер, ладонями во внутер, руки за голову, руки за спину
3. Бег в колонне по одному:
- приставным шагом, правым и левым боком
- с захлестыванием голени назад
- с захлестыванием голени вперед Задание на внимание во время бега,
Красная кегля - принять упор присев
Желтая кегля – упор лежа.
2 мин.
Руки на пояс,
Руки за спиной,
Руки перед собой
По сигналу учителя менять направления бега.
После задания возобновить бег.
4. Ходьба на восстановления дыхания с дыхательными упражнениями.
30 сек.
«Одуванчик», Вдох –руки в стороны, выдох- руками сжать грудную клетку произнести звук «с-с-с-с»
5. Перестроение из колонны по одному в колонну по три, одновременным поворотом в движении.
30 сек.
Дистанция 3 шага, интервал на вытянутые в стороны руки.
6. Комплекс № 9 ОРУ на месте.
Ходьба на месте на восстановления дыхания.
8 мин.
Смотреть в приложении Проводится соревновательным способом вызов номеров. Изначально дети рассчитываются по порядку в каждой колонне и запоминают свои номера
Подведение итога.
7. Объяснить задания, назначить ответственных в группе и раздать им карточки с заданием для группы.
2 мин.
Группы проходят к своим местам
Основная часть – 24 минуты.
Акробатика
Группа 1
1 Группировка.
2 Перекаты назад выход в стойку на лопатка
- рассказ:
Из упора присев перехватить руки на середину голени и выполнить перекат назад. Коснувшись лопатками пола, упереться руками в поясницу, выпрямить ноги. Опора производится лопатками, шеей, затылком и локтями, кистями под поясницу, большими пальцами снаружи.
3. Акробатическая комбинация: два кувырка вперед – поворот- перекат, стойка на лопатках - группировка.
Кувырок вперед в группировки:
Из упора присев, разгибая ноги и переставляя руки вперед, опереться на них. Медленно сгибая руки. Опустить голову на грудь и оттолкнуться ногами. Перекатываясь на спину, сгруппироваться. Продолжая поступательное движение тела вперед, оттолкнутся руками, передать тяжесть тела на ноги и принять упор присев
8 мин.
2-3 раза
Смена видов
Выполнять упражнение фронтальным методом, групповоду следить за выполнением задания, освобожденные помогают.
Локти широко не разводить. Вначале повторить стойку с согнутыми ногами.
Страховка: стоять сбоку, поддерживая за голень.
Акробатическую комбинацию выполнять поточным способом, обратить внимание на правильность выполнения группировки. Стойку выполнять фронтальным методом.
Задание выполнять поочередно
Равновесие
Группа 2
Ходьба по бревну (скамейке)на голове мешочек с песком.
Руки вверх на носках
Руки в стороны приставным шагом правым боком до середины скамейке, затем левым.
Равновесие(мальчики45С, девочки 90С), руки в стороны.
Повороты в упоре присев 90С. руки в стороны.
Лазанье по наклонной скамейки с переходом на шведскую стенку
Лазанье по наклонной скамейки с помощью рук, переход на шведскую стенку. Слезть разноименным способом.
Выполнить прыжки на скакалки.
Вис, хват руками сверху, подтягивание коленей к груди.
8 мин.
2-3 раза
8 мин.
2-3 раза
Страховка: стоя рядом с бревном. Смотреть вперед, спина прямая.
2 Гимнастическая скамейка узкая.
У каждого ученика.
Выполнять фронтальным методом
Обратить внимание на осанку. И следить за положением рук.
Следить, чтобы мешочки не падали.
Проследить, чтобы подтягивались двумя руками.
Прыжки:мальчики-30раз, девочки-25 раз.
Девочки-10 раз, мальчики- 15 раз.
По сигналу учителя группы выстраиваются в колонну друг за другом.
30 сек. 3 раза
Переходят организованно и по сигналу приступают к заданиям.
Уборка снарядов.
1 мин.
Заключительная часть – 3 минуты.
1.Построение в одну шеренгу.
30 сек.
Подведение итогов
2.Игра на внимание «Запретное движение».
1,30 мин.
Дистанция 1 шаг. Если учащиеся ошибается, то делает шаг вперед, но продолжает играть.
Подведение итогов игры,
3.Построение в шеренгу, дать домашнее задание: сгибание и разгибание рук в упоре лежа – 4-8раз с отдыхом 10-15 секунд. Выполнить группировку с перекатом.
Самый важный вид проверки преподавания физической культуры – посещение уроков. Посредством посещения можно изучить систему работы учителя, оценить теоретический и методический уровень подготовки учителя, выяснить понимание им программных требований, определить владение учебным материалом, методику ведения уроков и др.
Основным методом проверки учебно-воспитательной работы учителя на уроках физической культуры является наблюдение.
В процессе наблюдений необходимо охватывать все стороны педагогического процесса, предусмотренные соответствующими темами и частными вопросами.
Наблюдение может быть полным, когда в логической взаимосвязи контролируются все стороны деятельности педагога и занимающихся, и частичным, когда внимание сосредотачивается на какой-либо отдельной стороне или даже лишь нескольких вопросах деятельности педагога (организации работы, методах обучения и т.д.)
Полное наблюдение включает в себя: подготовленность педагога к уроку, деятельность в учебно-воспитательном процессе; анализ урока.
Подготовленность педагога к предстоящему уроку определяется путем предварительного изучения конспекта, записей в классном журнале о прохождении учебного материала и текущей успеваемости учащихся. Наиболее существенным в определении подготовленности педагога к уроку является выяснение следующих вопросов:
- наличие конспекта урока, правильность его оформления;
- определение задач урока (соответствие программным требованиям, конкретизация общих и частных задач, отражение в них логической связи с предыдущим уроком, возможность их решения на уроке, мотивационно-побудительное значение и пр.);
- подбор средств (соответствие программным требованиям, задачам и условиям проведения данного урока; их воспитательно-образовательная ценность, оригинальность; наличие необходимых подготовительных, подводящих и других вспомогательных упражнений; методически правильная последовательность упражнений, с точки зрения врабатываемости, переноса тренированности; обоснованность предлагаемой дозировки; правильность записи упражнений);
- разработанность организации и методики обучения и воспитания (целесообразность и достаточность предусмотренных методов и методических приемов, их соответствие задачам, особенностям учащихся, специфики учебного материала, условиям проведения; ценность с точки зрения всестороннего воспитания; наличие общих, групповых и индивидуальных заданий; контроль успеваемости);
- речевая и двигательная подготовленность педагога (ясность и краткость речевого общения, правильность и четкость команд; техническая подготовленность к выполнению показываемых движений; внешний вид);
- предварительная подготовка условий проведения урока (подготовка мест занятий, оборудования, наличие качественного инвентаря и пр.).
Деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе оценивается по следующим параметрам:
1. Организационное обеспечение урока:
- соблюдение регламента урока (своевременность и четкость начала и окончания урока);
- размещение учащихся (правильность и четкость команд в перестроении; полноценность размещения, с точки зрения удобств для выполнения упражнений; целесообразность затрат времени на построение и перестроение);
- подготовка мест занятий и распределение учебного инвентаря;
- использование методов организации учебной работы (применение конкретных вариантов фронтальной, групповой, индивидуальной учебной деятельности учащихся).
2. Учебно-воспитательная работа педагога
- создание рабочей установки и регулирование взаимоотношений (умение педагога конкретизировать и разъяснять очередные воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи, обеспечивать заинтересованность упражнениями, побуждать к самостоятельности, проявлять такт в общении с учащимися);
- реализация принципов обучения (соблюдение основных требований к построению процесса обучения);
-управление и методическое руководство учебно-воспитательным процессом (умение руководить учебной деятельностью учащихся, давать необходимые предписания или творческие задания, направлять внимание, контролировать и оценивать исполнение, активизировать мышление, обеспечивать страховку, дозировать интеллектуальные, физиологические и эмоциональные нагрузки; умение целесообразно пользоваться методами словесного и наглядного воздействия, практического упражнения);
- проявление педагогом самостоятельности, инициативности и творчества.
- управление деятельностью учащихся в процессе урока
Примерный план анализа урока физической культуры в
общеобразовательной школе
I Общие сведения
Дата проведения
Место проведения
Число учащихся по журналу (присутствуют ___; отсутствуют ___; не занимаются)
II Подготовка к уроку
1.Наличие плана – конспекта, постановка задач урока.
2.Внешний вид учителя (специальная одежда и обувь, их состояние). Внешний вид учащихся (спортивная форма, спортивная обувь, их опрятность).
3.Подготовка место занятий и инвентаря, техника безопасности, санитарно-гигиеническое состояние места занятий, снарядов и инвентаря.
4.Предварительная подготовка помощников из числа учащихся (физоргов, капитанов команд).
5.Пройденный материал по теме урока по данным записям в классном журнале, отражение этапов обучения, их место (ознакомление, разучивание совершенствование и т.д.).
IIIОбучение и воспитание на уроке.
1.Степень овладения учащимися учебным материалом.
2.Реализация дидактических принципов обучения.
3.Методы обучения, применяемые на уроке (показ, объяснение, использование наглядных пособий, технических средств, оценки выполнения упражнения и др.), оценка их применения.
4.Применение подводящих упражнений.
5.Умение анализировать и исправлять ошибки, оценка учащихся.
6.Наличие страховки и ее качество, привлечение к страховке учащихся и их подготовленность.
7.Оценка плотности урока.
8.Характер кривой нагрузки (постепенность возрастания, волнообразность, снижение к концу занятий).
9.Приемы регулировки нагрузки учителем.
10.Забота об осанке и правильном дыхании учащихся.
11.Воспитательная работа учителя (реакция учителя на положительные и отрицательные поступки учащихся и др.).
12.Дисциплина учащихся, их активность и интерес к занятиям.
13.Руководящая роль учителя на уроке, культура речи, выразительность голоса, знание команд и терминологии, показ, отношение к учащимся, умение вызвать интерес у учащихся, соблюдение должного такта, хорошего тона, требований, индивидуального подхода, проявление внимания к запросам учащихся, какова степень активности, сознательности, инициативы учащихся.
IV. Организация урока.
1.Своевременность начала и окончания урока, распределение времени на отдельные части урока и виды упражнений, дозировка отдельных упражнений в определенные отрезки времени, методические указания учителя.
2.Способы организации учащихся на уроке (фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой) и способы выполнения учащимися заданий (одновременно, поочередно, потоком и т.п.).
3.Рациональное использование помещения, оборудования и инвентаря, размещения учащихся.
4.Деятельность актива учащихся на уроке (руководство группой, страховка, показ упражнений, взаимообучение, взаимопомощь, подготовка и уборка мест занятий и т.д.).
V Выводы и предложения.
-выполнение плана (разделов учебной программы), достижение цели. Качество знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
Положительные и отрицательные стороны урока. Как закрепить и усовершенствовать положительные стороны урока и как избежать его отрицательных сторон. Каков теоретический и методический уровень подготовки учителя, владение учебным материалом, методика ведения урока, связь с программным содержанием предыдущих уроков, соответствие упражнений и игр программе данного класса и физической подготовленности. Индивидуальная работа с учащимися подготовительной медицинской группы на уроке.
Хронометрирование урока физической культуры.
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей и моторной плотности, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока. Разрабатываются следующие материалы хронометрирования: протокол хронометрирования, расчет общей и моторной плотности урока (в процентах), текстовой анализ плотности урока.
До начала урока в протоколе заполняются сведения об уроке. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются две графы: “Виды деятельности” и “Показание секундомера”. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных проводится после окончания урока.
Протокол хронометрированияурока физической культуры
Класс ______ школа № ____
Дата проведения __________
Место проведения _________
Урок проводил ____________
Задачи урока:
I. Образовательные
Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).
Добиться самостоятельного выполнения лазанье по наклонной скамейке с помощью рук.
Совершенствовать выполнение изученных акробатических элементов в комбинации (мальчики, девочки).
II. Оздоровительные
Содействовать развитию гибкости, координации движений, правильной осанки, скоростно-силовых качеств и ориентировки в пространстве.
Развивать силу мышц рук и плечевого пояса, координацию, внимание.
III. Воспитательные
Формировать навыки дружной и согласованной работы при выполнении учебных заданий в группах.
Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять всю нагрузку на уроке.
В классе по списку _________, присутствовало ________, занимались ____________.
Наблюдения проводились за учеником __________________.
Хронометрировал урок ________________________.
№
Действия
Время окончания действия
Умственная деятельность
Двигательная деятельность
Отдых
Нецелесообразные.
затраты времени
Показания ЧСС за 10 сек
Общая плотность =время затраченное на все виды деятельности х 100
45
Моторная плотность = время затраченное на двигательную деятельность х 100
45
При анализе и оценке полученных материалов следует иметь в виду, что общая плотность урока должна приближаться к 100%. Двигательная плотность урока зависит от типа урока. В уроке с образовательной направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение задач, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся моторная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.
Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценки умения, правильно организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.
Для достижения большой точности суждения и убедительности рекомендаций необходимо учесть намеченные педагогические задачи урока, специфику учебного материала, состояние материально-технических возможностей и другие условия, определяющие особенности всего учебно-воспитательного процесса. Желательно использовать в этом анализе и данные пульсометрии. На основании проведенного анализа должны быть сформированы выводы и изложены конкретные предложения.
Пульсометрия.
Протокол от “ ”_______________20_____г.
Предмет наблюдения – изменения пульса учащегося_____________________
класса__________________________________________
(фамилия, инициалы ученика)
в процессе урока физической культуры, проведенного учителем
(фамилия учителя)
Задача: Определить правильность дозировки упражнений и общей нагрузки на уроке.
Запись наблюдений можно осуществлять посредством использования ниже указанной таблицы или протокола хронометража урока (графа «Показания ЧСС за 10 сек»)
Части
урока
Наименование действий, предшествовавших подсчету пульса
Время подсчета пульса от начала урока
Частота пульса
Примечание
за 10 сек.
за мин.
По изменению частоты пульса в процессе выполнения физической нагрузки и восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки на детский организм.
Для определения правильности построения занятий, интенсивности и распределения физической нагрузки проводится подсчет пульса (у одного или двух детей) 10 секундными отрезками. Подсчитывается пульс сразу после выполнения упражнения или серии упражнений, смены деятельности занимающихся (показания заносятся в соответствующую графу протокола хронометража или протокола наблюдения за пульсом)
Графическое изображение частоты пульса по этим отрезкам называется физиологической кривой, отражающей динамику величины нагрузки.
При занятиях на открытом воздухе, частота пульса (на 2-3 мин.) достигает при беге 140-150 уд./мин., что составляет 40-60% по отношению к исходному уровню. До нагрузки колеблется в пределах 90-100 уд./мин..
В основной части занятия частота пульса в пределах 140-180 уд./мин., достигая максимальных величин при беге со средней скоростью и в подвижной игре. При проведении ОРУ и основных движений пульс находится в пределах 135-150 уд./мин..
В заключительной части пульс снижается до 130-120 уд./мин.. таким образом, частота пульса при ОРУ на 35-45 %, при основных видах движений – на 40-60%, в заключительной части снижается на 20-30%. В среднем частота сердечных сокращений на занятиях находится в пределах 140-160 уд./мин..
Восстановительный период – время возращения частоты пульса к исходным данным, как правило, составляет 3 минуты, в конце учебного года (в теплое время года) восстановление может наблюдаться на 5-ой минуте.