Педагогическая поддержка на уроках баскетбола в 11 классе
Педагогическая поддержка на уроках баскетбола в 11 классе
Уроки баскетбола разработаны в соответствии с государственной программой Министерства просвещения, для 11 классов (всего 15 уроков).
Предлагаемые разнообразные уроки позволяют организовать и провести уроки содержательно, избежать монотонности, повысить эффективность, пробудить интерес учащихся к самостоятельным занятиям.
На каждом уроке решается комплекс задач; образовательных, оздоровительных.
Важнейшим требованием уроки являются обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая поддержка на уроках баскетбола в 11 классе»
11-й класс
Для всех уроков: инвентарь - мячи баскетбольные, стойки; место занятий - спортзал.
Уроки № 1 и 2
Задачи:
1. Пробуждать интерес к тактике игры, способствовать развитию взаимопонимания.
Методические указания. Учеников построить в круг и рассказать им о зонной защите 2-3. Обратить внимание на достоинства и недостатки этой системы. Затем игроков одной команды расположить на площадке по схеме, показанной на рис.1. Вокруг, по периметру зонной защиты, расставить игроков другой команды с мячом. Игроки должны передавать мяч друг другу. В зависимости от места нахождения мяча игроки, защищающейся команды должны перемещаться, создавая помехи для броска в корзину и подстраховывая друг друга. Вначале передачи выполнять медленно, давая возможность защитникам занимать оптимальное положение. По мере усвоения упражнения передачи выполнять быстрее. Через определенное время команды поменять местами.
2. Упражнять учеников в бросках в прыжке.
Методические указания. Учеников разделить на группы по количеству щитов и построить их в колонны в 6-8 м от щита под углом 45 (рис.2.) направляющий подбрасывает мяч вперед-вверх, ловит его, выполняет поворот и бросает мяч в корзину в прыжке. Подобрав мяч, игрок становится в конец колонны. Сделав 8-10 бросков с одной стороны щита, игроки переходят на другую сторону. Затем нужно выполнить то же упражнение у другого щита.
Уроки № 3 и 4
Задачи:
1. Учить преодолевать зонную защиту с помощью комбинаций «тройка». Побуждать к творчеству во время занятий.
Методические указания. В этой комбинации игрок 7 (рис. 3) отдает пас игроку 8, а сам ставит заслон для партнера 6. Затем игроки 6 и 7 врываются в зону, получают пас от игрока 8 и завершают атаку кольца. Игроков разделить две группы и выполнить упражнение на обеих половинах площадки. Варианты:
а) игрок 6 выполняет пас игроку 5, ставит заслон для партнера 7 и вместе с ним врывается в зону, где и завершат атаку;
б) выполнить пас игроку 8, а ставить заслон центровому 4.
2.Упражнять учеников в бросках, способствовать развитию ловкости.
Методические указания. Класс разделить на пары: нападающий - защитник. Нападающий, стоя перед защитником, делает движение на бросок мяча в корзину, защитник при этом выпрыгивает вверх (вправо). Нападающий, приставляет правую (левую) ногу и выполняет бросок в прыжке. После 8-10 бросков игроки меняются ролями. Для этого упражнения определить три-четыре точки.
3. Упражнять учеников в точности бросков в корзину, способствовать развитию глазомеру.
Методические указания. Учеников разделить на группы по количеству щитов в зале. Игроков расположить с двух сторон от корзины (рис. 4). Игроки 1 и 3 имеют по мячу. Игрок 1 выполняет бросок, подбирает мяч и передает его партнеру 2. Игрок 3 делает то же самое, передавая мяч партнеру 4. За удачный бросок дается одно очко. Команда, набравшая определенное число очков, становится победителем.
Уроки № 5 и 6
Задачи:
1. Учить комбинации «тройка» со «скрестным выходом».
Методические указания. Для проведения защиты команда использует «тройку» в сочетании со «скрестным выходом». Игроки 7, 6 и 8 (рис. 5) проводят комбинацию «тройка». В этот момент игрок 8, получив мяч, передает его вышедшему навстречу игроку 4. Затем игрок 6 и 8 проходят скрестно мимо игрока 4, где один из них может получить мяч и выполнить бросок. Игрок 7 делает отвлекающий маневр, а игрок 5 оттягивается назад для страховки. Упражнение выполнять как слева, так и справа от щита с пассивным сопротивлением защитников. По мере усвоения упражнения команды меняются местами.
2. Расширять опыт бросков в корзину, содействовать развитию ловкости и координации.
Методические указания. Упражнение выполнять в парах: нападающий, защитник. Нападающий движениями и всем своим видом показывает, что будет совершать бросок в прыжке, заставляя защитника выпрыгнуть вверх. Когда защитник опускается, нападающий выпрыгивает и бросает мяч в корзину. Повторив упражнение 8-10 раз, игроки меняются местами. Для выполнения бросков определить три - четыре точки.
3. Упражнять игроков в бросках мяча в корзину с различных точек.
Методические указания. Класс разделить на четыре группы. Игроки выполняют бросок в прыжке, передают мяч назад следующему игроку в колонне. Все игроки должны бросать с одной из трех точек на каждой стороне площадки (рис. 6). Для победы команда должна набрать определенное число очков.
Уроки № 7 и 8
Задачи:
1. Расширить опыт игры в нападении при зонной защите.
Методические указания. В комбинации, показанной на рис.7, игрок 8 своим перемещением на противоположный фланг создает численный перевес. Получив мяч, он может: а) выполнить бросок в корзину, используя заслон, который ставит защитнику игрок 5; 6) пройти бод щит, используя финты и заслон; в) отдать мяч игроку 7, который должен ворваться в зону. Упражнение выполнять в начале медленно, оговаривая при этом детали. Затем темп выполнения повышать, защитники должны вести себя пассивно.
2. Совершенствовать технику передачи из рук в руки, учить анализировать действия партнеров.
Методические указания. Игроков построить в колонны по два в углах площадки (рис. 8). Выполнять передачи мяча из рук в руки. Направляющий одной из команд (нападающий) ведет мяч по дуге, его преследует защитник. Навстречу выбегают направляющие из другой колонны. Нападающий принимает мяч из рук в руки, ведет его по дуге и передает следующему игроку и т, д. Игрок, передающий мяч, ставит заслон. После того как игроки начнут выполнять передачу из рук в руки уверенно, предложить им следующие упражнение. Класс разделить на четверки: два на подающих и два защитника. Нападающие водят мяч, стараясь передать его из рук в руки. Защитники преследуют их, играя персонально. Если защитники отберут мяч, то они становятся нападающими.
3. Учить согласованным действиям при атаке корзины соперника.
Методические указания. Игроки образуют четыре колонны по две на каждой стороне площадки (рис. 9). Игрок 1 передает мяч игроку 2 и ставит для него заслон. Игрок 2 делает один или два удара мячом в пол и выполняет бросок в прыжке. Игрок 1 подбирает мяч и передает его игроку 2, который выходит на другую сторону площадки, где передает мяч игроку 3. Баскетболисты переходят в другую колонну после каждого броска.
Уроки № 9 и 10
Задачи:
1. Учить преодолевать защитные порядки соперника с помощью комбинации «восьмерка». Расширять опыт командной игры.
Методические указания. Комбинацию «восьмерка» выполняют игроки 7, 8, 5 (рис 10). Игрок 7 ведет мяч правой рукой, навстречу ему выходит игрок 8 ведет мяч левой рукой и передает его партнеру 5 из рук в руки. Игрок 5 выполняет передачу открывшемуся игроку 7, который и атакует корзину соперника или отдает пас любому игроку, ворвавшемуся в зону. Упражнение выполнять при пассивном сопротивлении защитников. Игрок, выполнявший пас партнеру из рук в руки, должен помочь и заслоном. По мере усвоения комбинации команды меняются местами.
2. Упражнять в добивании мяча, содействовать развитию прыгучести и ловкости.
Методические указания.
Упражнение выполнять в парах. Один из партнеров бросает мяч в щит, а его партнер в прыжке ловит мяч и посылает его в корзину.
Варианты:
а) игроки стоят перед щитом один за другим;
б) игроки стоят по разные стороны от щита под углом;
в) игроков построить в колоны по количеству щитов в зале, умноженному на два, направляющий колонны и следующие за ним игроки посылают мяч в прыжке в щит, а замыкающий добивает мяч в корзину.
Методические указания. Рассказать ученикам о преодолении зонной защиты с помощью заслонов и высокой индивидуальной техники. Игрок 4 (рис. 11) ведет мяч левой рукой навстречу защитнику. Сблизившись с ним, положив при этом мяч на правую руку, и по дуге, используя два заслона, выходит на корзину соперника. В игре могут возникнуть варианты:
а) игрок 4 атакует корзину соперника сам;
б) игрок 4 отдает пас игроку, ворвавшемуся в зону. По мере усвоения упражнения команды меняются местами.
2. Упражнять в комплексном комбинированном упражнении, совершенствовать технические приемы в ситуации 2x2.
Методические указания. Игрок 1 (рис. 12) выполняет финт, имитирующий передачу вправо, а сам резко поворачивается и ведет мяч в левую сторону. В это время игрок 2 с помощью рывков освобождается от защитника и выбегает для получения мяча на другой край площадки. Получив мяч, игрок 2 выполняет те же действия, которые только что проделал его партнер 1, а затее передает мяч партнеру, который к тому моменту с помощью рывков и изменения направления бега освобождается от защитника. Приняв мяч, игрок 1 выполняет финт, имитирующий передачу, делает бросок по корзине и вместе с партнером выбегает под щит бороться за мяч в случае его отскока. Если корзина не будет поражена или мячом завладеют защитники, пары игроков меняются ролями.
3. Упражнять учеников в выполнении штрафных бросков.
Методические указания. Игроков разделить на группы по количеству щитов в зале. Каждый выполняет по одному штрафному броску. Промахнувшийся выбывает из игры. Соревнования проводятся до тех пор, пока на площадке не останется самый меткий - чемпион по штрафным броскам.
Уроки № 13 и 14
Задачи:
1. Учить преодолевать зонную защиту. Добиваться взаимопонимания в действиях партнеров.
Методические указания. Учеников разделить на группы и предложить для выполнения следующее упражнение. Нападающий 2 (рис. 13) передает мяч партнеру 5 и делает финт на проход в центр. Игрок 3 выходит навстречу мячу в среднюю зону области штрафного броска. Игрок 5 передает мяч игроку 3, следует за передачей и устанавливает заслон с правой стороны наружного полукруга области штрафного броска. Игрок 2 изменяет направление движения, проходит последовательно мимо двух заслонов, поставленных и фоками 5 и 3, и получает мяч от игрока 3. Он может выполнить бросок в прыжке с близкой дистанции или пройти к корзине. Игроки 4 и 1 оттягивают защитников от места атаки. После броска игрок 4 выходит к щиту слева, игрок 3 - в середине и игрок 2 - справа. Игрок 5 страхует зону средних отскоков, а игрок 1 оттягивается назад.
2. Упражнять в комплексной комбинации, совершенствовать технические приемы.
Методические указания. Игрок 2 (рис. 14) делает финт с мячом, имитирующий проход, а сам передает мяч партнеру 1, который для получения передачи выбегает с изменением направления. Приняв мяч, игрок 1 ведет его на максимальной скорости. Игрок 2 после рывка и внезапной для защитника остановки освобождается от полной опеки. Его партнер, остановившись и сделав поворот, отдает мяч игроку 2, а сам устремляется под щит, где тут же получает мяч от партнера и атакует корзину. Оба нападающих включаются в борьбу под щитом за отскочивший мяч. Если их первая или повторная атака принесет успех, то эти игроки снова нападают. Если мячом овладеют защитники, то пары меняются местами. Вначале упражнение выполнять без сопротивления. По мере усвоения упражнения подключить защитника, действующего вначале пассивно. В этом упражнении нападающие практикуются сразу в семи приемах, а защитники в двух, трех и четырех технических приемах на большой скорости и в игровой обстановке.
Уроки № 15 и 16
Задачи:
1. Содействовать приобретению судейских и инструкторских навыков.
Методические указания. Создать из учеников класса судейские бригады для обслуживания соревнований - судьи на площадке, судьи - секундометристы, судьи - секретари. Во время проведения кругового турнира судьи должны менять функции.
2.Выявить умение учеников применять изученные технико-тактические навыки в игре, способствовать развитию самостоятельности.
Методические указания. Создать из игроков класса примерно равные по силам команды (можно смешанные) и провести турнир по круговой системе. Продолжительность игр определять по числу набранных очков или с учетом времени. Игры обслуживать судейскими бригадами из команд, сидящих на скамейке. Во время игры осуществлять персональную опеку, но если мяч заброшен в корзину соперника или вышел за пределы площадки, команда должна отойти на свою половину и играть в зону. В то же время, если создается угроза поражения, команда имеет право применять прессинг по всей площадке.