Педагогическая поддержка на уроках баскетбола в 10 классе
Педагогическая поддержка на уроках баскетбола в 10 классе
Уроки баскетбола разработаны в соответствии с государственной программой Министерства просвещения, для 10 класса, (всего 15 уроков).
Предлагаемые разнообразные уроки позволяют организовать и провести уроки содержательно, избежать монотонности, повысить эффективность, пробудить интерес учащихся к самостоятельным занятиям.
На каждом уроке решается комплекс задач; образовательных, оздоровительных.
Важнейшим требованием уроки являются обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая поддержка на уроках баскетбола в 10 классе»
10-й класс
Для всех уроков: инвентарь - мячи баскетбольные, стойки; место занятий - спортзал.
Уроки № 1 и 2
Задачи:
1. Воспитывать интерес к групповым действиям, добиваться синхронности в выполнении упражнения.
Методические указания. Учеников распределить на группы по четыре человека. Предложить им упражнение на взаимодействие 2x2. Согласно рис. 1, игрок 5 ставит заслон для партнера 4, владеющего мячом. Используя заслон, игрок 4 проходит к щиту и бросает мяч в корзину. Игрок 5, поставив заслон, также выходит под щит и подбирает мяч-
2. Расширить опыт в передаче мяча на средние и дальние расстояния.
Методические указания. Учеников построить вкруг и рассказать им, что передача мяча одной рукой «крюком» применяется, когда необходимо послать мяч на средние и особенно на длинные расстояния через поднятые руки плотно опекающего соперника. В подготовительной фазе игрок поворачивается боком к направлению передачи, руки с мячом отводит назад в сторону, мяч лежит на ладони и удерживается пальцами. Другой рукой, выставленной несколько вперед, игрок как бы отделяется от опекающего соперника. Упражнение выполнять в парах. Игроков построить в две шеренги Одноименным боком друг к другу. Выполнив передачу определенное число раз, они поворачиваются на 180* и продолжают упражнение.
3. Развивать интерес к просмотру спортивных передач.
Методические указания. Рассказать ученикам о чемпионате НБА. Во время рассказа использовать наиболее интересные моменты и сюжеты игры. Всегда в классе найдутся ребята, которые поддержат рассказ интересными наблюдениями.
4. Развивать навыки игры на перехвате мяча.
Методические указания. Шесть игроков образуют круг, седьмой становится в центре лицом к игроку с мячом Рис. 2. Игрок с мячом резко и сильно передает мяч любому партнеру, кроме тех, кто стоит рядом. Во время передачи использовать финты, скрытые передачи и т.д. Игрок в центре пытается перехватить мяч, и если он коснется его, то меняется местами с игроком, выполнившим эту передачу.
Уроки № 3 и 4
Задачи:
1. Учить игроков освобождаться от опеки противника.
Методические указания. Класс разделить на группы по четыре человека. Игроки должны выполнять упражнение с использованием внешнего заслона. Согласно рис.3, игрок 7 ставит заслон для партнера 8, игрок 8, используя заслон, может без особых помех бросить мяч в корзину или, если оба защитника вышли на него, передать мяч игроку 7, который в это время быстро выходит под щит.
2. Накапливать опыт в передаче мяча партнеру «крюком»
Методические указания.
Передачи «крюком» выполнять в движении. Для чего класс построить в две колонны под одним из щитов Направляющие колонн, передвигаясь к противоположному щиту, передают мяч друг другу и завершают атаку броском в движении. Выполнив упражнение, оба игрока возвращаются вдоль боковых линий в конец противоположной колонны.
3. Способствовать развитию внимания и хорошей реакции.
Методические указания.
Игрок 1 обращен лицом к пяти партнерам (рис.4). В руках у него мяч, один из партнеров также с мячом. Игрок 1 передает мяч игроку 2, в то время как ему делает передачу игрок 4. Цель игрока 1 передать мяч аккуратно и точно. Мячи при этом идут по кругу и все его движения похожи на спицы колеса. Если игрок 1 совершает ошибку, его место занимает дугой игрок.
Уроки № 5 и 6
Задачи:
1. Учить игроков освобождаться от опеки защитников.
Методические указания.
Рассказать ученикам об условиях заслона наведением. Затем класс разделить на группы по три человека и выполнять следующее упражнение. Игрок 5 (рис.5), передав мяч игроку 4, перемещается вправо (влево), а затем резко меняет направление движения. После чего проходит снаружи от игрока 4 (вплотную к нему), тем самым наводя защитника на игрока 4, выходит под кольцо. Вариант: заслон наведением использовать при вбрасывании мяча из-за боковой линии для освобождения от опеки защитника и атаки кольца соперника Упражнение выполнять в разных точках зала.
2. Накапливать опыт в передачи мяча «крюком» партнеру при сопротивлении защитника.
Методические указания.
Учеников построить в три колонны под одним из щитов. Направляющие крайних колонн - нападающие, направляющие средней колонны - защитники. Нападающие продвигаются к противоположному щиту вдоль боковой линии, защитник преследует игрока, ведущего мяч. В определенном месте нападающий с мячом выполняет передачу «крюком» партнеру, который и завершает атаку. После выполнения упражнения игроки переходят в конец других колонн. По истечении некоторого времени водить мяч начинают нападающие из другой колонны.
3. Упражнять игроков в бросании мяча в корзину.
Методические указания.
Класс разделить на группы по количеству щитов в зале, определить точки, с которых выполнять броски (рис.6). Игроки 1 и 2 противодействуют игрокам 3 и 4. Игроки 1 и 3 имеют по мячу. Игрок 1 выполняет бросок, следует за мячом и передает его игроку 2. То же самое выполняют их соперники. За удачный бросок начисляется очко. Команда, первой, набравшая 21 очко, оказывается победителем.
Уроки № 0 и 8
Задачи:
1. Побуждать к коллективным действиям в атаке.
Методические указания. Учеников разделить на группы по шесть человек и разучить с ними упражнение на взаимодействие 33 («тройка»). Согласно рис. 7, игрок 5 отдает пас партнеру 4, а сам движется в противоположную сторону и ставит заслон для игрока 7, который, используя его, на скорости врывается в область штрафного броска, получает мяч от игрока 4 и атакует корзину соперников. Игрок 5 после постановки заслона также выходит к щиту. В это время игрок 4 переходит в центр позиции, готовый бросить мяч в корзину со средней дистанции или обеспечить защиту при промахе.
2. Способствовать развитию ловкости, расширять технические возможности игроков.
Методические указания. Игроков построить в две колонны с интервалом 3-4 м одноименным боком друг к другу. После этого игроки начинают выполнять передачу за спиной в парах. Выполнив упражнение определенное число раз, игроки разворачиваются на 180 и продолжают упражнение.
3. Учить анализировать свои действия и действия партнера при передаче мяча из рук в руки.
Методические указания. Учеников построить по два в колонны в углах площадки на лицевой линии (рис. 8). Упражнение выполнять по дуге. Игроки, стоящие снаружи - нападающие, внутри - защитники. Нападающий одной из колонн начинает вести мяч, преследуемый защитником. Навстречу им выбегают направляющие другой колонны. В момент сближения нападающие передают мяч из рук в руки и т, д. Защитники ведут себя пассивно. Вариант: класс разделить на четверки: два защитника и два нападающих. Нападающие, передвигаясь по всей площадке, передают мяч из рук в руки при активном противодействии защитников.
4. Упражнять учеников в бросках из различных точек.
Методические указания.
Учеников расположить так, как показано на рис. 9. Выполнить броски из трех точек поочередно. Игра заканчивается, если одна из команд набирает 15 очков.
Уроки № 9 и 10
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса к комбинационным действиям.
Методические указания. Учеников класса разделить на тройки, рассказать им о преимуществах комбинации «восьмерка» при освобождении от плотной персональной опеки и для организации атаки на кольцо соперника. Малая восьмерка носит циклический характер и может быть повторена в одной атаке несколько раз подряд, пока не будет создана благоприятная ситуация для ее завершения. Согласно рис. 10, игрок 6 ведет мяч навстречу игроку 4 и в момент пересечения передает ему мяч из рук в руки. Игрок 4, в свою очередь, ведет мяч к щиту соперника и затем отдает его идущему на пересечение игроку 5. Потом навстречу игрок 6, оказавшись после короткого рывка к щиту на пути игрока 4, а навстречу игроку 6, когда он начинает ведение, выйдет игрок 4, который после рывка к щиту передвигается на место игрока 5, и т. д. Как только игроки начнут уверенно строить комбинацию, ввести пассивно действующих защитников. В этом случае нападающие должны проходить вплотную, используя передачу из рук в руки. По мере усвоения упражнение можно выполнить по всей площадке с активным сопротивлением защитников.
2. Вызывать интерес к расширению технического арсенала, способствовать развитию ловкости.
Методические указания. Игроков построить в две колонны под одним из щитов. Выполнять передачу за спиной, передвигаясь к противоположному щиту. Атаку завершать броском в движении. После выполнения упражнения возвращаться в противоположные колонны.
3. Упражнять учеников в сочетании технических приемов, учить взаимопониманию.
Методические указания. Игроков построить так, как показано на рис. 11. У первых двух игроков в колоннах на продолжениях боковых линии области штрафного броска - по мячу. Игрок 1 передает мяч игроку 2 и ставит для него заслон. Игрок 2 делает один или два удара об пол и выполняет бросок в прыжке. Игрок 1 подбирает мяч и передает 2, который выходит на другую сторону площадки, где передает мяч игроку 3. Баскетболисты переходят в другую колонну после каждого броска. Аналогично действуют игроки с другой стороны площадки.
Уроки № 11 и 12
Задачи:
1. Расширить опыт групповых взаимодействий (в тройках).
Методические указания. Рассказать ученикам об условиях применения в игровых ситуациях комбинации «скрестный выход». Согласно рис. 12, это взаимодействие трех игроков. Оно представляет собой пересечение, осуществляемое двумя игроками в непосредственной близости от третьего (обычно центрового), стоящего спиной к щиту соперника. Игрок 6 передает мяч центровому 5 и вместе с партнером 4 пробегает почти одновременно мимо центрового 5, который, применив финт, может передать мяч тому и или иному партнеру для атаки корзины. Упражнение сначала проделать в колоннах. Направляющий одной из колонн выполняет пас центровому на линию штрафного броска. После этого направляющие обеих колонн устремляются к центровому игроку, делают скрестный выход, получают мяч от него из рук в руки и атакуют корзину. После усвоения принципа комбинации игроков разделить на группы по шесть человек и продолжить обучение в группах.
2. Совершенствовать навыки двигательных действий для достижения их точности.
Методические указания. Учеников построить в три колонны под одним из щитов. В крайних колоннах - нападающие, в средней - защитники. Нападающие продвигаются к противоположному щиту, защитник, защитник преследует игрока с мячом. В определенном месте игрок с мячом выполняет пас за спиной партнеру, который и завершает атаку. После этого игроки возвращаются в конец других колонн. По истечении некоторого времени водить мяч начинают нападающие другой колонны.
3.Упражнять в выполнении штрафных бросков.
Методические указания. Игроков разделить на группы по количеству щитов в зале. Выполнять штрафные броски. Если первый игрок поражает корзину. То снова получает мяч для броска, а если промахнулся, то мяч передается партнеру. Победителем в группе считается тот, кто больше всех поразил корзину. Сложив результаты всех учеников, можно определить и более меткую группу.
Уроки № 13 и 14
Задачи:
Учить оценивать игровую ситуацию, совершенствовать технику в условиях игры 33.
Методические указания. Рис. 13 иллюстрирует групповое взаимодействие 33. Здесь можно сразу допустить небольшое игровое творчество: ученик сам выбирает, кому из партнеров передать мяч. Вот действия баскетболистов. Мяч у игрока 1. Он делает финт, имитирующий передачу в одну сторону, а сам поворачивается в другую и отдает мяч кому-либо из партнеров. Они во время выполнения финта игроком 1 одновременно делают к нему рывок, а затем меняют направление бега и отрываются от защитников. Центральный игрок 1 здесь учится видеть и оценивать игровую ситуацию. Он выбирает того партнера, который освободился от опеки соперника и вышел на более удобную позицию для приема и передачи. Этому партнеру игрок 1 и посылает мяч, а сам бежит вперед и, смотря по обстановке, сворачивает влево или вправо, чтобы освободиться от опекуна. Получивший мяч игрок 2 или 3 выполняет поворот и ведет мяч по диагонали к середине площадки. Другой крайний игрок снова делает рывок - сначала к центру площадки, а затем по дуге к области штрафного броска и там принимает передачу. Получив мяч, делает финт, имитирующий бросок по корзине, а сам отдает мяч выходящему центральному игроку 1, которому нужно освободиться от опеки. Совершив бросок по корзине, игрок 1 делает рывок. Нападающий и защитник включаются в борьбу за мяч. Вначале упражнение выполнять без защитников, затем с пассивными защитниками. И наконец, упражнение с активными защитниками. Если защитники завладеют мячом, то тройки меняются ролями.
2. Упражнять игроков в бросании мяча в корзину, учить бороться за мяч после отскока.
Методические указания. Игрок 1 (рис. 14) выбегает для получения мяча от партнера 3 и после полуоборота бросает мяч по корзине в прыжке через голову игрока 2. А тот, повернувшись к кольцу, ставит заслон для партнера и за тем бежит бороться за отскочивший мяч. Игроки 1 и 2 меняются местами друг с другом, а игроки 3,4 и 5 между собой. Защитников в эти упражнения нужно подключать постепенно: сначала в этой роли использовать игроков 1 и 2, потом 3 и 4, а затем превратить упражнение в учебную игру с одним или двумя защитниками.
Методические указания. Создать судейские бригады для организации и проведения турнира по баскетболу. Распределить обязанности между игроками: судьи в поле, судьи - секундометристы, судьи - секретари.
2. Учить применять изученные технико-тактические приемы в игре.
Методические указания. Из игроков класса создать примерно равные по силам команды и провести круговой турнир. В игре использовать персональную защиту. Стимулировать применение изученных технических и тактических приемов. Так, если во время результативной атаки были использованы заслоны, передача из рук в руки, «тройка» и т. д., то команда вместо двух очков получает три.