Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физкультуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным помочь им в развитии двигательных качеств, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок физкультуры»
Лялюков Роман Владимирович,
учитель физической культуры
Ленинской средней общеобразовательной школы
Иртышского района, Павлодарской области.
Нестандартный урок физкультуры.
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физкультуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным помочь им в развитии двигательных качеств, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.
Профильный образовательный уровень характеризуется введением в учебное содержание дополнительных тем и разделов, позволяющих учащимся удовлетворять познавательные интересы в области физической культуры, повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье.
У спехи и неудачи в своей деятельности учителя физкультуры, в большей мере, связывают с тем, насколько им удалось организовать учебную деятельность учащихся, характеризующуюся такими признаками, как активность, самостоятельность и сознательность.
Педагогика в определенном смысле есть наука об отношениях.
Основные направления педагогики отношений: учитель – учащиеся; учитель – родители учащихся; родители – учащиеся. И в фокусе всего этого – дети.
Безусловно, ученики на уроке всегда готовы выступить активной стороной, определенным образом формирующей педагогический процесс. Но в одном случае, дети могут приумножить вносимые педагогом усилия, а в другом разрушить. Первое происходит, когда учитель систематически, от урока к уроку, заботится о формировании детского творчества, расширяет содержательный потенциал ученической активности.
Чем больше секретов физического самосовершенствования, тонкостей методики освоения двигательных навыков, техники выполнения тех или иных физических упражнений раскроет учитель перед занимающимися, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе.
Одиннадцатилетний путь школьника к физическому самосовершенствованию можно условно разделить на три этапа.
1й (начальные классы) – приобщение к физической культуре, привитие интереса к уроку, воспитание умений трудиться на нем, формирование базовых физических качеств и двигательных навыков.
2й (средние классы) – обучение программным двигательным навыкам и умениям на базе самостоятельного выполнения физических упражнений с учетом их тренировочного воздействия на организм.
3й этап (старшие классы) – дальнейшее укрепление здоровья, развитие потребности в самостоятельных занятиях избранным видом спорта.
Ведущим звеном в этой цепочке считается средняя школа, и особенно 5-7 классы. В данном возрасте школьники еще не потеряли интерес к учебе, тянутся к знаниям и любят трудиться, надо лишь постоянно направлять их кипучую энергию, необузданные желания в нужное русло.
Успешным может быть только такой урок, в котором соблюдены три главных условия.
Во – первых, интерес к нему учащихся. Это несложно проконтролировать, если хотя бы изредка советоваться с детьми, спрашивать, что им понравилось или не понравилось на только что закончившимся уроке.
Во – вторых, урок должен быть понятным ученикам по постановке цели и выбору средств. Необходимо учащихся своевременно информировать о том, каков будет предстоящий урок.
В – третьих, урок – это место, где каждому выделено время приобретать умение заниматься самостоятельно при высокой сознательной дисциплине. Поэтому на занятиях учитель разъясняет, в первую очередь, не то, чем надо заниматься и какие упражнения выполнять, а то, как следует заниматься и зачем нужно выполнять каждое упражнение.
К продуктивному уроку всегда необходимо идти, учитывая интересы, потребности и склонности учеников.
«Чем может взволновать ребенка ото дня предлагаемая ему одна и та же схема построения урока: рапорт, постановка задач, строевые упражнения, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, обучение какому – либо навыку? А на игру всего 3-4 минуты! Полюбит ли он такие уроки? Скорее всего – нет. Поэтому всегда нужно стремиться каждый следующий урок, сделать непохожим на предыдущий, хотя принципа комплексного воздействия на организм занимающихся учащихся придерживаться непременно.
Игровой и соревновательный методы считать желательно основными. Раскованность же ребенка, закомплексованность проявляются в большей степени, когда класс занимается фронтально.
Ведущим можно считать такой путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности.
Главное же – и в учебной и во внеклассной деятельности – создавать атмосферу интереса к занятиям физической культурой».
Есть такие хорошие слова известного французского философа Ж. –Ж. Руссо: «Ребенок может делать все, что он хочет, но хотеть он должен то, чего желает воспитатель».
Урок: «Зимняя олимпиада».
В играх участвуют три команды.
В каждой команде по 6 человек (три мальчика и три девочки).
При подготовке к такому уроку можно привлечь учителей – языковедов.
К соревнованиям каждая страна готовит свой флаг: например: (Казахстан, Россия, Англия).
Болельщики готовят маленькие флажки той команды, за которую они будут болеть.
Ход урока:
Парад участников
Каждая команда произносит приветствие на своем языке.
Поднятие флага.
Игры объявляются открытыми
Начинаются игры.
команды строятся в колонны за лицевой линией.
1. ЭСТАФЕТА «БИАТЛОН»
Этот вид спорта представляет команда Казахстана. Капитан объясняет содержание эстафеты, одновременно один из членов команды показывает, как выполнять задание.
Задание: участник на лыжах бежит до огневого рубежа, берет кольцо и набрасывает его на мишень. Если попал, то возвращается назад и передает эстафету, если промахнулся, то, прежде чем вернуться, пробегает штрафную дистанцию.
2. ЭСТАФЕТА «СНОУБОРД».
Этот вид спорта представляет команда России.
Представление идет по той же схеме, что и в предыдущей эстафете.
Задание: участник одной ногой становится на скейт, а другой отталкивается. Объезжает стойку и возвращается назад.
Перерыв. Показательные выступления.
3. Эстафета «ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
Этот вид спорта представляет команда Англии.
Задание:
Два участника на лыжах передвигаются до стойки, разворачивают лыжи и таким же образом возвращаются назад.
Показательные выступления.
Подведение итогов.
Построение. Главный судья объявляет победителей и говорит о закрытии Игр.