Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Подвижные игры"»
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
3
1 Теоретический аспект использования дидактических игр в качестве средства активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………..
5
Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………
5
Возможность использования дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности младших школьников………...
9
Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр в качестве средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира…………….
14
Диагностики познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента…………….
14
Разработка и практическое применение дидактических игр на уроках познания мира в начальной школе…………………………………...
17
Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с помощью использования дидактических игр на этапе контрольного эксперимента……………………………………………………………………
21
Заключение………………………………………………………………………
24
Список использованной литературы…………………………………………..
25
Приложения………………………………………………………………………
27
Введение
Активизация познавательных процессов у учащихся общеобразовательных школ становятся наиболее актуальной проблемой. На данную тему написано много трудов, и проведено большое количество исследований, как психологических, так и педагогических. Это является закономерным, поскольку учение является ведущим видом деятельности учеников, в процессе которого решаются главные задачи, которые стоят перед общеобразовательным учреждением: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Небезызвестно, что эффективное обучение напрямую зависит от уровня активности учеников в данном процессе. На данный момент дидактики и психологи находятся в поиске наиболее эффективных методов обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения. Поэтому много неизученных вопросов существует также в области использования дидактических игр в учебном процессе.
В настоящей курсовой работе мы предпринимаем попытку рассмотреть и исследовать активизацию познавательной деятельности младших школьников при помощи дидактических игр, которые выступают в качестве условия успешности обучения.
Основная проблема курсового исследования – это достижение эффективного использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младшего школьника.
Цель исследования: исследование влияния дидактической игры на познавательную деятельность младшего школьника на уроках познания мира
Задачи исследования:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
Охарактеризовать особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста;
Рассмотреть дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности у младших школьников;
Провести опытно-экспериментальное исследование по проблеме эффективного использования дидактических игр в работе по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира.
Разработать электронное пособие по теме исследования с применением дидактических игр.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках познания мира во 2 классе.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира во 2 классе с использованием дидактических игр.
Экспериментальная база исследования: ученики 2 класса Карасуской средней школы.
Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников будет эффективной, если использовать дидактические игры на уроках познания мира.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения. Результатом работы будет являться электронное пособие с дидактическими играми на активизацию познавательной деятельности.
Выделенные выше задачи определяют структуру работы, которая представлена двумя главами, разделенными на соответствующие параграфы, введением, заключением, списком источников. Ряд дополнительных материалов выведен в приложения к работе.
Теоретический аспект использования дидактических игр в качестве средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста
Особенность когнитивного развития в школьном возрасте – это тот факт, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
Развитие восприятия. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия - различают и форму, и цвет, и звуки речи. Но они еще не могут вести систематический анализ свойств и качеств предмета, они должны усвоить средства такого анализа.
На школьных занятиях складывается особая перцептивная деятельность - наблюдение. Ставится задача заметить особенности воспринимаемого объекта. Даются приемы осмотра (порядок выявления свойств, сравнение с эталоном), предлагается форма изображения выявленных свойств - рисунок, схема, слово. Даются специальные задания на восприятие объектов, например, найти отличия в рисунках, найти два похожих объекта или отличия данных четырехзначных чисел и определить, в каком разряде эти отличия; сосчитать треугольники в предложенной фигуре и т. д. В результате школьник учится целенаправленно и поэлементно обследовать предмет, овладевает наблюдением, но он еще зависит от установок и контроля со стороны учителя.
Развитие внимания. В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах. Устойчивость произвольного внимания школьника зависит от того, насколько четко учитель ставит цели и задачи учебных действий: откройте учебник на странице такой-то, найдите упражнение №... а теперь все внимание на доску, проверьте, правильно ли он определил типы склонений, и т. д.
Удержать произвольное внимание в течение урока ребенку трудно, поэтому постоянно привлекаются элементы непроизвольного внимания, используя наглядность, выделение нужных деталей ярким цветом, меняя интонацию и темп голоса, меняя формы работы и методические приемы, создавая игровые и соревновательные моменты [4, с.120].
Развитие памяти. У детей младшего школьного возраста цепкая образная память, но им легче пересказать события не по порядку, а по ярким моментам, включая обстоятельства, при которых происходило запоминание. Школа требует точного воспроизведения, произвольного припоминания. К тому же мнемические задачи бывают разные: то дословно запомнить и рассказать, то по смыслу, то на короткое время (цифровые данные задачи). В соответствии с этими требованиями развиваются мнемические способности школьника. Однако до 3-4-го класса у многих детей преобладает дословное запоминание текстов. Забавно звучат ответы детей на уроках природоведения: «Разве горы могут разрушаться, спросите вы. Да, горы могут разрушаться». И затем следует рассказ о выветривании горных пород. Такая память не обеспечит успешной успеваемости в средней школе [4, с.121].
Развитие воображения. Большинство сведений, сообщаемых в начальной школе учителем и учебниками, дается в форме словесных описаний, картин и схем. Усвоение материала зависит от умения ребенка представить, воссоздать предъявляемые образы действительности. Обучение опирается, прежде всего, на воссоздающее воображение.
Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий. У них развивается способность строить обоснования своих вариантов продолжения событий типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то».
Развитие мышления в начальной школе проходит две стадии. На первой стадии у детей преобладает наглядно-действенное мышление, анализ материала на основе видимых, воспринимаемых черт предметов. Учебные действия выполняются по образцу. Обобщения делаются на основе наглядных признаков. Даже в грамматике предлог «на» выделяют легче, если он обозначает конкретное соотношение предметов - книга на столе. Значительно труднее им выделить тот же предлог в абстрактном значении - на память, на днях.
Учебный материал по предметам преподносится в 1-2-м классе так, чтобы важные признаки были выражены наглядно. Состав числа представляют попарно цифрами в двух окнах многоэтажного дома или двумя количествами конкретных предметов: 5 кружков и 2 треугольника и т. д. Учебный процесс насыщен наглядными пособиями. Но на их основе уже идут словесные обобщения. Чаще это обобщение по функциональным или утилитарным признакам: это, чтобы ездить, это надевают и т. д. Основным критерием знаний выступает умение ученика придумать свой пример.
Этот уровень интеллекта Ж. Пиаже назвал стадией конкретных операций.
Систематическая учебная работа приводит к изменению мышления детей. Вторая стадия в его развитии отличается усвоением научных понятий с их родовидовыми соотношениями и классификацией. Программа занятий насыщена требованиями и заданиями на нахождение соотношений между явлениями или определение понятий с указанием родовых признаков и видовых отличий: «существительное - это такая часть речи, которая...» и далее перечисляются видовые признаки.
В основе суждений младшего школьника лежат наглядные признаки предметов. Но они уже усваиваются на основе рассудочной деятельности. Так, разбирая изображение хлебного поля, дети высказывают абстрактное суждение: «Озимые - это хлебные растения, посеянные осенью, под зиму».
К 3-4-му классу все больше суждений школьников отражают существенные связи явлений, а наглядные элементы сведены к минимуму. Подготавливается стадия формальных операций (Ж. Пиаже).
Названные особенности мышления далеко не полностью выражают возможности младших школьников. Экспериментальное обучение, организованное Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым в российских школах, показывает, что уже в начале обучения дети могут исследовать способы решения умственных задач, строить и проверять гипотезы, в абстрактной схематической форме строить математические рассуждения типа: «Если первое равно А, а второе в два раза больше, то можем найти, чему равно второе, а потом найти их сумму» [24, с.208].
Особую роль в развитии мышления школьников имеют действия моделирования, когда требуется сокращенно воспроизвести текст рассказа, составить план изложения, кратко записать условие задачи или формулу действий для ее решения, выразить соотношение буквами, знаками или графиком.
Основные психологические новообразования, складывающиеся в учебной деятельности младших школьников, сводятся к следующему.
С поступлением в школу ребенок попадает в условия достаточно строгого контроля за ходом и результатом каждого познавательного процесса. Учитель и родители на основе социального опыта вносят поправки в то, как он рассматривает, как слушает, как запомнил и т. д. Постоянно напоминают, что надо делать. В результате развивается произвольность как особое качество психических процессов.
Выполнение учебных заданий требует действий по заданному порядку. Контроль учителя развивает самоконтроль и самоотчет у детей, умение развернуто обосновывать правильность своих ответов. В результате появляются такие ценнейшие новообразования интеллекта, как внутренний план действий и внутренний самоотчет – рефлексия [20, с.86].
Таким образом, в условиях школьного обучения происходит систематическое совершенствование познавательных процессов на основе исторического человеческого опыта под контролем учителя, а затем - и самого ученика.
Возможность использования дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр на определенном этапе проявляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного» ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель – выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается [16, с.3].
Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия – считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре [14, с.89].
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений [18, с.76].
Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры используются чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для отдыха от напряженной интеллектуальной работы.
В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки обозначают эти буквы и т.п.
При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во 2 классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились.
Ю.З. Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:
1) с принятием учащимися определенных ролевых функций – масок;
2) с использованием сказочного сюжета;
3) с фантазированием;
4) деловые игры – основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности [5, с.5-7].
Игра в жизни ребенка имеет колоссальное значение и особенно велика ее роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую преподаватель, но -развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу – время, потехе – час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не следует.
С.А. Шмаков вычленил ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание , разум и творчество; главная сфера общения детей [23, с.70].
Основные дидактические принципы
Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе.
В.И Логинова относит к этим принципам:
-принцип развивающего обучения;
-принцип воспитывающего обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип системности и последовательности;
-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;
-принцип индивидуального подхода к детям.
К вышеперечисленным принципам В.И Логинова, рассматривая обучение как принцип всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий [3, с.64].
Представленные принципы являются основой для определения образовательного содержания, которое должен освоить школьник. Впервые подобная опытно-экспериментальная программа была разработана известным методистом Е.И. Тихеевой.
В дальнейшем проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы решалась в исследованиях А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Т.С. Комаровой.
Согласно современным исследованиям Т.И. Бабаевой, В.И Логиновой, З.И. Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока):
1) мир природы
2) мир людей
3) мир предметов
В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:
-обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;
-развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;
-развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.
В современных работах рассматриваются различные формы дидактических игр, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2. Передача информации от детей – взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения или экспериментирования.
Целесообразное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе приобретает особое значение в духовном развитии детей младшего школьного возраста, обособление которой от игры происходит постепенно и представляет собой итог естественного развития игровой деятельности детей [7, с.80].
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр в качестве средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира
Диагностики познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых формирование интереса к предмету, активизация учащихся, развитие мыслительных операций. Активизацию учащихся на уроках обучения грамоте можно достичь через интересные сюжеты игр, личным участием детей в играх, проявлением творческих и интеллектуальных способностей учеников, поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся; использование в процессе обучения комплекса дидактических игр; применение системы поощрений.
Экспериментальная работа проводилась нами во 2 классе Карасуской средней школы.
Для определения уровня познавательной активности младших школьников на уроках познания мира мы использовали метод наблюдения.
Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельности выявляется её основные критерии и параметры:
1. Отличается прилежанием к учению.
2. Проявляет интерес к предмету.
3. На уроках эмоционально активен.
4. Задает вопросы, стремиться на них ответить.
5. Интерес направлен на объект изучения.
6. Проявляет любознательность.
7. Самостоятельно выполняет задание учителя.
8. Проявляет устойчивость волевых устремлений
Низкий уровень – 0–2 балла – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств.
Средний уровень – 3–5 баллов – ребенок стремиться ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения.
Высокий уровень ‑ 6–8 баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
В ходе наблюдения получены следующие данные: (+ – проявляется, – не проявляется или проявляется слабо) (Приложение А)
Сведем полученные данные в диаграмму (рисунок 1)
Рисунок 1. Уровень познавательной активности учащихся 2 класса на констатирующем этапе, %
Исходя из наблюдений, можно сказать, что большинство детей 52,6% с низкой познавательной активностью. Они не проявляют любознательность, не стараются ответить на вопросы и не задают свои, не стремятся выполнить задания самостоятельно. К среднему уровню развития относятся 21,1% процент учеников, которым интересная получаемая информация, но не проявляют яркого интереса и не стремятся изучать предмет. Высокий уровень развития обнаружен у 26,3% учащихся, которые активно работают на уроке, проявляют интерес к предмету и объекту изучения, отличаются прилежанием.
Далее мы провели анкетирование учеников 2 класса на тему «Как вы относитесь к учебе по разным предметам» (анкета взята из книги «Управление образовательными системами»).
Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы (Приложение Б).
Результаты проведенного анкетирования представлены в Приложении В.
По результатам анкетирования можно сказать, что 4 ученика проявляют ситуативный интерес, 8 – учат по необходимости, 3 – интересуются предметом и 4 – проявляют повышенную познавательную активность.
Сведем полученные данные в диаграмму в % (рисунок 2)
Рисунок 2. Исследование познавательной активности путем анкетирования, %
Таким образом, основываясь на результатах двух экспериментов можно сказать, что большая часть детей не проявляет яркого интереса к урокам познания мира, учат по необходимости, не очень активны на уроках, не проявляют любознательности. Далее при помощи использования дидактических игр на уроках, нами была предпринята попытка повысить познавательную активность детей.
Разработка и практическое применение дидактических игр на уроках познания мира в начальной школе
Изучив возрастные особенности, а также особенности познавательной активности, на формирующем этапе эксперимента нами была разработана программа занятий с применением дидактических игр. [Приложение Г]. Мы разработали и апробировали на уроках следующие дидактические игры.
На уроке по теме: «Страна грибов», мы апробировали дидактическую игру.
Цели игры: расширить представления учащихся о царстве живой природы – «грибы», о связях в природе. Познакомить с представителями царства грибов, привить навык распознавания съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать логическое мышление, внимание, память, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Оборудование: наборы рисунков, учебник 2 класса «Мы и окружающий мир», рабочая тетрадь Н.В. Дмитриевой.
Наблюдение: во время проведения игры, дети с интересом общаются, отвечают на вопросы, играют, стараются победить. Работа в команде способствует формированию познавательных интересов обучающихся.
Таким образом, после проеведения первого урока с использованием дидактической игры, можно сделать вывод ,что дети лучше усвавивают материал. Работа в группах способствовала к интересу данной темы, каждый из участников группы старался не подвести свою команду.Так как после проведения первого урока по познанию мира с использованием дидактических игр позновательная активность не сильно заметна, мы проведели еще несколько уроков с использование дидактических игр.
На следующем уроке по теме «Ты и твои друзья» на этапе закрепления новых знаний мы апробировали дидактическую игру «Театр». [Приложение Д]
Цель игры: активизация познавательной деятельности школьников, закрепление знаний по теме «Животные», развитие коллективизма.
Наблюдение: при проведении игры учащиеся раскрывают свои таланты, детям становится интересно, они с большим интересом выполняют команды учителя, каждый ученик стремится выполнить задание лучше.
Таким образом, познавательная активность с помощью игры повысилась. Работая в группах, учащихся развиваются коммуникативные способности. Некоторые учащийся, которые показали низкий интерес к предмету стали активно работать в группе и отвечать на поставленные вопросы учителя.
На следующем уроке по теме: «Какие бывают растения?», мы провели дидактическую игру «Отгадай растение». [Приложение Е]
Цель игры: актуализация опорных знаний, умение различать растения по признакам, развитие логического мышления, внимания памяти, активизация познавательной деятельности школьников.
Оборудование: слайд с изображением леса.
Наблюдение: во время проведения игры все учащиеся с огромным интересом играли, отгадывали растения, отвечали на вопросы. Ребята узнали много интересного для себя, они стремятся узнать больше, чем знают.
Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения уроков интерес учащихся повысился, т.к учащийся приходят на урок с большим желанием, выполняют домашнее задание. Часто задают вопросы, в какой форме будет проходить урок познания мира. При повторении пройденного материала показывают высокую познавательную активность.
На следующем уроке по теме «Зоны тундры и зоны леса» на этапе обобщения нового материала мы провели дидактическую игру «Поле чудес». [Приложение Ж]
Цели игры:
· расширение познания детей о видах животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
· закрепление ранее полученные знания по темам «Красная книга», «Растения и животные, характерные для этих зон».
· при помощи предлагаемых вопросов провести фронтальную проверку знаний.
· развитие познавательного интереса у детей к обитателям Северных просторов.
Оборудование: барабан, карманы для букв, набор букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона (за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая), призы.
Подготовительная работа:
1. Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
2. Сделать буквы из картона.
3. Подготовить призы для игроков.
4. Подготовить игру (барабан).
5. Подготовить и проинструктировать помощника.
Наблюдение: Ребята с большим интересом играли, отвечали на вопросы, каждый обучающийся помогал своему товарищу по команде, победить в конкурсе, была взаимопомощь обучающихся с учителем.
Таким образом, можно сделать вывод, что групповая работа на уроках познания мира с использованием дидактической игры не только сплочает коллектив , но и повышает интерес и познавательную активность учащихся.
Игра: «О чем расскажет дождик» [Приложение З]
Цель игры : формировать знания детей о дожде.
Задачи:
Образовательные: формировать и закрепить знания о причинах возникновения дождя; учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии); учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге; закрепить знания о цветах.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к природе; развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; побуждать детей экспериментировать; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
Воспитывающие; воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату; воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Оборудование: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук; комплект для рисования по количеству детей: кисточка. Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, альбомный лист. демонстрационный материал: комплект картинок «Природные явления. Дождь», аудиозапись «Шум дождя», мольберт, дидактическая игрушка Зайчонок.
Наблюдение: дети активно играли, проявляли интерес к выполнению заданий, задавали вопросы, охотно отвечали на вопросы учителя.
Таким образом, исходя из наблюдений за классом и по рефлексии проводимой после каждого урока, можно сделать вывод о том, что применение дидактических игр на уроках познания мира, подобранных с учетом возрастных особенностей учащихся, является эффективным средством активизации познавательной активности детей.
Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с помощью использования дидактических игр на этапе контрольного эксперимента
На контрольном этапе эксперимента, мы повторно провели диагностику познавательной активности детей, чтобы просмотреть влияние дидактических игр, а именно разработанной и апробированной нами программы на уроках познания мира. Методики были использованы те же, что и на констатирующем этапе. Результаты повторного наблюдения представлены в Приложении И.
Результаты проведенного повторного наблюдения представим в диаграмме, сравнив их с результатами констатирующего этапа (рисунок 3).
Рисунок 3. Сравнение результатов наблюдения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Результаты наблюдения свидетельствуют об эффективности применения дидактических игр в активизации познавательной деятельности на уроках познания мира. Дети стали проявлять больший интерес к уроку, проявлять заинтересованность, интересоваться исследовательской работой по познанию мира. Число детей с низким уровнем познавательной активности уменьшилось с 52,6% до 10,%, со средним выросло – с 21,1% до 31,6%, с высоким уровнем также увеличилось – с 26,3% до 57,9%.
Далее нами было проведено повторное анкетирование учеников. Результаты представлены в Приложении К.
Сравним результаты двух экспериментов по анкетированию (рисунок 4).
Исходя из результатов повторного анкетирования, можно сказать, что его результаты также улучшились. Дети стали больше проявлять повышенную познавательную активность, интересоваться предметом. Количество детей, проявляющих ситуативный интерес, уменьшилось с 21,1% до 15,8%. Учащих по необходимости также стало меньше – в сравнении 42,2% и 10,5%. Количество интересующихся предметом детей выросло – с 15,8% на 26,3%, а также повысилось количество детей, проявляющих повышенную познавательную активность – с 21% до 47,4%.
Рисунок 4. Сравнение результатов анкетирование на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Таким образом, исходя из результатов опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что применение дидактических игр на уроках познания мира, подобранных с учетом возрастных особенностей учащихся, является эффективным средством активизации познавательной активности детей. В связи с этим, представляется возможным применение разработанных нами игр в дальнейшей работе педагога младших классов на уроках познания мира.
Заключение
Дидактическая игра – это вид соревнований или состязаний между учащимися по заранее согласованными правилам, используемые для достижения определенных дидактических целей. На уроках познания мира мы апробировали дидактические игры, такие как: «Собери грибы в корзинку», «Театр», «Поле чудес», «Отгадай растение», «О чем расскажет дождик».
Мы увидели, что применение дидактических игр на уроках познания мира – эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, побуждать активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Познавательный интерес становится мотивом познавательной деятельности, если учащийся проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение.
Во время проведения дидактических игр обучающиеся демонстрируют познавательный интерес. Эти игры развивает у обучающихся гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания обучающихся, позволяют эффективно повторить пройденный материал, развивает умение слышать другого человека, развивает быстроту реакции.
В процессе подготовки и во время проведения дидактических игр у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету; в процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных универсальных действий.
У учеников развиваются умения высказывать своё мнение, определять и формулировать цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Таким образом гипотеза данной исследователькой работы подтверждена.
Список использованной литературы
Государственный стандарт начального образования. Познание мира. 2-4. Классы.- Алматы, 2014.- 59 с.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой // Кн. для учителей. Новосибирск: НГУ, 1994. - 144 с.
Букичева О. Дидактические игры и дети // Учитель. – 2006. – №1. –С.62–64.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 374.
Гильбух Ю.З. Простор для творчества. Урок-игра глазами психолога // Русский язык и литература. - 1989. - №3. - С. 4-11
Жораева С., Ибрагимова У., Бейсенбаева Б., Аманбеккызы Ж. Пути формирования познавательной активности младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-4. – С. 481-484.
Игровые технологии обучения в начальной школе: Практ. пос. / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 164 с.
Исследование развития познавательной деятельности /Под.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.:1981.
Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2003.
Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.49–52.
Маркова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: Педагогика, 1981. – 137 с.
Махметова С.Д., Урбисинова А.Б. Игра как средство познавательной активности младших школьников на уроке познания мира // Начальная школа Казахстана. - 2007.- №7.- С.32-35.
Овчинникова В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий // Начальная школа. – 2010. – №9. – С.19–24.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992. – 291 с.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2001. – 199 с.
Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2009. – №11. – С.3–7.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр / Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990.- 540 с
Рахимжанова М.К., Мукашева А.Д. Игра в педагогическом процессе // 12-летнее образование. - 2008.- №2.- С.75-77
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе //Начальная школа. - 2002. - №10. - С.40-43.
Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2004. – 240 c.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1980. – С. 208–212.
Приложения
Приложение А
Таблица 1.
№
Ф.И. ученика
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Никита
+
-
-
+
-
-
-
-
2
Екатерина
+
-
-
-
-
-
+
+
3
Эльдар
+
-
+
-
+
+
+
+
4
Карина
+
-
+
-
-
-
+
+
5
Айтуар
-
-
-
-
-
+
-
-
6
Аяна
-
-
+
-
-
+
-
-
7
Дарья
+
+
-
-
-
-
+
-
8
Виталий
+
+
+
+
+
+
+
+
9
Куаныш
-
-
+
-
-
+
+
-
10
Адлет
-
+
+
-
+
-
+
-
11
Элина
+
+
+
-
-
-
+
-
12
Дарья
+
+
-
+
+
+
-
-
13
Михаил
-
+
-
-
-
+
+
+
14
Кирилл
+
+
+
-
+
-
-
-
15
Диас
-
-
+
-
-
-
-
+
16
Диас
+
+
+
-
+
-
+
-
17
Иван
+
+
-
-
+
-
-
-
18
Лиана
+
+
+
+
+
+
+
+
19
Даниил
-
-
-
+
-
-
+
-
Приложение Б
Таблица 2
№
Отношение
Отметьте подходящий
1
На уроке иногда бывает интересно.
2
Учу, потому что надо учиться.
3
Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового.
4
С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.
Приложение В
Таблица 3
№
Ф.И. ученика
1
2
3
4
1
Никита
+
2
Екатерина
+
3
Эльдар
+
4
Карина
+
5
Айтуар
+
6
Аяна
+
7
Дарья
+
8
Виталий
+
9
Куаныш
+
10
Адлет
+
11
Элина
+
12
Дарья
+
13
Михаил
+
14
Кирилл
+
15
Диас
+
16
Диас
+
17
Иван
+
18
Лиана
+
19
Даниил
+
Приложение Г
Сабақтың жоспары
Поурочный план
Theplanofthelesson
Сынып/ Класс/ Class: 2 «А»
Пән/ Предмет/ Subject: познание мира
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Страна грибов
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational:
-расширить представления учащихся о царстве живой природы – «грибы», о связях в природе. Познакомить с представителями царства грибов, привить навык распознавания съедобных и несъедобных грибов.
дамытушылық/ развивающая/ developing:
-способствовать развитию мышления.
-развивать у учеников интерес к предмету;
тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
-воспитывать такие качества, как взаимовыручка, поддержка;
Сабақтын үлгісі /Тип занятия/The lesson’s type: изучение нового материла
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:стандартный
-Good afternoon my dear children! I am glad to see you!.
Быстренько проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, карандаш и ручка? Проверили! Правильно садитесь! С усердием трудитесь!
-Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Нас ждут необыкновенные открытия. А чтобы вы догадались, куда мы отправимся, отгадайте загадки:
1.У него одна нога , да и та без сапога.
.Кто носит шляпу на ноге?
.Без головы, а в шляпе.
.Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой накрылся.
По каким признакам вы догадались, что это грибы? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Основная часть
Мы тропинкой узкою сейчас свернем,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
– Что же такое грибы ?
Что удивило. Чего не знали раньше?
Человек всегда употреблял грибы в пищу. Грибы вкусны и питательны. О чем нужно помнить, собираясь на грибную охоту?
Работа в Тетради:
Стр.34, задание 67.
Раскрасьте только те грибы, которые вы соберете в лесу и принесете домой.
Какой гриб остался? Почему?
На какие группы можно разделить все грибы?
Съедобные грибы Ядовитые грибы
Приведите примеры каждой группы.
Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут.
1.Возле леса , на опушке,
Украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …
2.Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые …
3.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай:
Это ..
4.Лета первая примета-
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
.Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?
.Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
Закрепление знаний.
Выполняя задание, будьте внимательны. Задание такое: если вы согласны с моим утверждением, то рисуйте «горку», если нет- «полянку».
v Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы.
v Грибы нужно срывать, не срезая ножом.
v Боровик, маслята, подберезовик – съедобные грибы.
v Подберезовики растут на пеньках.
v Грибы – это растения.
v Ядовитыми грибами лечатся некоторые животные.
Проверьте себя:
Что нового узнали сегодня на уроке?
Тест по теме «Грибы»
Подчеркните верные утверждения:
v Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы.
v Грибы нужно срывать, не срезая ножом.
v Боровик, маслята, подберёзовик – съедобные грибы.
v Подберёзовики растут на пеньках.
v Грибы – это растения.
v Ядовитыми грибами лечатся некоторые животные.
Заключительная часть
- С какими грибами мы познакомились на уроке?
-Какие грибы ядовитые?
-Как отличить ядовитый гриб от съедобного?
Рефлексия «Лесенка»
Оценивание
Домашнее задание стр. 88-89 составить кластер на тему гриб
Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Урок окончен!
Приложение Д
Сабақтың жоспары
Поурочныйплан
The plan of the lesson
Сынып/ Класс/ Class: 2 «А»
Пән/ Предмет/ Subject: познание мира
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Ты и твои друзья
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational:
-формировать у учащихся понятия «друг», «дружба», формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием;
дамытушылық/ развивающая/ developing:
-развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих понятий;
-Good afternoon my dear children! I am glad to see you!
- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.
Вот книжки на столе , а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! Важнее без сомненья нет предмета- Познание мира - предмет ведь этот.
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим
«Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: Смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
- Давайте и мы пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?
Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело? (друг).
- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)
- Итак, тема нашего урока: «Ты и твои друзья». (слайд 2)
- О чем бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответ?
Основная часть
(появление надписи по щелчку)
(План: Кто такой друг? В чем заключается дружба? Каким должен быть настоящий друг? Что сделать, чтобы дружба была крепкой, на всю жизнь?)
Совместное открытие новых знаний
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»-
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба,- это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость иногда?
Что такое дружба, каждый знает?
- Что такое «дружба» по мнению автора?
- С какими мыслями стоит согласиться, а с какими нет?
- Так что же такое дружба?
- Кто такой друг?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (слайд 3)
(Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, одинаковыми, общими интересами)
- Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?
Он привык всегда, везде,
Думать только о себе. (Эгоист)
- Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?
- А почему не любят человека с такими качествами?
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про себя не скажет,
А в сторонке промолчит. (Ябеда)
- Любите ли вы таких детей?
Ах, как часто нужно нам
С кем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!» (Жадина)
- Продолжите хором следующие строчки и определите, за какое еще качество, никто не захочет дружить с таким человеком:
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня … (Зазнайка)
- Используя эти опорные слова, выведите некоторые правила поведения среди других людей, начиная со слова нельзя.
(Нельзя врать. Нельзя любить только себя. Нельзя ябедничать. Нельзя жадничать. Нельзя зазнаваться.)
- Но это еще не все правила поведения человека среди других людей. Рассмотрите изображение мимики человека. (слайд 5)
- Найдите мимику, изображающую гнев.
- Выведите шестое правило поведения людей в обществе, опираясь на маску гнева и ее значение. Попытайтесь построить свой ответ по образцу:
(появление надписи по щелчку)
«Нельзя (что-то делать), а нужно (что-то делать)»
- Выберите маску, изображающую уныние.
- Опираясь на маску уныния и ее значение, сформулируйте седьмое правило поведения людей в обществе.
- Постройте свой ответ по нашему образцу.
- Восьмое правило поведения в обществе мы подсмотрим в природе у животных. (слайд 6)
Рассмотрите смешной рисунок и сформулируйте следующее правило поведения среди людей, если известно, что рабочие пчелки, которые заготавливают на зиму много сладкого меда, не хотят кормить трутней (пчел-бездельников) и выкидывают их из улья.
- Вот мы разобрали восемь плохих человеческих качеств, или недостатков. Но так нет двух одинаковых людей, так и нет человека, который не имел недостатков. Но это не значит, что мы не можем общаться друг с другом и любить друг друга. Важно воспринимать каждого таким, какой он есть, и помогать друг другу, исправлять свои недостатки.
2. Игра «Да-нет-да»
- В жизни не просто найти друга. Народная мудрость выразила это в пословицах: «Друг – великое дело: не скоро добудешь», «Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь». Чтобы дружба сложилась, нужно хорошо знать друг друга.
(слайд 7 – появление по щелчку после каждого вопроса)
Где живет сверстник? В какой семье? Каковы его желания, увлечения? Есть ли у него домашние животные?
- Задайте с помощью опорных картинок вопросы своим одноклассникам.
- Что на ваш взгляд, укрепляет дружбу? Что способствует дружеским отношениям? Проверить ваши предположения поможет игра «Да-нет-да». По условиям игры, отвечая на вопрос, вы можете произнести только «да» или «нет». Итак, начнем.
Способствует ли дружбе проживание в одном дворе?
Укрепляет ли дружбу жадность одного из приятелей?
Помогает ли дружбе наличие одинаковых домашних животных?
Укрепляет ли дружбу вранье?
Способствует ли дружбе хвастовство и зазнайство?
Помогают ли дружбе одинаковые увлечения: рыбалка, компьютерные игры, коллекционирование открыток, наклеек?
- Итак, что же укрепляет, способствует, помогает дружбе?
- Конечно для дружбы очень важно заниматься одним делом, другим словом, сотрудничать. Для настоящей, крепкой дружбы, важны и другие человеческие качества.
3. Знакомство с качествами настоящего друга
- Выберите, какое качество в друге особо значимо, ценно для каждого из вас?
Верность, преданность
Непричинение другу зла ни словом, ни делом
Искренность, честность
Взаимопомощь, бескорыстие
- Об одном из качеств друга рассказал великий русский писатель Л.Н. Толстой. Сядьте как слушатели в позу кучера и послушайте быль «Лев и собачка»
"Лев и собачка". Лев Толстой
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.
- Каким качеством друга обладал лев? (Верность, преданность)
- Кто из вас считает, что для дружбы наиболее значимо умение не причинять другу зла ни словом, ни делом. Чтобы лучше понять важность этого качества, представьте себе, что вы обидели друга. Изобразите это скомкав лист бумаги. (Дети выполняют данное действие)
- Позднее вы поняли, что сделали ему больно и, раскаявшись в своих словах и поступке, попросили у друга прощения. То же самое сделайте с листочком, старательно разгладив его. (Дети выполняют данное действие)
- Удалось ли вам сделать листочек таким же гладким, каким он был вначале?
- Точно так же и в дружбе: помирились, а след от боли остался.
- Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою искренность и честность. Настоящий друг всегда скажет другу правду, если тот в чем-то ошибается или поступает неправильно по отношению к другим.
-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Театр»
А теперь давайте поиграем в театр.
Встаем друг против друга и выполняем команды.
Превратитесь:
В сердитого волка.
В испуганного зайчика.
В печального и грустного козлика.
В весёлого и дружелюбного енота.
-Кого из зверей приятнее было изображать?
И я хочу, чтобы вы были всегда весёлыми и дружелюбными.
Сейчас мы перенесемся в сказку, герой которой – мальчик Нильс. Нильса заколдовал гном, потому что мальчик грубо и плохо обращался с ним. И Нильс стал такого же маленького роста, как и сам гном. Потом Нильс вместе с домашним гусем Мартином и дикими гусями отправился путешествовать.
Мы посмотрим фрагмент м/ф о том, как Нильс и Мартин вернулись домой. (слайд 8 - щелчок по картинке мультфильма)
-Почему Нильс не согласился с тем, чтобы мама зажарила гуся?
-Чем он был готов пожертвовать ради Мартина?
-В чем же красота дружбы, ее ценность, значение в жизни?
Вывод: Красота дружб состоит во взаимопомощи, в бескорыстии. Истинные друзья делают друг для друга все возможное и невозможное. Без друзей скучно, одиноко и трудно жить. Но такая готовность появляется не вдруг – важно воспитать ее в себе, преодолеть боязнь, страх, лень. Если дружба для человека действительно ценна, то он, не задумываясь, сможет пожертвовать чем- либо ради друга.
V. Физминутка
(слайд 9 – щелчок по картинке в окне)
«Распускающийся бутон»
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Присядьте на корточки. Необходимо встать плавно. Одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок начинает распускаться (отклонитесь назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
- Сейчас мы все вместе ощутили, что мы единое целое.
А теперь положите руки на плечи друг друга.
- Это плечо друга, на которое всегда можно опереться.
Присядьте на свои места.
VI. Закрепление нового
1. В мире мудрых мыслей. Пословицы и поговорки (слайд 10)
- О дружбе размышляли во все времена. Поэты, писатели, философы, ученые. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»
- У каждого народа свои пословицы о дружбе. Давайте вспомним некоторые из них. Откройте свои учебники на с.58-59. Прочитайте текст «В мире мудрых мыслей».
- Я вам предлагаю прокомментировать пословицу – Был я у друга, пил воду – слаще меду.
- А сейчас внимание на экран. Вам предлагается игра, «Собери пословицу».
Дружба, что стекло
Дружба красна не лестью,
Нет друга – ищи,
Не имей 100 рублей,
Старый друг
а нашел береги.
сломаешь – не починишь.
а правдой и честью.
лучше новых двух.
а имей 100 друзей.
Заключительная часть
– А завершим наш урок маленьким четверостишьем: (слайд 15)
Мы открыли все секреты.
Как нам дружбу сохранить
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Спасибо за урок.
- познакомить с видами растений, их строением, значением, условиями, необходимыми для жизни и роста растений; учить анализировать, делать выводы, сравнивать. дамытушылық/ развивающая/ developing:
-воспитывать бережное отношение к природе, понимания роли растений в природе и жизни человека.
Сабақтын үлгісі /Тип занятия/The lesson’s type: закрепление
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:стандартный
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: тетрадь, ТСО,НДМ, рисонок с изображением леса, учебник 2 класса
Жоспар/План/Plan
Организационная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Literature/Әдубиет/Литература:
1. Познание мира, 2 класс Алматы « Атамұра» 2013
2. http://doc4web.ru
3.http://ped-kopilka.ru/
Ход урока:
Организационная часть.
- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.
- Сейчас мы мысленно отправимся на прогулку в лес.
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Прислушайтесь , как поет соловей на веточке. Шум ветра у вас в голове. Почувствуйте запах леса этот запах сосновых шишек . Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
- Ребята, какие эмоции у вас вызвала эта прогулка?
-Какая погода у вас была?
- Какая же у нас сегодня погода? (температура, облачность, ветреность, осадки)
-Хорошо
- Я желаю Вам, чтобы эти приятные эмоции помогли вам в работе на уроке.
- Сегодня на уроке мы изучим тему « Культурные растения»
-С помощью слов помощников определите цель нашего урока ( Вспомним, научимся, узнаем)
- Молодцы
Основная часть
Актуализация знаний.
Дидактическая игра «Отгадай растение».
Ученикам предлагается рассмотреть слайд с изображением леса.
Учитель: – На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие растения вы встречали в лесу? (ответы детей)
Учитель: – А сейчас мы с вами поиграем в игру – загадку, вы должны отгадать растения по признакам и назвать к какой группе оно относится:
Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику (подорожник)
Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется (фиалка)
Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки (одуванчик)
С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению (мята).
Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты (клён)
Ветки этого растения покрыты острыми и твердыми колючками (боярышник)
Весной в лесу на этом дереве появляются «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек (ель).
Учитель: – Молодцы, ребята!
-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с растениями
-Рассмотрите изображение леса. Как он выглядит? Что в нём растёт? На какие большие группы можно разделить все растения? (Слайд №5).
Чем взрослое дерево отличается от других растений?
(Слайд №6).
У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину быстрее других ответвлений – сучьев и ветвей, которые составляют крону.
Чем кустарники отличаются от деревьев?
(Слайд №7).
У кустарников формируется несколько стволиков.
Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья)
Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники)
Что находится на нижнем этаже? (Травы.)
(Слайд №8).
У травянистых растений, в отличие от деревьев и кустарников, нет ствола. У трав – мягкие и сочные стебли.
Практическая работа.
Учитель раздаёт детям гербарии, среди которых образцы травянистых растений, кустарников и деревьев, плоды дуба, калины и рябины.
-Рассмотрите предметы, лежащие перед вами. Найдите образцы травянистых растений. Отложите их в сторону.
Найдите среди оставшихся растений кустарники. Из них у вас образовалась вторая группа. Какие растения вошли в третью группу? Назовите деревья, листья которых есть у вас в гербариях.
А теперь рассмотрите плоды, которые лежат у вас на столе. На каких растениях можно увидеть эти плоды осенью? К какой группе растений относятся дуб, калина и рябина?
Возьмите рабочие тетради и откройте их на странице 9. Разрежьте лист на карточки. Разделите растения на группы. Какие группы у вас получились? Какие растения вошли в каждую группу?
Возьмите карточки, на которых изображены деревья. На какие две группы можно разделить деревья? (Слайд №9). Приведите примеры лиственных и хвойных растений. Вспомните: что такое хвоя?
Выполните задание №2 в рабочей тетради на странице 19.
Рассмотрите рисунок на странице 47 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.
Деревья
Кустарники
Травы
сосна
клён
калина
орешник
одуванчик
репейник
вероника дубровная
Составим таблицу, в которую занесём названия растений. (Слайд №10).
(Слайд №11).
6. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
7. Работа по теме урока (продолжение)
-Вспомните значение растений в жизни человека и животных. (Слайд №12).
Источник пищи
Источник кислорода
Лекарства
Строительные материалы и топливо
Дом для животных
Место отдыха людей
Растения приносят нам радость
Давайте прочитаем рассказы о красоте природы в учебнике на странице 48-49
Мы познакомились с разными растениями, но все растения имеют одинаковое строение. Давайте вспомним основные части растений. (Слайд №13).
Корень.
Стебель.
Листья.
Цветы, плод с семенами.
Заключительная часть
- О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?
-На какие группы можно разделить растения?
-Чем отличаются группы растений?
-Что общего у всех растений?
-Каково значение растений в жизни человека и животных?
Домашнее задание.
В учебнике стр. 46-49, в рабочей тетради стр. 19 №3, стр.20 №5.
Молодцы ребята вы очень хорошо поработали на уроке.
Приложение Ж
Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Сынып/ Класс/ Class: 2 «А»
Пән/ Предмет/ Subject: познание мира
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme:
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives : Зоны тундры и зоны леса
білімдік / образовательная/ educational:
- расширение познания детей о видах животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
-воспитывать бережное отношение к природе, понимания роли растений в природе и жизни человека.
Сабақтын үлгісі /Тип занятия/The lesson’s type: закрепление
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: нестандартный
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: тетрадь, ТСО,НДМ, рисонок с изображением леса, учебник 2 класса
Жоспар/План/Plan
Организационная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Literature/Әдубиет/Литература:
1. Познание мира, 2 класс Алматы « Атамұра» 2013
2. http://doc4web.ru
3.http://ped-kopilka.ru/
Ход урока:
Организационная часть.
- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.
Вот книжки на столе , а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! Важнее без сомненья нет предмета- Познание мира - предмет ведь этот.
Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение.
Радостное спокойное тревожное - Настроение замечательное, настрой рабочий . Улыбнёмся друг другу, пожелаем плодотворной работы на уроке. Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора! Учимся старательно, Слушаем внимательно! Думаем, запоминаем, Дружно руки поднимаем. Сообщение темы, цели урока
-Сегодня у нас не обычный урок. На уроке познания мира мы отправимся в игру , которая называется «Поле чудес»
Основная часть
Дидактическая игра «Поле чудес»,
Ход игры. Выбирается первая тройка игроков. Для этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов, тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).
Примерные вопросы для первого отборочного тура «Растения».
-Как называется это растение? В течение долгих зимних месяцев это растение – единственный корм северных оленей (оно составляет 70% их годового рациона). Без этого растения олени гибнут от кишечных заболеваний. Сохранить здоровье оленей помогают вещества, содержащиеся в этом растении. (Ягель, «олений мох»)
Знаете ли вы это растение? В тундре и лесотундре растет низкий ветвистый кустарничек высотой чуть больше метра. Зимой его полностью покрывает снег. Его листочки кругленькие, похожи на мелкие монетки. Осенью листья окрашиваются в яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая березка) Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его «старшая сестрица» – всеми любимое белоствольное дерево.
А про это растение вы наверняка слышали. Сначала загадка:
Сидит на палочке в красной рубашечке.
Брюшко сыто – камешками набито.
Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник)
Игровой тур. Игроки по очереди вращают барабан. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает барабан. Если названной буквы нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку. Если: а) выпадает сектор «П» – приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей игры или отказывается от приза и продолжает игру; б) выпал сектор «О», то ход переходит к другому; в) игрок подряд угадывает три буквы, то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и забирает ее содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал.
Вопрос для участников игрового тура первого полуфинала «Растения».
Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение – родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для второго отборочного тура «Птицы».
Какие из выше перечисленных птиц занесены в Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).
Вопрос для участников игрового тура второго полуфинала «Птицы».
Это небольшая изящная птица. «Хвостом лед пробивает»,- шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для третьего отборочного тура «Звери».
Вопрос для участников игрового тура третьего полуфинала «Звери».
Мех этого зверя носили как знак верховной власти цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка: Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Игра со зрителями.
Отгадайте название птицы. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.
Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидал трех таких птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жены. Но, состарившись, жена охотника попросила свое прежнее одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками. С тех пор лапки у этой птицы черного цвета. Живет она около сорока лет, что по птичьим меркам немало. (Лебедь)
Вопрос для участников финального тура.
Что это за растение? В зоне лесотундры растет хвойное дерево. Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листья. Финалист награждается призом.
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: О чем расскажет дождик
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational:
- формировать и закрепить знания о причинах возникновения дождя; учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии); учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге; закрепить знания о цветах.
дамытушылық/ развивающая/ developing:
-развивать у детей познавательный интерес к природе; развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; побуждать детей экспериментировать; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up:
- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату; воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Сабақтын үлгісі /Тип занятия/The lesson’s type: изучение нового материала
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:стандартный
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук; комплект для рисования по количеству детей: кисточка. Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, альбомный лист. демонстрационный материал: комплект картинок «Природные явления. Дождь», аудиозапись «Шум дождя», мольберт, дидактическая игрушка Зайчонок.
Жоспар/План/Plan
Организационная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Literature/Әдубиет/Литература:
1. Познание мира, 2 класс Алматы « Атамұра» 2013
2. http://doc4web.ru
3.http://ped-kopilka.ru/
Ход урока:
Организационный момент – звучит аудиозапись “шум дождя”, дети встают перед учителем в полукруг.
– Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Ребята, сегодня у нас в гостях наш любимый друг Зайка.
(Дети здороваются с воспитателем и Зайчиком)
– А почему вы такие хмурые? Давайте мы улыбнемся Зайчику, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: “Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!”
(Дети повторяют за учителем).
– Ребята, а что же это у нас шумит?
– Машина проезжает. Ветер на улице шумит. Дождь идет
– Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
-Ребята, а вы знаете откуда берется дождик?
– С неба капает. Из тучки берется
– Правильно , из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
– Я не знаю. И я не знаю, но хочу узнать
Основная часть
– Ребята, наш друг Зайка согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам.
(Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки)
-Ребята, скажите пожалуйста, что у нас на подносе?
-Губки
– Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка?
– На кирпичик, на тучку
– Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из “тучки” водичка или нет?
(Дети берут губку-тучку и сжимают в руке).
– Почему не идет водичка?
– Нет в ней водички, губка сухая
– Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по 2 стаканчика. А какого цвета стаканы?
-1 стакан белый, другой – прозрачный
-Молодцы, правильно. А сколько воды в белом стаканчике, ребята?
– немножко, мало
– А в прозрачном стаканчике?
– полный стакан, много
– Правильно. В белом стаканчике мало воды, а в прозрачном – много. Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?
-ничего не произойдет; начнет капать вода
– А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите.
(Дети проверяют свои предположения опытным путем).
– Получается дождик. А скажите пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
– слабый
-Положите губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите прозрачный стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?
– польется много воды
– А почему много воды польется?
– потому что губка пропитала много воды (дети проверяют свои предположения)
– Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Капельки становятся слишком тяжелыми для тучки и выпадают дождем. А теперь какой дождь получился?
– большой; сильный
– Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. Спасибо нашему Зайке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик. И давайте мы с Зайчиком поиграем. Игра называется “Тучка и капельки”
Физкультминутка. (Проводится подвижная игра “Тучка и капельки”. Дети-капельки, учитель-туча.
– Дети – капельки летите. И всю землю напоите.
(дети бегают врассыпную под музыку)
– Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам – динь, динь. По корягам – буль, буль. По осоке – ш-ш.
(дети передвигаются ” паровозиком”)
– Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились
(дети бегут к воспитателю)
– А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь. Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь.
(дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка)
– Ребята, что вы видите на своем листочке?
– голубое небо, голубая тучка
– Правильно, тучку. А теперь все возьмите кисточку тремя пальцами так, чтобы она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе. Девочки рисуют проговаривая “кап, кап, кап” пунктирные линии. А мальчики рисуют сплошные линии, не отрывая кисть от листа. Воспитатель на мольберте рисует сильный и слабый дождь). Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения. Звучит аудиозапись “Шум дождя”
( дети рисуют, повторяют за учителем)
1. Дождик, дождик, веселей!. Капай, капай, воду лей! На цветочек, на листок. Кап, кап, кап! Тучка в небе синяя, – капай дождик сильный! 2. Русская народная попевка “Дождик”. Дождик, дождик, пуще. Дам тебе гущу. Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.
Заключительная часть
– Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы!
– А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Зайкой?
Рефлексия
Оценивание
Домашнее задание стр. 165 читать ,пересказывать
– Дождик берется из тучки; бывает сильный дождь; и слабый дождик бывает