Место проведения: учебно-тренировочная лыжня с уклоном 3-5 градуса, накатанные параллельные лыжни до 40 м.
Части урока | Дозировка | Содержание урока | Методические указания |
I Подготовительная часть | 10 мин. | | |
Раздача лыж. | 1 | Раздать лыжи и палки учащимся. | Каждый берет свои лыжи и палки и становится в строй. |
Построение. | 0.5 | Построение с лыжами и палками в руках. | Держать лыжи в правой, а палки в левой руке. |
Рапорт. | 1 | Рапорт сдает физорг. | По команде: «Равняйсь!» - лыжи и палки отведены на вытянутые руки вперед, пятки лыж у правой ноги, голову направо. По команде: «Смирно!» - Лыжи прижаты к плечу. |
Приветствие, задачи урока. | 0,5 | Объяснить цели и задачи урока. | Дать краткие пояснения. |
Переход к месту занятия. | 2 | Организованный выход к месту занятия. Лыжи на правом плече, палки в левой руке. Передвижение в две колонны. | Соблюдать интервал при передвижении. |
Постановка на лыжи. | 1 | Палки кладутся слева, лыжи справа. Очистив ботинки от снега, их вставляют в крепление с шипами и зажимают скобой. | Следить, чтобы шипы обязательно вошли в отверстия ботинок, для этого надо пятку приподнять. |
Вкатывание. | 4 | Пройти несколько разминочных кругов. Более сильные лыжники передвигаются по внешнему кругу, слабые - по внутреннему кругу, с одинаковой интенсивностью. | Соблюдать интервал, чтобы не столкнуться с впереди идущим лыжником. |
II Основная часть. | 32 мин. | Напомнить ученикам о технике попеременного двухшажного хода. Продемонстрировать полный цикл, технику постановки, подседания и отталкивания в сочетании с руками, давая при этом краткие пояснения об ошибках. | Демонстрация техники лыжных ходов по центральной лыжне в доступном и видном месте для всех учеников. Характерные ошибки: *недостаточное подседание или полное отсутствие после остановки лыжи; *неправильное положение ноги в начале и период непосредственного отталкивания. |
Техника передвижения попеременного двухшажного хода (совершенствование). | 5 | Учащиеся начинают передвижение попеременным двухшажным ходом, отрабатывая технику выноса, постановки и конечного попеременного толчка палками. Указывать учащимся те ошибки, которые допускают большинство учеников. Некоторым учащимся каждый должен исправить свои ошибки. | Незавершенный попеременный толчок палками. Руки разведены слишком широко. Очень вялая постановка палок на снег. Показать, какую ошибку выполняют учащиеся и как ее устранить. |
Закрепление техники одновременного одношажного и двухшажного хода. | 5 | Двигаясь по кругу, под небольшой уклон, учащиеся начинают выполнять технику передвижения одновременных ходов. Каждый ученик подходит к накатанной лыжне до 30 м. | Учитель демонстрирует с пояснением технику одновременных ходов, уделяя внимание на одновременный толчок двумя палками. |
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование техники изученных ходов. Игра «Кто лучше!» | 5 | По сигналу учителя учащиеся без палок выполняют одноопорное скольжение на лыже, с учетом скорости и ширины скользящего шага. Пришедший на финиш первым и выполнивший достаточно широкий скользящий шаг, становится лучшим лыжником. | Лыжни для учащихся накатаны параллельно. На одной катаются более сильные лыжники, на другой – более слабые. В каждой группе свой победитель. |
Эстафета: «Гонка с гандикапом». | 6 | Расстояние – 25 м. Весь класс делится на 3 команды. Они стартуют друг за другом через определенное время. Первыми стартуют слабые, через несколько секунд стартуют лыжники посильнее. Последними, через несколько секунд, стартуют сильные лыжники. Учащиеся передвигаются под уклон одновременным одношажным ходом. Побеждает команда, пришедшая первая на финиш. То же, но стартуют в пологий подъем и передвигаются попеременным двухшажным ходом. | Деление учащихся на три группы по уровню подготовленности: слабые, средние, сильные. |
Игра «Быстрый лыжник». | 5 | Три команды выстраиваются на параллельные лыжни в три забега по 4 человека. По сигналу лыжники стараются, как можно быстрее пройти дистанцию 30 одновременным одношажным или попеременным двухшажным ходом по желанию детей с уклоном 3-5 градусов. Два победителя выходят после каждого забега в финал. Победитель финала – самый быстрый лыжник. | Учащиеся сами выбирают способ прохождения дистанции 30 м. Стараются соблюдать правильную технику передвижения на лыжах. |
Игра «Быстрая команда». | 6 | Три команды по 6 человек выстраиваются на стартовой линии в колонну по одному. Каждая команда имеет по две лыжни. По сигналу первые номера каждой команды стартуют одновременным двухшажным ходом до флажка 25 м под небольшой уклон, обегают флажок и возвращаются по рядом накатанной лыжне в пологий подъем попеременным двухшажным ходом. Передает эстафету касанием рукой в плечо следующему и т. д. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой. То же, только первую половину отрезка 25 м учащиеся пробегают одновременным одношажным ходом. | Каждый участник добегает до флажка одновременным двухшажным ходом, выполняя два широких скользящих шага и мощный одновременный толчок двумя палками, наклоняя туловище вперед до горизонтального положения. |
III Заключительная часть. | 3 | Умеренное передвижение к месту построения. | |
Построение. Итоги урока, оценки, д/з. | | Построение на лыжах. Подвести итоги урока, объявить оценки по уроку, дать д/з. | Учащиеся строятся на хорошо утоптанной площадке. |
Снятие лыж. | | Снять лыжи, очистить от снега, организованный переход в школу. | Команда: «Снять лыжи!», лыжи снимаются, палки кладутся слева. |
Переход в школу. | | Поставить лыжи в пирамиды. | |