Просмотр содержимого документа
«Лечебная гимнастика»
Гимнастика для детей школьного возраста включает в себя специально подобранные упражнения, способствующие общему развитию и укреплению молодого организма, которые рекомендуется проводить регулярно. Физические упражнения для детей школьного возраста качественно улучшают работу жизненно важных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной. Помимо этого, благодаря систематическим занятиям, укрепляется опорно-двигательный аппарат ребенка, и что немаловажно - обменные процессы между организмом и внешней средой проводятся значительно качественнее.
Гимнастика для детей младшего школьного возраста (от семи до десяти лет), в свою очередь, отличается от гимнастики для детей среднего (от десяти до четырнадцати лет) и старшего школьного возраста(от пятнадцати до семнадцати лет). Надо отметить, что дети младшего школьного возраста имеют еще не полностью сформированную костно-мышечную систему. Тело этих детей обладает большой подвижностью, а также имеет хорошую гибкость. Очень часто в результате вынужденного длительного сидения за партой и дома за уроками школьники приобретают искривления позвоночника, происходит нарушение их осанки. А гимнастика, различные физические упражнения для детей школьного возраста способствуют общему укреплению мускулатуры, а также значительно укрепляются отдельные мышцы и суставы, и у ребенка формируется правильная осанка. Вот почему весь комплекс упражнений гимнастики для детей младшего школьного возраста направлен на поддержание и формирование их осанки и большей частью имеет игровой характер: в комплекс, как правило, включаются различного рода перестроения, упражнения с мячами и обручем, лазания, прыжки, бег, упражнения на равновесие, а также танцевальные и акробатические упражнения. Такие упражнения детям очень нравятся и они выполняют их с большой охотой. Отличие же среднего школьного возраста в том, что в этот период у ребенка начинается половое созревание. Его костная система растет достаточно быстрыми темпами, так, что мышечная ткань не успевает за ней. Ребенок быстро утомляется, постоянно устает даже от незначительных физических нагрузок, также в это время у него наблюдается нарушение координации движений. Поэтому гимнастика для детей среднего школьного возраста должна включать в себя более сложные упражнения, причем гимнастические упражнения для девочек и мальчиков подбираются различные. Так, упражнения для девочек этого возраста включают в себя элементы на гибкость и подвижность (элементы художественной гимнастики), а упражнения для мальчиков-подростков представляют собой силовые упражнения с использованием различных спортивных снарядов и оборудования. У ребенка в возрасте 8-12 лет начинается активное развитие физических качеств. Наблюдается равномерный рост максимальной силы, а также скоростных силовых качеств, быстроты.
Обмен веществ у детей имеет свои особенности, которые заключаются в том, что значительная доля энергии идет на процессы развития организма. По мере роста ребенка наблюдается экономизация в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, частота сердечных сокращений в покое у 7-летних детей составляет 85-90 уд/мин, а в 11-12 лет - понижается до 70-75 уд/мин, что касается частоты дыхания, то она также уменьшается соответственно с 21-26 до 18-20 раз в минуту. В период от 7-9 до 10-12 лет высшая нервная деятельность достигает высокого уровня развития. Благодаря большой возбудимости и реактивности, а также высокой пластичности нервной системы в детском возрасте, происходит более быстрое осваивание двигательного навыка. К 11-12 годам у детей усиливается концентрация нервных процессов возбуждения и торможения, высшая нервная деятельность в этом возрасте достигает определенной зрелости.
Очень важно при подборе комплекса гимнастических упражнений для детей разного возраста учитывать индивидуальные особенности детей - особенно уровень их здоровья. Например, детям с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы нужно подбирать специальные комплексы, в которые должны входить упражнения, способствующие общему укреплению молодого организма, нормализующие работу сердца и органов кровообращения или дыхания. Такие упражнения должны способствовать поддержанию детского организма в рабочем состоянии, а также предупреждать развитие осложнений различного рода. Из этих упражнения составляется так называемая лечебная гимнастика для детей. Выполнять гимнастические упражнения следует в специальной спортивной форме и обуви. После занятий гимнастикой нужно принять душ в гигиенических целях, чтобы привести в порядок тело, очистить его от пота и других продуктов выделения.