Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах.
Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах.
Демонстрационные материалы, которые повышают наглядность, и эффективность словесных методов в изобилии встречаются в предметных цифровых образовательных ресурсах: плакаты или слайды, плакаты-иллюстрации, плакаты-схемы, интерактивные плакаты, комплексные интерактивные таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах.»
Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах.
компьютерный физический спортивный урок
Компьютерные технологии позволяют модифицировать учебный процесс и гарантируют большую эффективность в достижении результатов обучения. Использование компьютерных технологий существенно обогащает педагогические методы обучения школьников. Возможности компьютерных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению, поиску и передаче информации позволяют решить такие задачи как: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Рассмотрим подробнее применение компьютерных технологий в различных методах обучения физической культуре в старших классах.
1. Применение компьютерных технологий в различных методах обучения физической культуре в старших классах
Демонстрационные материалы, которые повышают наглядность, и эффективность словесных методов в изобилии встречаются в предметных цифровых образовательных ресурсах: плакаты или слайды, плакаты-иллюстрации, плакаты-схемы, интерактивные плакаты, комплексные интерактивные таблицы. Включение таких материалов в структуру урока не только повысит интерес учащихся, поскольку практически все материалы ресурсов выполнены на высоком уровне, но и сэкономит время учителя на подготовку к данному уроку. В случае, если педагог не нашел уже готовых интересующих его материалов, он может самостоятельно их создать. Для создания собственных иллюстративных материалов, таких как рисунки, схемы (например, при объяснении выполнения упражнений) можно воспользоваться графическими редакторами, текстовым процессором.
Изложение новой темы урока, как правило, сочетается с применением средств наглядности: в дидактике выделяют методы показа и методы демонстрации.
Метод показа включает в себя показ плакатов, схем, и пр., которые можно создавать самим с помощью компьютерных технологий, так и использовать уже существующий набором таких иллюстраций в цифровых образовательных ресурсах и сети Интернет.
Метод демонстрации включает в себя демонстрацию фильмов, видео-образцов. Видеоролики, анимации иллюстрирующие пути решения изучаемых вопросов не только не займут много времени (по продолжительности они не более 7 минут), но и могут быть остановлены в любое удобное для рассказчика время. В случае, когда словесные методы направлены на изучение существенных свойств изучаемого объекта, следует, чтобы ученики имели данный объект или его модель перед глазами, что облегчит восприятие материала. Объект или его модель удобно проецировать на экран. Четкую и отвечающую всем требованиям преподавателя иллюстрацию просто создать в любом из графических редакторов (Paint, Photoshop, CorelDraw). Ключевые и важные моменты в объяснении целесообразно также выделить и оформить в виде отдельного изображения, слайда с привлечением таких программных продуктов как MS Word, MS Publisher, которые являются общедоступными в образовательных учреждениях.
При проведении практических педагог предлагает решать конкретные прикладные задачи. Для более наглядного проведения практических занятий необходимо использовать различные фотографии, рисунки, слайды, видеоролики, которые характеризуют поставленную практическую задачу.
В случае организации индивидуального или фронтального опроса можно использовать модели объектов, созданные на компьютере, что позволит разнообразить виды вопросов. При фронтальном опросе возможно проецирование списка вопросов для обдумывания лаконичного ответа при условии, что ответ на вопрос предполагает некоторые рассуждения.
В настоящее время созданы программы, облегчающие учителю проведение письменного контроля: проверочные тематические работы, наборы тестов, которые проверяются мгновенно, и в которых предусмотрена возможность просмотра учеником уже проверенных собственных ответов. Варианты контрольных, самостоятельных работ так же удобно проецировать на экран.
2. Опыт использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на составление, нахождение или создание тематических комплексов по определенной тематике.
Компьютерные или информационные тематические комплексы по физической культуре могут включать методические разработки, целенаправленно созданные для конкретной задачи, или методические разработки комплексного назначения.
Рассмотрим примеры некоторых информационных тематических комплексов, разработанных по физической культуре для старшей школы.
ь Комплекс «Гибкость».
Информационный тематический комплекс (ИТК) содержит информационные материалы, помогающие изучению теоретических аспектов и практическому освоению технологии развития гибкости. Комплекс предназначен для использования в учебном и вне учебном процессах. В него входят:
1. Печатное учебное пособие «Технология развития гибкости».
2. Учебный видеофильм «Технология развития гибкости».
Рис. 1. Принципиальная схема перманентного совершенствования учебного процесса с помощью ЭВМ
Печатное учебное пособие «Технология развития гибкости» позволяет изучать теоретические материалы по терминологии, строению и особенностям функционирования суставов, проведению контроля и самоконтроля за уровнем развития гибкости, регулированию физической нагрузки. В нем представлен также иллюстрированный комплекс упражнений по развитию гибкости. Непосредственным продолжением этого пособия служит учебный видеофильм. В фильме показывается и рассказывается о последовательности подбора упражнений для развития гибкости, особое внимание обращено на достаточно сложные в методическом плане упражнения, в зависимости от вида упражнения подобрано число исполнителей (от одного до четырех).
ь Комплекс «Атлетическая подготовка».
ИТК содержит следующие разработки по использованию атлетической подготовки в учебном и вне учебном процессах:
1. Печатные методические рекомендации: «Организация и методика проведения занятий физическими упражнениями с использованием тренажерных средств», «Методика занятий атлетизмом».
2. Учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале».
3. Обучающая компьютерная программа (КП) «Атлет».
В печатных материалах рассматриваются проблемы организации занятий с применением тренажеров; приведены общие положения методики развития силы с описанием наиболее распространенных методов тренировки и регламентацией подходов, повторений, отдыха и темпа выполнения; описана методика контроля и самоконтроля на занятиях по атлетической подготовке.
Основной и связующей разработкой в данном тематическом комплексе является обучающая КП «Атлет». Она, по сути, служит компьютерным самоучителем по атлетической подготовке учащихся, в нее вошли и теоретические разделы, и методические указания по выполнению, как отдельных упражнений, так и учебного процесса в целом от одного занятия до нескольких лет подготовки.
Дополнением всего тематического комплекса служит учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале». В нем показаны особенности работы на типичных тренажерах, практически развивающих все группы мышц, по ходу фильма рассказывается о методических особенностях проведения учебных занятий.
ь Комплекс «Аэробика, шейпинг»
При реализации принципов гуманизации и гуманитаризации в педагогическом процессе по физическому воспитанию учащихся особое внимание обращено на естественный интерес старшеклассниц ко всему, что касается их фигуры, особенностей телосложения, осанки и этот раздел дисциплины «физическая культура» (для многих из них - один из важнейших). На этом интересе, точнее на его обеспечении, возможно предложить ИТК «Аэробика, шейпинг», куда следует включить четыре разработки:
1. Печатное учебное пособие «Учись моделировать свою фигуру».
2. КП «Мини-шейпинг».
3. КП «Грация».
4. КП «Грация - соревнование».
Печатное учебное пособие «Учись моделировать свою фигуру» должно содержать основу теоретических знаний, необходимых для организации занятий со старшеклассниками шейпингом в рамках учебных, внеучебных и самостоятельных занятий. Пособие может включать разделы по компьютерному моделированию, питанию, контролю, комплексы упражнений.
Специально для использования в учебном процессе создается КП «Мини-шейпинг», позволяющая решать четыре основные задачи:
1- образовательное начало, стимулирует занимающихся к дальнейшему самостоятельному знакомству с различными методическими материалами по данному вопросу.
2- определение индивидуального диапазона норм по проводимым измерениям (вес, окружности, диаметры, показатели состава тела, физической подготовленности и др.).
3- приобретение знаний и умений проводить измерительные процедуры и соотносить полученные данные с модельными значениями.
4- определение для каждого занимающегося реальных задач по коррекции фигуры и физической подготовленности на ближайшие 3-4 месяца.
Одна из главных методических задач использования КТ в старших классах - предоставление учащемуся максимальных возможностей в освоении учебного материала с учетом его индивидуальных особенностей и наклонностей.
Так, обучающая компьютерная программа «Атлет» разработана по принципу сетевого представления материала (система гипертекста).
Программа не имеет модели данных, которая бы служила каркасом для хранения информации, т.е. отсутствует жесткий алгоритм прокручивания текста. Ученик или учитель, работая с этой программой, устанавливает те связи, ту последовательность, которую считает необходимой, что позволяет максимально использовать индивидуальный подход в обучении. Программа разработана по 4 уровням, что облегчает ориентацию при работе с нею, но в то же время позволяет обучаемому выбрать желаемый лично для него уровень получения знаний.
Программа включает как плоскостную мультипликацию (рис. 2), так и экраны с роликами видеомультипликации.
Рис. 2. Экран КП «Атлет», раздел - мышцы.
Оценка усвоения теоретического материала позволяет занимающемуся или преподавателю выявить степень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическая подготовка» в процентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах на контрольные вопросы).
В разделе «Рекомендуемая литература» учащийся, выбрав интересующее его издание, может прочитать аннотацию и познакомиться с оглавлением выбранной книги.
ь Компьютерная программа «Техника метания гранаты»
КП «Техника метания гранаты» направлена на детальное изучение особенностей метания гранаты с колена и позволяет с любой скоростью просматривать с трех различных сторон выполнение данного спортивного движения (рис. 3).
Рис. 3. Экран КП «Техника метания гранаты»
Такой тип демонстрации техники движения выгодно отличается от видеосъемки тем, что устранены все второстепенные объекты и при выполнении движения внимание сосредоточено на главных элементах.
КП позволяет быстро и качественно проводить соревнования. Организация и проведение мини-соревнований, безусловно, хороший стимул для регулярного посещения занятий, проведения самостоятельных занятий, оптимизации режима питания, труда и отдыха. Применение компьютерных технологий на уроках физической культуры не исчерпывается возможностью создания информационных тематических комплексов, содержащих элементы использования различных информационных технологий. Наиболее распространённым для средней школы является создание уроков - презентаций по предмету.
Урок-презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Отличительной особенностью урока-презентации является его интерактивность, то есть создаваемая для учащегося современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением.