Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученик осознаёт необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90х г.г., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребёнка ( Л. Н. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы её достижения и сам оценивает результат. Мы должны научить ребёнка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверены в себе и не испытывали чувство страха перед трудностями.
Урок физической культуры – самый травмоопасный урок из всех предметов. Поэтому технике безопасности отводится важное место в методике обучения физическим движениям. Техника безопасности присутствует везде. Это и подготовка к уроку: спортивная одежда, обувь, состояние спортивной площадки и спортинвентаря. Это техника овладения необходимыми для жизни движениями, это правила поведения и правила общения со сверстниками. Это осознание опасности, важности и необходимости движения. Большое внимание на уроках отводится практической стороне физкультуры. Момент осознания физической культуры часто пропускается, как само собой разумеющееся явление. А в результате плохое овладение техникой, низкая физическая подготовка, травматизм, низкий уровень физического развития и как результат – плохое здоровье. Задачи по физкультуре заставляют учеников задуматься над важными моментами обучения движению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования»
Педагогический проект по проблеме:
«Как провести урок физической культуры с пользой»
Автор-разработчик:
Шаповалова Н.А. учитель физической культуры МБОУ СОШ № 7 имени Береста А.П.
г. Ростов-на-Дону
Ростов-на-Дону
2014г.
ВВЕДЕНИЕ
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученик осознаёт необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90х г.г. , разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребёнка ( Л. Н. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор , аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы её достижения и сам оценивает результат. Мы должны научить ребёнка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверены в себе и не испытывали чувство страха перед трудностями.
Урок физической культуры – самый травмоопасный урок из всех предметов. Поэтому технике безопасности отводится важное место в методике обучения физическим движениям. Техника безопасности присутствует везде. Это и подготовка к уроку: спортивная одежда, обувь, состояние спортивной площадки и спортинвентаря. Это техника овладения необходимыми для жизни движениями, это правила поведения и правила общения со сверстниками. Это осознание опасности, важности и необходимости движения. Большое внимание на уроках отводится практической стороне физкультуры. Момент осознания физической культуры часто пропускается, как само собой разумеющееся явление. А в результате плохое овладение техникой, низкая физическая подготовка, травматизм, низкий уровень физического развития и как результат – плохое здоровье. Задачи по физкультуре заставляют учеников задуматься над важными моментами обучения движению.
Проект
урока физической культуры № 1 для обучающихся 1 класса.
Класс: 1, урок№ 1
Тема урока: Выбор одежды и инвентаря для занятий Цель урока: Выявить и обсудить правильность выбора одежды и инвентаря для занятия спортом
Задачи урока:
Познакомить учащихся с новым школьным предметом – физкультурой; с требованиями к одежде и обуви.
Формировать общее представление о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья и физическом развитии.
Обучить построению в шеренгу, колонну.
Прививать интерес к урокам физической культуры, самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга.
Место проведения: спортивный зал.
Дата проведения: 5.09.2014г.
Инвентарь и оборудование: баскетбольный мяч, два волейбольных мяча, мультимедийный проектор, диск с записями мультфильма « Ну, погоди!» выпуск №4, презентация.
Планируемые результаты:
Универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (эстафета “гонка мячей сбоку”, игра “по своим местам”), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей (правильно передать мяч рядом стоящему в шеренге, быстро построиться в шеренгу);
Личностные – активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживание в эстафете “гонка мячей сбоку”, игре “по своим местам”; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; проявлять дисциплинированность в достижении целей; развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения (осознание значимости роли физической культуры в укреплении здоровья и физического развития);
Метапредметные – объективная оценка действий в соответствии с поставленной задачей; определение наиболее эффективных способов достижения результата; обнаружение ошибок при выполнении задания (построение в одну шеренгу); формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способ конструктивно действовать в ситуациях неуспеха (в случае проигрыша команды в игре или эстафете, неправильном выполнении упражнения); готовность конструктивно разрешать конфликты; анализ результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
Предметные – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на физическое развитие человека, о физической культуре как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д); взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр); оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий;
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – ознакомление с содержанием и организацией уроков физкультуры, ролью физической культуры в жизни человека; с требованиями к одежде и обуви на уроках физкультуры; с правилами игры “по своим местам” и эстафеты “гонка мячей сбоку”; выполнение строевого упражнения: построение в одну шеренгу; выполнение упражнения на координацию движений;
Регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи при выполнении упражнений и участии в игре и эстафете; принимать инструкцию учителя и четко следовать ей; планировать, контролировать и оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Коммуникативные – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; взаимодействовать со сверстниками в игре;
Личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в играх и эстафетах; проявляют ответственность при выполнении групповых и индивидуальных заданий; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета, осознают важность занятий физическими упражнениями; нравственно-этическое оценивание – знают основные морально-этические нормы, оценивают свои поступки, уважительно и доброжелательно относятся к сверстникам.
Проект урока
Этапы урока, время
Содержание урока
Действия учителя
Действия ученика
заметки
Вводная часть урока
5 минут
Психологический настрой на занятие
Читает стихотворение «Школьный спорт»
Как вы думаете, есть ли среди вас такие ученики?
Ответы детей
Подготовительная часть урока
5 минут
Что значит физическая культура
Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры.
Зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.
Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.
Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола, волейбола.
Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку .
Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека.
Какие игры вы знаете?
Каким видом спорта вы занимаетесь? Почему вы его выбрали?
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Для чего нужно делать утреннюю зарядку?
Ответы детей
Ответы детей. Можно провести в виде соревнований между группами (рядами)
Ответы детей
Дети выполняют физкультминутку
Слайд №2
Показ слайдов №3-6
Слайд №3
Основная часть урока
30 минут
Рассказ об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу.
Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.
Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.
Есть в школьной программе вид спорта, который нельзя изучить без одного предмета. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет. А вы ее угадаете.
Заниматься на физкультуре можно только в специальной форме. В зале это футболка , спортивные шорты , носки и спортивная обувь: кеды или кроссовки, с крепко завязанными шнурками. В теплую или прохладную погоду для занятий на улице – спортивный костюм.
Давайте посмотрим на каких снарядах и каким видом спорта занимался волк из мультфильма «Ну, погоди!»
Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу.
Построение в колонну
Игра “Гонка мячей сбоку”
Кто знает, какой вид спорта называют королевой спорта?
Знаете ли вы, какой это вид спорта? Как называется спортивная форма у спортсменов?
Как называется вид спорта, который позволяет быть гибким, грациозным, сильным?
Кто знает на каких снарядах занимаются спортсмены?
Учитель задает загадки
Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку, для какого вида спорта необходим этот мяч.
Как вы думаете, в какой спортивной форме и обуви будет удобнее всего заниматься на уроках физической культуры?
Показ мультфильма «Ну погоди » выпуск № 4
Волк нам прислал письмо и просит назвать какими видами спорта занимается заяц и на каком оборудовании?
На этом Слайде показано как выбудете строиться По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.
На этом Слайде показано построение в колонну по одному, где учащиеся стоят в затылок друг другу. В колонне обычно мы будем ходить или бегать в спортзале.
Как вы думаете, для чего нужны правила в игре?
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети отгадывают загадки и показывают отгадки
Ответы детей
Обсуждение
Работа с карточками
Дети указывают вид спорта, спортивную одежду и инвентарь и оборудование
Построение в шеренгу Игра “По своим местам”
Ответы детей
Слайд №7,8,9,10
Слайд №11
Слайд №12
Заключительная часть урока
5минут
Организуется самооценка учениками пройденного на уроке.
Напомнить учащимся, что необходимо подготовить спортивную форму к следующему уроку.
Объявить о том, что урок закончен.
Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.
Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Знакомство с учениками. Я хочу прочитать для вас стихотворение и узнать ваше мнение, есть среди вас такие ребята?
Школьный спорт
Наши мальчики «спортсмены», Ведь на каждой перемене Ни за что их не унять: Упражняются опять!
…Тренировки, тренировки – Для спортивной, знать, сноровки.
Вот на старте Коля с Толей, Что ракетой мчат по школе, Догоняет их Олег – Этот спорт зовётся «БЕГ».
Бег спортивный – это КРОСС, На него огромный спрос!
Мальчик Боря дружит с БОКСОМ, Оттого с распухшим носом: Он вчера подрался с Васей, Что его в игре «раскрасил».
Коль дерущихся гурьба – То не драка, а БОРЬБА. Но совсем не «вольная», А кулачно-школьная.
Глеб – известный «чемпион» В спорте «Школьный БИАТЛОН» – По стрельбе, но очень гадкой: По животным, из рогатки!
Он у школы птиц стреляет, И, к несчастью, попадает.
Есть другие виды спорта – ТЕННИС, только не на корте: Как в ПИНГ-ПОНГЕ резво скачет По столам, по книгам мячик.
Коль летят над нами шапки, Иль пеналы, или папки – Это вовсе не гулянье, Это – школьное МЕТАНЬЕ!
Друг на дружке – это СКАЧКИ, Где нужна спина-силачка. Всадник должен удержаться, Чтоб до финиша домчаться.
Есть ФИГУРНОЕ КАТАНЬЕ – Пола мокрого маранье, Что совсем не распрекрасно, А заведомо опасно!
Вот такие виды спорта… Где призы – совсем ни торты, Ни медали, ни признанье. Вместо кубка – порицанье!
Натали Самоний
Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека. Об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу. Рассказ о требованиях к одежде, обуви, внешнему виду.
Показать Слайд 2. Презентация.
Учитель. Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры. Какие игры знаете вы?
Кроме урока физкультуры есть и другие формы занятий физической культурой.
Показать Слайд 3.
Например, утренняя зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.
Показать Слайд 4.
Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.
Показать Слайд 5.
Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола,волейбола.
Показать Слайд 6.
Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку.
Основная часть.
А сейчас я вам расскажу, какие виды спорта входят в школьную программу. Их мы будем изучать на уроках физкультуры.
Кто знает, какой вид спорта называют королевой спорта?
Показать Слайд 7.
Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.
Следующий вид спорта – это гимнастика.
Показать Слайд 8.
Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.
Есть в школьной программе вид спорта, который нельзя изучить без одного предмета. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет. А вы ее угадаете.
Он лежать совсем не хочет. Если бросить он подскочит. Чуть ударишь, сразу вскачь, Ну конечно – это …………. (мяч).
Показать баскетбольный мяч.
Показать Слайд 9.
Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку, для какого вида спорта необходим этот мяч.
В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть, И в кольцо его бросать. Мячик звонко бьет об пол, Значит – это………………(баскетбол).
Показать Слайд 10.
Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку про следующий вид спорта.
Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Звероловы? Что за сетка во дворе? Не мешал бы ты игре. Ты бы лучше отошел. Мы играем в…………….(волейбол).
На этом Слайде изображены волейболисты, играющие в волейбол. В волейболе игроки передают мяч через сетку руками. Стараются не допустить, чтобы мяч коснулся пола с их стороны. (Показать волейбольный мяч.)
Заниматься на физкультуре можно только в специальной форме. В зале это футболка , спортивные шорты , носки и спортивная обувь: кеды или кроссовки, с крепко завязанными шнурками. В теплую или прохладную погоду для занятий на улице – спортивный костюм.
Показать Слайд 11.
Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу. На этом Слайде показан учитель, который встал к линии и поднял левую руку в сторону. По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.
Показать Слайд 12.
На этом Слайде показано построение в колонну по одному, где учащиеся стоят в затылок друг другу. В колонне обычно мы будем ходить или бегать в спортзале.
Построение в одну шеренгу по росту. Отдельно мальчики и девочки. Учитель выбирает самого высокого ученика и ставит его первым – правофланговым. Потом, проходя, дотрагивается до плеча ученика, который должен стоять следующим по росту, тот выходит на линию и встает рядом с правофланговым, и т.д.
Учитель: в таком порядке вы будете строиться всегда. Запомните, кто ваши соседи.
Игра “По своим местам”
Дети садятся на скамейку. Затем по команде учителя: “По своим местам в шеренгу становись”, дети строятся в шеренгу на прежнее место и в прежнем порядке (отдельно шеренга девочек и шеренга мальчиков). Выигрывает шеренга, которая быстрее построилась. Повторить 2 раза.
Эстафета “Гонка мячей сбоку”.
Соревнуются две шеренги с равным количеством детей. У правофлангового мяч. По команде учителя нужно передавать мяч сбоку из рук в руки своему соседу слева, когда мяч дойдет до левофлангового, передать мяч обратно. Выигрывает команда, которая быстрее передаст мяч обратно правофланговому. Повторить два раза.
Заключительная часть.
Упражнение на развитие равновесия.
Поставить ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде учителя закрыть глаза и стоять не шевелясь до десяти счетов. Затем усложнить упражнение. Одну ногу поставить впереди другой по одной линии. Впереди стоящая нога должна пяткой касаться сзади стоящей ноги. Так же простоять до десяти счетов.
Рефлексия деятельности.
Организуется самооценка учениками пройденного на уроке. Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке. Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.
Напомнить учащимся, что необходимо подготовить спортивную форму к следующему уроку.
Объявить о том, что урок закончен.
Список использованной литературы.
Физическая культура. 1 класс: система уроков по учебнику А.П.Матвеева / авт.-сост. А.Ю.Патрикеев. – Волгоград: Учитель, 2012.
Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс. / авт.-сост. В.И.Ковалько. – М.:Вако, 2010.
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2011.
Физкультура в 1 классе: Поурочные планы. Первое полугодие / Н.И.Сорокина, С.А.Сорокин. – Волгоград: Учитель, 2004.