Для рационального и эффективного построения учебного процесса, направленного на формирование познавательной активности, учитываются особенности реагирования пульсовых показателей. При анализе пульсовой кривой выявляется трёхволновая динамика ЧСС, а также определяется, что оптимальным периодом повышения и снижения ЧСС является временной интервал от 5,3 до 6,5 минут.
На уроке используется сочетание функциональной музыки с выполнением упражнений. Музыка позволяет ненавязчиво настроить учащихся на организованное начало урока, на фоне положительных эмоций улучшается отношение к предстоящей учебной деятельности. В конце урока обязательный музыкальный аутотренинг, восстанавливающий эмоциональное состояние детей, настраивающий их на другой вид учебной деятельности.
Использование данных средств и методических приёмов на уроках физической культуры позволяет проводить уроки со значением познавательного интереса в пределах 4–4,5 балла при среднестатистическом значении для всего урока – 3,27 балла (из возможных пяти), а также позволяет добиться высоких результатов по всем показателям уровня физической подготовленности школьников, а значит и добиться главной цели: укрепление здоровья, содействие гармонического развития и формирования потребности в личном физическом развитии и совершенствовании.
Части урока | Содержание урока | Нагрузка на уроке | Организационно-методические указания |
дозировка | интенсивность |
Вводная часть | 1. Построение, мотивация урока. | 1 мин. | | Дежурный ученик сдает рапорт о готовности класса к уроку. «Обратите внимание на плакат, где изображено выполнение таких элементов, как подъём с переворотом в упор, стойка на голове и руках, приседания, и скажите, у всех ли получается выполнение этих элементов? Какое физическое качество необходимо для выполнения этих элементов? Поэтому на уроке мы особое внимание уделим развитию таких качеств, как физическая сила, сила мышц». |
2. Проверка пульса. | 30 сек. | Внесение данных в график нагрузки на уроке. |
3. Перестроение класса из колонны по одному в колонну по два. | 30 сек. | низкая | «На лево в колонну по два марш! Интервал и дистанция один метр». |
4. Выполнение комплекса упражнений в ходьбе и беге под музыкальное сопровождение: | 3 мин. | средняя | Слушать ритм музыки. (И.Крутой «Песнь о друге» ремикс). |
ходьба на носках; на пятках; шаг польки; | Менять положение рук при ходьбе. |
спортивная ходьба; бег; наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; вращение согнутых и прямых рук вперед, назад; | высокая | Обратить внимание на правильную осанку. |
| Бедро поднимать выше. |
| Ноги прямые. |
5. Выполнение комплекса ОРУ в движении: | 5 мин. | средняя | Поточно выполнять упражнения, соблюдать дистанцию 2 метра. Обратить внимание учеников: на плотную группировку во время кувырка; выполнение прыжка не только вверх но и вперед, и чтобы избежать удара при приземлении; недопустимость быстрого вращения вперед в результате сильного толчка ногами слабого маха руками вперед-вверх. |
| Ноги прямые. |
6. Проверка пульса. | 30 сек. | Внесение данных в график. |
Основная часть | 1. Разделение класса на 5 групп. Приготовление мест занятий. Работа в группах по карточкам с заданиями. | 1 мин. | низкая | Упражнения выполнять поточно с интервалом 5 минут. |
2. Упражнения на перекладине: | 5 мин. | средняя | Помощь и страховка; стоя сбоку, поддерживать под бедро и спину. |
| Повторить движение несколько раз (размахивание изгибами, постепенно увеличивая амплитуду). |
| Приземлиться мягко. |
3. Проверка пульса. | 30 сек. | Внесение данных в график. |
4. Комбинированные упражнения для развития силы мышц спины и пресса: | 5 мин. | высокая | |
| Руки при выполнении упражнений не сгибать. |
| Набивной мяч держать на груди. |
5. Проверка пульса. | 30 сек. | Внесение данных в график. |
6. Выполнять комплекс акробатики на результат. | 5 мин. | высокая | Предложить ученикам оценить выполнение комплекса акробатики и выставить друг другу оценку. |
| Помощь и страховка; стоя сбоку. Поддерживать под поясницу и плечо. |
7. Проверка пульса. | 30 сек. | Внесение данных в график. |
8. Комбинированные упражнения для развития силы мышц ног: приседание с гирей 16 килограмм, стоя ноги врозь на двух скамейках; прыжки со скакалкой попеременно на обеих, на правой, на левой. | 5 мин. | средняя | При приседании спину держать ровно. |
9. Проверка пульса. | 30 сек. | Внесение данных в график. |
10. Комбинированные упражнения для развития силы мышц рук: | 5 мин. | средняя | Руки держать прямыми. Накручивать веревку вперед и назад. Количество раз в серии устанавливают индивидуально. Между сериями активная пауза 30–40 сек. |
7. Уборка мест занятий. | 30 сек. | |
Заключительная часть | 1. Упражнения на восстановление дыхания. | 30 сек. | низкая | |
2. Проверка пульса. | 30 сек. | Внесение данных в график. |
3. Аутотренинг. Лежа на спине, на гимнастических матах.(Звучит спокойная музыка). | 2 мин. | «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, выдох. Напрягите мышцы рук, почувствуйте прилив сил, расслабьтесь. Напрягите мышцы спины и пресса, почувствуйте прилив сил, расслабьтесь. Напрягите мышцы ног, почувствуйте прилив сил, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох, выдох, откройте глаза». |
4. Проверка пульса. | 1 мин. | Внесение конечных данных в график. Соединить точки. Обсуждение полученной «физиологической кривой» нагрузки на уроке. Нормальная кривая должна быть плавной с постепенным подъемом в основной части урока и заметно снижаться к концу урока. |
5. Подведение итога урока. | 2 мин. | «Итак ребята, подумайте и определите, чего каждый из вас достиг на уроке?» Отметить за коллективную работу лучшие группы в выполнении акробатических элементов. |